ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОНЛАЙН-ЛЕКЦИИ В КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 8
1.1 Онлайн-лекция: коммуникативно-речевой статус, основные характеристики и
подходы к изучению 8
1.1.1 Онлайн-лекция как жанр научно-популярного и научно-учебного стиля 8
1.1.2 Принципы изучения речевой организации лекции 16
1.2 Речевая структура онлайн-лекции 20
1.2.1 Онлайн-лекция с точки зрения ее композиционной структуры. Презентация
как структурная часть онлайн-лекции 20
1.2.2 Типы текстов, участвующие в речевой организации онлайн-лекции 25
1.3 Объяснение как функционально-смысловой тип речи 27
1.3.1 Коммуникативно-семантические типы объяснения 27
1.3.2 Стратегии и тактики объяснения 34
1.3.3 Поликодовый тип текста-объяснения 39
ВЫВОДЫ по первой главе 42
Глава 2. РЕЧЕВАЯ СПЕЦИФИКА ОБЪЯСНЕНИЯ КАК ТИПА ТЕКСТА ОНЛАЙН- ЛЕКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ 46
2.1 Сравнительный анализ типов объяснения в онлайн-лекциях для массовой
аудитории и для будущих специалистов 46
2.1.1 Общая характеристика использования типов объяснений (количественный
анализ)
2.1.2 Объяснение — квалификация объекта (Что такое N?)
2.1.3 Объяснение — качественная характеристика (Каков N?)
2.1.4 Объяснение — демонстрация процесса (Каковы механизмы действияN?)...65
2.1.5 Объяснение — демонстрация связей и отношений (обусловленность явлений) 73
2.1.5.1 Демонстрация причин (Почему возникает N?) 73
2.1.5.2 Объяснение-демонстрация следствий (К каким последствиям приводит
N?) 80
2.1.6 Объяснение функций (Для чего служит N?) 88
2.2 Презентация как структурная часть онлайн-лекции. Связь между типом
объяснения и сопровождающей его презентацией 94
2.3 Стратегии и тактики объяснения в онлайн-лекции специалистам и широкой
аудитории 99
ВЫВОДЫ по второй главе 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
Список используемой литературы 109
Приложение 1. Список проанализированных онлайн-лекций 1
Приложение 2. Языковые маркеры и примеры их использования в каждом типе объяснении 5
Приложение 3. Типы презентаций в онлайн-лекции по экономике 21
Приложение 4. Расшифровка онлайн-лекции для специалистов 29
Приложение 5. Расшифровка онлайн-лекции для неспециалистов 34
Понятие «онлайн - обучение» возникло благодаря типу коммуникативной деятельности - общению в Интернете в режиме реального времени.
Во время онлайн-обучения учащийся смотрит лекции в видеозаписи или в прямой трансляции, проходит интерактивные тесты, обменивается файлами с компьютером, общается с одногруппниками и преподавателями в чатах, проходит квесты и пр.
Ситуация с пандемией коронавируса привела к тому, что многие очные формы обучения стали переходить в дистанционные формы, а также в режим онлайн, в связи с чем данная тема очень востребована.
Онлайн-лекции имеют свои особенности и в контенте, и в форме, и при этом они должны иметь классическую специфику доказательства, рассуждения, объяснения, в связи с чем исследование, цель которого - анализ речевой специфики объяснения как типа текста онлайн-лекции, является актуальным.
Жанр лекции уже стал объектом исследования ряда работ: «Интернет - лекция как особый жанр» [Матяшевская 2020], «Жанр лекции в учебно¬научном дискурсе» [Таланина 2021], «Особенности речевой организации публичной лекции в формате массмедиа» [Нагиева 2016]. Научная новизна данной работы определяется тем, что впервые как самостоятельный объект лингвистического описания рассматривается онлайн-лекция по экономике, новизну определяет и впервые привлекаемый к анализу материл онлайн- лекция в формате видео, адресованной массовой аудитории.
Объектом исследования является объяснение как типа текста онлайн- лекции.
Предметом исследования являются речевые средства создания объяснения в коммуникативно-прагматическом аспекте.
