Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ Б. ПИЛЬНЯКА

Работа №14069

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы65стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
496
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………………..…………………………………………………… 3
Глава I. КАРТИНА МИРА СКВОЗЬ ПРИЗМУ СЛОВОТВОРЧЕСТВА… 7
§1. Соотношение понятий «неологизм», «окказионализм»,
«потенциализм»……………………………………………………… 7
§2. Классификация лексических новообразований…………….......... 19
§3. Словотворчество и художественная картина мира……………….... 23
Глава II. Структурные , семантические и функциональные особенности
авторских слов Б. ПИЛЬНЯКА …………………………………………… 28
§1. Языковое новаторство Б.Пильняка………………………………… 28
§2. Основные способы образования индивидуально-авторских
новообразований Б.Пильняка……………………………………….. 32
§3. Особенности функционирования лексических образований в
прозе Б. А. Пильняка……………………………………………….... 45
Заключение …………………...…………………………………………….. 55
Список использованной литературы ……………………………….……. 58

Русский язык в своем бытовании и функционировании, как и любой
другой язык, не остается статичным и неподвижным, он постоянно
развивается. Это развитие означает постоянное пополнение, прежде всего,
лексического состава языка под влиянием множества факторов общественнополитических, социальных, экономических, культурных и других. Новые
слова возникают в языке, становясь частью его системы, и существуют
вместе с каноническими словами, ставшими уже привычными для языка и
вошедшими в основной словарный запас. Постепенно их новизна
утрачивается, и они входят в состав канонических лексических единиц.
Обновление лексики языка может происходить и по другому пути,
посредством создания неологизмов авторских, которые не становятся частью
основного словарного запаса, а функционируют только в речи, обогащая ее,
создавая незабываемые образы, либо подчеркивая какие-то особенности,
свойства называемых ими явлений или предметов. В силу этого существуют
различные исследовательские подходы к пониманию сущности этих слов, их
видам и признакам.
Любое художественное произведение является, в первую очередь,
выражением личности своего создателя, как в плане совокупности идей, так
и на уровне их лингвистической реализации. Чем выше избирательная
способность писателя, тем менее стандартизованной становится его
художественно-речевая система, организованная в соответствии со стилем,
художественно-эстетической культурой, мировоззрением писателя и
конкретно проявляемая в максимальном контексте произведения –
микроструктуре данной речевой деятельности [Акубекова 2004: 47]. Одним
из способов реализации индивидуальности автора посредством имеющихся в
языке средств является создание индивидуально-авторских образований, или
окказиональных слов, которые, по словам Н.Г. Бабенко, «отличаются исключительными образопорождающими возможностями» [Бабенко 1997:
32].
Интерес к проблеме создания и функционирования авторских слов
единиц, их роли в контексте художественных произведений возник в
советской лингвистике в конце 50-х годов и связан с именем Н. И. Фельдман,
определившей сущность контекстных новообразований. Теории
окказиональных слов были посвящены работы О.И. Александровой, Г.О.
Винокура, О. А. Габинской, Е. А. Земской, В.В.Лопатина, А.Г.Лыкова,
М.С.Малеевой, Р. Ю. Намитоковой, А. И. Смирницкого, И. С. Улуханова,
Н.М. Шанского и др. Исследователи изучали вопросы, связанные с
терминологическим аппаратом данной темы, выявляли причины
возникновения окказиональных образований в языке, определяли признаки
авторских слов, делали предположения об их дальнейшей судьбе. Несмотря
на различия их позиций в понимании окказиональных слов, всеми авторами
признается речевое функционирование этих слов и их образно-экспрессивная
функция.
Именно эти свойства авторских слов делают их популярными среди
мастеров слова, для которых яркость создаваемого образа, возможность
одним емким словом заменить обычное слово или даже целое
словосочетание, очень важны. В прозаической речи можно использовать
описательные конструкции, но иногда необходим и моментальный эффект,
эмоция, которая должна воздействовать на читателя, потрясти его. К числу
таких художников слова относится и Б. Пильняк. Хотя в его время еще не
существовало термина окказионализм, и никто не занимался их изучением,
чутье писателя подсказывало ему такие слова, над которыми он много
работал.
Борис Пильняк – представитель русской орнаментальной прозы. По
словам Л. А. Новикова, «ее возникновение и развитие связано во многом с
поисками новых, ощутимых, ярких форм поэтического изображения
действительности, со стремлением переместить прозу с периферии искусства слова в его центр, используя при этом специфические свойства
прозаического слова (изобразительность, способность к развертыванию
сюжета, полифоничность и др.), его известные преимущества перед
собственно поэтическим, стиховым словом» [Новиков 2001: 320].
