Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лексические средства создания портретов цирковых артистов в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке»

Работа №140781

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы88
Год сдачи2022
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I Лексические средства формирования образа героя в художественном произведении 10
1.1. Портрет в художественном произведении 10
1.1.1. Понятие портрета в художественном произведении 10
1.1.2. Типология портретов в художественном произведении 14
1.2. Лексические средства функционально-смысловых типов речи 21
1.3. Понятие лексико-семантических групп слов и их роль в создании
портрета в художественном произведении 25
1.4. Лексическая характеристика изобразительно-выразительных средств
создания портрета в художественном произведении 26
Выводы по главе 1 34
Глава II. Художественная специфика лексических средств и их роль в создании образов цирковых артистов в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке» 36
2.1. Портрет-представление персонажей в цикле рассказов А.И. Куприна «В
цирке» 36
2.1.1. Портрет-представление борцов в цикле рассказов А.И. Куприна «В
цирке» 37
2.1.2. Портрет-представление наездников в цикле рассказов А.И. Куприна
«В цирке» 44
2.1.3. Портрет-представление клоунов в цикле рассказе А.И. Куприна «В
цирке» 48
2.2. Характероцентричный портрет основных персонажей в цикле
рассказов А.И. Куприна «В цирке» 50
2.2.1. Характероцентричный портрет борцов в цикле рассказов А.И.
Куприна «В цирке» 51
2.2.2. Характероцентричный портрет наездников в цикле рассказов А.И.
Куприна «В цирке» 57
2.2.3. Характероцентричный портрет клоунов в цикле рассказов А.И.
Куприна «В цирке» 62
2.3. Изобразительно-выразительные средства создания портретов в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке» 63
2.3.1. Использование эпитетов в портретах персонажей цикла рассказов
А.И. Куприна «В цирке» 63
2.3.2. Использование сравнений в портретах персонажей цикла рассказов
А.И. Куприна «В цирке» 67
2.3.3. Использование метафор в портретах персонажей цикла рассказов
А.И. Куприна «В цирке» 70
Выводы по главе II 72
Заключение 77
Список использованной литературы 81

Проблема создания образа персонажа является одной из основных в литературной творчестве. Словесный портрет играет важную роль в художественном произведении, а филологический анализ языкового материала словесно-художественных описаний внешности персонажей позволяет выявить и раскрыть характер героя и замысел художественного произведения в целом, а также выявить, в какой степени выбор того или иного слова, взаимовлияния слов в словосочетании, возникающие при этом различные коннотации, смысловые изменения в словах стимулируют создание портретов в художественном произведении, раскрытие идей, взглядов писателя [Титова 1990: 13], дают возможность проникнуть в мировоззрение автора и проанализировать его манеру письма.
Творчество А.И. Куприна относится в конце XIX началу XX века. На протяжении всего XIX века литературный герой находится в центре художественного повествования, а его портретные характеристики и детали обладают индивидуальностью в авторской системе любого писателя, в том числе и А.И. Куприна. Многие современные лингвисты, и литературоведы в том числе, разрабатывают вопрос типологии портретных описаний (К.Л. Сизова, А.И. Белецкий, А.Н. Беспалов, Н.А. Родионова, О.А. Малетина), описывают структурно-синтаксические и лингвистические особенности портрета (Е.А. Гончарова, О.А. Мальцева), виды портрета как прием изображения литературного героя в повестях А.И. Куприна (О.Н. Шинкевич).
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса создания индивидуально-авторских портретов в художественном наследии А.И. Куприна, в частности, в его рассказах из цикла «В цирке», с точки зрения использования языка. Портрет в различных художественных произведениях русской классики неоднократно являлся объектом исследования во многих работах литературоведческого характера, в которых рассматривались, такие вопросы, как, например, «Внешность литературного героя как художественная ценность» [Подковырин, 2007], «Поэтика портрета в Повестях покойного Ивана Петровича Белкина А.С. Пушкина» [Кулыгина, 2008] и др. Вместе с тем работ, посвященных использованию языковых средств при создании портрета главного героя в творчестве А.И. Куприна, не очень много. Среди них наиболее приближенными к теме настоящего исследования можно назвать следующие работы: «Устная народная речь в произведениях А.И. Куприна» [Айдарова, 1976], «Русская антонимия и ее лексикографическое описание» [Новиков, 1984], «Лексика портретных описаний» [Старикова, 1984], «Язык портрета в романах Л.Н. Толстого "Война и мир" и "Воскресенье"» [Сырица, 1986], «Типология портрета героя: на материале художественной прозы И.С. Тургенева» [Сизова, 1995], «Портрет персонажа в прозе В.М. Шукшина» [Серикова, 2006].
