Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИТЕРАТУРНАЯ ОНОМАСТИКА И ЕЕ ЛЕКСИКОГРАФИРОВАНИЕ

Работа №14074

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы66 стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
650
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Необходимые теоретические сведения 7
1.1 Основные понятия ономастики 7
1.2 Лексикография как наука о составлении словарей 8
1.3. Первые ономастические словари 16
1.4. Словари имен собственных: структура и назначение 18
Глава 2 Литературная ономастика и ее лексикографирование 31
2.1. Словарь поэтического ономастикона И.А. Бунина 31
2.1.1 Краткая характеристика ономастикона И.А. Бунина (на материале поэтических текстов И.А. Бунина)
32
2.1.2.Образец словаря поэтического ономастикона писателя (на материале поэтических текстов И.А. Бунина)
36
2.2. Словарь поэтического ономастикона М. Цветаевой 40
2.2.1. Краткая характеристика ономастикона М. Цветаевой 40
2.2.2. Образец словаря поэтического ономастикона М. Цветаевой 42
2.3. Прецедентные имена и их лексикографирование 46
2.3.1. Понятие о прецедентных именах 46
2.3.2. Образец словаря прецедентных имен 46
2.4. Изучение ономастики в средней школе 52
Заключение 59
Литература 64

Имена собственные являются крайне важными элементами процесса
формирования индивидуально-авторской картины мира писателей. Необходимо
создание полного ономастикона писателей и отдельных произведений, так как
ряд ономастических единиц становится непонятным современному читателю
без специального комментария, а также потому что даже небольшое количество
уже изученных онимов в произведениях показывает, насколько они значимы в
контексте как отдельного произведения, так и в истории русской литературы и
русской ономастики.
Литературная ономастика разнообразна, поскольку представлена практически всеми известными разрядами онимов (антропонимы, топонимы, гидронимы, зоонимы, хрематонимы и др.). Многогранность творчества поэта прослеживается при исследовании различных типов антропонимов (мифологических, реальных, вымышленных), топонимов (мифологических и реальных) и
других типов онимов, которые могут использоваться в прямом
и переносном значении, а также подразумевать под собой совершенно разных
лиц и разнообразные объекты.
Словарь онимов строится по временному принципу, что обусловлено как
составом онимов, так и выделением периодов внутри творчества поэта как
своеобразных вех его творчества. Онимы различных периодов могут совпадать
по своему выражению, но существенно различаться по содержанию. Выделение
этого принципа обусловлено тем, что авторские словари делятся по объему материала на монографические и сводные, а монографические в свою очередь —
на словари одного произведения и на словари всего творчества писателя.
Структура построения словарной статьи и характер понятий ономастического словаря, тем более авторского, существенно отличаются как от описания нарицательной лексики в словарях обычного типа. Объем словарной статьи
не ограничивается ни строго определенным количеством цитат, ни объемом
информации при комментарии. Помимо собственно этимологических сведений
в Словаре даются номинативные варианты, связанные с ономастическими единицами, которые служат для наименования одного объекта, а также можно предложить обширные исторические справки.
Примерная схема словарной статьи в подобных словарях может выглядеть следующим образом:
-краткая характеристика референта, соотносимого с указанным именем,
тип онима;
-этимологическая справка (семантика производящей основы; характеристика структуры онима);
-характеристика минимального контекста;
-стилистические особенности, функция имени собственного;
-имена-эквиваленты.
Тема представляемой работы – Литературная ономастика и ее лексикографирование
Дипломное исследование представляет собой теоретическую и практическую разработку ономастического словаря писателей с учетом опыта русских и
зарубежных лексикографов, составляющих авторские словари и авторские ономастические словари.
В последнее время растет и количество исследований по ономастике произведений отдельных писателей (Ю.А. Карпенко, Г.Ф. Ковалев, В.М.Калинкин,
JI.H. Гукова, Л.Ф. Фомина).
Научная новизна исследования заключается:1) в поэтапном исследовании ономастического пространства;2) в составлении словарей, в которых учитывается временной принцип в связи с большим объемом онимов его произведений;3) в попытке комплексного исследования имен произведений.
Объектом исследования является система лексикографического описания
литературной ономастики.
Предметом исследования являются литературные имена в аспекте их
функционирования в поэтических и в прозаических текстах.
Цель работы заключается в систематизации и описании ономастического материала и разработке структуры словаря и его принципов, а также в их теоретическом обосновании. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:1) выявление литературных онимов; 2) разработка структуры словарной статьи в соответствии с временным принципом;
3)систематизация и классификация ономастического лексикона; 4) изучение
теоретических источников, связанных с вопросами функционирования имен
собственных в художественной речи; 5)определение функций имени в художественной речи; 6)составление словарных статей словарей поэтического ономастикона двух типов.