Материал исследования : 10 онлайн-лекций по экономике для не экономистов (каждая лекция от 10 до 15 минут); 10 онлайн-лекций по экономике для экономистов (каждая лекция от 10 до 15 минут).
Гипотеза исследования - объяснение как тип текста онлайн-лекции обладает своей спецификой в зависимости от адресата: массовой аудитории или специалистов (экономистов). Анализ характера объяснения как типа текста для специалистов и неспециалистов позволит выявить его языковую специфику.
Целью работы является выявление языковой специфики объяснения в онлайн-лекции экономической тематики, направленной будущим специалистам и широкой аудитории.
Для достижения цели в исследовании были сформулированы следующие задачи:
1) охарактеризовать онлайн-лекцию как жанр научно-популярного стиля;
2) сформулировать речевые особенности научно-популярной лекции;
3) проанализировать онлайн-лекцию с точки зрения ее композиционной структуры, а также дать характеристику презентации как структурной части онлайн-лекции;
4) исследовать типы текстов, участвующих в речевой организации онлайн-лекции;
5) охарактеризовать как функционально-семантический тип речи коммуникативно-семантические типы объяснения; стратегии и тактики объяснения; проанализировать поли кодовый тип текста-объяснения.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты, полученные в процессе анализа речевой специфики объяснения онлайн-лекции, углубляют представления о роли адресата в дистанционном общении; вносят вклад в изучение специфики объяснения в учебно-научном дискурсе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Объяснение в онлайн-лекций по экономике имеет свою специфику в зависимости от типа адресата. Для лекций неспециалистам характерны такие типы объяснения, как «Объяснение—квалификация объекта» и «Объяснение—демонстрация следствий». Для лекций специалистам характерны «Объяснение—демонстрация процесса», «Объяснение функций» и «Объяснение— квалификация объекта».
2. Каждый тип объяснения имеет характерные способы объяснения и особые языковые маркеры. Так, для объяснения-квалификации объекта для неспециалистов - это «что такое», «мы поговорим об/про/о том» и «то есть»; для специалистов - «то есть», «что такое» и «поэтому». Для объяснения- качественная характеристика для неспециалистов и специалистов - «то есть». Для объяснения— демонстрация процесса для специалистов и неспециалистов - союз «если». Для объяснения — демонстрация причин для специалистов - «то есть», для неспециалистов «то есть» «ведь». Маркерами объяснения — демонстрация следствий для специалистов и неспециалистов являются - «потому что», «поэтому», «то есть», «в результате чего». Объяснение функции для специалистов и неспециалистов имеют общие маркеры - «для того чтобы», «то есть», «позволяет делать...что». Самый частотный языковый для каждого объяснения это - «то есть».
3. Презентации как структурная часть онлайн-лекции имеют свои особенности в зависимости от адресата. Для неспециалистов презентация оформляются в научно-популярном стиле, в том числе используются интересные иллюстрации, таблицы, график, диаграмма и т. п. Для специалистов презентация информативнее и лаконичнее, используется научный стиль, презентация похожа на конспект лекции, в большинстве случаев составляется в виде текста.
4. Все тактики, которые лектор использует в онлайн-лекции, используются, во-первых, для того чтобы подчеркивать важную информацию, во-вторых, для того чтобы привлечь внимание слушателей, в-третьих, для того чтобы снижать трудность восприятия информации для слушателей. Выявлены следующие типичные тактики объяснения в онлайн-лекциях по экономике: тактика диалогизация, тактика эмоционального воздействия, тактика создания контакта со слушателем, тактика повтора, тактика сопоставления, тактика информационного развертывания.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания русского как иностранного при обучении устному и письменному научному и учебно-научному общению. Выявленные модели объяснения в онлайн-лекции могут использоваться на уроках РКИ при дистанционном и традиционном обучении. Данное исследование может помочь учащимся лучше понять значение адресата.
Методами исследования послужили методы наблюдения и дискурсивного анализа.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, пяти Приложений.
Данная работа посвящена выявлению языковой специфики объяснения в онлайн-лекции экономической тематики, направленной специалистам и неспециалистам.
