УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОД БЕЛГОРОД»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОД БЕЛГОРОД»
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОД БЕЛГОРОД»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОД БЕЛГОРОД»
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОД БЕЛГОРОД»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Управление развитием системы физической культуры и спорта подразумевает способность органов управления за счет активного использования прямых и косвенных рычагов обеспечить достижение поставленных целей, способствовать росту эффективности организаций физической культуры и спорта и их конкурентоспособности.
Именно с этих позиций следует, прежде всего, оценивать уровень управляемости основными направлениями физической культуры и спорта. При этом важной характеристикой системы управления является также ее способность к скоординированной работе, способность добиваться лучших результатов при наименьших затратах.
Создание системы управления в сфере физической культуры и спорта связано не только с необходимостью удовлетворения растущих социально-культурных потребностей населения, но и с управлением процессом развития направлений физической культуры и спорта на рациональной основе, а также эффективным функционированием физкультурно-спортивных организаций. Необходимость реформирования и рационализации социально¬экономического регулирования системы физической культуры и спорта воз¬никла на основе: динамично развивающихся физкультурно-спортивных потребностей населения, обусловливающих непрерывное обеспечение физкультурно-спортивными услугами, внедрение методов активизации повышения качественного уровня в процессе оказания физкультурно-спортивных услуг; изменения требований к существующим стандартам в сфере физической куль¬туры и спорта.
Система управления физкультурно-спортивным комплексом, сложившаяся в период командно-административной экономики с большим трудом под-дается преобразованиям и потому в большинстве случаев неадекватна программным направлениям формирования эффективной рыночной экономики, требует корректировки подходов к определению стратегических целей, задач, функций и методов управления. Переход к рынку характеризуется ростом ответственности физкультурно-спортивных организаций за достижение высоких результатов экономической деятельности, ее ресурсным обеспечением при меняющейся конъюнктуре спортивных интересов различных групп населения.
Экономические преобразования потребовали создания соответствующих новых органов управления, однако структуры исполнительного аппарата управления физкультурно-спортивных организаций остались прежними и не приспособленными к рыночным условиям, а квалификация управленческого персонала не соответствует новым требованиям.
Одним из условий рационального управления развитием отечественной сферы физической культуры и спорта в целом и ее отдельных структурных подразделений является повышение научной обоснованности эффективной деятельности сложной, полифункциональной системы физической культуры и спорта. Формирующаяся система регулирования в области физической куль¬туры и спорта в настоящее время характеризуется отсутствием комплексного подхода к анализу процессов формирования физической культуры и спорта как отрасли и происходящих в ней сегодня качественных преобразований, системности и учета взаимодействий тактической и стратегической направленности непосредственно между субъектами сферы физической культуры и спорта.
Степень научной разработанности проблемы.
Исследованием проблем развития физической культуры и спорта в Рос¬сии занимались многие ученые, такие как П.А. Виноградов, С.И. Гуськов, В.В. Кузин, И.И. Переверзин.
Анализу проблем финансирования физкультурно-спортивной работы посвящены исследования таких ученых экономистов как В.П. Горегляд,Л.В. Жестянников, П.А. Рожков, А.Н. Попов
Теоретико-методологические основы управления развитием физической культуры и спорта разрабатываются в работах С.С. Андреева, В.М. Димова и др Л.В. Аристова в своих работах рассматривает государственную политику в сфере физической культуры и спорта как «основу сохранения здоровья молодого поколения и поддержания хорошего самочувствия и активной деятельности всего населения, как один процесс, регулируемый и поддерживаемый госсударством.
Несмотря на то, что в российской научной литературе за последние годы существенно увеличилось количество публикаций, посвященных развитию массового спорта, популяризации здорового образа жизни и проблемам финансирования данного направления, степень научной разработанности проблемы развития физкультурно-спортивной работы на муниципальном уровне является явно недостаточной.
Представление об актуальности темы и степени ее разработанности в научной литературе дают основание для формулировки основной проблемы исследования.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью формирования эффективной системы развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании и недостаточной разработанностью организационно-правовых механизмов данной деятельности на муниципальном уровне.
