Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты организации физкультурно-спортивной деятельности населения на муниципальном уровне 10
1.1. Организация физкультурно-спортивной работы с населением 10
1.2. Особенности управления спортивной инфраструктурой на
муниципальном уровне 16
1.3. Пути повышения физкультурно-спортивной активности населения... 28
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Методы и организация исследования 37
2.1. Методы исследования 37
2.2. Организация исследования 40
Глава 3. Практические аспекты организации физкультурно-спортивной деятельности населения на муниципальном уровне (на примере г. Тюмени) 42
3.1. Построение модели физкультурно-спортивной активности
городского населения 42
3.2. Результаты изучения общественного мнения об организации
физкультурно-спортивных услуг на муниципальном
уровне 62
3.3. Апробация результатов исследования 82
Выводы 99
Список использованных источников 102
Приложение 112
Актуальность. Научно доказано, что большие возможности для решения разнообразного спектра гуманистически ориентированных задач оздоровления, физического и духовного совершенствования, развития личности, организации досуга людей заключены в физкультурно-спортивной деятельности. В связи с этим на сегодняшний день актуальной становится задача по привлечению населения страны разного пола и возраста к занятиям физической культурой, особенно в свободное время, когда человек сам выбирает те или иные формы деятельности.
Исследования, проведенные в разных странах, подтверждают, что существенная часть населения, остается не приобщенной к занятиям физической культурой. Актуальной эта проблема является и для нашей страны. По данным официальной статистики и социологических исследований, лишь около 10-12 % жителей России занимаются физкультурой и спортом в свободное время (Окуньков Ю. В., Зюрин Э.А. 2019, Ситникова С. В. 2016). Наиболее проблемной возрастной категорией, в связи с трудностью проведения мониторинга физической активности, является часть населения от 23 до 50 лет. Данное явление связано с тем, что дети и молодежь задействованы в занятиях физической культурой и внеурочной деятельности в учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования, и их количество всегда фиксируется, так как они занимаются в формальных группах - классах, учебных группах, секциях. Однако, после окончания образовательных учреждений и выпуска из учреждений дополнительного образования большинство людей отстраняются от систематических занятий ФКиС в связи началом трудовой деятельности.
На сегодняшний день одной из приоритетных задач для государства является поиск средств и механизмов увеличения количества, регулярно занимающихся физкультурой, через повышение интереса и ценности физкультурно-спортивной активности для населения страны. Необходимо отметить, что процент жителей, вовлеченных в занятия массовым спортом, является важным показателем уровня развития муниципального образования...
1. Анализ научно-методической, специальной литературы и нормативно-правовых актов показал наличие проблемных зон в повышении численности населения города, регулярно занимающегося физической культурой и спортом. На сегодняшний день происходят существенные изменения в образе жизни общества, а как следствие его интересов и требований к организации досуга. В связи с этим необходимо уделять внимание не только строительству спортивной инфраструктуры, но и организации комплекса мероприятий по вовлечению граждан к регулярным занятиям спортом. Реализация мер, направленных на привлечение населения к осознанным тренировочным занятиям на систематической основе, должна осуществляться на муниципальном уровне через взаимодействие тренеров с жителями города.
В результате исследования выявлено, что при вовлечении граждан страны к регулярным занятиям ФКиС, особого внимания требует конкретный контингент в возрасте от 23 до 50 лет, так как существует ряд трудностей в осуществлении мониторинга, а также в данный период отмечается заметно выраженный спад физической активности, как у мужчин, так и у женщин. Ключевой причиной прекращения тренировочных занятий именно в данном возрасте выступает сокращение свободного времени, связанного с работой и семейной жизнью.
2. Проведенный анализ организации физкультурно-спортивных услуг на муниципальном уровне показал, что общее количество спортивных сооружений в городе Тюмени (с учетом объектов городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных для занятий физической культурой и спортом) в 2022 году составило 1740 единиц, из них 956 - это плоскостные спортивные сооружения. В областной столице функционируют 6 стадионов с трибунами на 1500 мест и более, 212 спортивных залов, 7 крытых спортивных объектов с искусственным льдом, 27 плавательных бассейнов, 11 лыжных баз...
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года : по сост. на 01.07.2020 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014.
2. Федеральный закон от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
4. Постановление правительства Российской Федерации от 15 апреля
2014 года № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»» (с изменениями на 08 февраля 2021 года).
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 01 октября
2015 года № 1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов» [Электронный ресурс].
6. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 25 февраля
2016 года № 172 «Об утверждении классификатора объектов спорта».
7. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 21 марта
2018 года № 244 «Об утверждении методических рекомендаций о
применении нормативов и норм при определении потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта» (с изменениями на 31 октября 2018 года).
8. Постановление правительства Тюменской области от 19 марта 2008 года № 82-п «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования» (с изменениями на 19 февраля 2021 года).
9. Постановление правительства Тюменской области от 3 декабря 2018 года № 454-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие физической культуры, спорта и дополнительного образования» и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов» (с изменениями на 26 октября 2020 года).
10. Закон Тюменской области от 28 декабря 2004 года № 329 «О физической культуре и спорте в Тюменской области» (с изменениями от 6 октября 2005 г., 30 марта 2006 г., 8 июля 2008 г).
11. Постановление администрации города Тюмени от
11 апреля 2016 года № 86- пк «Об утверждении Программы комплексного развития социальной инфраструктуры города Тюмени» (с изменениями на 04.02.2019 года).
12. Аллянова, П. Ю. Возможности улучшения условий развития физической культуры и спорта / П. Ю. Аллянова, С. М. Толдиев // Муниципальная академия. - 2017. - № 1. - С. 42-49.
13. Аристова, Л. В. Бассейны для плавания: свод правил по проектированию и строительству / Л.В. Аристова. - Москва: Советский спорт, 2005. - 68 с.
14. Аристова, Л. В. Физкультурно-спортивные залы: свод правил по проектированию и строительству / Л.В. Аристова. - Москва: Советский спорт, 2001. - 138 с.
15. Балина, Т. А. Роль спортивной инфраструктуры в наращивании регионального капитала / Т. А. Балина, А. В Кузьмин, В. А Столбов // Материалы международной научной конференции в рамках VIII Ежегодной научной ассамблеи Ассоциации российских географов-обществоведов. - Москва, 2021. - С. 195-199...85