Особенности психологического консультирования детей и подростков (Основы психологического консультирования, Московский Институт Технологий и Управления)
|
Введение 3
1 Теоретические основы психологического консультирования 6
1.1 Общее представление о психологическом консультировании 6
1.2 Особенности психологического консультирования 8
2 Особенности психологического консультирования детей подросткового возраста 15
2.1 Особенности подросткового возраста 15
2.2 Особенности консультирования подростков 19
2.3 Этические аспекты психологического консультирования подростков 22
Заключение 27
Список использованных источников 29
1 Теоретические основы психологического консультирования 6
1.1 Общее представление о психологическом консультировании 6
1.2 Особенности психологического консультирования 8
2 Особенности психологического консультирования детей подросткового возраста 15
2.1 Особенности подросткового возраста 15
2.2 Особенности консультирования подростков 19
2.3 Этические аспекты психологического консультирования подростков 22
Заключение 27
Список использованных источников 29
Актуальность. Наш мир постоянно меняется. Перемены в привычном жизненном укладе оказывают свое влияние на психологическое здоровье людей. Зачастую невозможно самостоятельно разобраться с подобными проблемами и многие обращаются к психологам, которые в свою очередь консультируют по тому или иному вопросу. Под этим подразумевается психологическое консультирование.
Значимость психологического консультирования и спрос на данный вид психологической помощи в наше время можно объяснить тем, что с каждым днем процент людей, которые сознательно подходят к проблемам психологического здоровья растет. Выявление проблем, обсуждение таковых и их решение – это не просто модная тенденция, а неотъемлемая часть социальной стороны жизни. Нельзя отрицать тот факт, что достижение результата в решении конкретных трудностей зависит от плодотворной совместной работы (клиент/консультант). Психолог-консультант, благодаря общению с обратившимся клиентом, показывает ему выход из трудных ситуаций, минимизирует тревожное состояние клиента и помогает ему взглянуть на проблемы.
Подростковый возраст в психологическом консультировании – один из самых сложных. Статистика подтверждает, что количество случаев обращения за психологической помощью в этот период резко увеличивается, при этом резко расширяется диапазон запросов родителей. Еще более выделяет этот период жизни ребенка с точки зрения особенностей психологического консультирования то, что теперь сам подросток впервые становится клиентом – субъектом обращения в психологическую консультацию, ставя, а иногда и не ставя об этом в известность своих родителей.
Степень научной разработанности темы. За рубежом психологическое консультирование в области подростковой психологии было положено начало работами А. Вине, посвященными разработке методов измерения умственного развития с целью дифференциации здоровых, но социально и педагогически запущенных детей от детей с аномалиями развития. Варга А.Я., Смехов В.А. рассматривали психологические проблемы, не связанные с патологией: высокая тревожность ребенка, нарушения межличностных отношений, трудности в обучении, семейном воспитании и т. д. В работах Л. С. Выготского, Н. М. Щелованова и других советских ученых эта задача с самого начала понималась весьма широко, об особом значении условий жизни и развития ребенка и необходимости психологического контроля за развитием нормального ребенка с целью своевременного обнаружения даже легких, далеких от патологии трудностей и отставаний, профилактики возможных неблагоприятных вариантов развития.
Целью данной работы является выявление особенностей психологического консультирования детей и подростков.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач: собрать и проанализировать необходимую учебную и научную литературу, статьи и материалы сети Интернет; на основе проанализированной информации, рассмотреть общее представление о психологическом консультировании; рассмотреть особенности психологического консультирования; рассмотреть особенности подросткового возраста и консультирования; рассмотреть этические аспекты психологического консультирования детей подросткового возраста.
В заключении будут подведены итоги проделанной работы и сделаны необходимые выводы.
Объектом исследования в данной курсовой работе является психологическое консультирование детей и подростков.
Предметом исследования в данной курсовой работе является процесс психологического консультирования детей и подростков.