Над совершенствованием языка и стиля А.И. Куприн работал свою жизнь и достиг великолепных результатов. В своих произведениях он предстает оригинальным мастером, знатоком манеры письма, в выборе художественно-изобразительных средств. Владение образным словом А.И. Куприна высоко оценивали великие современники. Так, Л.Н. Толстой отмечал: «Он пишет прекрасным языком. И очень образно. Он не упустит ничего, что бы выдвинуло предмет и произвело впечатление на читателя» [Булгаков, 1989: 265].
Во многом благодаря жизненному опыту и познанию национального характера А.И. Куприну удалось создать индивидуальную систему образов, а также свой индивидуальный язык и стиль. «Язык Куприна, его гибкий стиль, образное русское слово, внимание к лексике, к фонетике русского языка поразительны» [Ефименко, 2003: 5]. Именно в его творчестве используются образные средства всех языковых уровней, с фонетического до синтаксического. В своих произведениях А.И. Куприн уделяет особое внимание изображению портрета персонажа.
Объект исследования: словесные портреты основных персонажей цикла рассказов А.И. Куприна «В цирке».
Предмет исследования: особенности лексических средств и их роль в создании портретов цирковых артистов в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке».
Цель исследования заключается в выявлении индивидуально-авторской специфики использования лексических средств и их роли (функции) в создании портретов цирковых артистов в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке».
Достижение данной цели представляется возможным при решении следующих задач:
1. Описать теоретическую базу исследования:
- понятие портрета, классификации портретных характеристик и языковые особенности портретных описаний в художественном произведении;
- функционально-смысловые типы речи и как они представлены в словесном портрете художественного произведения;
- понятие лексико-семантических групп слов и их роль в создании портрета в художественном произведении;
- лексические характеристики изобразительно-выразительных средствах создания портрета.
2. Отобрать методом сплошной выборки лексические единицы, участвующие в создании портретов главных персонажей из цикла рассказов А.И. Куприна «В цирке».
3. Выявить и классифицировать лексические средства, используемые автором в создании портретов персонажей в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке», относительно элементов портрета: внешних черт человека, его фигуры, одежды и т.д. Сгруппировать выявленные лексические средства в лексико-семантические группы;
4. На основе контекстного анализа выявить индивидуально-авторскую специфику использования лексических средств и их роль (функции) в создании образов цирковых артистов в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке».
Гипотеза исследования состоит в том, что комплексный анализ рассказов цикла позволит выявить индивидуально-авторский отбор лексико-семантических групп лексики и их роль (функцию) в создании образов артистов цирка в рассказах А.И. Куприна, посвященных трагической жизни цирковых артистов.
Научная новизна исследования заключается в филологическом подходе к анализу цикла рассказов А.И. Куприна: анализ функционирования лексико-семантических групп лексики, используемых для создания портретов в цикле рассказов «В цирке», соединяется с традиционным литературоведческим анализом произведения.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: метод систематизации и классификации; наблюдение; интерпретация; метод сплошной выборки, а также метод семантического анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии основных лингвистических положений о создании портрета в художественном произведении, а также в развитии теоретических положений исследования художественной речи об индивидуальном отборе и использовании лексики для решения авторских задач при создании произведения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты о роли лексико-семантических групп лексики в описании портретов героев, о их специфике в цикле рассказов «В цирке» А.И. Куприна способствуют более глубокому пониманию текста и могут использоваться в практическом преподавании стилистики русского языка, а также на занятиях по анализу интерпретации текста.
