ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ УРАВНЕНИЯ ТЕОРИИ ПОРОУПРУГИХ
ПАРАМЕТРОВ ПЛАСТОВОЙ СИСТЕМЫ 14
ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕНИЯ ГРП 21
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ФИЗИКО - МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ 26
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
БЛОКИРОВАНИЯ ТРЕЩИНЫ АВТОГРП 33
ОПИСАНИЕ ВАРИАНТОВ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО
МОДЕЛИРОВАНИЯ 33
ВАРИАНТ №1 34
ВАРИАНТ №2 37
ВАРИАНТ № 3 40
ВАРИАНТ №4 42
ВЫВОДЫ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Для сохранение высокого темпа добычи углеводородов, а также достижения максимального значения коэффициента извлечения нефти в продуктивных толщинах на установленном проектном значении применяют системы поддержания пластового давления (ППД). Ш1Д является процессом как упругого водонапорного режима, так и за счет закачки агентов вытеснения. Закачка вытесняющего флюида в продуктивную толщину пласта происходит через нагнетательные скважины с определенным значением давления на забое скважины в целях предотвращения создания техногенных трещин в продуктивных пластах нефтяной залежи и образования недренируемых зон. Стоит отметить, что если величина давление на забое превысит давление разрушения пласта, то появляется риск образования техногенной трещины авто-гидроразрыва пласта (автоГРП). Появление трещин автоГРП в эксплуатируемом пласте способно приводить к неравномерному прорыву вытесняющего агента в зону дренирования добывающих скважин, что приводит к уменьшению как добычи углеводорода, так и коэффициента охвата пласта заводнением. В случае, когда размеры трещины автоГРП в зоне репрессивного действия в нагнетательных скважинах имеют небольшие значения, то, как правило, это может привести к увеличению расхода нагнетаемого агента нагнетательной скважины. Частичное закрытие трещины автоГРП в подобных случаях достигается за счет ограничения расхода агента вытеснения, однако подобные ограничения не снимают риски в части снижения проводимости техногенных трещин.
Исследования по развитию трещин автоГРП происходили на Приобском месторождении и месторождении Daquing (КНР) и ряде других месторождений. На месторождении Daquing в 12% нагнетательных скважин при эксплуатации отмечается активное падение расхода закачиваемой в пласт воды, в связи с чем было решено поднимать на данных скважинах забойное давление в целях компенсации падения приемистости. В результате чего при давлениях закачки, имеющим отклонения в большую сторону от давления гидроразрыва пласта на 2 МПа, начинается массовое формирование трещин автоГРП. На примере Приобского месторождения отмечается характерное наличие аномально высокого пластового давления, а также невысокие значения расхода закачиваемой воды за счет малых значений относительной фазовой проницаемости воды при остаточной нефтенасыщенности, что в свою очередь, ограничивает значение забойного давления выше давления разрыва продуктивной толщины пласта. Определение профиля приемистости нагнетательных скважин показывает наличие излома на индикаторной диаграмме, гидропрослушивание скважин и специальные индикаторные исследования указывают на рост трещины автоГРП, размеры которых могут достигать километровой длины.
Для предотвращения развития трещин автоГРП применяются потокоотклоняющие технологии (ПОТ), основанные на закачке в нагнетательные скважины установленных объемов определенных реагентов, проникающих в каналы и трещины с высокой проводимостью, но не способных фильтроваться в остальном поровом пространстве пласта. Применение ПОТ рекомендуется для уменьшения потока нагнетаемого флюида через высокопроницаемые пропластки пласта, что приводит к созданию более равномерного фронта вытеснения нефти, а также происходит уменьшение рисков прорывов воды в зону дренирования добывающих скважин. Как правило, для ограничения притока воды по высокопроводимому пропластку производят закачку гелеобразующих или полимер-дисперсных составов, например, гидролизованный полиакриламид, являющийся наиболее распространенным полимером, применяющимся для выравнивания профиля приемистости. Лабораторные исследования, проводимые на керновом материале, показывают, что при закачке полимер-дисперсных составов происходит снижение эффективных размеров трещины автоГРП, вследствие оседания частиц геля вплоть до полного блокирования трещины. Отмечается также, что при наличии нескольких трещин автоГРП в пласте на одной скважине полимеры будут проникать преимущественно в более высокопроводимую трещину, оставляя менее проводимые каналы не блокированными, тем самым оставляя проводимые каналы для фильтрации нецелевой закачки....
На основе уравнений, описанных в главе №2 (11)-(16), была создана полноценная геолого - технологическая модель, позволяющая подробно описывать процесс кольматации трещин автоГРП. Опираясь на полученную гидродинамическую модель рассчитаны различные сценарии проведения геолого - технологического мероприятия. Полученные результаты позволяют в полной мере предсказать поведение введенных выше параметров. Результаты моделирования являются физически обоснованными, проведена верификация с данных реальных месторождений, определены основные отличия.
С использованием построенной в работе гидродинамической модели, описывающей процесс кольматации трещины автоГРП, определён объём утечек реагента из трещины.
С помощью сопоставления расчётов по гидродинамической и упрощённой моделям показано, что начальные значения забойного давления, полученные по обеим моделям, совпадают, однако в дальнейшем из-за наличия утечек реагента, учтённых в гидродинамической модели, забойное давление по этой модели растёт медленнее, чем по полуаналитической.
