Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы организации физкультурно-оздоровительной
работы в дошкольном образовательном учреждении ........................................8
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования………………………………………………………………………8
1.2 Особенности организация физкультурно-оздоровительной работы
в дошкольном образовательном учреждении…………....................................14
Глава II. Методы, методики и организация работы…………………………...23
2.1 Методы и методики работы…………………………………………………23
2.2 Организация работы…………………………………………………………24
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по организации физкультурнооздоровительной работы в ДОУ ……………………………………………….25
3.1 Результаты первичного обследования …………………………..................25
3.2 Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в
дошкольном образовательном учреждении…………………………………...27
3.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………..35
Выводы ……………………………………..........................................................40
Практические рекомендации……………………………………………………42
Список литературы………………………………………………………………44
Приложение………………………………………………………………………48
По результатам обследования детей, поступающих в дошкольные
образовательные учреждения (ДОУ), наблюдается снижение показателей
уровня их здоровья и физического развития. Недостаточная двигательная
активность – гипокинезия – отмечается у совсем маленьких детей. Конечно, в
первую очередь от гипокинезии страдает мышечная система, снижается
тонус мышц. Тем самым происходит нарушение осанки, кровообращения,
сердечнососудистой системы, функции дыхания, центральной нервной
системы. В связи с этим в настоящее время остро стоит вопрос организации
физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Здоровье – великое благо, недаром народная мудрость гласит:
«Здоровье - всему голова!». Важным аспектом оздоровительной физкультуры
являются самостоятельные занятия с детьми в домашних условиях, в
семейной обстановке, направленные на оздоровление и закаливание детей.
Физическая активность является одним из самых могучих средств
предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно
лекарство не поможет ребенку так, как последовательные и систематические
занятия физкультурой.
Физическая культура способствует формированию здорового образа
жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и
организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать
физическое воспитание ребенка. Как считают многие современные авторы,
начиная занятия физкультурой после 3 лет – родители уже опоздали с
началом физического воспитания ребенка. Однако физическое развитие
ребенка в возрасте от 3 до 6 лет позволяет заинтересовать его и научить
основным навыкам и принципам физической культуры. Занятия
физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма,
повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег, гимнастические
упражнения, лыжи, велосипед, плавание – все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется
контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных
занятиях.
Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся
его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо
болезненных изменений. Понятие «здоровье» имеет множество определений.
Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных
и приобретѐнных) и социальных факторов; последние имеют столь важное
значение в поддержании состояния здоровья или в возникновении и развитии
болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения
записано: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических
дефектов». Однако столь широкое социологическое определение здоровья
является несколько спорным, так как социальная полноценность человека не
всегда совпадает с его биологическим состоянием. Вообще понятие здоровье
является несколько условным и объективно устанавливается по
совокупности антропометрических, клинических, физиологических и
биохимических показателей, определяемых с учѐтом полового, возрастного
факторов, а также климатических и географических условий.
Здоровье необходимо характеризовать не только качественно, но и
количественно, так как существует понятие о степени здоровья,
определяемой широтой адаптационных (приспособительных) возможностей
организма. Научная организация охраны здоровья отдельных лиц и
человеческих коллективов должна основываться на повышении защитных
свойств организма людей, а также на создании условий, предупреждающих
возможность контакта человека с разными патогенными раздражителями,
или же на ослаблении их действия на организм.
Важным во многих определениях здоровья является отношение к нему
как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им. Данная проблема волнует врачей, воспитателей и родителей, в
ДОУ создаются условия для сохранения и укрепления здоровья детей.
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия
приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией
ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин
тому много: это социальные, экологические, психологические.
Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду -
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком
дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к
жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе
разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной,
художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Сферу физической культуры характеризуют разные виды деятельности:
двигательная, соревновательная, культурно-спортивная, физкультурная и др.
Центральным системообразующим фактором, объединяющим все
компоненты физической культуры, выступает физкультурная деятельность.
Она не ограничивается только развитием и формированием телесных
характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной
деятельностью. Это и определяет специфику физкультурной деятельности,
позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи. В
процессе этой деятельности и формируется физическая культура личности
каждого конкретного человека.