Актуальность исследования заключается в том, что работы, в
которых анализируется творчество Б. А. Пильняка, являются
преимущественно литературоведческими. Можно назвать немного
исследований, посвященных лингвистическому изучению языка писателя.
Вопросы языка и стиля писателя частично затрагивались в работах А. П.
Ауэр, Г. Бахматовой, И. Н. Горелова, С. Ю. Гориновой, Е. Г. Елиной, И. Е.
Карпенко, В. П. Крючкова, Н.Ю. Маликовой, Т. Милехиной, Ю. Б.
Орлицкого, С. Юрак и др. За последнее время вышли две монографии T. Н.
Костяковой «Язык Бориса Пильняка: средства художественной
выразительности» и «Язык Бориса Пильняка: цветопись». В теоретических
исследованиях, посвященных творчеству Б. А. Пильняка, содержится немало
интересных наблюдений над языком писателя, однако проблема
окказионального словотворчества лингвистами затрагивалась в
незначительной степени.
Настоящая работа посвящена анализу словообразовательных авторских
слов Б. А. Пильняка. Исследование индивидуально-авторских образований
позволит глубже уяснить, в чем сила таланта Б. А. Пильняка, какое влияние
он оказал на развитие языка.
Актуальность темы объясняется также необходимостью дальнейшего
изучения языка Б. А. Пильняка с учетом его индивидуального своеобразия и
установления принципов словотворчества писателя, мотивов создания им
новых слов.
Объектом исследования являются авторские слова Б.А. Пильняка на
примере романа «Голый год», повестей «Машины и волки», «Повесть
непогашенной луны», «Волга впадает в Каспийское море», рассказов «Китайский дневник», «Иван Москва», «Корни японского солнца», «Мать
сыра земля», «Чертополох» и другие.
Предмет исследования – структурно-семантические и функциональные
особенности индивидуально-авторских новообразований Б.А. Пильняка.
Цель работы заключается в анализе окказиональной лексики в
семантическом и функциональном аспектах. Для реализации поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать теоретическую литературу по исследуемой
проблеме;
2. выявить окказиональные образования в прозе Б. А. Пильняка;
3. классифицировать окказиональные единицы писателя по способам
словообразования;
4. выявить особенности функционирования авторских слов и их роль в
текстах Б. А. Пильняка.
Материал для данного исследования извлекался методом сплошной
выборки из романов и повестей Б.А. Пильняка в количестве более 100
единиц. Правомерность отнесения исследуемых единиц к окказионализмам
подтверждается их отсутствием в толковых, этимологических, диалектных
словарях русского языка.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
аналитический, сравнительный, фрагменты компонентного анализа,
текстологический и метод наблюдения за фактами языка.
Кроме того, в работе использован комплексный анализ
новообразований, который предполагает рассмотрение авторских слов с
точки зрения особенностей их структуры и семантики.
Структура выпускной квалификационный работы определялась
логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя
Введение, две главы, Заключение, Список использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Окказиональные образования представляют собой важный составной
элемент идиостиля Б. А. Пильняка и служат ярким художественным
средством раскрытия авторского замысла.
Использование авторских слов в прозе писателя было вызвано как
названными ранее общими причинами создания данных единиц в тексте, так
и особыми целями:
— создать определенный эмоциональный настрой у читателя;
— разнообразить способы выражения авторской мысли;
— усилить стилистические свойства окказиональных образований;
— индивидуализировать авторскую речь;
— найти экономную и в то же время емкую форму создания образа;
— увеличить информативность авторской мысли.
Авторские слова, созданные Б. А. Пильняком, чаще всего являются
реализацией продуктивных словообразовательных типов и представляют
собой потенциальные слова. Основные способы словесно-художественного
творчества писателя — сложение и суффиксация. По сложным
окказиональным словам наглядно просматривается авторская
индивидуальность Б. А. Пильняка.
При образовании авторских слов писатель активно использует
практически все известные способы образования узуальных слов. С одной
стороны, типичное в кодифицированном языке является типичным и в
художественной речи Б. А. Пильняка, с другой стороны, создавая «свои»
слова, писатель интуитивно типизирует большее словообразовательное
пространство по сравнению с кодифицированным языком.
Анализ окказиональных образований писателя открыл их
многофункциональный характер, обнаружил (в большинстве случаев) их
полифункциональность в контексте предложения и текстов.