Мы рассматриваем онлайн-лекцию как жанр научно-популярного и научно-учебного стиля. В основу исследования было положено предположение о влиянии типа адресата (будущий специалист или широкая аудитория) на характер объяснения в лекции экономической тематики. Данная гипотеза нашла свое подтверждение в ходе исследования.
Опираясь на классификацию типов объяснения, предложенную И.М. Вознесенской, - объяснение — квалификация объекта, объяснение — качественная характеристика, объяснение — демонстрация процесса, объяснение — демонстрация связей и отношений (демонстрация причин, демонстрация следствий), объяснение функций - мы выявили языковые особенности развертывания каждого из типов объяснения в лекциях для специалистов и неспециалистов.
Результат анализа показал, что основное отличие объяснения для специалистов и неспециалистов - это объем и характер объяснения, что проявляется в различии типов информационных структур объяснения, способах объяснения и тактиках объяснения. Отличается и характер презентаций, сопровождающих объяснения в лекциях для специалистов и неспециалистов: для специалистов презентация более информативна и лаконична, а для неспециалистов - более наглядна.
Таким образом, можно заключить, что цель нашего исследования достигнута, мы выявили языковую специфику объяснения в онлайн-лекции. Также мы доказали нашу гипотезу, лектор в большинстве случаев использует разные языковые средства в зависимости от адресата: специалистов и неспециалистов. Отметим, что у каждого лектора имеется своя индивидуальная специфика объяснения, но ограниченный материал не позволяет выявить индивидуальные закономерности. Вопрос индивидуальных тактик объяснения требует дальнейшего изучения.
1. Анохина В. С. Стратегии и тактики коммуникативного поведения в малой социальной группе(семье) / В. С. Анохина // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2008. - № 3. - С. 64-71.
2. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие для студентов фак. иностр. языков вузов / Е. Е. Аносимова- М.: ТЕЗАРУС, 2013. - 75 с.
3. Алексеева М. А. Применение презентаций в процессе чтения лекций по математическим дисциплинам в профильных вузах атомной отрасли / М. А. Алексеева // Глобальная ядерная безопасность. — 2014. - № 4(13). - С. 113¬116.
4. Арутюнова Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева - М.: Сов. Энциклопедия, 1990. - 136 с.
5. Баженова Е. А., Котюрова М. П. Текст // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. / Под ред. М. Н. Кожиной. - Москва: Флинта, Наука, 2006. - С. 528-533.
6. Вейзе А. А. Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста: Учебное пособие / А. А. Вейзе - Москва: Высшая школа, 1985. - 176 с.
7. Василина В. Н. Понятия стратегии и тактики в прагмалингвистике / В. Н. Василина // Вестник МГЛУ. Серия 1. Филология. — 2006. - № 1 (21). - С. 28-37.
8. Вознесенская И. М. Текст-объяснение: семантические модели и языковые средства их оформления / И. М. Вознесенская // ХШ конгресс мапрял. —
2015. - С. 70-75.
9. Вознесенская И. М., Гончар И. А., Колесова Д. В., Попова Т. И., Реброва И. В., Рогова К. А., Хорохордина О. В., Шкурина Н. В. Функционально¬смысловые единицы речи: типология, исходные модели и принципы развертывания / Под.ред. К. А. Роговой. СПб.: Златоуст, 2017-320 с.
10. Вознесенская И. М. Прагматика объяснения (выразительные средства в научно-популярных текстах) / И. М. Вознесенская // Филологический класс.
— 2015. - № 2(40). - С. 15-19.
11. Ворошилова М. В. Креолизованный текст: аспекты изучения / М. В. Ворошилова // Политическая лингвистика. — 2007. - № 1(21). - С. 75-80
12. Вашунина И. В. Обобщение экспериментального исследования восприятия креолизованных текстов / И. В. Вашунина // Вестн. Тамбовского гос. ун-та. — 2008. - № 6 (62). - С. 81-83.
13. Гальперин П. Я. Введение в психологию / П. Я. Галаперин. - Москва, 1976.- 119 с.
14. Глухов В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - Москва: Астрель, 2005. - 46 с.