Материалом являются рассказы А.И. Куприна «Лолли», «В цирке», «Allez», «Дочь великого Барнаума», «Ольга Сур» и «Лимонная корка». Для исследования материала в данной работе привлекаются следующие словари: Большой толковый словарь русского языка; Лексико-семантические группы русских глаголов; Русский семантический словарь.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В рассказах А.И. Куприна портрет содержит не только внешние признаки героев (описание внешности, фигуры, позы, телосложения и т.д.), но и раскрывает психологические особенности персонажей и качества личности через их портретные характеристики. Портрет также помогает выявить авторский замысел в отборе лексических средств для создания разных типов портрета: портрета-представления и характероцентричного портрета.
2. В разных типах портретов представлены различные функционально-смысловые типы речи. Описание характерно для портрета-представления, в котором представлены внешние признаки персонажа. Повествование характерно главным образом для характероцентричного типа портрета, в котором представлены внутренний мир рассматриваемого персонажа, а также черты его характера. В двух типах портретов представлены различные лексико-грамматические группы слов.
3. Для лексических средств, используемых автором для создания портретов цирковых артистов в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке» характерны следующие функции: 1. создание наглядно- зрительного образа персонажа;
2. раскрытие внутреннего мира героя через проявление основных черт его характера; 3. функция эмоционального воздействия.
Структура исследования: исследование состоит из введении, двух глав, заключении, списка литературы и приложения. Первая глава посвящена раскрытию понятия портрета и его типологии, вопросу классификации и особенностей лексических средств в художественном произведении. Вторая глава посвящена классификации и анализу особенностей и функции лексико-семантических групп лексики в процессе создания портретов персонажей в рассказах И. А. Куприна

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной диссертации были рассмотрены теоретические вопросы, связанные с понятием портрета, классификациями портретных характеристик, функционально-смысловыми типами речи (применительно к изучению словесного портрета в художественном произведении), рассмотрены понятия лексико-семантической группы и лексические характеристики изобразительно-выразительных средств создания портрета.
Для достижения поставленной цели были проанализированы лексические средства и их функция в создании портретов цирковых артистов в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке» в рамках филологического подхода к анализу художественного произведения. Были классифицированы лексические средства, используемые автором в создании портретов персонажей в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке»; выявленные лексические средства были группированы в работе в лексико-семантические группы.
В результате проведенных исследований была достигнута цель исследования и были выполнены все поставленные задачи. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
Проанализировав 108 лексический единиц ( из которых 69 эпитетов, 17 сравнений и 5 метафор), мы выяснили следующие функции использования лексических средств создания портретов цирковых артистов в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке»: 1. создание наглядно-зрительного образа персонажа; 2. раскрытие внутреннего мира героя через проявление основных черт его характера; 3. функция эмоционального воздействия.
Три функция реализуются автором в рассматриваемых лексических средствах создания профессиональных групповых и индивидуальных характеристик цирковых артистов с точки зрения описания портрета-представления и характероцентричного портрета.
В портрете-представлении на основании анализа лексики, с помощью которой можно выделить такие ЛСГ, которые активны в контексте цикла 77
рассказов А.И. Куприна «В цирке», как «наименование человека, обладающего большим размером тела», «наименование тела человека, обладающего большой физической силой», «профессиональное мастерство», «красота тела» и «красота внешности». Для борцов характерны большой размер тела, большая физическая сила, многократная тренировка и активная движущая сила. Наездницы характеризуются стройной фигурой, физической силой ног и одновременно - милыми движениями и красивой улыбкой. Для клоунов характерны специфические клоунские шаги, способные вызвать смех и развеселить публику.
В характероцентричном портрете, на основании анализа используемой автором лексики, можно выделить следующие ЛСГ, которые активны в контексте цикла рассказов А.И. Куприна «В цирке»: «черты характера» (положительные и отрицательные) и «эмоциональное состояние». Ведущая черта характера всех персонажей-борцов уверенность (в себе, в своих силах) является важной, потому что именно эта черта позволяет борцам одерживать победу в состязаниях. В отличие от борцов, наездницы и клоуны обладают исключительно индивидуальными чертами характера, так как автор больше обращает внимание на их жизнь в цирке, при этом их профессиональные качества остаются на периферии портретов.