Материалом данного исследования послужили поэтические тексты и
поэма «Сибирь» М. Цветаевой, путевые поэмы «Тень птицы» И.А. Бунина.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использованы описательный метод, включающий наблюдение и классификацию; лексикографический и интерпретационный методы, приемы ономастического и контекстологического анализа. Методической основой исследования
послужили труды С.М.Бонди, Б.В.Томашевского, Г.О.Винокура,
В.В.Виноградова, Р.Р.Гельгардта, Ю.А.Карпенко, И.В.Мурадян,
В.М.Калинкина, Г.Ф.Ковалева, О.И.Фоняковой В.Д.Бондалетова,
В.В.Виноградова, М.В.Горбаневского, Э.М.Мурзаева, В.А.Никонова,
А.М.Селищева, А.В.Суперанской, Б.А.Успенского и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно
вносит определенный вклад в развитие теории ономастической лексикографии,
в разработку теоретических положений относительно особенностей словарной
статьи и характера дефиниций.
Практическая значимость исследования определяется, тем, что результаты, а также созданные на их базе словари могут быть использованы в преподавании как теоретического курса «Ономастика языка писателя», так и на факультативных занятиях по русскому языку.
Ономастические словари направлены не только на выяснение причин появления того или иного онима в творчестве писателя, но и на разъяснение непонятных читателю имен в связи с наличием фоновых знаний, а также в связи с отдаленными временными рамками или национальными реалиями. Разработанные принципы словаря могут быть применены в лексикографической практике.
Словари различных типов имеют огромное значение не только для учащихся, преподавателей, студентов, но и для всех, кто хотел бы получить
надежную информацию, отражающую накопленный человечеством опыт.
Сказанное позволяет увидеть значимость и актуальность исследования,
поскольку при всем обилии исследований по поэтической ономастике, с нашей
точки зрения, исследователи не предлагают развернутой и подробной характеристики имен собственных как возможных средств выразительности.
Выявление ряда закономерностей обусловлено широким привлечением
фактического материала. В работе нашли отражение различные типы наименований, зафиксированных в художественных текстах русских и авторов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как известно, ономастический материал обладает особой культурноисторической ценностью. Как отмечает A.B. Суперанская, образ, положенный в основу имени собственного, весьма индивидуален у
каждого народа, и имя, созданное в ту, или иную эпоху, может быть однозначно соотнесено с его культурной традицией. К тому же очевидно, что в содержании онимов всегда присутствуют идеологический и социологический компоненты, присущие культуре соответствующей эпохи.
В силу особой консервативности онимы, по словам В.А. Никонова [Никонов 1974: 14], сохраняют свидетельства более древнего состояния языка и
содержат большую языковую и внеязыковую информацию.
Рассмотрение наряду с лингвистическим исторического, этнографического, географического, культурологического, социологического, литературоведческого содержания онима помогает всесторонне осмыслить специфику именуемого объекта.
Лексикографические источники данного типа - Словарь русских личных
имен Н.А.Петровского [Петровский 1984], Словарь русских личных имен
А.Н. Тихонова, JI.3. Бояриновой, А.Г. Рыжковой [Тихонов, Бояринова, Рыжкова
1995], Словарь древнерусских личных собственных имен Н.М. Туликова [Туликов 2005], Словарь русских фамилий В.А. Никонова [1993], Краткий топонимический словарь В.А. Никонова [Никонов 2010], Современный
словарь русских имен A.B. Суперанской [Суперанская 2005] и др. - не содержат
лингвокультурологических комментариев.
Не всегда в тексте статьи раскрывается и этимология онима, а также
его словообразовательная активность и функционирование в качестве компонента устойчивых словосочетаний или фраз.
К тому же лингвокультурологической разработки требует и региональный ономастический материал, с которым сталкиваются иностранцы, обучающиеся в России.
Словари могут оказать практическую помощь в составлении примечаний, лингвистических и литературоведческих. В ходе исследования нами
были разработаны структура Словаря и его принципы. Была проведена сравнительно-сопоставительная работа по особенностям структуры разных типов авторских словарей XX века, включающих ономастические единицы. На их фоне
становятся заметны отличительные особенности словаря, главной из которых
является исследовательский характер издания, а в связи с этим - разная степень
информативной насыщенности словарных статей. Некоторые из них представляют своеобразные микроисследования.
Словарь литературных имен собственных - это ономастический словарьсправочник энциклопедического характера. Такой тип словаря связан с особенностями ономастики произведений различных писателей. Авторы используют
колоссальное количество разнообразных онимов, особенности употребления которых подчеркивают их писательский талант, отличают от
современников и показывают особенности следования традиции и последующие отступления от нее, а также многогранность личности, широкий круг их
общественно-политических интересов.
