Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ «СОШ № 2» (г. Междуреченск).
Выборка: ученики 2 «Г» класса (17 человек, из них 7 девочек и 10 мальчиков в возрасте 8 лет).
Есть приложения.
Введение………………………………………………………… 3
Глава 1.Основные подходы к воспитанию детей младшего школьного возраста посредством игровой деятельности……. 8
1.1.Сущность понятия «воспитание», критерии оценки воспитанности детей младшего школьного возраста………. 8
1.2.Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…15
1.3.Генезис игровой деятельности как средства воспитания детей младшего школьного возраста...19
Глава 2.Разработка программы воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста посредством игровой деятельности ……………………………………………….…. 25
§1.Диагностика уровня воспитанности детей младшего школьного возраста……25
§2.Программа воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста…32
§3.Рекомендации по разработке и организации воспитательной работы посредством игровой деятельности с детьми младшего школьного возраста……………………… 37
Заключение……………………………………………………… 40
Список литературы…………………………………………….. 42
Приложения 45
Актуальность. Современный мир переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. На современном этапе, у современного человека материальные ценности доминируют над духовными, искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания.
Современное общество требует от образовательных учреждений воспитания социально активных граждан, коммуникабельных, заинтересованных в достижении целей, мыслящих творчески и свободно, способных самостоятельно познавать и оценивать новое, делать осознанный выбор, принимать взвешенные и адекватные решения.
Эффективность воспитательного процесса во многом зависит от его грамотной организации, методического оснащения. Современные образовательные технологии включают в себя технологии деятельного типа, к которым относятся игровые технологии, активно используемые на разных ступенях образовательного процесса и дающие высокий результат, обеспечивающие оптимальное освоение практического опыта и актуальных компетенций.
Несмотря на то, что ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста выступает учебная деятельность, игровая деятельность оказывает неоспоримый эффект, обеспечивая высокую активность, эмоциональную окрашенность игрового взаимодействия и высокую степень открытости участников. Дети отбрасывают в игре психологическую защиту, становится самими собой, что позволяет осуществлять коррекцию поведения, оказывая воспитательное воздействие. Игровая деятельность, потребность в которой дети ощущают постоянно и повсеместно, позволяет моделировать взрослую, самостоятельную жизнь, осуществление мечты, исполнение желаний. Ребенок живет в игре, фантазирует, выбирает профессию, приобретает новые знания, умения, навыки. Педагогически верно выстроенная игра является инструментом воспитания.
Впервые проблема воспитания посредством игры освещалась в работах Ж. Ж. Руссо, он занимался вопросом игры как формой организации детской жизни; с точки зрения педагогики, данной проблемой занимался И. Г. Песталоцци, он утверждал, что игру можно использовать в воспитательных целях; с точки зрения психологии, разработками занимался С. Л. Рубинштейн. Он выявил, что в игре формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир. Особый вклад в педагогическую науку в части изучение теории игры внес ученый-педагог К.Д. Ушинский, который отрицал идею стихийности игровой деятельности.
На сегодняшний день игру как средство воспитания и обучения рассматривает А. П. Панфилова, доктор педагогических наук, пpoфессор кафедры coциального менeджмента Российского государственного педaгoгического унивеpcитета им. А.И. Гepцена. Она утвержает, что большинство игровых технологий в учебном и воспитательном процессе – интерактивные. В ходе интерактивных игр дети приобретают коммуникативные навыки: точное выражение мыслей, слушание, аргументированные высказывания, контраргументация и прочее;развивают презентационные умения и навыки по представлению информации; вырабатывают уверенность в себе и в своих силах; развивают навыки поведения в условиях неполной информации, при решении комплексных проблем; формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать с партнёрами и принимать коллективные решения.
Анализ научной литературы по проблеме исследования выявил противоречие, которое заключается в том, что с одной стороны, воспитательный потенциал игровой деятельности всесторонне изучен, а с другой стороны, нет готовых программ воспитания детей младшего школьного возраста посредствам игровой деятельности. Данное противоречие обусловливает проблему исследования.
Цель исследования: Изучить уровень воспитанности детей младшего школьного возраста и разработать программу воспитательной работы, включающую систему игровой деятельности, направленную на повышение уровня воспитанности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: Воспитательный процесс.
Предмет исследования: Воспитание детей младшего школьного возраста посредством игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Осуществить анализ основных научных подходов к воспитанию детей младшего школьного возраста посредством игровой деятельности.
3. Определить сущность понятия «воспитание», критерии оценки воспитанности детей младшего школьного возраста.
4. Рассмотреть возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
5. Изучить генезис игровой деятельности как средства воспитания детей младшего школьного возраста.
6. Определить методологическую основу и методики исследования.
7. Осуществить диагностику уровня воспитанности детей младшего школьного возраста.
8. Осуществить анализ результатов диагностики.
9. Разработать программу воспитательной работы с использованием игровой деятельности.
10. Разработать рекомендации по разработке и организации воспитательной работы посредством игровой деятельности с детьми младшего школьного возраста.
Методологическая основа исследования: труды В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, К. Д. Ушинского, С. Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Ш. Амонашвили, Р.С. Немова и др.
Методы исследования адекватные цели и задачам исследования: теоретического уровня – анализ психолого–педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, прогнозирование; эмпирического уровня – диагностические методики: Методика Н.П. Капустиной «Уровень воспитанности учащихся», Методика изучения мотивов участия младших школьников в деятельности Л.В. Байбородовой, методика М.И. Шиловой «Диагностика уровня воспитанности, количественный анализ результатов, расчет процентного соотношения показателей по группам испытуемых, качественный анализ результатов.