Очевидно и следующее противоречие: укрепление здоровья детей
дошкольного возраста в обществе осознается как основная задача ДОУ,
однако в дошкольном образовании недостаточно эффективно разработана
программа по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного
возраста и имеются нарушения в создании необходимых для этого условий. Проблема исследования состоит в поиске и создании эффективных
условий для результативности организации физкультурно-оздоровительной
работы в ДОУ.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым
путем проверить физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ, основанную
на установлении взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного
возраста по физкультурно-оздоровительной работе.
Объектом исследования является организация физкультурнооздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет: организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ,
основанная на установлении взаимодействия с родителями детей старшего
дошкольного возраста по физкультурно-оздоровительной работе.
Гипотеза исследования: организация физкультурно-оздоровительной
работы с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ будет более
успешной, если установить взаимодействие с родителями по физкультурнооздоровительной работе.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования, были
определены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической, методической
литературы и научных публикаций по проблеме организации физкультурнооздоровительной работы в ДОУ.
2. Изучить особенности организации физкультурно-оздоровительной
работы с детьми дошкольного возраста.
3. Определить основные педагогические условия успешности
организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
4. Опытно-поисковым путем проверить педагогические условия,
способствующие эффективности организации физкультурнооздоровительной работы в ДОУ.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования
применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, обобщение опыта работ,
анкетирование, наблюдение, эксперимент.
Практическая значимость работы состоит в организации физкультурнооздоровительной работы в ДОУ и разработке рекомендаций по физическому
воспитанию и оздоровлению детей дошкольного возраста для родителей.
База исследования: опытно – поисковая работа по выбранной теме
исследования проводилась на базе Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного
вида п. Томаровка».
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав,
выводов, библиографического списка и приложения.
1. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие
и состояние здоровья ребѐнка, двигательной активности принадлежит едва ли
не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в
движении во многом зависят развитие родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми
старшего дошкольного возраста в детском саду и в семье.
5. Сравнив данные, полученные на первом этапе, с данными,
полученными после внедрения Программы, можно сделать вывод о том, что
внедрение программы способствовало повышению уровня физического
развития детей старшего дошкольного возраста.двигательных навыков, памяти,
восприятия, эмоции, мышления. Из этого следует, что проблема
оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека,
а целенаправленная, систематически спланированная работа всего
коллектива образовательного учреждения и семьи ребенка.
2. Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском
саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания
ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры
личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка
ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе
разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной,
художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
3. Целью физического воспитания является формирование у детей
навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического
воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические
факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др.
Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном
применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на
организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха,
питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач
физического воспитания.
4. Сравнив данные, полученные на первом этапе, с данными,
полученными после внедрения Программы, можно сделать вывод о том, что
внедрение программы способствовало повышению заинтересованности
1. Амарян, Р.И. Нормативно-правовые основы физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]/ Р.И. Амарян. - Москва: Детство, 2004. - 67 с.
2. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст]/ В.Г. Алямовская.- Москва: Педагогика, 2003. - 209 с.
3. Антонов, Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века [Текст]/ Ю. Е.Антонов. - Москва: Аркти , 2001. - 211 с.
4. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. [Текст]: Методическое пособие / Т.Л.Богина. - Москва: Мозаика - Синтез, 2005. - 112 с.
5. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду [Текст] / О.И.Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А.Майер. - Москва: Сфера, 2005. - 144 с.
6. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]/ - Санкт-Петербург, 2002. - 234 с.
7. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей [Текст] / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С.63.
8. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.С.Евдокимова. - Москва: Сфера, 2005. - 96 с.
9. Жуков, М.Н. Подвижные игры [Текст]: Учеб. для студ. пед. вузов / М.Н.Жуков. - Москва: Академия, 2002. - 160 с.
10.Зайцев, А.А. Физическое воспитание дошкольников [Текст]: Учеб. пособие /
A. А.Зайцев, Е.В. Конеева, Н.К.Полещук и др. - Калининград: Калинингр. ун¬т., 2007. - 71 с.
11.Замотаева Л. Организация физкультурных занятий по принципу круговой тренировки [Текст]/ Л. Замотаева // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 5. - С. 34 - 36.