Слова, обозначающие профессиональные признаки и индивидуальные характеристики, объединяются в лексико-семантические группы, в которые входят прилагательные, глаголы, существительные и наречия. Синонимы, которые обладают разными смысловыми оттеками и разной стилистической окраской, занимают важное место в ЛСГ, в которой встречается много дериватов, имеющим в своем значении один и тот же лексический признак. Таким образом автор подчеркивает доминирующие признаки каждого персонажа. Рассматриваемые ЛСГ позволили нам выявить ведущие профессиональные внешние признаки разделенных групп персонажей и их разные индивидуальные черты характера.
Изобразительно-выразительные средства: определения (эпитеты), сравнения и метафоры также играют немаловажную роль для создания портретов артистов. Данные эпитеты рассмотрены по характеру номинации, семантическому параметру и степени освоенности языком. Сравнения - по элементам, по степени освоенности языком и видам образов сравнения. Метафоры - по семантической структуре. В качестве важной части художественного текста изобразительно-выразительные средства ярко и полно раскрыли важные характеристики рассматриваемых портретов персонажей с выразительной, экспрессивной, образной и эмоциональной окрасками, способствовали наглядному изображению внешнего признака, действия описываемого портрета персонажа, а также воплотили авторские идеи, чувства и замыслы. Индивидуальный подход проявляется не только в выборе использовании авторских лексем, но и сочетании различных типов контекстуальных выразительно-изобразительных средств. В результате компаративные комплексы обеспечили портреты персонажей большой стилистической выразительностью.
Данное исследование является актуальным в рамках преподавания русского языка как иностранного. Понимание семантического содержания языковой единицы, его расширение в контексте того или иного жанра в рамках индивидуального стиля писателя, в том числе и у А.И. Куприна, вызывает определенные трудности в иностранной аудитории. Таким образом, обращение к лексико-семантическим группам лексики в описании портретов героев, рассмотрение их специфики в цикле рассказов «В цирке» А.И. Куприна способствуют более глубокому пониманию текста. Исследование может использоваться в практическом преподавании стилистики русского языка, а также на занятиях по анализу интерпретации текста.
Исследования в этом направлении могут быть продолжены. В рассказах А.И. Куприна заслуживает наблюдения и анализа речь персонажей, поскольку именно в речи человека раскрывается характеристика персонажа. Именно в этом направлении возможно продолжить изучение языковых средств в создании речевого портрета персонажей в рассказах А.И. Куприна.



1. Александрова, Д.И. Сравнение как способ создания художественного образа в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» / Д.И. Александрова. // Русский язык в школе. - 2005. - № 3. - С. 54-57.
2. Арнольд, И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов /И.В. Арнольд. -М.: Издательство «ФЛИНТА». 2016. - 384с.
3. Беспалов, А.Н. Структура портретных описаний в художественном тексте среднеанглийского периода: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / А.Н. Беспалов; Морд. гос. ун-т им. Н. П. Огарева. - М., 2001. -160с.
4. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие / Н.С. Болотнова. - 5-е изд., стер. - Москва: Флита, 2016. - 520 с.
5. Булгаков, В.Ф. Л. Т. Толстой в последний его жизни / В.Л. Булгаков. -М.: «Правда», 1989. - 446 с.
6. Буров, А.А. К вопросу в лингвистическом портретировании автора художественного текста / А.А. Буров, А.А. Агаджанян, Р.Н. Куимов. // Международный научный журнал «Educatio». - Новосибирск: ООО «Логика+», - 2015. - № 9(16). - С. 6-11.
7. Валгина, Н.С. Теория текста: учеб. пособие / Н.С. Валгина. -М.: Логос, 2003. - 278 с.
8. Васильев Л. М. Теория семантических полей / Л.М. Васильев // Вопросы языкознания. - 1971 - № 5. - С.105-113.
9. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. -М.: Высшая школа, 1989. - 404 с.
10. Водясова, Л.П. Эмоциональный потенциал описательных текстов с качественной и предметной ремой в произведениях К.Г. Абрамова / Л.П. Водясова. // Вестник угроведения. - Ханты-Мансийск: Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, -2015. - №2.- С. 17-21.