В результате функционального анализа авторских слов Б. А. Пильняка
выявлено, что их ведущая функция — стилеобразующая. Потребность создания авторских слов возникает при обозначении нового предмета,
признака или действия, причем чаще всего номинация протекает в сфере
абстракции. Наряду с номинативной, в художественной речи писателя
используется экспрессивная, а также акцентная функции. Специфика
проявления номинативного и экспрессивного функционирования
окказиональных образований заключается в использовании аффиксов
стилистической модификации и в образовании сложных слов. В контексте
авторские слова выполняют также интертекстуальную функцию.
Отличительной особенностью стиля Б. А. Пильняка является
вовлечение в окказиональное словообразование разнообразных по тематике
композит, имеющих сравнительно-конкретизирующее значение.
Эстетический эффект сложного слова создается не столько за счет
использования художественных тропов, сколько за счет самого
конструирования композита.
Таким образом, изучение окказионального словотворчества
Б. А. Пильняка позволяет приблизиться к пониманию художественного мира
писателя. Авторские слова становятся не только яркой приметой его
идиостиля, но и демонстрируют словообразовательные и выразительные
возможности русского языка в целом, познание закономерностей развития
которого - актуальная проблема лингвистики.


1. Акубекова, Д. Г. Индивидуальный словообразовательный стиль и
словотворчество: На материале произведений немецких писателей [Текст]:
дис. . канд. филол. наук / Д. Г. Акубекова. — Уфа, 2004.
2. Ауэр, А. П. О поэтике Бориса Пильняка [Текст]: учебное пособие для студентов/ А. П. Ауэр // Б. А. Пильняк. Исследования и материалы. Вып.1. — Коломна, 1991. — С. 4-15.
3. Ахманова, О. С. О принципах и методах лингвистического исследования [Текст]: учеб. пособие для вузов / О. С. Ахманова, JI. Н. Натан,
A. И. Полторацкий, В. И. Фатюшенко. — М., 1966. — 236с.
4. Бабенко, Н. Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурно - семантический анализ [Текст]: учеб. пособие для вузов/ Н. Г. Бабенко. — Калининград, 1997. — 53 с.
5. Бабенко, Н. Г. Теория и практика лингвостилистического анализа [Текст] / Н. Г. Бабенко // Русский язык за рубежом. — 2008: — №2. — С. 30— 33.
6. Бакина, М. А. Новообразования в современной поэзии [Текст] / М. А. Бакина // Русская речь. — 1975. — №2. — С. 67— 135.
7. Борис Андреевич Пильняк: Библиографический справочник 1915-2005 [Текст] / сост. Л. Н. Костякова; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО МО «Коломенский государственный педагогический институт». — Коломна, 2006. — 190 с.
8. Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по филолог, напр. и спец. / Н. С. Валгина. — М.: Логос, 2003. — 303 с.
9. Виноградов, В. В. Язык художественных произведений [Текст]/
B. В. Виноградов // Вопросы языкознания. — 1954. — №5. — С. 3— 26.
12. Виноградова, В. Н. Стилистический аспект русского словообразования [Текст]: учеб. пособие для вузов/ Н. Виноградова. — М.: Издательство «Наука», 1984. — 184 с.
13. Винокур, Г. О. Заметки по русскому словообразованию [Текст]/ Г. О. Винокур // История советского языкознания: Хрестоматия / Сост. Ф. М. Березин. — М.: Высшая школа, 1988. — С. 358 — 368.
14. Винокур, Г.О. О языке художественной литературы [Текст]/ Г.О.
Винокур; М.: Высшая школа, 1991. - 312 с.
15. Винокур, Г. О. Маяковский - новатор языка // Винокур, Г. О. О языке художественной литературы [Текст]/ Г. О. Винокур. — М.: Высшая школа, 1991. С. 321 — 407.
16. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов / И. Б. Голуб. — 4-е изд. — М.: Айрис-пресс,
2003. — 442 с.
17. Гофман, В. Место Пильняка [Текст]/ В.Гофман // Мастера современной литературы / Под ред Б. В. Казанского и Ю. Н. Тынянова. —
Ленинград: Издательство «ACADEMIA», 1928. — 118 с.
18. Граудина, Л. К. Вопросы нормализации русского языка. Грамматика и варианты [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. К. Граудина. — М., 1980. — 287 с.
19. Григорьев, В. П. Поэтика слова. На материале русской советской
поэзии [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В. П. Григорьев. — М.: Наука, 1979. — 86 с.
