Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ СОШ №1 (г. Глазов, Удмуртская Республика).
Выборка: 40 обучающиеся 5-х классов.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1.Понятие о координационных способностях и их видах 5
1.2. Особенности развития координационных способностей 7
ГЛАВА II. Определение уровня развития координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста 18
2.1Изучение уровня развития координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста 18
2.2. Введение комплекса подвижных игр 22
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Приложение 38
Актуальность темы обуславливается тем, что в процессе воспитания происходит передача знаний о движениях, осуществляется знакомство детей с более рациональными способами выполнения различных движений, так же положительно влияющих на работу органов систем, которые позволяют решать различные двигательные задачи с меньшими затратами сил. По мнению Ботяева В.Л младший школьный возраст важен с точки зрения педагогического воздействия, которое так же должно обеспечить полноценность и своевременность физического и двигательного развития детей. Реализовывать правильное формирование структуры естественных движений, анализаторной функции двигательного аппарата. Одним из важнейших в системе физического воспитания детей является координация.[2, с23]
В данном возрасте важно акцентировать внимание на развитие и совершенствование координационных способностей. Таким образом актуальность данного исследования заключается в том что координационные способности важно развивать постепенно с помощью различных упражнений и подвижных игр.
Исследования Осипова Р.Л показывают, что у младших школьников существуют предпосылки для успешного развития всех двигательных способностей.[14, с.55]. Изучение различной литературы помогло определить тему исследования.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс детей 11-12 лет.
Предмет исследования – методика развития координационных способностей детей 11-12 лет.
Цель исследования – повышение уровня развития координационных способностей детей 11-12 лет.
Задачи исследования:
1. Анализ научно - методической литературы по развитию координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
2.Разработать и реализовать комплекс подвижных игр повышающих показатели качества координационных способностей.
3.Выявить эффективность комплекса подвижных игр на развитие координационных способностей.
Методы исследования
- анализ и обобщение научно - методической литературы по данной теме;
- тестирование;
- педагогический эксперимент;
-. методы математической статистики.
Гипотеза: предполагается, что использование подвижных игр для развития координационных способностей у детей 11-12 лет на тренировочных занятиях общей физической подготовкой повысит развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующем: заключается в том, что приобретённый в ходе внедрения комплекса подвижных игр по развитию координационных способностей позволит педагогам ДОУ успешно вести работу по развитию координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
База исследования: МБОУ СОШ №1, г. Глазов, Удмуртская Республика. В эксперименте принимали участие две группы детей по 20 человек, идентичные по возрасту и физическим качествам.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.
При изучении литературных источников было выявлено, что строя планирование по физической культуре необходимо учитывать успеваемость по другим учебным предметам, осуществлять координационные игры в связи с содержанием и методические приёмы.
Предложенный комплекс подвижный игр был внедрен в тренировочный процесс в экспериментальной группе с целью проверки эффективности данного комплекса на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст ребенка - это возраст глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.
Уровни развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста экспериментальной группы по всем показателям оказали незначительно выше чем в контрольной группе.
Разработанный комплекс подвижных игр, основанный на научно - методической литературе является эффективным средством развития координационных способностей. Он может быть рекомендован учителям физической культуры и тренерам ДЮСШ для его внедрения.
Поставленная в начале работы цель достигнута. Влияние подвижных игр на координационные способности детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры изучено. Результаты экспериментального исследования дают возможность сделать вывод о том, что гипотеза поставленная в начале работы, подтвердилась.
1. Бернштейн, Н.А, О ловкости и её развитии [Текст]: публикация подготовлена профессором И.Н. Фейгенбергом / Н.А. Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 19991.-287 с.
2. Ботяев, В.Л. Взаимосвязь и динамика проявления координационных способностей как фактор актуализации системы спортивного отбора [Текст] / В.Л. Ботяев, Е.В. Павлова // Вестник спортивной науки. – 2015. -№2. –С. 23-26
3. Вишня, П.М. Подвижные игры на склоне [Текст] / П.М. Вишня // Физическая культура в школе. 2017.-№ 8 .- С. 10-11.
4. Воронина, Г.А. Двигательная активность и развитие детей младшего школьного возраста [Текст] / Г.А Воронина // Физическая культура в школе. 2009 .-№8 .- С. 27-29.
5. Колодницкий, Г. А. Физическая культура. 1-4 классы. Учебно – наглядное пособие для учащихся начальной школы / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2018. – 222 с
6. Коротков И.М., Былеева Л.В. Подвижные игры / Учебное пособие для студентов вузов и физической культуры / И. И. Коротков, Л. В. Былеева. – М. : Спорт Академ Пресс, 2002. – 40 с.