11. Водясова, Л.П. Описание как функционально-смысловой тип речи, его виды и роль в художественном тексте / Л.П. Водясова // Вестник угроведения. - Ханты-Мансийск: Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, - 2019. - № 3. - С. 417-426.
12. Вомперский В.В. К характеристике стиля М.Ю. Лермонтова: стилистические функции сравнения [Текст] / В.В. Вомперский // Русский язык в школе. -1964. - №5. -С. 25-32.
13. Глухих, Н.В. Лингвистические средства создания портретных характеристик в рассказах И.А. Бунина / Н.В. Глухих И.Г. Казачук Р.Х. Сафарова. // Мир науки, Культуры, Образования. - Горно-Алтайск: ООО Редакция научного международного журнала «Мир науки, культуры, образования», - 2019. - № 3, - С.427-428.
14. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. - М.: Айрис-Пресс, 1976. -448 с.
15. Гончарова, Е.А. Пути лингвистического выражения категорий автор-персонаж / Е.А. Гончарова. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. - 149 с.
16. Г усева, Э.В. Выразительные и образные средства в создании словесного портрета: на материале марийского романа: автореферат. дис. ... канд. филол. Наук: 10.02.22/Э.В. Гусева, - Йошкар-Ола, 2007. - 23с.
17. Дмитриева, С.В. Лексика тематической группы "Питание" в народной речи в ареальном аспекте: на материале псковских говоров: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.02.01 / С.В. Дмитриева. - Псков, 1999. - 19 с.
18. Дмитриевская, Л.Н. Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве З.Н. Гиппиус) / Л.Н. Дмитриевская. - М.: ИПК «Литера», 2005. - 136 с.
19. Дмитриевская, Л.Н. Образ мира и образ человека: пейзаж, портрет, интерьер в романе Е. Замятина «Мы»: монография / Л.Н. Дмитриевская. - 2-е изд., стер. -М.: ФЛИНТА, 2016. - 120с.
20. Ефименко, Л.Н. Публицистика А.И. Куприна: проблемы жанрового своеобразии: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Л.Н. Ефименко; Кубан. гос. ун-т. - Краснодар., 2003, - 219с.
21. Жирмунский, В.М. К вопросу об эпитете / В.М. Жирмунский // Теория литературы, поэтика, стилистика. - Ленинград: издательство «Наука» ленинградское отделение. - 1977. - С. 335-361.
22. Зиновьева Е. И. Основные проблемы описания лексики в аспекте русского языка как иностранного / Е.И. Зиновьева. - 2-е изд., дополн. - СПб.: Филол. Фак-т СПбГУ, 2005 - 88с.
23. Инфантова, Г.Г. Язык. Речь. Личность: монография / Г.Г. Инфантова. /Отв. редактор Сенина Н.А. - Ростов - на -Дону: Легион, 2008. -504 с.
24. Казарина, С.Г Стилистика и культура речи: учеб. пособ. по рус. яз. / С.Г. Казарина, А.В. Милюк, М.П. Усачева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -128 с.
25. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Казарина. - Изд. 7-е. -М.: Издательство ЛКИ, 1987. - 264с.
26. Кесовиди, В.А. Словесный портрет как форма художественно-образного представления человека в литературном произведении (на материале романа И.А. Гончарова «Обломов») / В.А. Кесовиди. // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: филология и искуствоведение. - 2013. - №1(114).-С.125-131.
27. Китайгородская, М.В. Русский речевой портрет: фонохрестоматия / М.В. Китайгородская, Н.Н. Розанова. -М.: Б. и., 1995. - 127 с.
28. Колокольцева, Т.Н. Речевой портрет персонажа: синтаксический аспект / Т.Н. Колокольцева // Известия волгоградского государственного педагогического университета. - Волгоград: Волгоград. гос. соц-пед. ун-т, -2015. - С. 88-94.
29. Кондыбаева, А.Т. Портрет как разновидность жанра «описании» / А.Т. Кондыбаева. // Альманах современной науки и образования. -Тамбов: Грамота, -2009. - №2.- C. 73-74.