15. Грибан О. Н. Применение учебных презентаций в образовательном процессе: виды, этапы и структура презентаций / О. Н. Грибан // Историко педагогические чтения. — 2016. - № 3. - С. 23-31.
16. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. - Москва, 1982.
17. Золотова Г. А. Текст как главный объект лингвистики и обучения языку // Русское слова в мировой культуре: материалы Х конгресса МАПРЯЛ. Пленарное заседание: об. докладов. - СПб.: Политехника, 2003. - С. 101-109.
18. Ивин А. А. Объяснение // Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. Москва: Гардарики, 2004. - 1072 с.
19. Кибрик, А. А. Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов / А. А. Кибрик // Вопросы языкознания. — 2009. - № 2. - С. 3-21.
20. Ковшиков, В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности: учеб. пособие для студ. пед. вузов / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. — Москва: АСТ: Астрель, 2007. — 318, [2] с. — (Высшая школа).
21. Куриленко В. Б. Учебно-научные тексты-объяснения / В. Б. Куриленко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский язык нефилологам, теория и практика. — 2004. - № 5. - С. 128-140.
22. Карасик В. И. О типах дискурса / В. И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 2000. - С. 5-20.
23. Кожина М. Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими / М. Н. Кожина. - Пермь, 1972. - 225 с.
24. Колкер Я. М. Анализ текста путем выделения коммуникативных блоков как один из приемов проверки его большей или меньшей доступности для восприятия // Смысловое восприятие речевого сообщения / Я. М. Колкер. - Москва, 1976. - С. 73-77.
25. Матяшевская А. И. Интернет-лекция как особый жанр / А. И. Матяшевская // Жанры речи. — 2020. - № 3. - С. 238-245.
26. Мотина Е. И. Язык и специальность: лингвистические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов / Е. И. Мотина. - Москва, 1983. - 214 с.
27. Москаленко О. В. Использование презентации в преподавании дисциплин в высшей школе / О. В. Москаленко // Образовательные технологии. — 2015. -№2.-С. 112-118.
28. Матвеева Т. В. Объяснение // Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. С. 89-90.
29. Мальчевская Т. П. Специфика научных текстов и принципы их классификации / Т. П. Мальчевская // Особенности стиля научного изложения. Отв. ред. Е. С. Троянская. - Москва, 1976. - 211 с.
30. Нагиева Е. Б. Особенности речевой организации публичной лекции в формате массмедиа / Е. Б. Нагиева // Университетский научный журнал. —
2016. -№23.-С. 155-162.
31. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи: Описание, повествование, рассуждение: дис. ... доктор. филол. наука: 10.02.01 / Нечаква Ольга Александровна; Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. - Москва 1975. - 176 с.
32. Полянин А. Р., Коротун С. Н. Методика использования презентации на лекции в вузе: современный дискурс / А. Р. Полянин, С. Н. Коротун // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. - № 4(41). - С. 172-184.
33. Прокошенкова Л. П., Генкина И. Б. Дискурсивный анализ и его роль в современной лингвистике / Л. П. Прокошенкова, И. Б. Генкина // Вестник Чувашского университета: Гумнитарные науки. — 2004. - № 4. - С. 451-456.
34. Радзиевская Т. В. Текстовая коммуникация и текстообразование // Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейксис / Отв. ред. Т. В. Булыгина. - Москва: Наука, 1992. С. 79-109.
35. Сентябова А. В. Средства выражения причинно-следственных отношений при обучении РКИ / Сентябова А. В. // Язык. Общество. — 2015. - С. 227¬230.
36. Сковородников А. П. О необходимости разграничения понятий «риторический прием», «стилистическая фигура», «речевая тактика», «речевой жанр» в практике терминологической лексикографии / А. П. Сковородников // Риторика - Лингвистика: Сб. Статей. - Смоленск: СГПУ. — 2004. - №5. - С. 5-11.
37. Сидорова В. В. Метаязыковые высказывания: лексикографическая интерпретация и эвристический потенциал: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. / В. В. Сидорова; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург, 2014-149 с.
38. Стернин И. А. О понятии коммуникативного поведения / И. А. Стернин // Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989. - С. 279-282.
