Развитие специальной физической подготовленности у спортсменов-рукопашников (Теория и методика физической культуры, Курганский государственный университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: спортивно-оздоровительный комплекс «Лидер» (г .Берёзовский Свердловской области). Выборка: 30 человек (возраст 14-18 лет).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6 1.1 История возникновения и развитие рукопашного боя в России 6
1.2 Особенности технической подготовки
спортсменов-рукопашников 12
1.3 Методика технической подготовки спортсменов-рукопашников 18
2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1 Характеристика испытуемых 21
2.2 Методы исследования технической подготовки 22
2.3 Комплекс для исследования технической подготовки 24
2.4 Математическая обработка результатов исследования 26
3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 27
3.1 Уровень развития технической подготовленности спортсменов-рукопашников 27
3.2 Оценка эффективности комплекса технической подготовки для спортсменов-рукопашников 32
3.3 Перспективы развития технической подготовленности у подростков 14-18 лет занимающихся рукопашным боем 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ВЫВОДЫ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Рукопашный бой, как вид физической деятельности, возник в глубокой древности. Первобытному человеку в жестокой борьбе с природой за свое существование приходилось использовать всю свою силу, ловкость, сноровку и подручные средства для добывания пищи и защиты от диких животных. Кроме того, живя в состоянии постоянной войны и враждебности с другими конкурирующими племенами, первобытные люди постоянно оттачивали свои навыки владения телом и оружием [1,2].
Особенно сильно воинская и физическая подготовка была развита у тех народов, которые на протяжении всей своей истории существования находились в стадии непрерывных войн. К ним относятся народы Римской Империи, древние монголы, славяне, европейцы и индейцы Северной Америки. Отстаивая свое право на существование, ведя непрерывные захватнические и оборонительные войны, именно у них были наиболее сильно развиты методы боевой и физической подготовки воинов. Особо стоит выделить Римскую Империю, где подготовка воинов на пике своего могущества была одной из наиболее эффективных в то время. Именно там для развлечения сначала знати, а потом и простых граждан Империи, возникли гладиаторские школы, где подготовка рабов и пленных воинов из других государств велась по самым совершенным в то время методикам и была доведена до совершенства. Именно гладиаторы во время знаменитого восстания Спартака показали высочайшую физическую и боевую подготовку, умение в совершенстве владеть холодным оружием и своим телом. Именно тогда их методики подготовки были взяты на вооружение многими другими армиями древнего человечества, и с небольшими различиями, система подготовки воинов в других государствах была очень похожей [4-6].
Объект исследования: развитие и совершенствование технической подготовки спортсменов-рукопашников в возрасте 14-18 лет.
Предмет исследования: уровень развития технической подготовки спортсменов-рукопашников в возрасте 14-18 лет.
Рабочая гипотеза: достичь высокого уровня развития технического развития у спортсменов-рукопашников можно используя предложенный комплекс технической подготовки.
Целью работы является развитие и оценка технической подготовленности у бойцов-рукопашников 14-18 лет.
В связи с этим были определены следующие задачи:
1. Разработать и апробировать комплекс физических упражнений для совершенствования специальной физической подготовленности подростков, занимающихся рукопашным боем.
2. Исследовать уровень развития специальной физической подготовленности у юных бойцов-рукопашников.
3. Оценить эффективность предложенного комплекса для совершенствования технической подготовленности у подростков, занимающихся рукопашным боем.
1. Показатели скоростной выносливости у спортсменов экспериментальной группы в динамике 4-х месячного наблюдения существенно увеличились. Средний прирост в контрольных упражнениях характеризующих ударную технику составил 2,6 + 0,21 %, и был достоверно выше, чем у спортсменов контрольной группы 1,9 + 0,18 % (p<0,05).
2. Уровень развития бросковой техники в экспериментальной группе к концу эксперимента был также достоверно выше, чем в контрольной. Прирост в тестах характеризующих бросковую технику у спортсменов экспериментальной и контрольной групп, соответственно составил 11,2 + 0,97 % и 7,6 + 0,68 % (р<0,05).
3. Результаты проведенных исследований позволяют говорить о достаточно высокой эффективности предложенного комплекса по технической подготовке, включающих в себя упражнения для исследования ударной и бросковой техники у подростков 14-18 лет занимающихся рукопашным боем.