Аннотация 2
Введение 6
1 Теоретические и методологические основы и ключевые положения системы
наставничества в организациях 8
1.1 Классификация моделей наставничества 9
1.1 Сущность, структура и принципы системы наставничества 17
2 Анализ условий и ресурсов для внедрения и реализации системы
наставничества в ГБПОУ НАО «Ненецкое профессиональное училище» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика ГБПОУ НАО
«Ненецкое профессиональное училище» 21
2.2 Анализ состояния кадрового потенциала для внедрения и реализациисистемы наставничества в ГБПОУ НАО «Ненецкое профессиональное училище» 30
3 Разработка программы наставничества, с учетом изученных теоретических и практических данных 38
3.1 Описание разработанной программы наставничества 38
3.2 Эффективность мероприятий для реализации программы наставничества 45
Заключение 51
Список используемой литературы и используемых источников 53
Приложение А Структура ГБПОУ НАО «Ненецкое профессиональное училище» 57
Приложение Б ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА 58
Приложение В Перспективный план реализации программы на 2023-2024г.г.
Приложение Г Календарное планирование реализации программы наставничества на 2023-2024 учебный год 70
Приложение Д Кадровое обеспечение реализации программы 76
Приложение Е Примерный индивидуальный план развития под руководством наставника 78
Приложение Ж Анкета наставника 83
Приложение И Анкета наставляемого 84
Приложение К Анкета наставника после завершения программы 85
Приложение Л Анкета наставляемого после завершения программы 86
Приложение М Опросник для SWOT- анализа 87
Приложение Н Диагностика затруднений и потребностей педагогов 88
Приложение П Анкета для преподавателей по самооценке своей деятельности 90
Приложение Р ПРИКАЗ 92
Приложение С ПРИКАЗ 93
Приложение Т ПРИКАЗ 94
Приложение У ПРИКАЗ 95
В условиях инновационного развития для эффективной работы современного предприятия, организации, которым присущи большое количество организационных связей, информационных потоков, применение сложных технологий, необходим высокий уровень организации труда и отличное владение профессиональными навыками.
Система наставничества дает возможность на рабочем месте передавать не только знания, умения, навыки, а также профессиональный опыт молодым работникам, и вместе с тем, повышает уровень профессионального мастерства специалистов различных организаций. Наставничество является эффективной формой профессиональной адаптации, это одна из наиболее эффективных форм. Адаптация помогает повышению профессиональных компетентностей и привлечению кадров в любой сфере жизнедеятельности общества, которая обеспечивает долговременную конкурентоспособность организации, помогает расти, становиться лучше, успешней и людям, и организациям.
Внедрение системы наставничества актуально и систематически подчеркивается в выступлениях В. В. Путина, Президента России, который считает, что необходимо думать, как возрождать институты наставничества. Так как многие специалисты в настоящее время уже успешно трудится на производстве, прошли эту школу, и сейчас необходимы новые формы передачи опыта на предприятии. Разработка и внедрение системы наставничества обозначены в государственных документах.
В условиях обновления системы российского образования главным для государства является непрерывный рост профессионального мастерства педагогических работников, развитие кадрового потенциала.
Для этих целей нужно создавать единую федеральную систему научного и методического сопровождения управленческих кадров и педагогических работников в рамках национального проекта «Образование» (применяя изменения и дополнения 2020 и 2021 гг.). В системе общего образования система наставничества ориентируется на внедрение федерального проекта «Современная школа», в системе дополнительного образования идет ориентирование на федеральный проект «Успех каждого ребенка», в системе среднего профессионального образования идет ориентация на реализацию федерального проекта «Молодые профессионалы», все это отражается в разных направлениях деятельности, показателях и результатах.
Ключевой фигурой в системе образования всегда был и остается педагог.
В настоящее время в педагогике существует высокий рост различных изменений, усложняется содержание в профессиональной роли преподавателей, требования к его личности и деятельности. Поэтому молодым педагогам или преподавателям со стажем необходимо быть мобильными. А также учитывать своеобразность, существующую в педагогике, уметь активно и быстро приспосабливаться к новым ситуациям в трудовой деятельности на любые изменение в образовательной среде, в сжатые сроки, уметь реализовывать свой профессиональный и личностный потенциал.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка программы наставничества на примере ГБПОУ НАО «Ненецкое профессиональное училище».
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- Проанализировать теоретическое обоснование понятия «наставничество».
- Проанализировать систему наставничества в целом и имеющуюся в организации систему наставничества.
- Выявить ресурсы и условия для внедрения и реализации системы наставничества в организации.
- Подготовить мероприятия и показатели оценки эффективности системы наставничества.
Объектом исследования является ГБПОУ НАО «Ненецкое профессиональное училище»...
Результат, проведенный в рамках выпускной квалификационной работы теоретического и практического исследования на тему «Разработка программы корпоративного наставничества на примере ГБПОУ НАО «Ненецкое профессиональное училище»», расширяет кругозор в инструменте и его оценке участниками, а также позволяет сделать ряд важных выводов.
