АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМАТИКА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ У ДЕВОЧЕК 12-13 ЛЕТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 6
1.1. Теоретические основы мотивационной сферы личности 6
1.2. Сущность мотивации соревновательной деятельности 15
1.3. Особенности формирования спортивной мотивации у спортсменок,
занимающихся художественной гимнастикой 27
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 37
3.1. РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ У
ДЕВОЧЕК 12 - 13 ЛЕТ 37
3.2. Комплекс средств и методов формирования мотивации к занятиям
художественной гимнастикой у девочек 12-13 лет 50
3.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ
К ЗАНЯТИЯМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ У 57
ДЕВОЧЕК 12 - 13 ЛЕТ 57
ВЫВОДЫ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
Актуальность исследования. В современных условиях фактор подготовленности спортсменов, их мотивация к спортивным достижениям - это важный элемент успешного развития спортивной карьеры. Однако при достижении пубертатного периода развития, у спортсменок снижается мотивация к занятиям гимнастикой, данный факт возникает, в том числе из- за гормональных возрастных изменений. Изменяется конфигурация тела, восприятие себя, происходит перестройка отношений к окружающим, спортсменкам становятся интересны другие жизненные цели и ценности [5] [12].
Поэтому для сохранения интереса к художественной гимнастике, юным спортсменкам необходимо помогать в формировании мотивации к продолжению занятий гимнасткой. Соответственно, проблема управления формированием мотивации у гимнасток следует признать актуальной и значимой.
Изучению мотивации у спортсменов в таком виде спорта, как художественная гимнастика, посвящено большое количество исследований [4] [19] [20] [21] [22] [25], однако в основном в трудах представлены
методики диагностику мотивации, но не всегда отражены средства и методы ее формирования на различных этапах спортивной подготовки. Соответственно, проблема формирования и поддержания спортивной мотивации у гимнасток требует решения.
Объект исследования: тренировочный процесс у девочек 12-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
Предмет исследования: средства и методы формирования мотивации к занятиям художественной гимнастикой у девочек 12-13 лет...
1. Анализ научно-методической литературы показал, что совокупность внутренних и внешних мотивов, потребностей и целей - являются основными составляющими мотивационной сферы личности. Мотивационная сфера личности является одним из самых значимых разделов психологии, поскольку мотивация определяет конкретное поведение человека, его поведенческую активность, направленную на достижение целей.
2. Основной причиной снижения мотивации к занятиям художественной гимнастикой у девочек 12-13 лет является стеснение перед более подготовленными гимнастками из группы и невыполнение запланированных планов на тренировках и соревнования. Самооценки личности у большинства гимнасток (80%) адекватно высокая, наблюдается склонность к избеганию неудач (53%). Наиболее важными факторами спортивной мотивации для гимнасток являются: накопление знаний, специальных навыков; отсутствие травм и различных болевых ощущений.
3. Разработан и внедрен в тренировочный процесс комплекс средств и методов формирования мотивации к занятиям художественной гимнастикой у девочек 12-13 лет, включающий 3 направления: преодоления страха получения травм у спортсменок в тренировочном процессе; ориентация на достижение успеха и повышения самооценки; накопление специальных знаний и навыков по художественной гимнастике.
4. Сравнительный анализ результатов педагогического тестирования у гимнасток 12-13 лет в начале и в конце исследования позволил установить, что самооценка в среднем значении осталась адекватно высокой. Уровень мотивации к избеганию неудач у исследуемых девушек стал ниже на 1,8 баллов (Р<0,05). Уровень мотивации к занятиям художественной гимнастикой у девочек повысился на 4,6 балла. Улучшилась посещаемость тренировочных занятий, спортсменки стали успешнее выступать на соревнованиях.
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - 4е изд. - СПб. : Питер, 2011. - 289 с.
2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. - М. : Мысль, 2020. - 158 с.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека : учебник / А. Г. Асмолов. - М.: Научнопроизводственная фирма «Смысл», 2015. - 447 с.
4. Бабушкин, Г. Д. Формирование спортивной мотивации / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкина. - Омск : СибГАФК, 2000. - 179 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2019. - 398 с.
6. Вайсман, Р. С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе / Р. С. Вайсман // Вопросы психологии. - 1973. - № 5. - С. 30-39.
7. Васильев, И. А. Мотивация и контроль за действием / И. А. Васильев, М. Ш. Магомед-Эминов. - М. : Изд-во МГУ, 2011. - 144 с.
8. Волков, И. П. Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
9. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека : монография / В. К. Вилюнас. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.
10. Вилюнас, В. К. Современная психология мотивации / В. К. Вилюнас. - М. : Смысл, 2022. - 344 с.
11. Волков, Б.С. Психология юности и молодости / Б.С. Волков. - М.: Трикста, 2016. - 256 с.
12. Выготский, Л. С. Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка / Л. С. Выготский. - М. : Изд-во МПСИ, 2019. - 656с.
13. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М. : ЭКСМО, 2020. - 1136 с.
14. Галдина, В. В., Трегуб В. В., Штых В. А. Формирование мотивации в спорте у юных гимнасток на этапе углубленной специализации В.В. Галдина, В.В. Трегуб, В.А. Штых / Pedagogics, psychology, medical- biological problems of physical training and sports. 2009. №1.
15. Гальперин, П. Я. Введение в психологию : учеб. пособие / П. Я. Гальперин. - М. : Университет, 2018. - 336 с...71