Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития скоростносиловых способностей у баскетболистов
1.1. Характеристика скоростно-силовых способностей
1.2. Средства и методы воспитания скоростно-силовых
способностей в баскетболе
1.3. Характеристика проявлений скоростно-силовых
способностей в спортивной деятельности баскетболиста
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1.Методы исследования
2.2. Организация исследования
Глава 3. Анализ эффективности экспериментальной методики
развития скоростно-силовых способностей баскетболистов 14-15 лет
3.1. Характеристика экспериментальной методики
3.2. Результаты педагогического эксперимента и обсуждение
полученных результатов
Выводы
Практические рекомендации
Список литературы
Актуальность. Баскетбол характеризуется интенсификацией
соревновательной деятельности, это проявляется в увеличении плотности
игровых действий, уменьшении времени выполнения как технических
приемов в целом, так и их отдельных фаз, в быстроте и стремительности
тактических взаимодействий, увеличении числа индивидуальных игровых
действий.
Все это базируется на высоком уровне физической подготовленности
игроков, в основе которого лежит способность проявления каждым
баскетболистом игрового атлетизма в процессе соревновательной
деятельности. Современные требования к уровню развития физических
качеств заключаются в обеспечении возможности игроков выполнять
сложные технические приемы и активные тактические взаимодействия на
высокой скорости, в условиях силового прессинга, удерживать высокую
интенсивность игры до последних секунд матча.
В настоящее время в баскетболе произошли значительные изменения в
правилах проведения соревнований, а также в структуре игровой
деятельности, которая характеризуется значительным смещением акцентов
на усиление защитных действий и технических возможностей отдельных
игроков, а также в увеличении продолжительности соревновательного
периода и количества официальных игр. В соответствии с правилами
современного баскетбола сокращено время на выполнение атакующих
действий и вывод мяча в передовую зону, данные изменения требуют от
команд применения быстрых, основанных на индивидуальных способностях
игроков тактических схем в нападении. Предоставление возможности
защитнику использовать более активные действия привели к возникновению
контактной, силовой борьбы, как под кольцом, так и по всей игровой
площадке. Баскетболисты различного соревновательного уровня и
различного игрового амплуа все чаще используют в нападении бросок
сверху, как наиболее точный и затрудняющий блокирование, что требуетпроявления высокого уровня развития прыгучести и прыжковой
выносливости.
Специалисты отмечают, что одним из резервов результативности
соревновательной деятельности является совершенствование специальной
физической подготовки баскетболистов, а именно: скоростно-силовых
способностей, проявлением которых является прыгучесть.
Многие исследователи отмечают, что физическая работоспособность и
функциональные возможности отечественных баскетболистов различной
квалификации пока не отвечают уровню требований современного
баскетбола. Однако в изученной литературе мы не нашли
рекомендаций по совершенствованию процесса подготовки игроков с учетом
современного состояния баскетбола, сделавшего за последние годы
значительный скачок в своем развитии.
Таким образом, налицо противоречие между повышением требований к
уровню скоростно-силовой подготовки баскетболистов в современных
условиях с одной стороны, и недостаточностью существующих методик
развития скоростно-силовой подготовки – с другой. Данное противоречие
актуализирует проблему совершенствования скоростно-силовой подготовки
баскетболистов с использованием специфических средств и методов.
Объект исследования: средства и методы скоростно-силовой
подготовки в баскетболе
Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых
способностей у баскетболистов 14 - 15 лет.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику
развития скоростно-силовых способностей баскетболистов на этапе
спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования. Процесс развития скоростно-силовых
способностей баскетболистов станет более динамичным и эффективным,
если использовать дифференцированные комплексы упражнений,
направленные на совершенствование прыгучести.Задачи исследования:
1. Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития
скоростно-силовой подготовки баскетболистов.
2. Теоретически обосновать и разработать содержание методики
развития скоростно-силовых способностей, в соответствии с
преимущественной направленностью на развитие прыгучести у
баскетболистов на этапе углубленной спортивной специализации.
