Развитие специальной физической подготовленности у спортсменов-рукопашников (Теория и методика физической культуры, Курганский государственный университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: спортивно-оздоровительный комплекс «Лидер» (г .Берёзовский Свердловской области). Выборка: 30 человек (возраст 14-18 лет).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6 1.1 История возникновения и развитие рукопашного боя в России 6
1.2 Особенности технической подготовки
спортсменов-рукопашников 12
1.3 Методика технической подготовки спортсменов-рукопашников 18
2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1 Характеристика испытуемых 21
2.2 Методы исследования технической подготовки 22
2.3 Комплекс для исследования технической подготовки 24
2.4 Математическая обработка результатов исследования 26
3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 27
3.1 Уровень развития технической подготовленности спортсменов-рукопашников 27
3.2 Оценка эффективности комплекса технической подготовки для спортсменов-рукопашников 32
3.3 Перспективы развития технической подготовленности у подростков 14-18 лет занимающихся рукопашным боем 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ВЫВОДЫ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Рукопашный бой, как вид физической деятельности, возник в глубокой древности. Первобытному человеку в жестокой борьбе с природой за свое существование приходилось использовать всю свою силу, ловкость, сноровку и подручные средства для добывания пищи и защиты от диких животных. Кроме того, живя в состоянии постоянной войны и враждебности с другими конкурирующими племенами, первобытные люди постоянно оттачивали свои навыки владения телом и оружием [1,2].
Особенно сильно воинская и физическая подготовка была развита у тех народов, которые на протяжении всей своей истории существования находились в стадии непрерывных войн. К ним относятся народы Римской Империи, древние монголы, славяне, европейцы и индейцы Северной Америки. Отстаивая свое право на существование, ведя непрерывные захватнические и оборонительные войны, именно у них были наиболее сильно развиты методы боевой и физической подготовки воинов. Особо стоит выделить Римскую Империю, где подготовка воинов на пике своего могущества была одной из наиболее эффективных в то время. Именно там для развлечения сначала знати, а потом и простых граждан Империи, возникли гладиаторские школы, где подготовка рабов и пленных воинов из других государств велась по самым совершенным в то время методикам и была доведена до совершенства. Именно гладиаторы во время знаменитого восстания Спартака показали высочайшую физическую и боевую подготовку, умение в совершенстве владеть холодным оружием и своим телом. Именно тогда их методики подготовки были взяты на вооружение многими другими армиями древнего человечества, и с небольшими различиями, система подготовки воинов в других государствах была очень похожей [4-6].
Объект исследования: развитие и совершенствование технической подготовки спортсменов-рукопашников в возрасте 14-18 лет.
Предмет исследования: уровень развития технической подготовки спортсменов-рукопашников в возрасте 14-18 лет.
Рабочая гипотеза: достичь высокого уровня развития технического развития у спортсменов-рукопашников можно используя предложенный комплекс технической подготовки.
Целью работы является развитие и оценка технической подготовленности у бойцов-рукопашников 14-18 лет.
В связи с этим были определены следующие задачи:
1. Разработать и апробировать комплекс физических упражнений для совершенствования специальной физической подготовленности подростков, занимающихся рукопашным боем.
2. Исследовать уровень развития специальной физической подготовленности у юных бойцов-рукопашников.
3. Оценить эффективность предложенного комплекса для совершенствования технической подготовленности у подростков, занимающихся рукопашным боем.
1. Показатели скоростной выносливости у спортсменов экспериментальной группы в динамике 4-х месячного наблюдения существенно увеличились. Средний прирост в контрольных упражнениях характеризующих ударную технику составил 2,6 + 0,21 %, и был достоверно выше, чем у спортсменов контрольной группы 1,9 + 0,18 % (p<0,05).
2. Уровень развития бросковой техники в экспериментальной группе к концу эксперимента был также достоверно выше, чем в контрольной. Прирост в тестах характеризующих бросковую технику у спортсменов экспериментальной и контрольной групп, соответственно составил 11,2 + 0,97 % и 7,6 + 0,68 % (р<0,05).
3. Результаты проведенных исследований позволяют говорить о достаточно высокой эффективности предложенного комплекса по технической подготовке, включающих в себя упражнения для исследования ударной и бросковой техники у подростков 14-18 лет занимающихся рукопашным боем.
1. Авилов В.И. «Армейская рукопашная подготовка» / В.И. Авилов. – М.: Профит Стайл, 2011. – 192 с.
2. Акопян А.О., Долганов Г.И., Королев Г.А. Рукопашный бой. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР». М., Советский спорт, 2004. – 116 с.
3. Бурцев Г.А. Основы рукопашного боя / Г.А. Бурцев, С.Г. Малашенков, В.В. Смиронов, Я.С. Сямиуллин. – М.: Воениздат, 1991. – 86 с.
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 254 с.