Для достижения основной цели работы нами были решены следующие задачи.
1) Были выявлены различные ономастические единицы. Среди них обнаружены практически все существующие виды онимов, то
есть антропонимы (мифологические, исторические. Вымышленные); зоонимы ,
топонимы (мифологические, исторические, поэтические); оронимы, гидронимы.
2) Нами были рассмотрены различные виды онимов, среди которых преобладающими являются антропонимы. Второй по частотности, но не по значимости, является топонимическая группа онимов.
3) Вышеперечисленные изыскания в практическом материале помогли
уточнить структуру словарной статьи и ее особенности в соответствии с временным принципом. Для нас явилось крайне важным проследить появление тех
или иных имен на определенном этапе, а также особенности изменения их коннотации и связанных с ними тропов, а в некоторых случаях — и особенности рифмовки собственных имен: Это позволило показать многогранные связи с внешним миром и само влияние этого мира на его творчество писателей.
4) При построении словарной статьи мы пришли к выводу о том, что структура статьи и характер дефиниций авторского ономастического словаря существенно отличаются как от описания нарицательной лексики в словарях обычного типа (толковых и др.), так и от описания онимов в обычных ономастических словарях.
Ономастический словарь, как и любой другой, нуждается в хорошо разработанном аппарате, включающем удобную систему помет и комментариев.
Особенности ономастического словаря предполагают использование опыта по
созданию таких словарных форм, как указателей имен к собраниям сочинений
писателей или к отдельным произведениям, а также опыта таких лексикографов, как коллектив составителей Словаря языка А.С.Пушкина,
В.И.Рогозиной, Л.М.Салимовой, А.Е.Полякова, имеющих опыт составления
собственно ономастических словарей. Сложность составления ономастического
словаря заключается в отборе достаточного количества сведений о том или
ином ониме и их значимости для уяснения того или иного контекста. Безусловно, проблемным вопросом является синонимия и омонимия онимов, а также
помещение в Словарь онима в его диахроническом аспекте.
5) Среди принципов цитирования учитывались такие, как: принцип достаточности контекста, принцип полноты. Безусловно, в словаре при этом должна
учитываться частотность, так как именно она показывает, что пропущен тот
или иной важный контекст. Кроме того, частотность указывает на значимость
того или иного онима в контексте всего творчества.
Составление словарей, несомненно, будет продолжено. При этом не исключено, что в его структуру, описанную в данной работе, будут внесены определенные изменения в связи с нарастанием объема уже употребленных онимов,
что связано с хронологическим принципом.


1. Андреева Л. И. Семантика литературного антропонима // Русская онома¬стика. - Рязань, 1977.
2. Баевский В. С. Сквозь магический кристалл: Поэтика «Евгения Онегина», романа в стихах А. Пушкина. - СПб., 1999.
3. Бондалетов В. Д. Русская ономастика. - М., 1983.
4. Ведина Т. Ф. Словарь личных имен. - М., 1999.
5. Веселовский С. Б. Ономастикон. - М., 1974.
6. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1981.
7. Виноградов В. В. Язык художественного произведения // ВЯ. - 1954. -
№5.
8. Винокур Г. О. Филологические исследования. - М., 1990.
9. Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий. - М., 2001.
10. Горбаневский М. В. «Мимо острова Буяна.» // РР. - 1987. -№6.
11. Горбаневский М. В. «Мне имя - Марина...» Заметки об именах соб-ственных в поэзии М. Цветаевой // Русская речь. - 1985. - №4.
12. Горбаневский М. В. В мире имен и названий. - М., 1987.
13. Горбаневский М. В. Ономастика в художественной литературе: Филоло¬гические этюды. - М., 1988.
14. Зайцева И. П. Стилистические функции имен собственных в поэтиче-ских текстах (На материале современной советской поэзии). - М., 1988.
15. Земская Е. А. Имена лиц собственных - базовые основы словопроизвод¬ства // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). - 2-е изд. - М., 2000. - С. 99-103.
16. Зубова Л. В. «По следу слуха народного и природного» (язык поэзии М. Цветаевой и история языка) // Динамики русского слова: Межвузовский сборник статей к 60-летию проф. В. В. Колесова. - СПб., 1994.
17. Китайгородская М. В., Розанова Н. Н. Речевые одежды Москвы // РР. - 1994. -№ 2.
18. Кошарная С. А. Лексические реализации персонажей в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» // К Пушкину сквозь время и пространство. - Белгород, 2000.
19. Крюкова О. С. Ономастикон романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». - М., 1999.