Объектом исследования является система физической культуры и спор¬та в муниципальном образовании.
Предметом исследования являются особенности управления развитием системы физической культуры и спорта в муниципальном образовании.
Целью исследования является разработка практических рекомендаций по совершенствованию управления развитием физической культуры и спорта в городе Белгороде.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие за-дачи:
- изучить теоретические основы развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
- проанализировать практику управления развития физической культуры и спорта в городе Белгороде;
- обосновать направления совершенствования системы управления развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании.
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретической основой дипломного проекта являются общенаучные принципы анализа социальных явлений, принципы, сформулированные в рамках системной теории, разработанной в трудах Т. Парсонса и Н. Лумана и последователей, а также основополагающие идеи отечественных и зарубежных авторов в области социологии, менеджмента и педагогики, научные труды отечественных авторов, посвященные исследованию вопроса значимости физической культуры и спорта. Этот вопрос достаточно подробно освещен в работах С.В. Алексеева, П.А. Виноградова, С.Э. Воронина, Р.Г. Гостева и других. Статистический метод применялся для анализа данных о со-стоянии физической культуры и спорта в городе Белгороде за период с 2015 по 2017 год.
Эмпирической основой исследования являются:
1) федеральные, региональные и муниципальные нормативные акты, регламентирующие физическое воспитание ;
2) первичные и вторичные материалы исследований и рассмотрения проблем управления физической культуры и спортом в Белгородской области и городе Белгороде (отчеты, анализы результатов исследований по данной проблеме и др.), полученные от управления физической культуры и спорта администрации в городе Белгороде.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что выводы и положения дипломного проекта могут быть использованы при дальнейшем изучении проблем организации физического воспитания на уровне субъектов Российской Федерации, выводы могут быть использованы при планировании физкультурно-спортивной работы как в городе Белгороде, так и в других муниципальных образованиях Белгородской области.
Апробация исследования. Теоретические основы исследования были представлены на заседании круглого стола «Технологии управления социальными процессами» (рук.: И.Э. Надуткина, Ю.В. Астахов, Т.В. Белых, И.И.Гуляев,), проходившего 13 апреля 2017 года в рамках недели науки Института управления, в докладе «Активная государственная политика развития массовой физической культуры и спорта: формирование здорового образа жизни». Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором в публикациях
Структура дипломной работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Именно с этих позиций следует, прежде всего, оценивать уровень управляемости основными направлениями физической культуры и спорта. При этом важной характеристикой системы управления является также ее способность к скоординированной работе, способность добиваться лучших результатов при наименьших затратах.
Создание системы управления в сфере физической культуры и спорта связано не только с необходимостью удовлетворения растущих социально-культурных потребностей населения, но и с управлением процессом развития направлений физической культуры и спорта на рациональной основе, а также эффективным функционированием физкультурно-спортивных организаций. Необходимость реформирования и рационализации социально¬экономического регулирования системы физической культуры и спорта воз¬никла на основе: динамично развивающихся физкультурно-спортивных потребностей населения, обусловливающих непрерывное обеспечение физкультурно-спортивными услугами, внедрение методов активизации повышения качественного уровня в процессе оказания физкультурно-спортивных услуг; изменения требований к существующим стандартам в сфере физической куль¬туры и спорта.
Система управления физкультурно-спортивным комплексом, сложившаяся в период командно-административной экономики с большим трудом под-дается преобразованиям и потому в большинстве случаев неадекватна программным направлениям формирования эффективной рыночной экономики, требует корректировки подходов к определению стратегических целей, задач, функций и методов управления. Переход к рынку характеризуется ростом ответственности физкультурно-спортивных организаций за достижение высоких результатов экономической деятельности, ее ресурсным обеспечением при меняющейся конъюнктуре спортивных интересов различных групп населения.
Экономические преобразования потребовали создания соответствующих новых органов управления, однако структуры исполнительного аппарата управления физкультурно-спортивных организаций остались прежними и не приспособленными к рыночным условиям, а квалификация управленческого персонала не соответствует новым требованиям.