Сотрудники - это основа любого предприятия. Весь опыт, знания, умения и навыки, которые приобретаются специалистами в процессе работы, будут показывать уровень развития и положительные результаты.
Современное общество переходит на цифровые инструменты, но ручной труд, его отличительная черта и особенности должны передаваться от старшего поколения к молодому.
На предприятиях и в организациях трудятся специалисты, которые оттачивают свой профессионализм десятилетиями. По возрасту, постепенно, работники-специалисты своего дела выходят на пенсию. Поэтому очень важно сохранять преемственность поколений, традиции, а также корпоративную культуру.
На любом предприятии, в любой организации всегда ценится развитие и рост кадров.
Сотрудники, которые вовлечены в трудовой процесс, развиваются и получают карьерные предложения, при этом работодатель имеет опытного и лояльного сотрудника.
Руководитель вместе с наставником, ведет молодого специалиста по сложному пути, постепенно поднимая его вверх по карьерной лестнице.
Сегодня новые линии направления в HR-стратегии, советуют начальникам предприятий применять в работе с кадрами новые технологии, и система наставничества является одной из них.
Для того, чтобы внедренная Программа наставничества, смогла показать адаптивность, высокий результат, необходимо иметь не только теоретическую, но и практическую базу. Функция управления персоналом, как главный двигатель HR-стратегии, при вводе новейших технологий и направлений, должна держаться на таких специалистах, которые будут реализовывать задачи на своих местах.
Главный и основной залог успеха организации в будущем - это продуманная мотивация, поставленные цели, эмоциональный настрой, правильная оценка на старте, поддержка в процессе.
Необходимо помнить о том, что каждое решение, реализованное действие должны базироваться на ценностях организации.
Теоретическая часть исследования была изучена в публикациях и работах современных авторов, для практического изучения было выбрано ГБПОУ НАО «Ненецкое профессиональное училище».
В настоящее время специалисты выделяют такие организации, в которых идет обеспечение как финансовой поддержки своих работников, так и организацией их развития и, конечно же, адаптации.
Как показывает аналитика и практика, внедрение программ наставничества на предприятиях помогают снизить текучесть кадров, развивают и сохраняют корпоративные ценности, а также финансовую выгоду для предприятий.
Рассматривая результаты практической части работы, можно сказать о необходимости внедрения программы наставничества в ГБПОУ НАО «Ненецкое профессиональное училище».
На основании вышеизложенного анализа и исследования, можно прийти к выводу о том, что поставленная цель выпускной квалификационной работы по разработке программы корпоративного наставничества в организации достигнута.
1. Барбасова Д. М. Наставничество в современной корпоративной среде // Молодой ученый. 2013. № 10 (57). — С. 265-268. URL:
https://moluch.ru/archive/57/7877/(дата обращения: 27.05.2022).
2. Бондаренко Н. Ю. Пять главных приемов наставничества, как обучать и мотивировать взрослых людей // журнал Управление корпоративной культурой. Москва. Декабрь № 4 (04). 2009. 8 с.
3. Брусов А. С., Герасимова Е. А., Петровская Н. М., Тарасов О. Н., Тыщенко Е. С. Технология наставничества на государственной гражданской службе // 2014. С. 6-8.
4. Кларин М. В. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг: учебное пособие для вузов // М. В. Кларин. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. С. 288.
5. Консалтинговая группа BITOBE. Как разработать эффективную систему наставничества, 2021.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2014 N 7-ФКЗ).
7. Малый бизнес в России. Регистрация, налоги, бухгалтерия, персонал, документы // Электронный журнал. 2022.
8. Лучшие практики наставничества в образовательных организациях: сборник методических материалов / ОГАОУ ДПО «БелИРО»; Ж. М. Яхтанигова, Е. В. Чуприкова, К. С. Лагода, Е. А. Фатнева; под ред. Е. Н. Мясищевой. - Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. - 124 с.
9. Мильнер Б. З. Управление знаниями в современной экономике // Институт экономики РАН. Москва. 2008. 76 с.
10. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе. М., 2013. С. 5, 13.
11. Наставничество как элемент системы развития персонала в компании Опубликовано 2011-10-25 20:43 пользователем hrliga: https://hr- portal.ru/article/nastavnichestvo-kak-element-sistemy-razvitiya-personala-v- kompanii
12. Национальный ресурсный центр наставничества. Анализ лучших мировых практик наставничества, 2019.
13. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения» Авторы-составители: Нугуманова Л. Н., ректор ГАОУ ДПО ИРО РТ, д-р пед. наук Яковенко Т. В., проректор по научной и инновационной деятельности ГАОУ ДПО ИРО РТ, канд. пед. наук Составители: Зияева Г.А., директор Центра реализации стратегий развития образования ГАОУ ДПО ИРО РТ Галеева А.З., научный сотрудник ГАОУ ДПО ИРО РТ Зайнуллин М.А., специалист ГАОУ ДПО ИРО РТ, Казань, 2020.
14. Невская Л. В., Эсаулова И. А. Система развития инновационного
кадрового потенциала предприятий // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально¬
экономические науки. 2013. № 21. С. 72-76.
15. Об образовании в российской федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 27.05.2023)...(27)