30. Лингвистический анализатор: преобразование текста в метаязыковую структуру данных: монография / С.А. Кузнецов, Т.Г Скребцова, С.Г Суворов, А.В. Клементьева. - Санкт-Петербург: СПбГУ, 2019. - 238 с.
31. Малетина, О.А. Лингвостилистические особенности портрета как жанра художественного дискурса: на материале произведений Т Драйзера: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / О.А. Малетина. - Волгоград, 2004. - 181 с.
32. Малетина, О.А. Типология портрета в художественном дискурсе / О.А. Малетина. // Вестник волгоградского государственного университета Сер.2: языкознание. -Волгоград, - 2006. -№ 5. -С. 122-125.
33. Мальцева, О.А. Семантико-стилистическая интерпретация словесного портрета и повторной номинации в художественном прозаическом тексте / О.А. Мальцева. -Л., 1986. -87 с.
34. Москвин, В.П. Русская метафора: параметры классификации / В.П. Москвин // Филологические науки. - 2000. -№2. - С.66-74.
35. Москвин, В.П. Эпитет в художественной речи / В.П. Москвин. // Русская речь. - 2001. -№ 4. - С.28-34.
36. Некрасова, Е.А. Языковые процессы и современной русской поэзии / Е.А. Некрасов, М.А. Бакина. - М.: Наука, 1982. - 311 с.
37. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) / О.А. Нечаева. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1974. - 260 с.
38. Новиков Л. А. Семантика русского языка / Л.А. Новиков. - М., 1987 - 272 с.
39. Ольшаникова, Л.С. Речевой портрет персонажа в художественном
произведении / Л.С. Ольшаникова. // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания.-Киров: Научно-редакциональная группа «Университет-Плюс», - 2020. - № 1. - С. 250-254.
40. Павшук, А.В. Языковая природа и функции эпитета в художественном тексте (на материале романа Асорина «Воля»): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.05 / А.В. Павшук; - М., 2007. - 21 с.
41. Родионова, Н.А. Типы портретных характеристик в художественной прозе И.А. Бунина: Лингвостилистический аспект: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Н.А. Родионова; - Самара, 1999. - 201с.
42. Семенова Е.В. Стилистика английского языка: учеб. пособие / Е.В. Семенова, Н.В. Немчинова. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2017. -104 с.
43. Серикова, Л.В. Портрет персонажа в прозе В.М. Шукшина: системное лексико-семантическое моделирование: автореф. дис. ... канд. филол. Наук: 10.02.01 / Л.В. Серикова; Алт. гос. ун-т. -Барнаул, 2004. - 23 с.
44. Сизова, К.Л. Типология портрета героя: на материале художественной прозы И.С. Тургенева: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / К.Л. Сизова. - Воронеж, 1995, -16с.
45. Слащёв, Е.Е. Портрет и пейзаж в романе Лермонтова «Княгиня Лиговская» /
Е.Е. Слащёв. // Учёные записки Киргизского университета. - 1964. -
Вып.10: Славянский сборник 2. - С. 99-107.
46. Стратонова, Г.Я. Лексико-семантическая группа прилагательных,
характеризующих универсальные способности человека (на материале современного немецкого языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 /Г.Я. Стратонова. -Л., 1981 -19 с.
47. Сырица, Г.С. Язык портрета в романах Л.Н. Толстого «Война и мир» и «Воскресенье»: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 /Г.С. Сырица. -М., 1986. -254 с.
48. Титова, С.В. Лингвопоэтическая значимость словосочетания в описаниях внешности персонажей (на материале английской прозы XVIII-XX веков):
автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / С.В. Титова. -М., 1990. -23с.
49. Титовская, С.Л. Выразительные средства, используемые при описании внешности героев, и способы их перевода на русский язык / С.Л. Титовская. // Актуальные вопросы филологической науки XXI века. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина, - 2014. - С.241-245.
50. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение: курс лекций / Б.В. Томашевский. - Л.: Государственный учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФРС (Лениградское отделение), 1959. - 534 с.