39. Стернин И. А. Основы речевого воздействия: учебное пособие / И. А. Стернин. Изд. 2, испр. Воронеж: Истоки, 2012. - 178 с.
40. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. -М., 1990. - С. 180-186.
41. Таланина. А. А. Жанр лекции в учебно-научном дискурсе: автореф. дис. ... кан. филол. наук: 10.02.01 / Таланина Александра Андреевна. - Архангельск, 2021. - 21 с.
42. Таланина А. А. Логико-композиционная организация лекции (на материале лекции из серии «Лекции о Прусте» М. Мамардашвили) / А. А. Таланина // Вестн. Сев. федер. ун-та. Сер: Гуманит. и соц. науки. — 2020. - №6.-С. 72-81.
43. Троянская Е. С. К вопросу о лингвистических признаках функциональных стилей // Стиль научной речи / Отв. ред. Е.С. Троянская. - Москва, 1978. 98 с.
44. Тевс. Д. П., Подоковыра Е. И. Апольсксх, Афонина М. В. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, учеб.-метод. пособие. Барнаул: БГПУ, 2009-189 с.
45. Шумарин С. И., Шумарина М. Р. Теория и практика научной речи / С. И. Шумарин, М. Р. Шумарина. - Балашов, 2008-408 с.
46. Яргаева В. А. Мультимедийное представление учебного материала как способ повышения эффективности вузовской лекции / В. А. Яргаева // Проблемы высшего образования. — 2013. -№ 1. - С. 228-230.
47. Liu, Jing. 2016. “Visual Images Interpretive Strategies in Multimodal Texts.” Journal of Language Teaching and Researc. 4.6: 1259 с.
Список словарей
48. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., М., 1997. — 944 с.
49. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Большая Рос. энцикл. ; СПб. : Норинт, 2004. - 1456 с.
50. Лингвистический энциклопедический словарь / [Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. энцикл.", Ин-т языкознания АН СССР]; Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Сов. энцикл., 1990. - 682,[3] с.
51. Стилистический энциклопедический словарь русского языка [Текст] / [Л.
М. Алексеева и др.]; под ред. М. Н. Кожиной. - 2-е изд., стер. - Москва: Флинта: Наука, 2011. - 694, [1] с.
52. Ефремова Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. — М., 1999. 2. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева [и др.]. — М., 2003.
53. Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. Том 2. М-П / Т.Ф. Ефремова. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, Lingua, 2006. - 996 c.
54. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция / Д. Н. Ушаков. - Москва : Дом Славянской кн., 2008. - 959 с.
Список онлайн-источников
55. Лекция Надежды Шиловой «Поведенческая экономика — от анекдота к Нобелевской премии» в Медиалофте [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=88fH 3FRfo8&t=2724s
56. Лекция миллиардера из Forbes Петра Авена (Альфа-банк): Современная
экономика России [Электронный ресурс]
https: //www. youtube. com/watch?v=yG9NXJCEnLs
57. Открытие проекта/Онлайн-лекция Натальи Васильевны Зубаревич [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=RIEDWfkiTnk
58. Экономический ликбез за 14 минут [Электронный ресурс] https: //www. youtube. com/watch?v=kLneSBF ZZJ s
59. Онлайн обучение ВШЭ [Электронный ресурс] https: //www. hse. ru/studyspravka/distancelearning online
60. Лекция, семинар, тренинг — отличия и особенности [Электронный ресурс] http://point-v.ru/stati/vebinar-seminar-trening-otlichiya-i-osobennosti.htm
61. Методические рекомендации, 2016] по подготовке и проведению лекционных занятий по дисциплинам, закрепленным за кафедрой "Экономика и предпринимательство" [Электронный ресурс] https://mgou.ru/wp-content/uploads/2018/05/Metodicheskie-rekomendatsii-po- podgotovke-i-provedeniyu-lektsionnyh-zanyatij-po-distsiplinam-zakreplennym-za- kaf-EiP.pdf
62. Онлайн vs офлайн: как преподавателям найти контакт со студентами
[Электронный ресурс] [Электронный ресурс]
https: //news. itmo. ru/ru/education/trend/news/9367/