Теоретической основой для данной курсовой работы послужили труды таких авторов как О.О. Андронникова, Л. С. Выготский, М. А. Гулина, М.М. Кашапов, Н. В. Клюева, Е. Г. Руновская, А. Б. Армашова, Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина, К. Л. Писаревский, С. Н. Савинков, Л. В. Смолова, О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев, А. О. Шарапов, О. В. Матвеев.
Методы исследования. В работе использованы общенаучные методы исследования: метод объективности и метод системности.
Структура курсовой. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы и источников.
Значимость психологического консультирования и спрос на данный вид психологической помощи в наше время можно объяснить тем, что с каждым днем процент людей, которые сознательно подходят к проблемам психологического здоровья растет. Выявление проблем, обсуждение таковых и их решение – это не просто модная тенденция, а неотъемлемая часть социальной стороны жизни. Нельзя отрицать тот факт, что достижение результата в решении конкретных трудностей зависит от плодотворной совместной работы (клиент/консультант). Психолог-консультант, благодаря общению с обратившимся клиентом, показывает ему выход из трудных ситуаций, минимизирует тревожное состояние клиента и помогает ему взглянуть на проблемы.
Подростковый возраст в психологическом консультировании – один из самых сложных. Статистика подтверждает, что количество случаев обращения за психологической помощью в этот период резко увеличивается, при этом резко расширяется диапазон запросов родителей. Еще более выделяет этот период жизни ребенка с точки зрения особенностей психологического консультирования то, что теперь сам подросток впервые становится клиентом – субъектом обращения в психологическую консультацию, ставя, а иногда и не ставя об этом в известность своих родителей.
Степень научной разработанности темы. За рубежом психологическое консультирование в области подростковой психологии было положено начало работами А. Вине, посвященными разработке методов измерения умственного развития с целью дифференциации здоровых, но социально и педагогически запущенных детей от детей с аномалиями развития. Варга А.Я., Смехов В.А. рассматривали психологические проблемы, не связанные с патологией: высокая тревожность ребенка, нарушения межличностных отношений, трудности в обучении, семейном воспитании и т. д. В работах Л. С. Выготского, Н. М. Щелованова и других советских ученых эта задача с самого начала понималась весьма широко, об особом значении условий жизни и развития ребенка и необходимости психологического контроля за развитием нормального ребенка с целью своевременного обнаружения даже легких, далеких от патологии трудностей и отставаний, профилактики возможных неблагоприятных вариантов развития.
Целью данной работы является выявление особенностей психологического консультирования детей и подростков.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач: собрать и проанализировать необходимую учебную и научную литературу, статьи и материалы сети Интернет; на основе проанализированной информации, рассмотреть общее представление о психологическом консультировании; рассмотреть особенности психологического консультирования; рассмотреть особенности подросткового возраста и консультирования; рассмотреть этические аспекты психологического консультирования детей подросткового возраста.
В заключении будут подведены итоги проделанной работы и сделаны необходимые выводы.
Объектом исследования в данной курсовой работе является психологическое консультирование детей и подростков.
Предметом исследования в данной курсовой работе является процесс психологического консультирования детей и подростков.
Теоретической основой для данной курсовой работы послужили труды таких авторов как О.О. Андронникова, Л. С. Выготский, М. А. Гулина, М.М. Кашапов, Н. В. Клюева, Е. Г. Руновская, А. Б. Армашова, Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина, К. Л. Писаревский, С. Н. Савинков, Л. В. Смолова, О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев, А. О. Шарапов, О. В. Матвеев.
Методы исследования. В работе использованы общенаучные методы исследования: метод объективности и метод системности.
Структура курсовой. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы и источников.
Подростковый период – важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека. Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности.
Самооценка как центральное образование личности в значительной степени определяет социальную адаптацию личности и является регулятором ее поведения и деятельности. Важным новообразованием является самоопределение, т.к. идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становятся основополагающими целями подросткового возраста.
