Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: дети 5-6 лет в количестве 20 человек.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1.Характеристика гибкости как физического качества 5
1.2.Особенности воспитания гибкости у детей 5-6 лет, занимающихся гимнастикой 8
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 13
2.1.Методы исследования 13
2.2.Организация исследования 15
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 17
3.1.Методика воспитания гибкости у детей 5-6 лет, занимающихся гимнастикой 17
3.2.Анализ полученных результатов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Актуальность. Упражнения гимнастики состоят из ряда сложных движений: поворотов, балансов, наклонов, волн и перекатов, прыжков, которые сочетаются с разнообразной работой на объекте, что требует от детей высокого уровня подготовки. В связи с активным развитием и модернизацией гимнастики поиск новых методических подходов к определению содержания тренировочных занятий является актуальным и своевременным.
Так, по мнению О.Г. Румба, успешность спортсменок обуславливается уровнем развития гибкости и других качеств, а также ряда эстетических компонентов: красоты линий, «чувства позы», культуры движений и т.д. Гимнасты часто начинают заниматься в раннем детстве, а вскоре после этого специализируются. Природа акробатических навыков требует подвижности позвоночника, и серьезное растяжение часто начинается в возрасте 4-5 лет.
Существует мало исследований, специально посвященных гибкости у детей дошкольного возраста, при этом количество литературы увеличивается прямо пропорционально возрасту. К сожалению, эпоха тренировок, возраст гимнаста, тренировочный возраст, соревновательный уровень, а также факторы объема и интенсивности были непоследовательно включены в исследования по гимнастике. Еще больше усложняет любое понимание гибкости юных гимнасток тот факт, что растяжка взаимодействует со многими другими аспектами гимнастической подготовки.
Современная гимнастика уделяет большое внимание развитию и совершенствованию этих качеств, так как они играют важную роль в выполнении соревновательных упражнений как на предметах, так и вне их.
Цель исследования: изучить методику воспитания гибкости у детей, занимающихся гимнастикой в возрасте 5-6 лет.
Объект исследования: гибкость детей 5-6 лет.
Предмет исследования: средства и методы воспитания гибкости у детей 5-6 лет.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2.Предложить комплекс упражнений по воспитанию гибкости у детей 5-6 лет, занимающихся гимнастикой.
3.Проверить эффективность предложенных комплексов упражнений по воспитанию гибкости у детей 5-6 лет, занимающихся гимнастикой.
Гипотеза исследования: предполагается, что предложенные комплексы упражнений эффективно повлияют воспитание гибкости у детей 5-6 лет, занимающихся гимнастикой.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, анализ и обобщение, тестирование, эмпирическое исследование, методы математической статистики.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в тренировочной деятельности по гимнастике у детей 5-6 лет по воспитанию гибкости.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В ходе теоретического анализа научно-методической литературы и проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Гибкость, как двигательное качество, является одним из основных, базовых составляющих физической подготовленности человека. Мерой гибкости служит максимальная амплитуда движений в суставах, выраженная в сантиметрах или угловых градусах. Амплитуда движений зависит от формы суставов.
Упражнения для развития гибкости следует гармонично и грамотно сочетать с упражнениями на силу и расслабление. Помимо очевидных преимуществ, таких как увеличение силы, растяжимость, эластичность мышц, комбинация упомянутых упражнений действительно повышает прочность мышечно-связочного аппарата.
2. На занятиях по гимнастике с детьми 5-6 лет нами были использованы предложенные упражнения, направленные на воспитание гибкости. Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями.
3.Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод о том, что по всем тестам результаты детей 5-6 лет ЭГ улучшились. Это доказывает эффективность предложенного комплекса упражнений по воспитанию гибкости у детей 5-6 лет.
1. Архипова, Ю.А. О проявлении специальных восприятий «ощущения предмета» в гимнастике / Ю. А. Архипова // Гимнастика: сб. науч.тр. Вып. У1 / С.-Петерб.гос. ун-т физ.культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2013. - С. 65-68.
2. Бакулина, Е.Д. Правила судейства соревнований и критерии мастерства во время развития и формирования художественной гимнастики / Е. Д. Бакулина // Вестник спортивной науки. 2016. - № 4. - С. 62-64.
3. Баршай, В.М. Гимнастика: учебник / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2016. – 312 с.
4. Белоусова И. Б. Комплексные методики диагностики и оценки функционального состояния спортсменов / И. Б. Белоусова, В. К. Макаренко // Наука и образование в XXI веке: сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. / Мин-во обр. и науки. - М.: «АР-Консалт», 2014. - Ч. 1. - 80 с.