Достоверность и обоснованность полученных научных результатов исследования обеспечивается: методологической и теоретической обоснованностью исходных позиций; использованием совокупности теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных поставленным целям и задачам; сочетанием количественного и качественного анализа; применением стандартных и обоснованных методов; достаточностью выборки для получения достоверных результатов.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 2, г. Междуреченск, Кемеровская область. Всего в исследовании приняли участие 17 учащихся 2 «Г» класса. 10 человек – контрольная группа. 17 человек – экспериментальная группа.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2022 г.) – поисковый: подбор и анализ научной литературы, установлена степень изученности проблемы, ее значение. Определены концептуальные подходы к разработке темы исследования. Выявлены противоречия, поставлена проблема, сформулированы цели и задачи. Определены объект и предмет, теоретико-методологическая база, проведен системный анализ объекта исследования, установлены определения рассматриваемых феноменов. Подобран методический инструментарий.
Второй этап (октябрь – ноябрь 2022г.) – опытно-экспериментальный: проведен констатирующий и формирующий эксперименты.
Третий этап (декабрь 2022г.) – обобщающий: анализ полученных данных. Сформулировано заключение.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в выявлении сущности понятия «воспитание» и определении критериев воспитанности для детей младшего школьного возраста; раскрыт генезис игровой деятельности; разработана программа воспитательной работы для детей младшего школьного возраста с использованием игровых технологий и рекомендаций педагогу.
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя 6 параграфов, заключения, списка литературы. В работе имеются таблицы. Список литературы включает 23 источника.
Проблема воспитания детей младшего школьного возраста особенно актуальна в педагогической науке и практике на протяжении многих лет.
Для успешного решения данной проблемы требуются постоянные доработки, введение новых элементов, а также использование педагогом современных эффективных методов и способов организации учебного процесса. В современном мире основы воспитания претерпели изменения. С каждым годом задача воспитания обучающихся становится более сложной для решения.
Проблема исследуемой нами темы освещена в трудах В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, К. Д. Ушинского, С. Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Ш. Амонашвили, Р.С. Немова и др. Рассмотрев различные точки зрения, мы определили сущность понятия «воспитание» и пришли к выводу, что воспитание – это преднамеренный и специально организованный педагогический процесс.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу и изучив возрастные особенности детей младшего школьного возраста, а также методы и приемы, способствующие процессу воспитания, нами было выделена игровая деятельность, которая является успешным средством воспитания.
После теоретического обоснования данного вопроса, нами был осуществлен отбор показателей изучаемого процесса, на основе которых были выявлены уровни воспитанности детей. Для изучения выделенных показателей и выявления уровня воспитанности детей младшего школьного возраста в практической части исследования нами были подобраны такие диагностические методики. С их помощью мы выявили, что обучающихся 2 «Г» класса преобладает средний уровень воспитанности, но также есть дети с высоким уровнем, низким и очень низким.
Учитывая полученные результаты проведенных методик, мы разработали программу воспитательной работы «Страна детства», направленную на повышение уровня воспитанности детей младшего школьного возраста. Но апробация программы еще впереди.
1. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике : учебное пособие / Ш. А. Амонашвили. – Москва : КноРус, 2015. – 464 с.
2. Бекиш, М. А. Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности / М. А. Бекиш // Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 56-58.
3. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2015. – 528 с.
4. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребностям к самообразованию : учебное пособие / В. Б. Бондаревский. – Москва : Просвещение, 2015. – 144 с.
5. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций. Учеб. для академ. бакалавриата. В 6 т. Т.3 / Л. С. Выготский. – Москва : Эксмо, 2017. – 397 с.
6. Грачева, Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников : спец. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : дис. канд. пед. наук / Грачева Надежда Викторовна. – Киров, 2016. – 205 с.
7. Григорьева, Л. Г. Особенности формирования и развития познавательной самостоятельности младших школьников : учебное пособие / Л. Г. Григорьева. – Челябинск : Белая лампа, 2015. – 42 с.
8. Давыдов, В. В. Психологический словарь / В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко. – Москва : Педагогика, 2018. – 395 с.
9. Дьячкова, Е. В. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе / Е. В. Дьячкова // Начальная школа. – 2019. – № 1. – С. 17 – 24.
10. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления : учебное пособие / Д. Дьюи. – Москва : Мир, 2015. – 202 с.
11. Евсикова, Н. И. Опыт изучения некоторых аспектов эмоционально-личностного развития младших школьников, обучающихся в различных педагогических системах : учебное пособие / Н. И. Евсикова. – Москва : АСТ, 2016. – 171 с.
12. Ковалева, Г. С. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: учебное пособие / Г. С. Ковалева, О. Б. Логинова. – Москва : Просвещение, 2015. – 215 с.
13. Леонтьев, А. Н. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: учебное пособие / А. Н. Леонтьев. – Москва : Просвещение, 2015. – 286 с.
14. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А, Б. Орлов. – Москва : Просвещение, 2019. – 192 с.
15. Морозова, Н. Г. Воспитание интересов у детей в семье: учебное пособие / Н. Г. Морозова. – Москва : Просвещение, 2016. – 250 с.
16. Немов, Р. С. Психология : учебное пособие / Р. С. Немов. – Москва : Владос, 2015. – 352 c.
17. Петровский, А. В. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие / А. В. Петровский. – Москва : Просвещение, 2016. – 352 с.
18. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учебное пособие для вузов / И. П. Подласый. – Москва : Вильямс, 2015. – 365 с.
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учебное пособие для вузов / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 720 с.
20. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – Москва : Академия, 2018. – 576 с.
21. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. Т. 1 / В. А. Сухомлинский. – Москва : Педагогика, 2019. – 560 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : сайт. – Москва, 2016. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 29.03.2020).
23. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагин. – Москва : Просвещение, 2018 – 219 с.