Одной из проблем, с которыми сталкивается подросток, является такой важный для этого возраста процесс, как отделение от семьи. Отделение подростка от семьи – важнейшая предпосылка достижения им впоследствии зрелости, самостоятельности, возможности принять ответственность за свою жизнь на самого себя.
С вступлением в пубертатный период резко возрастает интерес подростков к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. В связи с этим принято говорить о половой идентификации подростков. Процесс формирования половой идентичности в подростковом возрасте часто осуществляется не просто, сопровождаясь острыми переживаниями собственной сексуальной несостоятельности.
Влияние общения со сверстниками на личность подростка оказывает решающую роль, как в позитивном, так и в негативном аспектах. Общение содействует успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение. Опыт общения, приобретенный в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении в самостоятельную жизнь.
Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:
– установление контакта с подростком;
– запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;
– диагностическая беседа: поиск причин трудностей;
– интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка;
– реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.
Родителям подростков, также как и их детям, нужна психологическая поддержка. Консультирование родителей обусловлено непониманием ими изменений, происходящих в подростке. Консультанту по возможности нужно убедить родителей, что основа их помощи – не какие-либо действия по изменению подростка в соответствии со своим эталоном, а открытое выражение своей любви к нему.
Подростковый возраст предоставляет родителям последнюю возможность для налаживания эмоционального контакта со своим ребенком. Необходимо, чтобы родители воспользовались такой возможностью, иначе их родительство потеряет всякий смысл, позднее явится причиной разного рода страданий, отчаяния оттого, что поздно что-либо изменить.
Самооценка как центральное образование личности в значительной степени определяет социальную адаптацию личности и является регулятором ее поведения и деятельности. Важным новообразованием является самоопределение, т.к. идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становятся основополагающими целями подросткового возраста.
Одной из проблем, с которыми сталкивается подросток, является такой важный для этого возраста процесс, как отделение от семьи. Отделение подростка от семьи – важнейшая предпосылка достижения им впоследствии зрелости, самостоятельности, возможности принять ответственность за свою жизнь на самого себя.
С вступлением в пубертатный период резко возрастает интерес подростков к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. В связи с этим принято говорить о половой идентификации подростков. Процесс формирования половой идентичности в подростковом возрасте часто осуществляется не просто, сопровождаясь острыми переживаниями собственной сексуальной несостоятельности.
Влияние общения со сверстниками на личность подростка оказывает решающую роль, как в позитивном, так и в негативном аспектах. Общение содействует успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение. Опыт общения, приобретенный в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении в самостоятельную жизнь.
Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:
– установление контакта с подростком;
– запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;
– диагностическая беседа: поиск причин трудностей;
– интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка;
– реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.
Родителям подростков, также как и их детям, нужна психологическая поддержка. Консультирование родителей обусловлено непониманием ими изменений, происходящих в подростке. Консультанту по возможности нужно убедить родителей, что основа их помощи – не какие-либо действия по изменению подростка в соответствии со своим эталоном, а открытое выражение своей любви к нему.
Подростковый возраст предоставляет родителям последнюю возможность для налаживания эмоционального контакта со своим ребенком. Необходимо, чтобы родители воспользовались такой возможностью, иначе их родительство потеряет всякий смысл, позднее явится причиной разного рода страданий, отчаяния оттого, что поздно что-либо изменить.
Подобные работы
- Жизненные перспективы подростков склонных к виктимному
поведению
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Специфика логопедической работы по запуску речи у неговорящих детей в условиях образовательного центра (Московский городской педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Структурно-функциональная организация психологической защиты личности (19.00.03 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2007 - ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И ДИНАМИКА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О КОНФЛИКТАХ (19.00.05)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЙ ПОДРОСТКОВ
ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая профилактика суицидального поведения среди подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ МАТЕРЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма детей с учетом их конституциональных особенностей
Диссертация , физиология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Особенности отношения к деньгам
людей с разным уровнем личностной зрелости
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2004