7. Кульков, И.В. Физические качества – важная составляющая формирования двигательных умений и навыков [Текст] / И.В. Кульков // Физическая культура в школе. – 2015 . -№4. – С. 45-52.
8. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник для вузов / Ю.Ф. Курамшин, В.Е. Григорьев, Н.Е. Лаптышева. – М.: Академия, 2014. – 463 с.
9. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. – М.:TBT Дивизион, 2006. – 290 с. ISBN 5-98724-012-3
10. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 класс [Текст] / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2011.
11. Лях, В.И. Координационные способности школьника [Текст] / В.И. Лях. – Минск: Полымя, 1989. – 160 с.
12. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учебник / Л.П. Матвеев.- М.: Физическая культура и спорт, 1991. -543с.
13. Осипов, Р.Л. Подвижные игры в начальной школе : учеб.-метод. пособие / Р.Л. Осипов. – Киров : Изд-во ВятГГУ, 2012. – 64с.
14. Осипов, Р.Л. Функциональные возможности детей младшего школьного возраста в подвижных играх / Р.Л. Осипов // Актуальные проблемы физической культуры и спорта и пути их решения : сб. науч.- метод. ст. / под общ. Ред. А.Г. Капустина, О.В. Анфилатовой. – Киров : Изд-во ВятГГУ, 2008.-С. 63-69
15. Патрикеев, А.Ю. Зимние подвижные игры. 1-4 классы / Патрикеев А.Ю. – М.: ВАКО, 2008.- 176 с.
16. Пегушина, Ю.В. Развитие двигательных качеств обучающихся на уроках физической культуры / Ю.В. Пегушина, Н.Н. Грачева // Инновационная наука. – 2017. – Т. 2. - №. 4. – С. 130-133.
17. Пенькова, И.В. Особенности физического воспитания детей / И.В. Пенькова, Н. В. Карпова, С. В. Шмелева // Редакционная коллегия. – 2017. – С. 281.
18. Погудин, С.М. Оценка оздоровительной эффективности физической подготовки и направления ее индивидуализации у школьников / С.М. Погудин, Д.В. Фонарев // Вестник Удмуртского университета. Серия
19. Полянская, С.Б. Т 338 Теория и методика подвижных игр: учебно – методические рекомендации для студентов 1 курса бакалавриата, обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (профиль подготовки – Физическая культура) очной формы обучения / C.Б. Полянская. – Славянск – наКубани: Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2018. – 55с. 1 экз.
20. Рожко, Г.Т. подвижные игры на уроке физической культуры / Г.Т. Рожко, Г.К. Шарипова // Научный взгляд в будущее. – 2016. – Т. 8. – С. 68 – 72.
21. Садыкова, С.Л. Физическая культура. 1- 11классы: подвижные игры на уроках и во внеурочное время / С.Л. Садыкова, Е.И. Лебедева.- Волгоград: Учитель, 2008.
22. Теория и методика физического воспитания / под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова, - М.: Физическая культура и спорт, 2011. – 586 с.
23. Теория и методика физической культуры : учебник / под общей ред. д.п.н., проф. Ж.К.
24. Федотова, Н.Н. Программа здоровье – сберегающей направленности [Текст]: Подвижные игры / Н.Н. Федотова, Л.А. Курганова // Начальная школа. 2009. - №10.- С. 17-23.
25. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности [Текст] / Н.А. Фомин, В.П. Филин. – М.: ФиС, 2004.- 430 с.
26. Холодов, В.С., Кузнецов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спота [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.С. Холодов, Ж.К. Кузнецов – М.: Академия, 2003. – 480 с.
27. Чигрина, С.Г. Новый взгляд на веселые старты» [Текст] / С.Г.Чигрина // Инновационные проекты и программы в образовании, 2010. - №4. – С. 49 – 52.
28. Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999г. – 360 с.
29. Янсон, Ю.А. Физическая культура в школе: научно – педагогический аспект [Текст]. Книга для педагога / Ю.А. Янсон. – Ростов –на – Дону: Феникс, 2009 – 635 с.
30. Ярлыкова, О.В. Влияние подвижных игр на развитие физических качеств младших школьников во внеурочной деятельности / О.В. Ярлыкова // Таврический научный обозреватель. – 2016. - №. 1-3 (6). – С. 51 – 56 с.
31. Ярославцева, И.В. особенности развития физических качеств у младших школьников [Текст] / И.В. Ярославцева // Вестник спортивной науки. – 2011. – 2011. - №4. – С. 31-37.