Одним из условий рационального управления развитием отечественной сферы физической культуры и спорта в целом и ее отдельных структурных подразделений является повышение научной обоснованности эффективной деятельности сложной, полифункциональной системы физической культуры и спорта. Формирующаяся система регулирования в области физической куль¬туры и спорта в настоящее время характеризуется отсутствием комплексного подхода к анализу процессов формирования физической культуры и спорта как отрасли и происходящих в ней сегодня качественных преобразований, системности и учета взаимодействий тактической и стратегической направленности непосредственно между субъектами сферы физической культуры и спорта.
Степень научной разработанности проблемы.
Исследованием проблем развития физической культуры и спорта в Рос¬сии занимались многие ученые, такие как П.А. Виноградов, С.И. Гуськов, В.В. Кузин, И.И. Переверзин.
Анализу проблем финансирования физкультурно-спортивной работы посвящены исследования таких ученых экономистов как В.П. Горегляд,Л.В. Жестянников, П.А. Рожков, А.Н. Попов
Теоретико-методологические основы управления развитием физической культуры и спорта разрабатываются в работах С.С. Андреева, В.М. Димова и др Л.В. Аристова в своих работах рассматривает государственную политику в сфере физической культуры и спорта как «основу сохранения здоровья молодого поколения и поддержания хорошего самочувствия и активной деятельности всего населения, как один процесс, регулируемый и поддерживаемый госсударством.
Несмотря на то, что в российской научной литературе за последние годы существенно увеличилось количество публикаций, посвященных развитию массового спорта, популяризации здорового образа жизни и проблемам финансирования данного направления, степень научной разработанности проблемы развития физкультурно-спортивной работы на муниципальном уровне является явно недостаточной.
Представление об актуальности темы и степени ее разработанности в научной литературе дают основание для формулировки основной проблемы исследования.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью формирования эффективной системы развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании и недостаточной разработанностью организационно-правовых механизмов данной деятельности на муниципальном уровне.
Объектом исследования является система физической культуры и спор¬та в муниципальном образовании.
Предметом исследования являются особенности управления развитием системы физической культуры и спорта в муниципальном образовании.
Целью исследования является разработка практических рекомендаций по совершенствованию управления развитием физической культуры и спорта в городе Белгороде.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие за-дачи:
- изучить теоретические основы развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
- проанализировать практику управления развития физической культуры и спорта в городе Белгороде;
- обосновать направления совершенствования системы управления развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании.
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретической основой дипломного проекта являются общенаучные принципы анализа социальных явлений, принципы, сформулированные в рамках системной теории, разработанной в трудах Т. Парсонса и Н. Лумана и последователей, а также основополагающие идеи отечественных и зарубежных авторов в области социологии, менеджмента и педагогики, научные труды отечественных авторов, посвященные исследованию вопроса значимости физической культуры и спорта. Этот вопрос достаточно подробно освещен в работах С.В. Алексеева, П.А. Виноградова, С.Э. Воронина, Р.Г. Гостева и других. Статистический метод применялся для анализа данных о со-стоянии физической культуры и спорта в городе Белгороде за период с 2015 по 2017 год.
Эмпирической основой исследования являются:
1) федеральные, региональные и муниципальные нормативные акты, регламентирующие физическое воспитание ;
2) первичные и вторичные материалы исследований и рассмотрения проблем управления физической культуры и спортом в Белгородской области и городе Белгороде (отчеты, анализы результатов исследований по данной проблеме и др.), полученные от управления физической культуры и спорта администрации в городе Белгороде.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что выводы и положения дипломного проекта могут быть использованы при дальнейшем изучении проблем организации физического воспитания на уровне субъектов Российской Федерации, выводы могут быть использованы при планировании физкультурно-спортивной работы как в городе Белгороде, так и в других муниципальных образованиях Белгородской области.