51. Трошева, Т.Б. Функционально-смысловые типы речи / Т.Б. Трошева. // Стилистический энциклопедический словарь русского языка: словарь. - 3-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2016. - С. 577-580.
52. Филин, Ф. П. О лексико-семантических группах слов / Ф. П. Филин // Езиковедские изследования в чест акад. Ст. Младенов. - София, - 1957. С. 523-538.
53. Шершова, Е.И. Речь как средство характеристики героя литературного произведения (на материале романа ивлина во «мерзкая плоть») / Е.Н. Шершова // Форум: сборник научных трудов. - Липецк: Липецкий ГПУ, - 2019. - С. 67-71.
54. Юркина, Л.Ю. Портрет / Л.Ю. Юркина. // Введение в литературоведение. литературное произведение: основные понятия и термины: учеб. Пособие. - М.: Высшая школа, - 1998. - С.181-186.
55. Яцко, В.А. Рассуждение как тип научной речи: монография / В.А. Яцко. - Абакан: Издательство хакальсского государственного университета им. Н.Ф. Каганова, 1998. -182 с.
Интернет-источники
1. Быкова, И.А. Лексические средства создания портрета (на материале художественной прозы А.П. Чехова) [Электронный ресурс] / И.А. Быкова. // Языковое мастерство А.П. Чехова. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, - 1988. -С. 25-33. - URL: http://apchekhov.ru(дата обращения: 14.05.2021).
2. Волков, А.А. Творчество А.И. Куприна [Электронный ресурс] / А.А. Волков. -URL: http://kuprin.velchel.ru(Датаобращения: 07.04.2021)
3. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения [Электронный ресурс] / А.Б. Есин. - М.: Флинта, 2000г., - 248с. - URL: https://www.studmed.ru(дата обращения: 25.05.2021)
4. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [Электронный ресурс] / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. - 352 с. - URL: http://psy.msu.ru(дата обращения: 05.04.2021).
5. Метафоры и их роль в тексте [Электронный ресурс]. - URL: https://dist-tutor.info(дата обращении: 15.05.2021).
6. Михайлова, Е.В. Дидактическая модель совершенствования речевых умений учащихся на материале портрета как жанра [Электронный ресурс] / Е.В. Михайлова. // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. - Н. Новгород: Изд-во Новгородского ун-та им. Ярослава Мудрого, - 2000. - №2. - С. 177-180. - URL: https://www.bibliofond.ru(дата обращения: 06.04.2021).
7. Невская, П.В. Особенности портретных описаний в художественных произведениях [Электронный ресурс] / П.В. Невская. - URL: http://www.rusnauka.com(дата обращения: 24.04.2021).
Словари
1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 608с.
2. Горбачевич, К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка / К.С. Горбачевич. - СПб.: «Норинт», 2002. - 224 с.
3. Горте, М.А. Фигуры речи: терминологический словарь / М.А. Горте. - М.: ЭНАС, 2007. - 208 с.
4. Жеребило, ТВ. Словарь лингвистических терминов / Т.В. Жеребило. -5-еизд., испр. и дол. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. - 486 с.
5. Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов. - Санкт-петербург: Норинт, 2000. - 1536с.
6. Кожевникова, В.М. Литературный энциклопедический словарь / В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Сов. Энциклопедия, 1987. -752 с.
7. Матвеева, Т.В. Полный словарь лингвистических терминов / Т.В. Матвеева.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. -544 с.
8. Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 399 с.
9. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974 590 с.
10. Тимофеев Л.И., Венгров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов: пособ. для учащихся средней школы. М.: Гос. учебно-педагогич. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1963 194 с.
11. Хазагеров, ГГ Риторический словарь / ГГ Хазагеров. - М.: Флинта, Наука, 2009.- 285 с.
12. Матвеева, Т.В. Лексико-семантические группы русских глаголов: учебный словарь-справочник / Т.В. Матвеева. - Свердловск, 1988. - 154с.
13. Шведова, Н.Ю. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений: в 6 т. / Н.Ю. Шведова. -М., 2007.
Список источников материала исследования
1. Куприн, А.И. Собрание сочинений Куприна в десяти томах. М.: Правда, 1964.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