Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Развитие мелкой моторики рук средствами художественноэстетической деятельности детей с ОВЗ»

Работа №140595

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2023
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья 15
1.1 Особенности развития детей с ОВЗ 15
1.2 Предметная область развития мелкой моторики у детей с
общим/тяжелым нарушением речи (ОНР/ТНР) 22
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование мелкой моторики рук у детей с ОНР/ТНР 36
2.1 Выявление уровня развития мелкой моторики рук при
помощи диагностических упражнений у детей с ОВЗ 36
2.2 Разработка и апробация развития мелкой моторики рук у
детей 5-7 лет с ОНР/ТНР на занятиях по изодеятельности 39
2.3 Выявление динамики развития мелкой моторики рук у
детей с ОНР/ТНР 43
Заключение 70
Список используемой литературы 73
Приложение А Тест «Домик» Н.И. Гуткина 77
Приложение Б Тесть «Куглера» 78
Приложение В Методика «Дорожки» А.Л. Венгера 79
Приложение Г Дорисуй узор 80
Приложение Д Рисование на тему «Перо Жар-птицы» 82
Приложение Е Лепка из соленого теста на тему: «Ветка рябины» 85
Приложение Ж Рисование натюрморта нетрадиционной техникой в стиле «Пуантилизм» 87
Приложение К Аппликация с элементами рисования «Платок Дружбы» 89
Приложение Л Рисование восковыми мелками «Вязанный носочек» со
штриховкой в разных направлениях 91
Приложение М Лепка с элементами аппликации «Дары Августа» 94
Приложение Н Иллюстрации к сказкам. Контрольный эксперимент 96

Общество должно быть готово к тому, чтобы обеспечить этим детям наиболее благоприятные условия для их развития и интеграции в общество. Необходимо помнить, что каждый ребенок уникален и имеет свой индивидуальный потенциал. Поэтому важно создавать для каждого такого ребенка комфортную среду, где он сможет реализовать свои способности и достичь своих целей.
Среди основных задач общества и государства в отношении данных категорий детей можно выделить обеспечение доступности образования и здравоохранения, а также оказание дополнительной социальной поддержки. Данные меры помогут ребенку стать полноправным членом общества и лучше адаптироваться к жизни в нем. Кроме того, важно не забывать о психологической помощи, которая поможет ребенку преодолеть трудности, связанные с ограниченными возможностями здоровья.
Важно понимать, что дети с ограниченными возможностями здоровья не отличаются от сверстников ни по желанию учиться, ни по потребности в общении и дружбе. Поэтому для того, чтобы обеспечить их гармоничное развитие, необходимо снижать стереотипы и предубеждения, связанные с социально-биологическими отличиями. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья - это человек, имеющий равные права на образование, на здоровье и полноценную жизнь.
Таким образом, повышение качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья - это задача всего общества. Необходимо создавать условия для развития их самостоятельности и самовыражения, обеспечивать доступность социальных и образовательных услуг, а также уважать их права на равенство и гармоничное существование в обществе. Это означает, что вся наша жизнь, деятельность и мышление должны быть направлены на инклюзивность и уважение к индивидуальным потребностям каждого ребенка, вне зависимости от того, какой у него диагноз или от того, насколько он отличается от остальных. Для обеспечения прав детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в России существует законодательство, гарантирующее им право на образование, реабилитацию и защиту от дискриминации. В основе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья лежит индивидуальный подход и разработка индивидуальных программ обучения. Кроме того, российские школы обязаны обеспечить беспрепятственный доступ таким детям к образованию и создать все условия для их полноценной адаптации в обществе.
Социальная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья проводится через центры реабилитации, организации помощи на дому и различные программы социальной защиты. Россия стремится к тому, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья получали качественное образование и имели равные возможности в жизни. Для этого проводятся различные программы и проекты, направленные на улучшение качества жизни, интеграции и социализации этих детей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Реализация адаптированной образовательной программы требует от педагогов дополнительных знаний и навыков, поэтому введение такого направления в образовательную деятельность общеобразовательных организаций стало вызовом для многих учителей и специалистов в области образования. Однако, благодаря этому новому направлению, ученики с ОВЗ и инвалидностью получают возможность получить качественное образование и реализовать свой потенциал в полной мере. Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, созданная специально для обучения людей с ограниченными возможностями здоровья. Она учитывает особенности их психофизического развития и индивидуальные возможности, а также предоставляет коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Это приводит к созданию новых индивидуальных планов, которые позволяют каждому обучающемуся освоить программу на основе индивидуализации ее содержания в соответствии с его образовательными потребностями. Индивидуальный учебный план - это документ, обеспечивающий освоение образовательной программы с учетом особенностей конкретного обучающегося.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время все больше детей поступают в дошкольные организации имея диагноз «Тяжелое нарушение речи, заикание». Поэтому, перед специалистами детских садов специализирующихся на проведение коррекционной работы по устранению недоразвития речи стоит задача вовремя продиагностировать и выявить уровни развития мелкой моторики рук у детей, поскольку умение правильно держать ручку, карандаш или кисточку способствует быстрому и правильному развитию пассивного и активного словаря, точных и скоординированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий. Развивать, закреплять и способствовать развитию навыков письма и речи есть неотъемлемая часть воспитательной работы в условиях дошкольной организации.
Проведенный эксперимент раскрыл сущность творческой деятельности детей с ОНР/ТНР на занятиях по художественно-эстетической деятельности, вызвал эмоциональный отклик, раскрыл эмоциональное состояние каждого ребенка, его восприятие к окружающим, речь, мышление, воображение и память.
Дети с более тяжелыми диагнозами, в ходе выполнения заданий проявили себя с особой стороны, раскрыв свой «внутренний мир» и получили при этом хороший результат. Изучение проблемы исследования, стало возможным благодаря проведенному психолого-педагогическому анализу, изучив литературу, научные труды выдающихся педагогов и психологов и проанализировав понятие «мелкая моторика», которая представляет собой совокупность скоординированных действий костной, мышечной и нервных систем, тесно связанная с такими высшими свойствами как сознание, внимание, мышление, речь и память, а так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.
Проведенный эксперимент раскрыл не только сущность творческой деятельности детей, имеющих нарушение речи, но и показал на каком уровне была развита мелкая моторика руки в подготовительной к школе группе. Выводы, сделанные в ходе проведенной диагностики, позволили дать оценку важности работы педагога-эстета, наряду с логопедом и психологом при работе с детьми с ОНР/ТНР.
Важно развивать мелкую моторику рук не только средствами художественно-эстетической деятельности, но и через мероприятия совместной деятельности педагога и воспитанников:
• пальчиковая гимнастика и игры (считаем пальчики, дом на горе, замок);
• самомассаж ладоней и пальцев рук различными крупами, массажными мячами и другие;
• дидактические и настольные игры, театр «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Найди пару», «Курочка Рябя», «Теремок», «Колобок»;
• игры со шнуровкой, игры с мелкими и крупными предметами (пуговицами, камешками, крупами), игры с настольным и напольным конструктором;
• эксперименты с водой: «Переливание воды», «Окрашивание воды», «Вода из снега»;
- игровые упражнения «Дорисуй, чего не хватает», «Подбери по цвету», «Наклей недостающие предметы», «Почини машину», «Найди такой же»;
• использование музыки на занятиях и в режимных моментах для создания эмоционального фона;
• выставка детских работ, рассматривание экспонатов, творческих работ.
...


