Введение
Глава 1. Состояние вопроса по данным литературы
1.1. Характеристика спортивной гимнастики как вида спорта
1.2. Особенности спортивной тренировки в подготовительном периоде .
1.3. Характеристика общеподготовительного этапа спортивной тренировки
гимнастов
1.4. Динамика нагрузок в общеподготовительном этапе тренировки
1.5. Второй «специально-подготовительный» этап тренировки
гимнастов
1.6. Динамика нагрузок в «специально-подготовительном» этапе
тренировки гимнастов
Глава 2. Организация, этапы, методы и методика измерения показателей
2.1 Организация и этапы исследования
2.2 Методы и методика измерения показателей
Глава 3. Изменение психических и психомоторных показателей в подготовительном периоде тренировки гимнастов
3.1 Анализ результатов в контрольной группе гимнастов на различных
этапах подготовительного периода
3.2 Анализ результатов в экспериментальной группе гимнастов
на различных этапах подготовительного периода
3.3 Характеристика психических и психомоторных показателей в контрольной и экспериментальной группе в зависимости от ударных микроциклов
Выводы
Практические рекомендации
Список используемой литературы
Большой проблемой при подготовке квалифицированных гимнастов,
является организация занятий в подготовительном периоде. Особенно в период непосредственной подготовки гимнастов к соревнованиям.
В специально-подготовительном этапе гимнаст настраивает не только
тончайшие условно-рефлекторные связи, но и осуществляет психологическую настройку на предстоящее соревнование, которое вселяет в него чувство уверенности или, же неуверенности в своих силах.
В настоящее время большое значение придается повышению эффективности занятий в группах ПФСС на факультете физической культуры. Однако еще не достаточно изучен вопрос систематизации тренировочного процесса гимнастов, занимающихся в этих группах по программе категории “Б“.
В литературе нет должных разработок по программе определения оптимальных тренировочных нагрузок, выбор правильной последовательности
в расстановке микроциклов, знания основных принципов и закономерностей
тренировочного процесса - вот то главное, по нашему мнению, что определяет успех тренировочных занятий в группах ПФСС.
Для подготовительного периода при организации занятий в группах
СПС характерны постепенные увеличения нагрузок с одним или несколькими выходами на максимальные величины предъявляемых нагрузок. Причем
выходы на максимум нагрузки возможны лишь при условии систематического повышения тренированности и подготовленности в диапазонах оптимальных значений нагрузки для гимнастов. С этой целью применяются “ударные
тренировки” или же “ударные” микроциклы. Нагрузка при этом, превышает
основную нагрузку в 1,5 раз и более.
Такие тренировки стимулируют рост тренированности и подготовленности гимнастов, особенно специальную выносливость, и как следствие
надежность выступления гимнастов на соревнованиях. В подготовительном периоде продолжительностью 5 – 6 месяцев обычно включается от одного, до трех “ударных” микроциклов. Причем эти микроциклы включаются в специально- подготовительном этапе тренировки.
Однако научную обоснованность с применением ударных нагрузок в
специально-подготовительном этапе подготовки гимнастов в литературных
источниках не освещен.
В литературном источнике “ Спортивная гимнастика” под редакцией
доцентов Ю.К. Гавердовского и В.М.Смолевского пишется, что ударная
нагрузка возрастает и приближается к “потолку” возможностей гимнастов.
Применяется для стимулирования роста их специальной выносливости и
надежности.
Рабочая гипотеза. Нами предполагалось, что включение в подготовительный период тренировки гимнастов младших разрядов, занимающихся в
группе ПФСС – трех ударных микроциклов оказывают эффективное воздействие на психические и психомоторные показатели тренированности.
Цель исследования: определить оптимальный вариант чередования
микроциклов в подготовительном периоде.
Задачи исследования. В работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить объем и интенсивность тренировочных нагрузок в подготовительном периоде.
2. Выявить изменения психических и психомоторных показателей в
подготовительном периоде.
3. Сделать сравнительный анализ применения ударных микроциклов в
контрольной и экспериментальной группе.
Объектом исследования явился учебно-тренировочный процесс гимнастов младших разрядов группы ПФСС.
Предмет исследования: выбор правильно последовательности в расстановке микроциклов в подготовительном периоде тренировки гимнастов в
группах ПФСС. Научная новизна: до настоящего времени в литературе нет должных
разработок по определению оптимальных тренировочных нагрузок и не
определены закономерности в выборе правильной последовательности расстановки микроциклов в подготовительном периоде тренировки гимнастов
младших разрядов.