5. Бомпа, Т. Периодизация спортивной тренировки/ Т. Бомпа, К. Буццичелли. - М.: Спорт, 2016. — 384 с.
6. Борисенко, С.И. Совершенствование исполнительского мастерства гимнасток / С. И. Борисенко // Гимнастический мир Санкт-Петербурга. -2014. № 6. - С. 20-23.
7. Быстрова И. В. Психолого-педагогическая технология управления адаптацией гимнасток к групповой спортивной деятельности: на примере групповых упражнений в художественной гимнастике: автореф. дис. на соиск. науч. степени канд. псих. наук: 13.00.04 / Быстрова Инна Валентиновна; Санкт-Пет. гос. ун-т физ. культуры. - СПб., 2008. - 22 с.
8. Веракса А. Н. Психологические особенности художественных гимнасток / А. Н. Веракса, С. В. Леонов, А. Е. Горовая // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4 - С. 134-147.
9. Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – СПб.: СПбГАФК им. Лесгафта, 2013. – 20 с.
10. Винер, И.А. К вопросу об экспертной оценке исполнительского мастерства в художественной гимнастике / И.А.Винер. — Мат. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию со дня рождения Л.П.Орлова. СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2012.-С. 102-104.
11. Винер, И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: Дис. .канд.пед.наук: 13.00.04 : защищена 27.02.03 / Винер Ирина Александровна ; С.-Петерб. гос.акад.физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2013. — 120 с.
12. Винер И.А. Система, определяющая соотношение сил в художественной гимнастике на мировом уровне/И. А. Винер, Р. Н. Терѐхина. //Национальный ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. Ученые записки университета. - 2010. - Вып. 4 (62). – С.15-18.
13. Винер И.А. Факторы, предопределяющие успешность освоения и выполнения равновесий в художественной гимнастике /И.А. Винер, Е.Н. Медведева, А.А. Супрун, Ф.В Розыченкова, Е.А. Пирожкова //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. - №5 (88). – С. 16-21.
14. Гавердовский, Ю. К. Техника гимнастических упражнений / Ю. К. Гавердовский. — М.: Терра Спорт, 2012. 508 с.
15. Груздева Е. Г // Гимнастика: сб. науч. тр. / Нац. гос.ун-т физ.культуры им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. СПб., 2012. - Вып. У11. - С. 36-41.
16. Дробинская, А. О. Анатомия и возрастная физиология: Учебник для академического бакалавриата / А. О. Дробинская. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 546 c.
17. Карпенко, Л.А. Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике [Текст]. Л.А. Карпенко, О.Г. Румба - Москва: Советский спорт, 2014. – 264 с.
18. Левченко, И. А. Динамика развития физических качеств и показателей функционального состояния детей 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой / И. А. Левченко, И. А. Пономарева // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (30 мая 2019 года). – Саратов, 2019. – С. 143-147.
19. Любимова, З. В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т. Т.1 Организм человека, его регуляторные и интегративные системы: Учебник. / З. В. Любимова, А. А. Никитина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 447 c.
20. Макарова, Е.Ю. Структура особой двигательной подготовки, определяющей техническое мастерство в художественной гимнастике: Автореф. дис. .канд.пед.наук / Е.Ю. Макарова ; РГАФК. М., 2012. - 23 с.
21. Медведева Е.Н. Формирование выразительности в художественной гимнастике на основе учета тенденций развития вида спорта и индивидуальных особенностей гимнасток /Е. Н. Медведева, Ю. А. Мелехина //Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры: материалы XX регион. научно-практ. конф., (Челябинск, 21 мая 2010 г.) / УралГУФК.-Челябинск, 2010. – С. 216-218.
22. Мухина, М. П. Комплексный подход в развитии физических качеств детей 5-7 лет, занимающихся в спортивно-оздоровительных группах / М. П. Мухина, Н. С. Кирьяш, Т. А. Черненко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 3(181). – С. 336-341.
23. Савченков, Ю.И. Возрастная физиология. Физиологические особенности детей и подростков / О.Г. Солдатова, С.Н. Шилов / учебное пособие / Москва, 2013. - С. 143.
24. Тулаев В. К. Влияние физических нагрузок на функциональное состояние детей, занимающихся художественной гимнастикой / В. К. Тулаев, К. М. Кангужина, Т. А. Моргунова // Вектор науки Тольяттин. гос. ун-та. Сер. Педагогика, психология, 2013. - № 4 (15). - С. 195-198.
25. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта. /Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 12-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 480 с.