Апробация исследования. Теоретические основы исследования были представлены на заседании круглого стола «Технологии управления социальными процессами» (рук.: И.Э. Надуткина, Ю.В. Астахов, Т.В. Белых, И.И.Гуляев,), проходившего 13 апреля 2017 года в рамках недели науки Института управления, в докладе «Активная государственная политика развития массовой физической культуры и спорта: формирование здорового образа жизни». Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором в публикациях
Структура дипломной работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Необходимость повышения эффективности управления сферой физической культуры и спорта, которая относится к сфере социальной жизни, представляя собой, неотъемлемый элемент нематериального производства, означает более рациональное использование имеющихся возможностей и затрачиваемых усилий для решения кардинальных задач, возникших перед страной, и значение решений этих задач, как на государственном, так и на муниципальном уровне.
Широкое привлечение населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом требует создания необходимых условий по месту жительства. Открытые спортивные сооружения, находящиеся в шаговой доступности, пользуются большой популярностью и способны привлекать значительное число людей самого разного возраста. В новой экономической ситуации наряду со спортом высоких достижений, физкультурой для школьников, оздоровительными мерами для инвалидов и старших поколений, должны развиваться другие виды и формы управленческой работы в сфере физической культуры и спорта. Для жителей микрорайонов регулярно проводятся спортивные праздники, фестивали, семейные состязания, спартакиады. Ежегодно сеть проводимых мероприятий расширяется.
В целом, необходимо вести работу в рамках одного из важных и значимых для социального здоровья государства направления, предполагающего формирование здорового образа жизни и интереса к спорту.
Однако, для выработки обоснованных решений по совершенствованию принципов управления на всех уровнях управления, необходимо знать, как реально функционирует сложившаяся на сегодня система физического воспитания в целом по стране, в отдельных ее регионах, на муниципальных территориях.
Изучение системы управления развитием физической культуры и спорта в муниципальном образовании «Город Белгород» было проведено в соответствии с поставленными в начале работы задачами. В процессе достижения цели дипломного исследования были изучены теоретические и аналитические материалы, характеризующие современные формы и методы работы по совершенствованию системы управления развитием основных направлений физической культуры и спорта на федеральном, региональном и местном уровнях, рассмотрена система управления отраслью и выявлены основные проблемы.
Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы.
Проблема повышения управляемости системы физической культуры и спорта является многоаспектной и включает решение многих задач: государственная поддержка развития организаций физической культуры и спорта в приватизированном секторе; повышение эффективности управления государственным сектором в сфере физической культуры и спорта; организация управления системой физической культуры и спорта на федеральном, региональном и местном уровнях.
Повышение уровня управляемости отрасли предполагает усиление роли государственных органов управления в следующих направлениях: разработка и проведение структурной и инвестиционной политики; управление предприятиями и организациями государственного сектора и совершенствование методов взаимодействия с негосударственными структурами.
Управление физической культурой и спортом представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и развития отрасли физической культурой и спорта в целях наиболее полного удовлетворения людей в физическом воспитании.
культурой и спортом определяют закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и органы исполнительной власти.
Под муниципальной спортивной политикой следует понимать деятельность, которая направлена на осуществление активного отдыха населения путем занятия физической культурой и спортом на местном уровне.
На территории города Белгорода вопросами реализации муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта согласно структуры осуществляет Управление по физической культуре и спорту администрации города Белгорода, основная цель функционирования которого состоит в ориентации и координации деятельности физкультурно-спортивных учреждений и общественных организаций преимущественно на развитие массовой физической культуры и спорта.
Практическая деятельность Управления планируется и реализуется на принципах программно-целевого и проектного управления.
На эффективность работы по управлению развитием физической культурой и спортом оказывают влияние факторы различного характера. А имен¬но: недостаточное и неравномерное финансирование отрасли; устаревшая материально-техническая база; недостаток инфраструктурных объектов на территории поселений; низкий уровень интереса к физкультуре и спорта у населения муниципального района.
Учреждения спортивной направленности являются составляющим звеном системы, созданной обществом, и должны функционировать на основе социального заказа, оказывать широкий спектр разнообразных услуг, удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные, образовательные потребности детей, обеспечивать учащимся свободу выбора видов и форм деятельности, а также создавать условия для творческого развития каждого ребенка, его адаптации к социальным изменениям и приобщения к культурным ценностям.