Практическая значимость связана с тем, что при подготовке гимнастов младших разрядов, является организация занятий в подготовительном
периоде, особенно в период непосредственной подготовки гимнастов к соревнованиям. В специально-подготовительном этапе гимнаст настраивает не
только тончайшие условно-рефлекторные связи, но и осуществляет психологическую настройку на предстоящее соревнование, которое вселяет в него
чувство уверенности или, же неуверенности в своих силах.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы
исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогические наблюдения;
- тестирование;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики;
- анализ и интерпретация полученных данных.
Использование двух и трех ударных микроциклов в подготовительном
периоде на этапе специальной подготовки гимнастов в контрольной и экспериментальной группе позволяет сделать следующие выводы:
1. В определенной закономерности в контрольной группе использовались два ударных микроцикла в изменении психических и психомоторных
показателей обнаружено, что точность воспроизведения усилий у гимнастов
улучшилась. (с 2,5 кг в начале общеподготовительного этапа, до 1,5 кг в
конце специально- подготовительного этапа ). Точность дифференцированных параметров движения становится хуже ( на прибавление амплитуд в
начале общеподготовительного этапа 11,6 градусов, а в конце специальноподготовительного этапа - 11,8 градусов). ( На убавление начало общеподготовительного этапа 11,9 градусов, а в конце специально-подготовительного
этапа - 12 градусов).
Показатели точности отмеривания временных интервалов ухудшается ( с
0,86 сек. в начале общеподготовительного этапа, до 0,88 сек. в конце специально-подготовительного этапа), а переключение внимания улучшается ( с
135 сек. в начале общеподготовительного этапа, до 134,4 сек. в конце специально-подготовительного этапа).
2. В экспериментальной группе использование трех ударных микроциклов позволило сделать вывод, что произошло улучшение, так значительное улучшение происходит при измерении точности воспроизведения усилий на различных этапах.(Начало общеподготовительного этапа – 2,6 кг , до
0,7 кг в конце специально-подготовительного этапа ). Точность дифференцированных параметров движения на прибавление и убавление параметров
движения оказывается незначительным. (На прибавление с 11,8 град., до
10,8 град.). (На убавление – с 10,8 град., до 10,1 град. ). Как видно из диаграммы отмеривания временных интервалов, то видно, что происходит
улучшение ( с 1,34 сек. в начале общеподготовительного этапа, до 0,29 сек. в
конце специально-подготовительного этапа). Показатели переключения внимания у гимнастов улучшаются ( в начале обще-подготовительного этапа -
132 сек., а в конце специально-подготовительного этапа – 109 сек..).
3. Сравнения показателей у гимнастов в контрольной и экспериментальной группе, психических и психомоторных показателей свидетельствует
о том, что в экспериментальной группе к концу специальноподготовительного этапа обнаруживается тенденция улучшения показателей.
А в контрольной группе, где применялись два ударных микроцикла, наблюдается ухудшение показателей, лишь показатели переключения внимания
незначительно улучшились, на 0,6 сек., и точность воспроизведения усилий
также улучшилось практически на 1 кг.
4. Из этого следует, что целесообразно использовать в специальноподготовительном этапа трех ударных микроциклов, которые способствуют
большему улучшению психических и психомоторных показателей у гимнастов, чем двух ударных микроциклов.
1. Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. /В.Г.Алабин, А.В.Алабин, В.П.Бизин. - Харьков: Основа, 1993. - 244 с.
2. Брыкин А.Т. «Гимнастика»./ А.Т. Брыкин. - М., ФиС, 1985, 348-349.
3. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. /Л.В.Волков. - Учебник. - К.: Олимпийская литература, 2002. - 294 с.
4. Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в худо¬жественной гимнастике: / И.А. Винер. Спб., 2003. С. 12.
5. Гавердовский Ю.К., Смолевский В.М. «Спортивная гимнастика» / Ю.К. Гавердовский, В.М.Смолевский. - М., ФиС, 1979, - с. 5-6, с. 206-214.
6. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пос. для студ. выс. пед. учеб. заведений./ Е.Н.Гогунов, Б.И.Мартьянов. - М., «Академия», 2000, 308 с.
7. Горохова, В.Е. Специальная физическая подготовка гимнасток к выполне¬нию серий из элементов повышенной трудности: автореф. дис. канд. пед. наук / В.Е.Горохова. - М., 2002.- С.3-5, 8-13.
8. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте /Ю.Д. Железняк, П.К.Петров. - М.: «Акаде-мия», 2001, 258 с.
9. Железняк Ю.Д., Петров П.К. - Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте./ Ю.Д.Железняк, П.К.Петров.- М., Академия, 2001, 2002, 262 с.
10. Захаров Е.Н., Карасев Л.В., Сафонов А.А. - Энциклопедия физической подготовки./ Е.Н.Захаров, Л.В.Карасев, А.А.Сафонов.- М. Лентос 1994,368 с.
11. Иванов В.С. «Основы математической статистики»./В.С.Иванов.- М., ФиС, 1990, с. 96-117.
