«Исследование влияние средств фитнеса на физическую подготовленность юных фигуристов»
|
Введение 3
Глава 1 Анализ литературных источников по изучаемой проблеме 9
1.1 Особенности многолетней подготовки фигуристов 9
1.2 Общая характеристика анатомо-физиологических особенностей
детей 5-6 лет 16
1.3 Современные походы к проблеме повышения уровня физической
подготовленности юных фигуристов средствами фитнеса 24
Глава 2 Методы и организация исследования 35
2.1 Методы исследования 35
2.2 Организация исследования 42
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 43
3.1 Диагностика уровня общей физической и специальной физической
подготовленности юных фигуристов до педагогического эксперимента 43
3.2 Обоснование эффективности применения средств фитнеса,
направленных на улучшение двигательных способностей юных
фигуристов 47
3.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментального
исследования 51
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Глава 1 Анализ литературных источников по изучаемой проблеме 9
1.1 Особенности многолетней подготовки фигуристов 9
1.2 Общая характеристика анатомо-физиологических особенностей
детей 5-6 лет 16
1.3 Современные походы к проблеме повышения уровня физической
подготовленности юных фигуристов средствами фитнеса 24
Глава 2 Методы и организация исследования 35
2.1 Методы исследования 35
2.2 Организация исследования 42
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 43
3.1 Диагностика уровня общей физической и специальной физической
подготовленности юных фигуристов до педагогического эксперимента 43
3.2 Обоснование эффективности применения средств фитнеса,
направленных на улучшение двигательных способностей юных
фигуристов 47
3.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментального
исследования 51
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Актуальность исследования. Многие авторы, в частности, Бондин В.И., Сергеева Е.Г., Лебедева В.В. утверждают, что «Как никогда актуальной в эпоху великих перемен становится проблема сохранения нации, сохранение её потенциала, т.е. здоровья детей и молодёжи. Наряду с генетическими, экологическими и валеологическими факторами немалое значение приобретает фактор двигательной активности растущего организма, поэтому исследования соматического и социально-психологического здоровья и физического развития детей с различными двигательными режимами обладают огромной социальной ценностью. Важнейшим фактором в детском спорте по-прежнему остаётся профилактика спортивного травматизма и грамотно, физиологически обоснованно выстроенная система тренировок».
Особенно чуткое педагогическое сопровождение требуется в сложнокоординационных видах спорта, таких как фигурное катание, разные виды гимнастики, где дети начинают заниматься очень рано, иногда с 3-4 лет. Только в столь юном возрасте, например, для дальнейшего освоения сложных тройных и четверных прыжков в фигурном катание, достаточно легко развивается безупречная координация сложных движений и максимальная гибкость.
Популярность фигурного катания в России за последние годы приобрела качественный скачок. Естественно, что этому в нашей стране поспособствовали неподдельный интерес к спортивным событиям россиян, различные телевизионные шоу с участием ведущих фигуристов, стартовавшие в 2000-ых годах, а также на сегодня мода на спорт.
Специалисты Пономарев А.Е. и Кармиркодиян Д.С., характеризуя данный вид спорта, как нельзя лучше, отмечают, что особенностью фигурного катания на коньках является органичное сочетание в нём спорта, предполагающего серьёзные нагрузки и владение сложными техническими 3
элементами, с одной стороны, и искусства, завораживающего своей красотой и гармонией, с другой. В фигурном катании важно не только научить спортсмена сложнейшим элементам, но и помочь прочувствовать программу, представить её как произведение, как спектакль, с эмоциональным погружением, с единением музыки, красок, танца и сложной физической работы, которая должна создавать иллюзию лёгкости и невесомости. Помочь достичь таких высоких успехов - основная задача тренера преподавател.
Однако зачастую забывается обратная сторона работы - необходимо также не нанести ущерб как физическому, так и психическому здоровью детей. Профессиональный спорт предполагает работу на грани предела, что часто сопровождается значительным напряжением функциональных систем организма, и тонкая грань отделяет оздоровление при занятиях физкультурой и нарушение здоровья при занятиях спортом. Баланс между ними и есть высшее искусство тренера-преподавателя. Для достижения высоких результатов необходимо методически грамотное сопровождение занимающегося, начиная с самого начала.