В результате моделирования по варианту №1 установлено, что критическое время заполнения трещины уменьшается при увеличении расхода закачиваемого раствора и концентрации полимера в закачиваемой воде при постоянных параметрах трещины автоГРП.
В результате моделирования кольматации трещины автоГРП согласно варианту №2 установлено, что критическое время заполнения трещины и объем утечек реагента зависят от расхода закачиваемого раствора и концентрации полимера в закачиваемой жидкости. Отмечается, что с увеличением приемистости раствора в нагнетательной скважине критическое время кольматации трещины будет уменьшаться. В свою очередь, объем утечек полимера за рамки трещины автоГРП будет увеличиваться по причине роста как приемистости нагнетаемого раствора, так и самой концентрации полимера в растворе.
В результате гидродинамического моделирования согласно варианту № 3 получено, что объем утечек реагента зависит от фильтрационно - емкостных свойств (абсолютной проницаемости по оси x). Отмечается, что критическое время кольматации трещины автоГРП не зависит от значения абсолютной проницаемости по оси x по причине поддержания постоянных параметров трещины, расхода закачиваемой жидкости. Установлено, что при различных значениях абсолютной проницаемости по оси x объем утечек полимера за рамки трещины автоГРП будет увеличиваться вследствие увеличения абсолютной проницаемости по оси x. Основной причиной увеличения значений объемов утечек полимера является увеличение пропускной способности самого пласта, в результате чего за рамки трещины молекулы полимера смогут утекать с большей скоростью.
В результате гидродинамического моделирования согласно описанию варианта № 4 получено, что критическое время кольматации трещины и объем утечек реагента зависят от значений полудлины и ширины трещины автоГРП. Отмечается, что при увеличении данных параметров происходит увеличение критического времени кольматации трещины и объема утечек полимера за рамки трещины при сохранении постоянства параметров по причине увеличения объема самой трещины автоГРП. Следовательно, для кольматации трещины больших размеров, относительно варианта №1, понадобится больше времени обработки, в результате чего потери полимера также будут расти.
Дополнительно по варианту №1 проведено сравнение гидродинамической модели с помощью сопоставления расчётных данных забойного давления после блокирования трещины автоГРП с результатами геолого-технологического мероприятия данными. Сопоставление результатов свидетельствует о верификации модели с точностью 12%. Причиной низкой точности является упрощения, заложенные при создании гидродинамической
модели. В модели предполагается пласт с усредненными параметрами геолого - физических характеристик таких как абсолютная проницаемость по оси х, пористость пласта и так далее...
Biot M. A. Theory of elasticity and consolidation for a porous anisotropic solid. Journal of Applied Physics. 1955. Vol. 26, no. 2. P. 182-185
Carter R.D. Derivation of the general equation for estimating the extent of the fractured area, Appendix of «Optimum Fluid Characteristics for Fracture Extension», by Howard, G.C., and Fast, C.R., Drilling and Production Practice. API, 1957. P.261-268
Cheng A.H.-D. Poroelasticity. Springer, 2016. P.877.
Clifford P. J. Simulation of waterflood fracture growth with coupled fluid flow, temperature and rock elasticity. Proceedings 1st European Conference on the Mathematics of Oil Recovery, Cambridge, 1989. P. 23-44.
Coussy O. Poromechanics. New York: John Wiley and Sons, 2004. 315 p.
Detournay E. and Cheng A.H.-D. Fundamentals of poroelasticity. Chapter 5 in Comprehensive Rock Engineering: Principles, Practice and Projects, Vol. II, Analysis and Design Method, ed. C. Fairhurst, Pergamon Press, pp. 113171, 1993.
Dikken B.J. and Niko H. Waterflood-Induced Fractures: A Simulation Study of Their Propagation and Effects on Waterflood Sweep Efficiency, SPE 16551 presented at the 1987 Offshore Europe Conference, Aberdeen, Sept. 8-11.
Gringarten A. C., Ramey H. J., & Raghavan R. Unsteady-State Pressure Distributions Created by a Well With a Single Infinite-Conductivity Vertical Fracture. Society of Petroleum Engineers. 1974, doi:10.2118/4051-PA.
Hagoort J. Waterflood-induced hydraulic fracturing. PhD. Thesis, Delft Technical University, 1981. 244 p.
Hagoort J., Weatherill B.D. and Settari A. Modeling the propagation of waterflood-induced hydraulic fractures. Soc. Petroleum Eng. J. 20, (4), 1980. 293-303 pp.
Koning E.J.L. Fractured water-injection wells. Analytical modelling of fracture propagation. SPE 14684, 1985.
Koning E.J.L. Poro- and thermo-elastic rock stresses around a wellbore. 1985.
Muskat M. The flow of homogeneous fluids through porous media. McGraw Hill, 1946, p. 185.
14.Olesiak Z. On a method of solution of mixed boundary-value problems of thermoelasticity. Journal of Thermal Stresses, 1981, pp. 501-508.
15.Perkins T.K., Gonzalez, J.A. The effect of thermo-elastic stresses on injection well fracturing. SPEJ, Feb. 1985, P 78-88....35