ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
|
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В
КАЧЕСТВЕ СПОСОБА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ..........................................................................
1.1 Способы формирования познавательной активности
школьников...........................................................................................................
1.2 Особенности исторического материала, изучаемого на уроке
математики............................................................................................................
ГЛАВА II. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ИСТОРИЧЕСКОГО
МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ............................................
2.1 Методики исследования уровня познавательной активности
учащихся на уроке математики.......................................................................
2.2 Рекомендации для учителя в его работе с заданиями историкоматематического характера..............................................................................
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА ПЛАНА УРОКА МАТЕМАТИКИ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.....................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................
Приложение..........................................................................................................
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В
КАЧЕСТВЕ СПОСОБА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ..........................................................................
1.1 Способы формирования познавательной активности
школьников...........................................................................................................
1.2 Особенности исторического материала, изучаемого на уроке
математики............................................................................................................
ГЛАВА II. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ИСТОРИЧЕСКОГО
МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ............................................
2.1 Методики исследования уровня познавательной активности
учащихся на уроке математики.......................................................................
2.2 Рекомендации для учителя в его работе с заданиями историкоматематического характера..............................................................................
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА ПЛАНА УРОКА МАТЕМАТИКИ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.....................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................
Приложение..........................................................................................................
Задача повышения эффективности и качества учебного процесса
определяет ключевую проблему педагогики - активизацию познавательного
интереса школьников. Значимость ее заключается в том, что обучение
направлено не только на изучение материала, но и на формирование интереса
к такому роду деятельности.
Познавательный интерес - это наиболее важный мотив в обучении
школьника для учителя, так как с его помощью наиболее эффективно
проходит обучение у учащихся с разным уровнем способностей.
Одним из стимулов познавательного интереса, связанным с
содержанием обучения, является исторический аспект.
Вопросу развития познавательной активности на уроках, как в целом,
так и на уроках математики в частности, посвящали свои работы С.С. Ермаков,
Г.П. Карчева, В.Г. Кузьмина, Е.В. Пустовалова, Ю.С. Рудобелец.
Историческим вопросам развития математики посвятили свои исследования
такие отечественные ученые, как Р.З. Гушель, Ю.А. Дробышев, О.Н.
Журавлева, А.Н. Колмогоров, К.А. Малыгин, Г.И. Щукина и др. Специалисты
считают, что использование исторического материала на уроках в интересной
форме и в подходящих обстоятельствах способствует развитию учащихся,
заставляет их интересоваться дополнительными сведениями, а это приводит к
более глубокому знанию предмета, что в конечном итоге приводит к развитию
познавательного интереса.
В настоящее время существует противоречие между важностью и
несомненной пользой включения исторического материала в уроки
математики и его малой применяемостью на практике.
В связи с вышеизложенным, актуальность темы работы
«Использование исторического материала на уроках математики в школе какспособ повышения познавательной активности учащихся» не вызывает
сомнения.
Цель работы - разработать методические рекомендации по повышению
познавательной активности учащихся на уроке математики через
использование исторического материала на примере урока.
Объект исследования - процесс развития познавательной активности
учащихся в школе.
Предмет исследования- использование исторического материала на
уроках математики в качестве средства повышения познавательной
активности.
Для достижения намеченной цели необходимо выполнить следующие
задачи:
1.Изучить способы формирования познавательной активности
школьников.
2.Выявить особенности исторического материала, изучаемого на уроке
математики.
З.Определить основные методики исследования уровня познавательной
активности учащихся на уроке математики.
4. Сформулировать рекомендации для учителя в его работе с заданиями
историко-математического характера.
5.Разработать план урока математики с использованием исторического
материала.
Практическая база исследования - МБОУ «Шараповская СОШ»
Новооскольского района Белгородской области.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды в
области педагогики и психологии таких авторов как Н.Я. Виленкин, Г.И.
Глейзер, Ю.А. Дробышев, С.С. Ермаков, О.Н. Журавлева, Н.И. Зильберберг,
А.Н. Колмогоров, К.А. Малыгин, Н.А. Медникова, Е.В. Пустовалова, Д.В.
Смолякова, Л.М. Фридман, Г.И. Щукина и др.Были использованы следующие методы исследования: изучение
психолого-педагогической литературы; анализ программ, учебников;
обобщение педагогического опыта учителей старших классов;
психологическое тестирование.
Практическая значимость работы заключается в том, что
рассмотренные рекомендации по применению исторического материала на
уроках математики, а также разработанный план урока, могут быть
использованы при объяснении учебного материала, что в свою очередь даст
возможность повышения познавательной активности учащихся.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения,
списка использованной литературы, З рисунка, 2 таблицы, 7 приложений и
содержит 65 страниц текста (без приложения).