12. Ильин Е. П. Психология физического воспитания./Е.П.Ильин. - М., Про¬свещение, 2007,- 287 с.
13. Ильин Е.П. Психология спорта. /Е.П.Ильин. - М., СПб, 2009, 351 с.
14. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры./Е.П.Ильин.- Санкт-Петербург, изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2000, с. 97-99.
15. Карасев А.В. Энциклопедия физической подготовки (Методические осно¬вы развития физических качеств)./А.В.Карасева.- М., Лептос, 1994, с. 263¬302.
16. Матвеев Л.П. «Проблема периодизации спортивной тренировки»./Л.П. Матвеев. - М., ФиС 1970, - с. 118-173.
17. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. «Теория и методика физического воспита- ния»./Л.П.Матвеев, А.Д.Новиков. - М., ФиС, 1976, т.2, с. 41-52.
18. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. «Теория и методика Физического воспита-ния» /Л.П.Матвеев, А.Д.Новиков. - М., ФиС, 1976, т. 1, с.19-26.
19. Матвеев Л.П. - Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: Учебное пособие./Л.П.Матвеев. - Киев: Олимпийская литера-тура, 1999, 320 с.
20. Марченко Спортивна ымнастика. Навчальна програма для дитячо- юнацьких спортивних шкш, спецiалiзованих дитячо-юнацьких шюл олiмпiйського резерву, шюл вищоИ спортивноi майстерност / Ю.П. Марчен-ко, А.А. Еретик, I.A. Терещенко, Е.А. Добровольський, В.Ф. Шепмага. - К.: Держкомспорт Украши, 2003. - 140 с.
21. Менхин Ю.В «Физическая подготовка спортсменов»./Ю.В.Менхин.- М., ФиС, 1993. - 305 с.
22. Менхин Ю.В. « Физическая подготовка в гимнастике»./Ю.В.Менхин.- 1991, - 210 с.
23. Менхин Ю.В. «Физическая подготовка в гимнастике». Учебник./Ю.В.Менхин.- М., ФиС, 1991, - 215 с.
24. Менхин Ю.В. «Оздоровительная гимнастика. Теория и методика»./Ю.В. Менхин.- М., ФиС, 2009. - 432 с.
25. Набатникова М.Я. «Основы управления подготовки юных спортсме- нов»./М.Я. Набатникова. - М., ФиС, 1982, с. 127-170.
26. Павлов И.Б., Боршай В.М. «Гимнастика с методикой преподавания»./И.Б. Павлов, В.М.Боршай. - М., «Просвещение», 1985, с.178-179.
27. Райтер P.I. Базова техшчна тдготовка гтмнастш на перекладиш. Автореф. канд. дис. - Львiв, 2002. - 20 с.
28. Смолевский В.М. «Гимнастика в трех измерениях»./В.М.Смолевский. - М., ФиС, 1979, с. 160-177.
29. Сайкина Е.Г. Применение танцевально-ритмической гимнастики на уро¬ках физической культуры у старшеклассниц: Автореф. дисс...канд.пед.наук.
- СПб., 1997, 23 с.
30. Смолевский В.М. Подготовка гимнастов высокой квалификации как многолетний управляемый процесс. Теория и практика физ. культуры. /В.М.Смолевский. М., ФиС, 1978. - № 5. - с. 62 - 67.
31. Укран М.Л. «Спортивная гимнастика» /М.Л.Укран.- М., ФиС, 1971- с. 3-6.
32. Укран М.Л. ««Методика тренировки гимнастов».» /М.Л.Укран.- М., ФиС, 1971, - с. 60-102, 237-251..
33. Укран М.Л. «Методика тренировки гимнастов». Учебник./М.Л.Укран. - М.,
ФиС, 1986, -140 с.
34. Умаров М.Н. «Планирование и распределение средств тренировки гимна¬стов на начальном этапе подготовки»./М.Н. Умаров, Эштаев А.К.; Учебное пособие, Т.: 2004. -154 с.
35. Филиппович В.И. «Теория и методика гимнастики»./В.И. Филиппович. - М., «Просвещение», 1971, с.110-112
36. Филиппович В.И. «Теория и методика гимнастики». Учебное посо- бие./В.И.Филиппович.- М., Логос, 2001,-384 с.
37. Фомин И.А., Вавилов Ю.И. «Физиологические основы двигательной ак- тивности»./И.А.Фомин, Ю.И.Вавилов. - М., ФиС, 1991, с.41-52.
38. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. Учебное посо- бие./В.П.Филин. - М., ФиС, 1987, - 128 с.
39. Харабуга Г.Д. «Теория и методика физического воспита- ния»./Г.Д.Харабуга.- М., Просвещение, 1994, с. 101-112.