20. Гумбольдт, В. Фон. Язык и философия культуры/ В. Гумбольдт. — М.: Прогресс, 1984.
21. Земская, Е. А. Активные процессы современного словопроизводства [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Земская // Русский язык начала XX столетия (1985-1995). — М.: «Языки русской культуры», 1996. — С. 90 — 141.
22. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование: [Текст]: учебное пособие / Е. А. Земская. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2005. — 328 с.
23. Карпенко, И. Е. Система языковых изобразительных средств орнаментальной прозы Б.Пильняка [Текст]: автореф. дис. ...канд. филол. наук / И. Е. Карпенко. — М., 1993. — 17 с.
24. Касевич, В. Б. Культурно-обусловленные различия в структурах языка и дискурса [Текст] / В.Б. Касевич// XVI Congries International des Linguistes. — Paris, 1997.
25. Клобуков, Е.В. Словообразование. Современный русский литературный язык [Текст]: учебное пособие / Е.В. Клобуков. — М., 2009.
26. Ковалевская, Е. Г. Вопрос об узуальном и окказиональном в лингвистической литературе [Текст]: учебное пособие/ Е. Г. Ковалевская//Узуальное и окказиональное в тексте художественного произведения. — Л.: Изд-во ЛГГТИ имени А. И. Герцена, 1986. — 136 с.
27. Костякова, Л. Н. Язык Бориса Пильняка: Средства художественной выразительности [Текст]: учебное пособие / Л. Н. Костякова; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО МО «Коломенский государственный педагогический институт». — Коломна: КГПИ, 2006. — 259 с.
28. Ларин, Б. А. О разновидностях художественной речи [Текст] учебное пособие / Б. А. Ларин // Эстетика слова и язык писателя. — Л., 1974. — С. 20-36.
29. Лыков, А. Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово) [Текст]: учебн. пособ. для ун-тов / А. Г. Лыков. — М.: «Высшая школа», 1976. — 120 с.
30. Маликова, Н. Ю. Фольклорное начало в поэтике Б. А. Пильняка. [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Н. Ю. Маликова. — Коломна, 2004. — 163с.
31. Намиткова, Р.Ю. Авторские неологизмы: словообразовательный аспект[Текст]: учебное пособие / Р.Ю. Намиткова; Ростов, 1986. - 112 с.
32. Новиков, Л. А. Избранные труды. Т.2. Эстетические аспекты языка [Текст] / Л. А. Новиков. - М.: Изд-во РУДН, 2001. — 842 с.
33. Орлицкий, Ю. Б. Графическая проза Бориса Пильняка [Текст]/ Ю. Б. Орлицкий. — Б. А. Пильняк. Исследования и материалы. Вып.2. — Коломна, 1997. — С. 83-91.
34. Павлюченкова, Т. А. Цветообозначения в поэзии И. А. Бунина [Текст] / Т. А. Павлюченкова // Филологические науки. — 2008. — №2. —
С. 99 — 107.
35. Пауль, Г. Принципы теории языка [Текст]: учебное пособие / Г.Пауль. - М.: Издательство иностранной литературы, 1960. - С. 93 - 139.
36. Пинкевич, А. Вступительная статья [Текст] / А.Пинкевич// Борис Пильняк. Собрание сочинений. - Т.1. - М.: Госиздат, 1929. - С.7-26
37. Плотникова, JI. И. Окказиональные субстантивы в аспекте речевой деятельности (на материале современного русского языка) [Текст]: автореф. дис. ...канд. филол. наук / Л. И. Плотникова. — Белгород, 1991. — 19с.
38. Плотникова, Л. И. Словотворчество как феномен языковой личности: Порождение, функционирование, узуализация нового слова [Текст]: дис. ...докт. филол. наук / Л. И. Плотникова. — Белгород, 2004. — 368 с.
39. Потебня, А. А. Теоретическая поэтика [Текст] / А. А. Потебня. — М.: Высшая школа, 1990. — 344 с.
40. Стернин, И. А. Проблемы анализа структуры значения слова [Текст] / И. А. Стернин. — Воронеж, 1979. — 156 с.
41. Тимина, С.И. Русская литература XX века: Школы, направления, методы творческой работы [Текст]: учебное пособие/ С.И. Тимина; М.: Просвещение, 2002. — 586 с.
42. Тихонов, А. Н. Словообразовательный словарь русского языка в 2-х т. [Текст]/ А.Н. Тихонов. — М.: Рус.яз., 1985.