20. Кто есть кто в античном мире: Словарь-справочник. - М., 1993.
21. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990.
22. Магазаник Э. Б. Имена собственные в художественной литературе // Русская речь. - 1968. - № 3.
23. Магазаник Э. Б. Ономапоэтика, или «говорящие» имена в литературе. - Ташкент, 1978.
24. Михайлов В. Н. Собственные имена как стилистическая категория в русской литературе. - Луцк, 1965.
25. Михайлов В. Н. Экспрессивные свойства и функции собственных имен в русской литературе // ФН. - 1966. -№ 1.
26. Намитокова Р. Ю., Абрегов А. Н. В мире имен собственных. - Майкоп, 1998.
27. Никольская Т. Е. Ассоциативное поле личного имени // Семантика язы¬ковых единиц: Доклады IV Международной конференции. Ч. 1. - М., 1998.
28. Никонов В. А. Имена персонажей // Поэтика и стилистика русской лите¬ратуры. - М., 1971.
29. Никонов В. А. Имя и общество. - М., 1974.
30.Отрадин М. В. Петербург в русской поэзии XVII - нач. XX века. Вступи¬тельная статья. // Петербург в русской поэзии XVII - нач. XX века. - М., 1988.
31. Петровский Н. А. Словарь русских личных имен. 3-е изд. - М.: Рус. яз., 1984.
32. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. - М., 1978.
33. Поспелов Е. М. Географические названия мира. Топонимический сло-варь. - М., 1998.
34. Ревзина О. Г. Окказиональное слово в поэтическом языке. // Словарь по¬этического языка Марины Цветаевой: В 4 т. Т. 2. - М., 1998.
35. Ревзина О. Г. Собственные имена в поэтическом идеолекте М. Цветае-вой // Поэтика и стилистика. - М., 1991
36. Саакянц А. А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. - М., 1999.
37. Саакянц А. А. Тайный жар: очерки о М. Цветаевой. - М., 1986.
38. Саакянц А. А. Три Москвы Марины Цветаевой. // Поклонись Москве... - М., 1989.
39. Словарь языка Пушкина. - М., 1956. - Т. 1.
40. Смолицкая Г. П., Горбаневский М. В. Топонимия Москвы. - М., 1982 .
41. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. - М., 1995.
42. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. - М., 1973.
43. Суперанская А. В. Что такое топонимика? - М., 1985.
44. Таич Р. У. Опыт антропонимического словаря писателя // Антропоними¬ка / Ред. В. А. Никонов, А. В. Суперанская. - М., 1970.
45. Тамарченко А. Диалог Марины Цветаевой с Шекспиром. Проблема «Г амлета» // Марина Цветаева: Норвические симпозиумы по русской ли¬тературе и культуре / Под ред. С. Ельницкой и Г. Эткинда. - Норфилд, 1992.
46. Теория и методика ономастических исследований. - М., 1986.
47. Трофимкина О. И. О разных типах словарей писателя // Вопросы стили¬стики. Межвузовский научный сборник. Вып. 5. - Саратов, 1972.
48. Федорова М. В. Русские имена в ХХ веке. - Белгород, 1995.
49. Фонякова О. И. Имя собственное. Учебное пособие. - Л., 1990.
50. Харченко В. К. Писатель Сергей Есин: язык и стиль. Монография. - М., 1998.
51. Хижняк Л. Г. О внутренней форме имен собственных в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина (на материале произведений 70-х годов: «Гос-
52. Ковалев Г.Ф. Ономастические этюды: Писатель и имя: Монография. Во-ронеж, ВГПУ,2002.
53. Листрова-Лравда Ю.Т. Личные собственные имена и нацио¬
нально-культурная семантика в творчестве И.А. Бунина // И.А. Бу¬
нин и русская культура Х1Х - ХХ веков. Воронеж, 1995
54.Отин Е.С. Словарь коннотативных собственн ых имен.
Донецк, 2004
55. Отрадин М.В. Петербург в русской поэзии XVII - начала Х Х века. Вступительная статья // Петербург в русской поэзии XVII - начала Х Х века: Поэтическая антология. М., 1988. С.5.
56. Таич Р.У. Опыт антропонимического словаря писателя // Антропони-мика / Ред. В.А. Никонов, А.В. Суперанская. М., 1970. С. 314 - 319.
57. Тер-Абрамянц А.П. Созвездия Ивана Бунина (образы звездного неба в
творчестве И.А. Бунина) // И.А. Бунин и русская культура Х1Х-- ХХ веков. М., 1995.
58. Фонякова О.И. Имя собственное и словарь писателя //
Вопросы теории и истории языка. Сб. статей к 100-летию со дня рождения Б.А. Ларина. Спб, 1993. С.234-240.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