К тому же, фигурным катанием, как правило, начинают заниматься очень рано, иногда с 3-4 лет, поэтому педагогическое сопровождение требует высокой квалификации тренера-преподавателя. Помимо глубоких знаний в теории и методике вида спорта необходимы также понимание процессов, происходящих в организме занимающихся, в том числе с учётом возрастных особенностей, психофизиологических характеристик, создание
благоприятной атмосферы, навыков сопровождения развития фигуристов не только как спортсменов, но и как личностей и т.п.
При этом многие авторы, в частности, Махорина Т.А. предлагают одним из вариантов нового эффективного способа укрепления здоровья и развития физической подготовленности фигуристов применять фитнес- технологии «В настоящее время мало используются фитнес-технологий при занятиях по фигурному катанию. Поэтому необходимость исследования в этой области актуальна и может быть полезна в работе спортивных специалистов».
...
Особенно чуткое педагогическое сопровождение требуется в сложнокоординационных видах спорта, таких как фигурное катание, разные виды гимнастики, где дети начинают заниматься очень рано, иногда с 3-4 лет. Только в столь юном возрасте, например, для дальнейшего освоения сложных тройных и четверных прыжков в фигурном катание, достаточно легко развивается безупречная координация сложных движений и максимальная гибкость.
Популярность фигурного катания в России за последние годы приобрела качественный скачок. Естественно, что этому в нашей стране поспособствовали неподдельный интерес к спортивным событиям россиян, различные телевизионные шоу с участием ведущих фигуристов, стартовавшие в 2000-ых годах, а также на сегодня мода на спорт.
Специалисты Пономарев А.Е. и Кармиркодиян Д.С., характеризуя данный вид спорта, как нельзя лучше, отмечают, что особенностью фигурного катания на коньках является органичное сочетание в нём спорта, предполагающего серьёзные нагрузки и владение сложными техническими 3
элементами, с одной стороны, и искусства, завораживающего своей красотой и гармонией, с другой. В фигурном катании важно не только научить спортсмена сложнейшим элементам, но и помочь прочувствовать программу, представить её как произведение, как спектакль, с эмоциональным погружением, с единением музыки, красок, танца и сложной физической работы, которая должна создавать иллюзию лёгкости и невесомости. Помочь достичь таких высоких успехов - основная задача тренера преподавател.
Однако зачастую забывается обратная сторона работы - необходимо также не нанести ущерб как физическому, так и психическому здоровью детей. Профессиональный спорт предполагает работу на грани предела, что часто сопровождается значительным напряжением функциональных систем организма, и тонкая грань отделяет оздоровление при занятиях физкультурой и нарушение здоровья при занятиях спортом. Баланс между ними и есть высшее искусство тренера-преподавателя. Для достижения высоких результатов необходимо методически грамотное сопровождение занимающегося, начиная с самого начала.
К тому же, фигурным катанием, как правило, начинают заниматься очень рано, иногда с 3-4 лет, поэтому педагогическое сопровождение требует высокой квалификации тренера-преподавателя. Помимо глубоких знаний в теории и методике вида спорта необходимы также понимание процессов, происходящих в организме занимающихся, в том числе с учётом возрастных особенностей, психофизиологических характеристик, создание
благоприятной атмосферы, навыков сопровождения развития фигуристов не только как спортсменов, но и как личностей и т.п.
При этом многие авторы, в частности, Махорина Т.А. предлагают одним из вариантов нового эффективного способа укрепления здоровья и развития физической подготовленности фигуристов применять фитнес- технологии «В настоящее время мало используются фитнес-технологий при занятиях по фигурному катанию. Поэтому необходимость исследования в этой области актуальна и может быть полезна в работе спортивных специалистов».
...
Анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме исследования показал, что популярность фигурного катания за последние годы приобрела качественный скачок, но при этом в тренировочном процессе фигуристов разной квалификации недостаточно используются фитнес технологии. Следовательно, исследования в данной области будут актуальны и полезны, как для спортсменов, так и для тренеров по фигурному катанию.
До проведения эксперимента были разработаны комплексы упражнений с использованием средств фитнес аэробики в подготовительной части учебнотренировочных занятий под музыкальные композиции сюжетных детских песен и комплексы упражнений с использованием игрового стретчинга в виде «фитнес - сказки», включающей в себя образы разных насекомых, животных, морских обитателей в заключительной части учебно-тренировочного занятия.