43. Фадеева, Т. М. Особенности функционирования сложных эпитетов в поэтических текстах «серебряного века» [Текст]: учебное пособие/ Т. М. Фадеева // Русский язык в системе славянских языков: история и современность: сб. науч. тр. — М.: Издательство МГОУ, 2008. - Вып. 2. — С. 208— 212.
44. Фельдман, Н. И. Окказиональные слова и лексикография [Текст]/ Н. И. Фельдман //Вопросы языкознания. — 1957. — № 4. — С. 64-66.
45. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления [Текст]/ М.Хайдеггер; М.: Республика, 1993. - 447с.
46. Ханпира, Э. И. Окказиональное словообразование В.В.Маяковского (Отыменные глаголы и причастия) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Э. И. Ханпира. — М., 1966. — 16с.
47. Ханпира, Э. И. Окказиональные элементы современной речи. Стилистические исследования на материале современного русского языка [Текст]/ Э. И. Ханпира. -М.: Наука, 1972. — С. 245 — 317.
48. Ханпира, Э. И. Смысловая структура окказиональных слов в языке Маяковского [Текст]/ Э. И. Ханпира // Русский язык в школе. — 1966. — №6. — С. 30 — 36.
49. Харченко, В. К. Писатель Сергей Есин: язык и стиль [Текст]: учебное пособие / В. К. Харченко. — М.: «Современный писатель», 1998. — 240с.
50. Харченко, В. К. Разграничение оценочности, образности, экспрессивности и эмоциональности в семантике снова [Текст] / В.К. Харченко // Русский язык в школе. — 1976. — № 3. — С. 66-71.
51. Харченко, В. К. Сложные слова в детской речи [Текст]: учебное пособие / В. К. Харченко, Е. Г. Озерова; предисловие Н. В. Камышанченко. — Белгород: Изд-во Белгородского ун-та, 1999. — 158 с.
52. Ширшов, И. А. Теоретические проблемы гнездования [Текст]: учебное пособие/ И. А. Ширшов. — М.: Прометей, 1999.
53. Юрак, С. Языковые особенности русской орнаментальной прозы. Romanoslavica [Текст] / С. Юрак. — XXXIII. — 1995.
54. Янко-Триницкая, Н. А. Словообразование в современном русском языке [Текст]: учебное пособие / Н. А. Янко-Триницкая. — М., 2001. — 280с.
II. Список использованных словарей:
1. Александрова, 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Ок. 9000 синонимических рядов [Текст] / Под. ред. Л. А. Чешко / 3. Е. Александрова. — 5-е изд., стереотип. — М.: Рус.яз., 1986. — 600 с.
2. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов [Около 7000 терминов] [Текст] / О. С. Ахманова. - М.: «Сов. энциклопедия», 1966. — 607с.
3. Горбачевич, К. С. Краткий словарь синонимов русского языка [Текст] /К.С. Горбачевич — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. — 605 с.
4. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4¬х т. [Текст] / В. И. Даль. — М., Госизд. иностр. и нац. словарей, 1955.
5. Иванова, Н. Н. Словарь языка поэзии (образный арсенал русской лирики конца XVIII — начала XX в.): Более 4500 образных слов и выражений [Текст] / Н. Н. Иванова, О. Е. Иванова. — М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство «Русские словари»: ООО «Транзиткнига», 2004. - 666 с.
6. Мокиенко, В. М. Толковый словарь языка Совпедии [Текст] / В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина / Санкт-Петербургский гос.ун-т. — СПб.: Фолио-Пресс, 1998. — 700 с.
7. Словарь иностранных слов[Текст]. — 8-е изд., стереотип. — М. : Рус. яз. , 1981 — 622 с.
8. Тихонов, А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2-х т. Ок. 145000 слов [Текст]/ А. Н. Тихонов. — М.: Рус.яз., 1985.
9. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4-х т. [Текст] / М. Фасмер; пер. с нем., авт. доп., предисл. О. Н. Трубачев. — 4-е изд., стер. — М.: Астрель, 2007. — Т.1. (А-Д) Около 4000 слов. - 588 с.
10. Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык: в 2 т. [Текст] / А. Н. Тихонов, Р. И. Хашимов, Г. С. Журавлева др. / под общ. ред. А. Н. Тихонова, Р. И. Хашимова. — Т. 1. — М.: Флинта: Наука, 2008. - 840 с.
11. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты [Текст]/ Под ред. А. П. Сковородникова. — М.: Флинта: Наука, 2005. — 480 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