определяет ключевую проблему педагогики - активизацию познавательного
интереса школьников. Значимость ее заключается в том, что обучение
направлено не только на изучение материала, но и на формирование интереса
к такому роду деятельности.
Познавательный интерес - это наиболее важный мотив в обучении
школьника для учителя, так как с его помощью наиболее эффективно
проходит обучение у учащихся с разным уровнем способностей.
Одним из стимулов познавательного интереса, связанным с
содержанием обучения, является исторический аспект.
Вопросу развития познавательной активности на уроках, как в целом,
так и на уроках математики в частности, посвящали свои работы С.С. Ермаков,
Г.П. Карчева, В.Г. Кузьмина, Е.В. Пустовалова, Ю.С. Рудобелец.
Историческим вопросам развития математики посвятили свои исследования
такие отечественные ученые, как Р.З. Гушель, Ю.А. Дробышев, О.Н.
Журавлева, А.Н. Колмогоров, К.А. Малыгин, Г.И. Щукина и др. Специалисты
считают, что использование исторического материала на уроках в интересной
форме и в подходящих обстоятельствах способствует развитию учащихся,
заставляет их интересоваться дополнительными сведениями, а это приводит к
более глубокому знанию предмета, что в конечном итоге приводит к развитию
познавательного интереса.
В настоящее время существует противоречие между важностью и
несомненной пользой включения исторического материала в уроки
математики и его малой применяемостью на практике.
В связи с вышеизложенным, актуальность темы работы
«Использование исторического материала на уроках математики в школе какспособ повышения познавательной активности учащихся» не вызывает
сомнения.
Цель работы - разработать методические рекомендации по повышению
познавательной активности учащихся на уроке математики через
использование исторического материала на примере урока.
Объект исследования - процесс развития познавательной активности
учащихся в школе.
Предмет исследования- использование исторического материала на
уроках математики в качестве средства повышения познавательной
активности.
Для достижения намеченной цели необходимо выполнить следующие
задачи:
1.Изучить способы формирования познавательной активности
школьников.
2.Выявить особенности исторического материала, изучаемого на уроке
математики.
З.Определить основные методики исследования уровня познавательной
активности учащихся на уроке математики.
4. Сформулировать рекомендации для учителя в его работе с заданиями
историко-математического характера.
5.Разработать план урока математики с использованием исторического
материала.
Практическая база исследования - МБОУ «Шараповская СОШ»
Новооскольского района Белгородской области.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды в
области педагогики и психологии таких авторов как Н.Я. Виленкин, Г.И.
Глейзер, Ю.А. Дробышев, С.С. Ермаков, О.Н. Журавлева, Н.И. Зильберберг,
А.Н. Колмогоров, К.А. Малыгин, Н.А. Медникова, Е.В. Пустовалова, Д.В.
Смолякова, Л.М. Фридман, Г.И. Щукина и др.Были использованы следующие методы исследования: изучение
психолого-педагогической литературы; анализ программ, учебников;
обобщение педагогического опыта учителей старших классов;
психологическое тестирование.
Практическая значимость работы заключается в том, что
рассмотренные рекомендации по применению исторического материала на
уроках математики, а также разработанный план урока, могут быть
использованы при объяснении учебного материала, что в свою очередь даст
возможность повышения познавательной активности учащихся.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения,
списка использованной литературы, З рисунка, 2 таблицы, 7 приложений и
содержит 65 страниц текста (без приложения).
Исследовав различные источники по теме работы, мы выяснили, что в
последние годы, как в начальной, так и в средней, и в старшей школе ведется
активный поиск инновационных форм, методов и содержания обучения,
которые могли бы активизировать и стимулировать рост интеллектуальных
способностей учащихся.
Один из видов воспитательной деятельности - познавательная
деятельность. Ее цель - формирование позитивного отношения к учению.
Необходимыми условием полноценного усвоения знаний являются: 1)
максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся (с
этой целью в психологии и педагогике разработан ряд приемов активизации
мыслительной деятельности учащихся в процессе усвоения знаний); 2)
ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся; 3)
эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус
учебного процесса; 4) благоприятное общение в учебном процессе.
По результатам исследования стало ясно, что активизация
познавательной деятельности на всех уроках - одно из наиболее
существенных требований, обеспечивающих качество обучения.
Повышению интереса к учению способствуют следующие средства
активизации: исторический материал, наглядность, дидактическая игра, набор
занимательных задач, варьирование заданий, и так далее. Все вместе взятые
приемы активизации познавательной деятельности учащихся помогают
воспитывать у детей любовь к знаниям, желание каждый день узнавать что-то
новое.