При планировании и разработке политики на местном уровне и для увеличения интереса к спорту среди населения по месту жительства, необходима работа по восстановлению дворовых спортивных площадок и дворовых команд, отвечающих общественным нуждам и доступных для всех по ценам.
К проблемным вопросам в сфере физической культуры и спорта, подлежащими принятию управленческих решений в ближайшее время в муниципальном районе допустимо отнести: отсутствие устойчивого, мотивированно¬го интереса к активным видам физкультурно-спортивной деятельности у значительной части населения; наличие несоответствия между потребностями населения и возможностями спортивных сооружений района в предоставлении необходимых услуг; дефицит в тренерских и инструкторских кадрах и отсутствие должных условий для их сохранения и подготовки; недостаточная информационно-просветительская деятельность в средствах массовой информации по вопросам развития физической культуры и спорта.
Новые организационные направления, формы и методы работы по совершенствованию структуры, кадровому обеспечению, финансированию управления развитием физической культуры и спорта и организаций отрасли в городе Белгороде предполагают, с одной стороны, участие органов местного самоуправления в управлении физической культурой, а с другой, развитие активности среди населения.
Существенным аспектом является деятельность муниципальных органов самоуправления по развитию массовой физической культуры и спорта и поддержке детского спорта, которая в первую очередь должна быть направлена на:
- принятие и реализацию целевой муниципальной (межмуниципальной) программы развития физической культуры и спорта;
- строительство быстровозводимых, недорогостоящих спортивных сооружений;
- принятие мер по формированию штата и повышению квалификации работников сферы физической культуры и спорта, работающих на территории;
- проведение популярных спортивно-массовых мероприятий на уровне муниципального образования.
Разработка и реализация в рамках обозначенных направлений совершенствования деятельности органов местного самоуправления по в сфере физической культуры и спорта с помощью принципов проектного управления будут способствовать повышению эффективности внедрения массовой физкультурно-оздоровительной работы в широкие слои населения; формированию куль¬туры здорового образа жизни, престижу здоровья, привлечению всех категорий населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом; повысят эффективность формирования инфраструктуры в сфере физической культуры спорта.
В результате выполнения цикла проектных мероприятий, возможно:
- обеспечение развития сети физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, доведение охвата детей, подростков и молодёжи, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, до 50%;
- увеличение доли услуг, реализуемых различными организациями в сфере детско-юношеского спорта и обеспечение за счёт развития физической культуры и спорта снижения общего уровня заболеваемости детей и юношей, укрепления здоровья, уменьшения количества антиобщественных и преступных проявлений в молодёжной среде.
На основании сделанных в настоящем исследовании выводов можно сформулировать некоторые практические рекомендации.
В области развития детско-юношеского спорта в образовательных учреждениях муниципального района следует определить определены следующие приоритеты:
- поиск новых привлекательных форм, методов и средств организации физкультурно-спортивных занятий, призванных обеспечить укрепление здоровья и повышение физической подготовленности школьников;
- развитие эффективной формы/ эффективных форм воспитания средствами спорта, включая соревнования и тренировочные нагрузки, психологическую и теоретическую подготовку, в ходе которых формируется личность молодого человека, способного достигать высокие спортивные и жизненные цели;
- создание условий функционирования детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, начального и среднего профессионального образования и других;
- создание многоуровневой и разновариантной системы спортивных соревнований учащихся образовательных учреждений;
- укрепление материально-технической базы, обеспеченность инвентарем, наличие квалифицированных тренерско-педагогических кадров.