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность
использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в
процессе совершенствования физической подготовки баскетболистов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке
содержания дифференцированных упражнений как средства развития
прыгучести баскетболистов, в определении условий выбора упражнений и
параметров нагрузки в соответствие с основными задачами тренировочного
занятия. Полученные результаты исследования могут быть использованы в
тренировочном процессе баскетболистов на этапе углубленной спортивной
специализации, учителей физической культуры, тренеров по баскетболу
средних и высших специальных учебных заведений.
1. По результатам анализа научно-методической литературы
определено, что специфическими особенностями прыгучести являются:
взрывная сила, быстрота и ритм движений. Величина усилий, развиваемых за
максимально короткое время при выполнении толчка в прыжках, должна
быть предельно большой. Это возможно лишь при их взрывном характере.
Взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений. Для
короткого и сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной
сократимости мышц при их сильном напряжении, что требует мощной
концентрации волевых усилий. Для развития прыгучести баскетболистов
используют упражнения в динамических скоростных режимах: специальные
прыжковые упражнения, толкания и броски ногами тяжелых предметов,
упражнения с отягощениями и пр., выполняемые с максимальной
интенсивностью.
2. Экспериментальная методика развития прыгучести баскетболистов
14 – 15 лет предусматривала:
- Изменение соотношения средств общей физической и специальной
физической подготовки в годичном цикле тренировки в пользу СФП. Вместо
традиционно принятого: ОФП - З0-40%, СФП - 60-70% - соотношение
составило: ОФП - 20% и СФП - 80%. Причем решение задач ОФП частично
осуществлялось за счет СФП.
- Соотношение средств СФП составило 35% скоростно-силовой (в
основном прыжковой), 40% силовой, по 10% на быстроту и специальную
выносливость и 5% на увеличение подвижности в суставах и расслабление.
- Занятия по СФП носили интегральный характер и проводились в
сочетании с технико-тактической подготовкой. Занятия с интегральной
направленностью проводились 3 раза в неделю через день.
- Блочную систему применения прыжковых упражнений различной
интенсивности.3. В процессе педагогического эксперимента доказана эффективность
экспериментальная методики развития прыгучести баскетболистов 14 – 15
лет. По всем четырем тестам в экспериментальной группе мы наблюдаем
достоверное прирост. Так в тесте 1 на 5,4% результаты лучше, чем в
контрольной, в тесте 2 на 3,2%, в тесте 3 на 2%, в тесте 4 на 5,4%.
1. Аль Кхатиб Ахмад Начальное обучение юных баскетболистов на базе скоростно-силовой подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Аль Кхатиб Ахмад. - Волгоград, 2000. - 24 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.А. Ашмарин - М.: Физкультура и спорт, 1978 - 231с.
3. Бабушкин В.З. Подготовка юных баскетболистов [Текст] / В.З. Бабушкин -
Киев, 1985 - 135 с.
4. Баскетбол: Пер. с фр./ Л. Легран, М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. - 47 с.
5. Баскетбол. Учебник для институтов физической культуры [Текст] /под общ. ред. Ю.М. Портнова. 6-е издание, переработонное. - М. : Физкультура и спорт, 1988 - 420с.
6. Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков: пер. с англ./ Ник Сортэл. - М: АСТ: Астрель, 2005. -237 с.
7. Баскетбол. Теория и методика обучения [Текст] / под общ. ред. Д.С. Нестеровского. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
8. Башкин С.Г. Уроки по баскетболу [Текст] / С.Г. Башкин. - М.: Физкультура и спорт, 1996 - 102 с.
9. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека [Текст] / В.В. Бойко. - М: ФиС,1987. - 144 с.
10. Бондарь А.Н. Учись играть в баскетбол [Текст] / А.Н. Бондарь. - Минск,
1986 - 167 с.