Исторические экскурсы на уроках математики являются ключевыми
составляющими формирования историко-математической компетентности
учащихся. Г рамотное включение их в процесс математического образования
послужит гарантом качества полученных учениками математических знаний.С помощью таких экскурсов возможно: проследить связь математики с
деятельностью людей, их потребностями; показать проблемы людей, которые
смогли разрешиться благодаря математике; формировать творческий подход
учащихся при изучении математики; стараться развивать интерес к
дисциплине, к более глубокому и плодотворному изучению, а также
усвоению; установить межпредметные связи между математикой и другими
дисциплинами; - способствовать умственному развитию учащихся.
Внося в процесс обучения математике элементы истории, учитель
воспитывает уважение и любовь к великим ученым, талантливым
математикам, которые внесли большой вклад в развитие науки. Рассказывая о
великих русских ученых, можно способствовать сформировать чувство
патриотизма и гордости за свою страну, что является очень актуальной
проблемой для страны. На их примере стоит поучить учащихся упорству и
настойчивости в достижении каких-либо целей или просто при решении задач.
Различными могут быть формы обращения к истории математики:
сообщение или небольшой экскурс преподавателя, подготовка доклада или
реферата студентами, оформление стенгазеты, стенда, публикация в
студенческой газете, организация математического конкурса, включение
исторических сведений в содержание школьных учебников математики и др.
Информация из истории математики, размещенная в современных
учебниках, является недостаточной для формирования историкоматематической компетентности учащихся: если в учебниках до 7 класса
включительно еще присутствуют исторические сведения, то для старших
классов таких включений в материал не наблюдается.
Изучив методики исследования познавательного интереса школьников,
мы выделили для себя наиболее полезные и провели в 10 классе МБОУ
«Шараповская СОШ» Новооскольского района диагностику уровня
познавательной активности обучающихся по методике М.В. Медведевой,
разработанной на основе работ Е.В. Коротаевой, А.К. Марковой, Г.И.
Щукиной.По ее результатам сделали вывод о повышении познавательной
активности учащихся в конце учебного года после включения в уроки
исторического математического компонента.
Основываясь на этом результате, мы предложили для учителя в его
работе с заданиями историко-математического характера использовать
компетентностный подход с применением проектно-исследовательского
метода и исторических экскурсов на уроках математики.
На основании определившихся рекомендаций, был разработан план
урока математики для 10 класса МБОУ «Шараповская СОШ»
Новооскольского района на тему «Методы решения тригонометрических
уравнений и неравенств».
Урок состоит из двух частей: 1) ознакомительная и 2) закрепления и
систематизации знаний.
План первой части урока состоит из нескольких этапов:
1) Вводная беседа учителя. Из истории тригонометрии.
2) Решение тригонометрических уравнений и неравенств и
рассмотрение методов.
3) Итог урока.
4) Домашнее задание.
В первой части исторические элементы включены во вводную беседу.
Вторая часть урока проходит в виде круглого стола с викториной и также
состоит из нескольких этапов:
1) Вводная часть.
2) Круглый стол.
3) Викторина.
4) Итог урока.
5) Домашнее задание.
В этой части урока ребята представляют свои доклады с историческими
сведениями об ученых, занимавшихся развитием тригонометрии и поподготовленным ими самими вопросам проводится викторина с выставлением
оценок.
Условия МБОУ «Шараповская средняя общеобразовательная школа
Новооскольского района Белгородской области» позволяют провести такой
урок, так как в классах немного учеников и каждому из них можно уделить
достаточно много времени при изучении каждой темы.
Такого рода занятия позволяют повысить заинтересованность учащихся
в изучении математики, развить их творческую активность, умение находить
и систематизировать информацию, делать выводы, а также помогут создать
доброжелательную эмоциональную атмосферу в учебном коллективе.
Итогом проведенной нами работы стало решение всех задач и
достижение поставленной цели - разработка плана урока математики для 10
класса с включением исторического математического компонента, который
позволит повысить уровень познавательной активности старших школьников.
последние годы, как в начальной, так и в средней, и в старшей школе ведется
активный поиск инновационных форм, методов и содержания обучения,
которые могли бы активизировать и стимулировать рост интеллектуальных
способностей учащихся.
Один из видов воспитательной деятельности - познавательная
деятельность. Ее цель - формирование позитивного отношения к учению.
Необходимыми условием полноценного усвоения знаний являются: 1)
максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся (с
этой целью в психологии и педагогике разработан ряд приемов активизации
мыслительной деятельности учащихся в процессе усвоения знаний); 2)
ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся; 3)
эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус
учебного процесса; 4) благоприятное общение в учебном процессе.