В области развития интереса к спорту по месту жительства определены следующие приоритеты:
- обеспечение равной доступности детей к занятиям физической культурой, спортом и туризмом по месту жительства, в т.ч. независимо от их социального положения, пола, места проживания;
- создание режима наибольшего благоприятствования организациям всех форм собственности, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта и поддерживающим развитие детско-юношеского спорта по месту жительства;
- достижение обеспеченности населения физкультурно-спортивными объектами местного уровня в соответствии с действующими социальным нормативом;
- создание условий для привлечения к физкультурно-спортивной работе с детьми по месту жительства молодых специалистов, имеющих среднее или высшее профессиональное физкультурное или педагогическое образование;
- поддержка волонтёрского движения, особенно по работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Широкое привлечение населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом требует создания необходимых условий по месту жительства. Открытые спортивные сооружения, находящиеся в шаговой доступности, пользуются большой популярностью и способны привлекать значительное число людей самого разного возраста. В новой экономической ситуации наряду со спортом высоких достижений, физкультурой для школьников, оздоровительными мерами для инвалидов и старших поколений, должны развиваться другие виды и формы управленческой работы в сфере физической культуры и спорта. Для жителей микрорайонов регулярно проводятся спортивные праздники, фестивали, семейные состязания, спартакиады. Ежегодно сеть проводимых мероприятий расширяется.
В целом, необходимо вести работу в рамках одного из важных и значимых для социального здоровья государства направления, предполагающего формирование здорового образа жизни и интереса к спорту.
Однако, для выработки обоснованных решений по совершенствованию принципов управления на всех уровнях управления, необходимо знать, как реально функционирует сложившаяся на сегодня система физического воспитания в целом по стране, в отдельных ее регионах, на муниципальных территориях.
Изучение системы управления развитием физической культуры и спорта в муниципальном образовании «Город Белгород» было проведено в соответствии с поставленными в начале работы задачами. В процессе достижения цели дипломного исследования были изучены теоретические и аналитические материалы, характеризующие современные формы и методы работы по совершенствованию системы управления развитием основных направлений физической культуры и спорта на федеральном, региональном и местном уровнях, рассмотрена система управления отраслью и выявлены основные проблемы.
Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы.
Проблема повышения управляемости системы физической культуры и спорта является многоаспектной и включает решение многих задач: государственная поддержка развития организаций физической культуры и спорта в приватизированном секторе; повышение эффективности управления государственным сектором в сфере физической культуры и спорта; организация управления системой физической культуры и спорта на федеральном, региональном и местном уровнях.
Повышение уровня управляемости отрасли предполагает усиление роли государственных органов управления в следующих направлениях: разработка и проведение структурной и инвестиционной политики; управление предприятиями и организациями государственного сектора и совершенствование методов взаимодействия с негосударственными структурами.
Управление физической культурой и спортом представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и развития отрасли физической культурой и спорта в целях наиболее полного удовлетворения людей в физическом воспитании.
культурой и спортом определяют закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и органы исполнительной власти.
Под муниципальной спортивной политикой следует понимать деятельность, которая направлена на осуществление активного отдыха населения путем занятия физической культурой и спортом на местном уровне.
На территории города Белгорода вопросами реализации муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта согласно структуры осуществляет Управление по физической культуре и спорту администрации города Белгорода, основная цель функционирования которого состоит в ориентации и координации деятельности физкультурно-спортивных учреждений и общественных организаций преимущественно на развитие массовой физической культуры и спорта.
Практическая деятельность Управления планируется и реализуется на принципах программно-целевого и проектного управления.
На эффективность работы по управлению развитием физической культурой и спортом оказывают влияние факторы различного характера. А имен¬но: недостаточное и неравномерное финансирование отрасли; устаревшая материально-техническая база; недостаток инфраструктурных объектов на территории поселений; низкий уровень интереса к физкультуре и спорта у населения муниципального района.
Учреждения спортивной направленности являются составляющим звеном системы, созданной обществом, и должны функционировать на основе социального заказа, оказывать широкий спектр разнообразных услуг, удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные, образовательные потребности детей, обеспечивать учащимся свободу выбора видов и форм деятельности, а также создавать условия для творческого развития каждого ребенка, его адаптации к социальным изменениям и приобщения к культурным ценностям.
При планировании и разработке политики на местном уровне и для увеличения интереса к спорту среди населения по месту жительства, необходима работа по восстановлению дворовых спортивных площадок и дворовых команд, отвечающих общественным нуждам и доступных для всех по ценам.