11. Верхошанский Ю. В. основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю.В. Верхошанский. - М: Физкультура и спорт,
1988. - 331 с.
12. Власов А.М. Комплексный контроль физической подготовленности и морфофункционального состояния юных баскетболистов 12-15 лет: дис. ... канд. пед. наук / А.М. Власов. - М., 2004. - 142 с.
13. Гаврилов В. И. Исследование эффективности и обучения прыжковым действиям в баскетболе на основе применения технических средств:
автореф. дис. ... канд. пед. наук. / В.И. Гаврилов. - Л., 1980. - 24 с.
14. Гомельский А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений [Текст] / А.Я. Гомельский - М., 1997 - 78 с.
15. Горбашев И. А. Дифференцированное совершенствование скоростно-силовой подготовленности баскетболистов разных игровых амплуа.- автореф. дис. .канд. пед. наук / И.А. Горбашев. - М., 1984. - 29 с.
16. Грасис А.М. Специальные упражнения баскетболистов [Текст] / А.М. Грасис. - М. : Физкультура и спорт, 1967 - 85 с.
17. Джон Р. Современный баскетбол [Текст] / Джон Р. Вуден. - М. : Физкультура и спорт, 1987 - 143 с.
18. Дворник Л.С. Использование отягощений на тренировках // Физкультура и спорт [Текст] / Л.С. Дворник, А.А. Хабаров, С. Ф. Евтушенко. - № 3,
1999 - С. 37-39.
19. Жбанков О. В. Развитие прыгучести у юных баскетболистов [Текст] / О. В. Жбанков // Физкультура и спорт. - 1995. - № 3. - С. 19-21.
20. Железняк Ю.Д. Основы научно - методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.
2 1 .Железняк Ю.Д. Совершенствование спортивного мастерства [Текст] / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин и др. - М.: Академия, 2004. - 400 с.
22.Жуков В.И. Оптимизация выполнения силовых и скоростно-силовых
упражнений: монография [Текст] / В.И. Жуков. - Майкоп, 1999. - 111 с.
23.Зельдович Т.А. Подготовка юных баскетболистов [Текст] / Т.А.
Зельдович. - М.: Физкультура и спорт, 1964. - 121 с.
24. Ерёмин И.В. К проблеме развития прыгучести у баскетболистов [Текст] / И.В. Еремин // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и
25. Калюнов Б. Н. Исследование прыгучести и прыжковой выносливости баскетболистов и экспериментальное обоснование методики их развития на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Б.Н. Калюнов. - Минск, 1976. - 20 с.
26. Корнеев, Р.А. Динамика атлетической подготовки баскетболистов и критерии ее оценки [Текст] / Р.А. Корнеев // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 3. - С. 48-50.
27. Кудряшов В.А. Физическая подготовка юных баскетболистов [Текст] / В.А. Кудряшов. - Минск, 1980 - 125 с.
28. Корягин В.М. Факторная структура технической и физической подготовленности баскетболистов высокой квалификации в многолетнем цикле тренировки [Текст] // Теория и практика физической культуры / В.М. Корягин. - 1999. - № 2 - С. 34-36.
29. Левин В. М. Экспериментальное исследование скоростно-силовой подготовки юных баскетболистов [Текст] / В.М. Левин // Теория и практика физической культуры - 1970. - № 8. - С. 46-48.
30. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. - М: ФиС, 1991. - 543 с.
31. Назаренко Л.Д. Прыгучесть как двигательно-координационное качество [Текст] / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. -
1998. - №4. - С. 23-26.
32.Озеров Ю.В. Исследование системы скоростно-силовой подготовки баскетболистов высшей квалификации и ее особенностей для высокорослых игроков: автореф. дис. . канд. пед. наук [Текст] / Ю.В. Озеров. - М., 1973. - 33 с.
33.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать[Текст] / Н.Г. Озолин. - М.: ООО "Издательство Астрель", 2004. - 863 с.