По результатам исследования стало ясно, что активизация
познавательной деятельности на всех уроках - одно из наиболее
существенных требований, обеспечивающих качество обучения.
Повышению интереса к учению способствуют следующие средства
активизации: исторический материал, наглядность, дидактическая игра, набор
занимательных задач, варьирование заданий, и так далее. Все вместе взятые
приемы активизации познавательной деятельности учащихся помогают
воспитывать у детей любовь к знаниям, желание каждый день узнавать что-то
новое.
Исторические экскурсы на уроках математики являются ключевыми
составляющими формирования историко-математической компетентности
учащихся. Г рамотное включение их в процесс математического образования
послужит гарантом качества полученных учениками математических знаний.С помощью таких экскурсов возможно: проследить связь математики с
деятельностью людей, их потребностями; показать проблемы людей, которые
смогли разрешиться благодаря математике; формировать творческий подход
учащихся при изучении математики; стараться развивать интерес к
дисциплине, к более глубокому и плодотворному изучению, а также
усвоению; установить межпредметные связи между математикой и другими
дисциплинами; - способствовать умственному развитию учащихся.
Внося в процесс обучения математике элементы истории, учитель
воспитывает уважение и любовь к великим ученым, талантливым
математикам, которые внесли большой вклад в развитие науки. Рассказывая о
великих русских ученых, можно способствовать сформировать чувство
патриотизма и гордости за свою страну, что является очень актуальной
проблемой для страны. На их примере стоит поучить учащихся упорству и
настойчивости в достижении каких-либо целей или просто при решении задач.
Различными могут быть формы обращения к истории математики:
сообщение или небольшой экскурс преподавателя, подготовка доклада или
реферата студентами, оформление стенгазеты, стенда, публикация в
студенческой газете, организация математического конкурса, включение
исторических сведений в содержание школьных учебников математики и др.
Информация из истории математики, размещенная в современных
учебниках, является недостаточной для формирования историкоматематической компетентности учащихся: если в учебниках до 7 класса
включительно еще присутствуют исторические сведения, то для старших
классов таких включений в материал не наблюдается.
Изучив методики исследования познавательного интереса школьников,
мы выделили для себя наиболее полезные и провели в 10 классе МБОУ
«Шараповская СОШ» Новооскольского района диагностику уровня
познавательной активности обучающихся по методике М.В. Медведевой,
разработанной на основе работ Е.В. Коротаевой, А.К. Марковой, Г.И.
Щукиной.По ее результатам сделали вывод о повышении познавательной
активности учащихся в конце учебного года после включения в уроки
исторического математического компонента.
Основываясь на этом результате, мы предложили для учителя в его
работе с заданиями историко-математического характера использовать
компетентностный подход с применением проектно-исследовательского
метода и исторических экскурсов на уроках математики.
На основании определившихся рекомендаций, был разработан план
урока математики для 10 класса МБОУ «Шараповская СОШ»
Новооскольского района на тему «Методы решения тригонометрических
уравнений и неравенств».
Урок состоит из двух частей: 1) ознакомительная и 2) закрепления и
систематизации знаний.
План первой части урока состоит из нескольких этапов:
1) Вводная беседа учителя. Из истории тригонометрии.
2) Решение тригонометрических уравнений и неравенств и
рассмотрение методов.
3) Итог урока.
4) Домашнее задание.
В первой части исторические элементы включены во вводную беседу.
Вторая часть урока проходит в виде круглого стола с викториной и также
состоит из нескольких этапов:
1) Вводная часть.
2) Круглый стол.
3) Викторина.
4) Итог урока.
5) Домашнее задание.
В этой части урока ребята представляют свои доклады с историческими
сведениями об ученых, занимавшихся развитием тригонометрии и поподготовленным ими самими вопросам проводится викторина с выставлением
оценок.
Условия МБОУ «Шараповская средняя общеобразовательная школа
Новооскольского района Белгородской области» позволяют провести такой
урок, так как в классах немного учеников и каждому из них можно уделить
достаточно много времени при изучении каждой темы.
Такого рода занятия позволяют повысить заинтересованность учащихся
в изучении математики, развить их творческую активность, умение находить
и систематизировать информацию, делать выводы, а также помогут создать
доброжелательную эмоциональную атмосферу в учебном коллективе.
Итогом проведенной нами работы стало решение всех задач и
достижение поставленной цели - разработка плана урока математики для 10
класса с включением исторического математического компонента, который
позволит повысить уровень познавательной активности старших школьников.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Исторический материал, как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках математики
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ К МАТЕМАТИКЕ
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - Дифференцированное обучение младших школьников математике с учетом особенностей восприятия ими учебного материала
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ
ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ДЕСЯТИЧНЫЕ И ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2019