К проблемным вопросам в сфере физической культуры и спорта, подлежащими принятию управленческих решений в ближайшее время в муниципальном районе допустимо отнести: отсутствие устойчивого, мотивированно¬го интереса к активным видам физкультурно-спортивной деятельности у значительной части населения; наличие несоответствия между потребностями населения и возможностями спортивных сооружений района в предоставлении необходимых услуг; дефицит в тренерских и инструкторских кадрах и отсутствие должных условий для их сохранения и подготовки; недостаточная информационно-просветительская деятельность в средствах массовой информации по вопросам развития физической культуры и спорта.
Новые организационные направления, формы и методы работы по совершенствованию структуры, кадровому обеспечению, финансированию управления развитием физической культуры и спорта и организаций отрасли в городе Белгороде предполагают, с одной стороны, участие органов местного самоуправления в управлении физической культурой, а с другой, развитие активности среди населения.
Существенным аспектом является деятельность муниципальных органов самоуправления по развитию массовой физической культуры и спорта и поддержке детского спорта, которая в первую очередь должна быть направлена на:
- принятие и реализацию целевой муниципальной (межмуниципальной) программы развития физической культуры и спорта;
- строительство быстровозводимых, недорогостоящих спортивных сооружений;
- принятие мер по формированию штата и повышению квалификации работников сферы физической культуры и спорта, работающих на территории;
- проведение популярных спортивно-массовых мероприятий на уровне муниципального образования.
Разработка и реализация в рамках обозначенных направлений совершенствования деятельности органов местного самоуправления по в сфере физической культуры и спорта с помощью принципов проектного управления будут способствовать повышению эффективности внедрения массовой физкультурно-оздоровительной работы в широкие слои населения; формированию куль¬туры здорового образа жизни, престижу здоровья, привлечению всех категорий населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом; повысят эффективность формирования инфраструктуры в сфере физической культуры спорта.
В результате выполнения цикла проектных мероприятий, возможно:
- обеспечение развития сети физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, доведение охвата детей, подростков и молодёжи, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, до 50%;
- увеличение доли услуг, реализуемых различными организациями в сфере детско-юношеского спорта и обеспечение за счёт развития физической культуры и спорта снижения общего уровня заболеваемости детей и юношей, укрепления здоровья, уменьшения количества антиобщественных и преступных проявлений в молодёжной среде.
На основании сделанных в настоящем исследовании выводов можно сформулировать некоторые практические рекомендации.
В области развития детско-юношеского спорта в образовательных учреждениях муниципального района следует определить определены следующие приоритеты:
- поиск новых привлекательных форм, методов и средств организации физкультурно-спортивных занятий, призванных обеспечить укрепление здоровья и повышение физической подготовленности школьников;
- развитие эффективной формы/ эффективных форм воспитания средствами спорта, включая соревнования и тренировочные нагрузки, психологическую и теоретическую подготовку, в ходе которых формируется личность молодого человека, способного достигать высокие спортивные и жизненные цели;
- создание условий функционирования детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, начального и среднего профессионального образования и других;
- создание многоуровневой и разновариантной системы спортивных соревнований учащихся образовательных учреждений;
- укрепление материально-технической базы, обеспеченность инвентарем, наличие квалифицированных тренерско-педагогических кадров.
В области развития интереса к спорту по месту жительства определены следующие приоритеты:
- обеспечение равной доступности детей к занятиям физической культурой, спортом и туризмом по месту жительства, в т.ч. независимо от их социального положения, пола, места проживания;
- создание режима наибольшего благоприятствования организациям всех форм собственности, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта и поддерживающим развитие детско-юношеского спорта по месту жительства;
- достижение обеспеченности населения физкультурно-спортивными объектами местного уровня в соответствии с действующими социальным нормативом;
- создание условий для привлечения к физкультурно-спортивной работе с детьми по месту жительства молодых специалистов, имеющих среднее или высшее профессиональное физкультурное или педагогическое образование;
- поддержка волонтёрского движения, особенно по работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Подобные работы
- ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МАССОВОГО СПОРТА В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ПЛАВАНИЮ, ПОСВЯЩЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ:20-егг. XX ВЕКА- 2018г
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД БЕЛГОРОД
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4680 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016



