«Развитие пространственного мышления у студентов по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн направленность (профиль) «Ювелирный дизайн» средствами пластического моделирования»
Введение 3
Глава 1 Научно-теоретические аспекты развития пространственного мышления 9
1.1 Структура и механизмы пространственного мышления.... 9
1.2 Роль пластического моделирования в развитии
пространственного мышления 16
1.3 Методология развития пространственного мышления 23
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование по развитию пространственного мышления студентов ювелирного отделения средствами пластического моделирования 27
2.1 Педагогическая модель развития пространственного
мышления студентов на занятиях пластического моделирования 27
2.2 Определение исходных показателей уровня развития
пространственного мышления учащихся средствами пластического моделирования (констатирующий эксперимент) 41
2.3 Формирующий эксперимент, проверка методической
системы развития пространственного мышления студентов средствами пластического моделирования 48
2.4 Контрольный эксперимент 60
Заключение 69
Список используемой литературы 71
Приложение А Констатирующий эксперимент 74
Приложение Б Формирующий эксперимент 80
Приложение В Контрольный эксперимент 104
Одним из самых древних направлений в декоративно-прикладном творчестве является ювелирное искусство. Его развитие началось около 40 тысяч лет назад. Люди выражали свою индивидуальность и подчеркивали принадлежность к знатным родам, при помощи ювелирных изделий. В разные времена ювелирное искусство претерпевало и взлеты, и падения. В современном мире ювелирная отрасль - очень перспективна для творчества, его развития, и в профессиональной сфере. Сейчас существует огромное многообразие ювелирных изделий, благодаря изобилию технологий изготовления, различным материалам. Но несмотря на это существует нужда, потребность в квалифицированных кадрах, которые будут не только технологично подкованы, но и привнесут в индустрию ювелирных изделий новые виды и образы, будут способствовать процветанию этого вида творчества.
Профессиональное ювелирное образование - это совокупность профессиональных навыков, умений, знаний, которые направлены на современные умы потребителей. Ювелир должен предугадывать модные тенденции и удивлять людей новыми дизайнами и техниками. Авторские украшения уникальны, они заставляют людей задумываться, включать свое воображение, так как ювелир - это не только мастер-копировальщик, он в первую очередь художник, обладающий живым разумом и творческим воображением.
К сожалению, исторически сложилось так, что ювелирное искусство было направлено на простое воспроизведение. И навыки, технологии и модели изделий передавались по наследству из поколения в поколение. Современное же ювелирное искусство направлено не только на копирование уже веками известных изделий, но и на воплощение новых идей в новых условиях и используя новые технологии.
Поэтому педагоги стимулируют студентов развиваться в творческом направлении, рисовании, композиции и конечно же моделировании. Основной целью образования стоит всестороннее и гармоничное воспитание личности, чтобы ученик мог мыслить творчески, логически, решать поставленные перед ним задачи. Очень важным является развитие интеллект, а в его основе лежат различные процессы мышления. Процессов мышления очень много, но главный акцент, во время учебного процесса, нужно ставить на развитие пространственного мышления, так как в большом количестве различных видах деятельности, а в особенности в ювелирном искусстве, залогом успешности является именно его сформированность. Очень важную роль играет развитие пространственного мышления во время учебы, так как оно позволяет учащимся справляться с решением поставленных художественно-творческих задач.
В ювелирном образовании основная роль в развитии пространственного мышления студентов отводится занятиям по моделированию, скульптурной малой пластике. Моделирование - главный предмет среди всех дисциплин, который позволяет наиболее полно воспринимать и познавать трехмерный мир, это необходимо для грамотного создания ювелирных изделий. Существует огромное множество видов изобразительного искусства, но именно малая пластика очень наглядна для передачи пространства. На занятиях по пластическому моделированию студенты учатся не только изображать пространство и объем, но и воспроизводить его в реальном мире, это приводит к накоплению пространственных образов, представлений, улучшению ориентации в пространстве. Поэтому такой предмет как моделирование нуждается в постоянной разработке и поиске новых методик, технологий и средств для развития пространственного мышления. Плохо развитое пространственное мышление приводит к ухудшению качества образования и в свою очередь осложняет процесс создания ювелирных изделий.