12.Зимонина, В.А. Воспитание ребёнка - дошкольника. Расту здоровым [Текст]/
B. А. Зимонина - Москва: ВЛАДОС, 2003. - 304 с.
13. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека [Текст]/ Е.П. Ильин. Санкт-Петербург: Питер, 2003. - 256 с.
14. Индивидуально - дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]/ - Москва: Педагогика, 1999. - 211 с.
15. Каштанова, Г.В. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников [Текст]: Практическое пособие / Г.В.Каштанова, Е.Г.Мамаева. - Москва: АРКТИ, 2006. - 64 с.
16. Каштанова, Г.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении [Текст]: Практическое пособие/ Г.В.Каштанова. - Москва: Просвещение, 2002. - 89 с.
17. Кузнецова, М. Н. Современные пути оздоровления дошкольников [Текст]/ М. Н. Кузнецова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №11.- С.56-58.
18. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]/ М. Н. Кузнецова. Москва: АРКТИ, 2002 - 64 с.
19. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]/ Т.А.Куликова. - Москва: Академия, 1999. - 232 с.
20. Маханева, М. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе [Текст]/ М. Маханева. - Москва: АРКТИ, 2004. - 263 с.
21. Моргунова, О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ [Текст]/ О.Н. Моргунова. - Воронеж: ИкМА, 2005 - 127 с.
22. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек [Текст]//Дошкольное воспитание. - 1997. - №12. - С. 23-25.
23.Овчинникова, Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников [Текст]/ Т.С. Овчинникова. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 176 с.
24. Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские [Текст]/ Е.А. Покровский — Санкт-Петербург: Питер, 1994. - 108 с.
25. Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет [Текст] / Л.И. Пензулаева. - Москва: ВЛАДОС, 2002. - 157 с.
26. Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста [Текст] / Л.И. Пензулаева. - Москва: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
27. Полтавцева, Н. О программе знаний физической культуры для дошкольников [Текст]/ Н. Полтавцева // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 5. - С. 14-16.
28. Радуга. Программа и методическое руководство [Текст]. - Москва: Просвещение, 2006. - 209 с.
29. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей [Текст]/ Авт.- сост. И.А.Дядюнова. - Москва: АПК и ПРО, 2004. - 32 с.
30. Рунова, Т.И. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст]/ Т.И. Рунова. - Москва: Педагогика, 2000. - 249 с.
31. Сивачева, Л. Спортивные игры с нестандартным оборудованием [Текст]/ Л.Сивачева // Обруч. - 2001.- № 4. - С.30-31.
32. Соломенникова, О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ [Текст]/О.А. Соломенникова. - Москва: Просвещение, 2007. - 89 с.
33. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста [Текст]/ Сост. С.С.Бычкова. - Москва: АРКТИ, 2002. - 64 с.
34. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений [Текст]/ Под ред. С.О.Филипповой. - Санкт- Петербург: Детство-Пресс - 2005. - 416 с.
35. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников [Текст]/ Э.Я. Степаненкова. - Москва: Академия, 2001. - 368 с.
36. Степаненкова, Э.Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития дошкольников [Текст]/ Э.Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. - 2005.- № 12. - С.23-25.
37. Страковская, В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет [Текст]/ Страковская, В.Л. Москва: Новая школа, 1994. - 288 с.
38. Утробина, К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет [Текст]/ К. Утробина. - Москва: ГНОМ, 2004. - 103 с.
39. Физическое воспитание и развитие дошкольников [Текст]: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. Заведений / под ред. С.О.Филипповой. - Москва: Академия, 2007.- 224 с.
40.Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Текст]/ И.В. Чупаха. - Москва: Просвещение, 2003 - 143 с.
41. Шарманова, С.Б. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: теория и практика [Текст] / С.Б.Шарманова. - Челябинск, 2001. - 113с.
42. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие [Текст] / В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак, В.В.Шишкина. - Москва: Академия, 2000. - 176 с.