1. Артемова Л.В. Психогенетика и психофизиология развития дошкольника [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.В. Артемова. - М. : Московский педагогический государственный университет, 2016. - 64 с. - URL : http://www.iprbookshop.ru/72510.html.
2. Безденежных Б.Н. Физиология высшей нервной деятельности и
сенсорных систем [Электронный ресурс] : хрестоматия. Учебно­
методический комплекс / Б.Н. Безденежных. - М. : Евразийский открытый институт, 2012. - 236 c. - URL : http://www.iprbookshop.ru/14652.html.
3. Бильчугов Л.Ф. Развитие мелкой моторики у детей в ДОО / Л.Ф. Бильчугов. - Спб. : Питер, 2015. - 125 с.
4. Быкова И.С. Нарушения психического развития в детском возрасте [Электронный ресурс] : учебное пособие / И.С. Быкова, И.В. Краснощекова. - Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013. - 162 c. - 2227-8397. - URL : http://www.iprbookshop.ru/21830.html.
5. Величковский Б.М, Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия : учебное пособие. - М. : МГУ, 1973 г. - 245 с.
6. Визель Т.Г. Влияние арттерапии в коррекционной педагогике // Школьный логопед. - 2008. - №3. - С. 40-42.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. - СПб. : Питер, 2019. - 431 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под редакцией В.В. Давыдова. - М. : АСТ : Астрель, 2008. - 670 с.
9. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 376 с.
10. Карпова А.В. Общая психология: учебник [Электронный ресурс]. - М. : Гардарики, 2004. - 232 с. - URL: https://studfile.net/preview/5998105/,77.
11. Каплунович И.Я. Развитие структуры пространственного мышления / И.Я. Каплунович // Вопросы психологии - 1986. - № 2. - С. 56-66.
12. Карнаухова Я.Б. Развитие изобразительной и речевой знаково­символических систем в детском возрасте: сопоставительный аспект // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 6 (108). - С. 188-193.
13. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 190 с. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. От 21.01.2019).
14. Лапп Е.А. Подготовка специалистов для работы с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.А. Лапп, Е.В. Шипилова. - Саратов: Вузовское образование, 2018. - 150 с. - URL: http: //www.iprbookshop.ru/71006.html.
15. Лурия А.Р. Язык и сознание. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 384 с.
... всего 30 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