На последнем этапе исследовательской работы после проведения эксперимента был проведен сравнительный анализ результатов первичного и вторичного тестирования показателей общей физической подготовленности участников эксперимента. У юных фигуристов экспериментальной группы произошли достоверные изменения по всем показателям общей физической подготовленности:
• в тесте «Бег на 20м» с разницей результатов по скоростным способностям в пользу участников ЭГ на 0,72 с, при t=2,21 (p<0,05);
• в тесте «Наклон вперед из положения стоя» с разницей результатов по показателям гибкости в пользу участников ЭГ на 1,47 см, при t=2,45 (p<0,05);
• в тесте «Повороты на спиннере» с разницей результатов по координационным способностям в пользу участников ЭГ на 0,69 раза, при t=2,36 (p<0,05);
• в тесте «Бег 400м», с разницей результатов по показателям выносливости в пользу участников ЭГ на 0,11 с, при t=2,34 (p<0,05);
• в тесте «Прыжок в длину с места» с разницей результатов по скоростно-силовым способностям в пользу участников ЭГ на 9,02 см, при t=2,74 (p<0,05).
На последнем этапе исследовательской работы после проведения эксперимента был проведен сравнительный анализ результатов первичного и вторичного тестирования показателей специальной физической подготовленности участников эксперимента. У юных фигуристов экспериментальной группы произошли достоверные изменения по всем показателям специальной физической подготовленности:
• в тесте «Цапелька» с разницей результатов в пользу участников ЭГ на 0,46 баллов, при t=2,49 (p<0,05);
• в тесте «Саночки» с разницей результатов на 0,37 баллов, при t=2,27 (Р<0,05);
• в шаге «Елочка» с разницей результатов на 0,54 баллов, при t=2,61 (p<0,05);
• в прыжке «Козлик» с разницей результатов на 0,68 баллов, при t=2,24 (Р<0,05);
• в тесте «Вращение на двух ногах» с разницей результатов на 0,66 балла, при t=2,51 (p<0,05).
До проведения эксперимента были разработаны комплексы упражнений с использованием средств фитнес аэробики в подготовительной части учебнотренировочных занятий под музыкальные композиции сюжетных детских песен и комплексы упражнений с использованием игрового стретчинга в виде «фитнес - сказки», включающей в себя образы разных насекомых, животных, морских обитателей в заключительной части учебно-тренировочного занятия.
На последнем этапе исследовательской работы после проведения эксперимента был проведен сравнительный анализ результатов первичного и вторичного тестирования показателей общей физической подготовленности участников эксперимента. У юных фигуристов экспериментальной группы произошли достоверные изменения по всем показателям общей физической подготовленности:
• в тесте «Бег на 20м» с разницей результатов по скоростным способностям в пользу участников ЭГ на 0,72 с, при t=2,21 (p<0,05);
• в тесте «Наклон вперед из положения стоя» с разницей результатов по показателям гибкости в пользу участников ЭГ на 1,47 см, при t=2,45 (p<0,05);
• в тесте «Повороты на спиннере» с разницей результатов по координационным способностям в пользу участников ЭГ на 0,69 раза, при t=2,36 (p<0,05);
• в тесте «Бег 400м», с разницей результатов по показателям выносливости в пользу участников ЭГ на 0,11 с, при t=2,34 (p<0,05);
• в тесте «Прыжок в длину с места» с разницей результатов по скоростно-силовым способностям в пользу участников ЭГ на 9,02 см, при t=2,74 (p<0,05).
На последнем этапе исследовательской работы после проведения эксперимента был проведен сравнительный анализ результатов первичного и вторичного тестирования показателей специальной физической подготовленности участников эксперимента. У юных фигуристов экспериментальной группы произошли достоверные изменения по всем показателям специальной физической подготовленности:
• в тесте «Цапелька» с разницей результатов в пользу участников ЭГ на 0,46 баллов, при t=2,49 (p<0,05);
• в тесте «Саночки» с разницей результатов на 0,37 баллов, при t=2,27 (Р<0,05);
• в шаге «Елочка» с разницей результатов на 0,54 баллов, при t=2,61 (p<0,05);
• в прыжке «Козлик» с разницей результатов на 0,68 баллов, при t=2,24 (Р<0,05);
• в тесте «Вращение на двух ногах» с разницей результатов на 0,66 балла, при t=2,51 (p<0,05).
Подобные работы
- Занятия для развития двигательных навыков подростков с заболеваниями опорно-двигательного аппарата
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У
ФИГУРИСТОК 9-10 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019