5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. – М., Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
6. Вишневский В.А. Технико-тактическая подготовка. Подготовка квалифицированных борцов классического стиля / В.А. Вишневский, А.И. Кузнецов, В.В. Мороз, А.А. Петрунёв. – Красноярск: изд-во Красноярского университета, 1988 – 173 с.
7. Волостных В.В. Энциклопедия боевого самбо / В.В. Волостных, А.Г. Жуков, В.А. Тихонов. - М.: МКП Ассоциация-Олимп, 1993. – 295 с.
8. Воропаев В.В. Теоретические и методические основы подготовки боксера / В.В. Воропаев, В.А. Санников. – М.: Физическая культура, 2006. – 261 с.
9. Гагонин С.Г. Cпортивно-боевые единоборства: от древних ушу и бу-дзютсу до профессионального кикбоксинга / С.Г. Гагонин. – СПб.: СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 1997. – 352 с.
10. Головихин Е.В. Теоретические и методические основы многолетней спортивной подготовки в кёкусин каратэ / Е.В. Головихин, С.В. Степанов. – Екатеринбург, 2006. – 55 с.
11. Гуревич И. А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / И.А. Гуревич. – М.: Высшая школа, 1985. – 180 с.
12. Деркач А.А. Педагогическое мастерство тренера / А.А. Деркач, А.А. Исаев. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 375 с.
13. Ермаков П.Н. Восхождение к черному поясу / П.Н. Ермаков. – Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского университета, 1991. – 80 с.
14. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
15. Иванов С.А. Основы рукопашного боя / С.А. Иванов, К.Р. Тадеуш. – М.: Терра Спорт, 1998. – 368 с.
16. Ивлев В.Г. Особенности мастерства борцов высокой квалификации в зависимости от двигательных способностей / В.Г. Ивлев, А.А. Петрунёв. – М.: Спортивная борьба, 1983. – 215 с.
17. Каргин Н. Н. Специфика мастерства борцов различных манер ведения поединка / Н. Н. Каргин, В. Г. Оленик, П. А. Рожков. – М.: Спортивная борьба, 1984. – 183 с.
18. Колмановский А.А. Проблемы обучения и совершенствования в классической борьбе / А.А. Колмановский. – М.: Спортивная борьба, 1971. – 285 с.
19. Косяченко В.И. Рукопашный бой. Обучение технике, приемам и тактике поединка / В.И. Косяченко. – Волгоград: Учитель, 2003. – 327 с.
20. Ленц А. Тактика в спортивной борьбе / А. Ленц. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 152 с.
21. Литманович А.В. Структура профессиональной подготовленности специалиста по восточным единоборствам / А.В. Литманович, Е.Б. Штучная // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 12. – С. 129-133.
22. Лукашев М.Н. На заре российских систем рукопашного боя / М.Н. Лукашев. – М.: Будо-спорт, 2003. – 124 с.
23. Лукашев М.Н. Самбо на службе Родине / М.Н. Лукашев. – М.: Будо-спорт, 2003. – 86 с.
24. Лукашев М.Н. Самозащита для революции / М.Н. Лукашев. – М.: Будо-спорт, 2003. – 75 с.
25. Лукашев М.Н. Система «САМ» превращается в самбо. / М.Н. Лукашев. – М.: Будо-спорт, 2003. – 44 с.
26. Лукашев М.Н. Сотворение самбо. / М.Н. Лукашев. – М.: Будо-спорт, 2003. – 102 с.
27. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Максименко. – М.: Академия, 2001. – 319 с.
28. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 380 с.
29. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. / Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 280 с.
30. Нелюбин В. Перспективы управления подготовкой борцов / В. Нелюбин. // Материалы IV науч.-метод. конф. по пробл. тренировки в спортивной борьбе. – Гомель, 1997. – С. 4-7.
31. Ознобишин Н. Н. Искусство рукопашного боя / Н. Н. Ознобишин. – М.: НКВД, 1930. – 90 с.
32. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. Профессия – тренер / Н. Г. Озолин. – М.: Аст Астрель, 2002. – 302 с.
33. Пархомович Г. П. Основы классического дзюдо / Г.П. Пархомович. – Пермь: Урал-Пресс ЛТД, 1993. – 231 с.
34. Рожков П. А. Специфика технико - тактического мастерства высококвалифицированных борцов в связи с их индивидуальными особенностями / П. А. Рожков. – Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1985. – 25 с.
35. Сажин А. В. Рукопашный бой спецназа. «Грязные» приемы / А.В. Сажин. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 144 с.
36. Спортивная борьба: Учебное пособие для тренеров. / Под общ. ред. А.Н. Ленца. – М.: Физкультура и спорт, 1964. – 496 с.
37. Стрельников В. А. Техническая подготовка боксёра / В.А. Стрельников. – Улан-Удэ: Прогресс, 1992. – 47 с.
38. Суханов В. Боевое каратэ. Секреты мастерства / В. Суханов. – М.: Вече, 2000. – 319 с.