В различной педагогической, методической и психологической литературе достаточно развернуто излагаются вопросы, которые затрагивают проблемы развития пространственного мышления.
...
В современном мире существуют достаточно жесткие требования к ювелирам, поэтому профессиональное образование должно быть логичным и грамотным. Организация процесса обучения должна нести как теоретические, так и практические знания, а также развивать у студентов художественно-творческие способности.
Одним из самых важных компонентов развития художественно- творческих способностей, является пространственное мышление. Именно пространственное мышление позволяет осуществлять различные многоуровневые операции над образом.
Более подробно изучив механизмы и структуру пространственного мышления, был сделан вывод, что для его развития, больше всего подходят различные практические виды деятельности, например, рисование, лепка и моделирование.
Пластическое моделирование, в ювелирном образовании, обладает наибольшим потенциалом для развития пространственного мышления, именно здесь студенты могут планировать ход своей работы, а также воплощать образы, созданные на бумаге, в полноценные трехмерные объемы.
Увидев результаты после проведения констатирующего эксперимента, мы смогли убедиться в необходимости введения в учебный курс разработанной методической модели, для повышения познаний и развития пространственного мышления. Был внедрен блок заданий, который позволил улучшать восприятие и навыки обучающихся, постепенно, по определенной схеме, без скачков. Постепенное увеличение сложности заданий и усложнение процессов, материалов и техник, позволило плавно улучшить показатели оценок.
В ходе экспериментов, которые были разработаны для курса «пластическое моделирование», была подтверждена гипотеза, поставленная в самом начале диссертации. Изучение теории и практики в лепке способствуют развитию пространственного мышления у студентов, понимание форм и объемов.
Достигнута цель и разрешены задачи диссертационного исследования:
• разработана и внедрена модель методики обучения развития пространственного мышления;
• разработаны методические пособия для развития пространственного мышления.
В процессе проведения научно-исследовательской работы была доказана гипотеза, поставленная в начале диссертационного исследования: развитие пространственного мышления у студентов по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн направленность (профиль) «Ювелирный дизайн» средствами пластического моделирования будет возможным если:
• разработана своеобразная методика развития пространственного мышления у студентов;
• разработаны упражнения и задания, направленные на формирование пространственного мышления студентов, средствами пластического моделирования;
• изучение блока наглядных методических пособий;
• разработан критериальный аппарат, направленный на проверку уровня развитости пространственного мышления.
Обучающая программа доказала свою эффективность, в ходе проведенных экспериментов, в рамках диссертационной работы.
Из этого мы можем сделать вывод, что такой курс как «пластическое моделирование», является одним из главных этапов в формировании пространственного мышления и изготовлении художественно-творческих проектов в области ювелирного искусства, а это должно являться неотъемлемой чертой выпускника подготовки 54.03.01 Дизайн направленность (профиль) «Ювелирный дизайн».
1. Ананьев Б. Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968,- 334 с.
2. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 1964. - 303 с.
3. Анисимов О. С., Артынов Д. Р., Артынова Д. Н., Рахимов С. Р. Психология педагогической деятельности и мышления,-Самарканд, 1986,206с.
4. Бабанский Ю. К. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. институтов. - М., Просвещение, 1988,- 479с.
5. Боголюбов Н. С. Различные материалы скульптуры применительно к художественным образам // Ученые записки.-М., Просвещение, 1973.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - Москва: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.
7. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 479 с.
8. Гальперин П.Я. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления: Послесловие / П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин // Флейвелл Дж.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. - 1967. - С. 596-621.
9. Голуб А.А. О структуре художественно-образного мышления / А.А. Голуб // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сборник статей. - 1996. - Выпуск 1. - С. 73-75.
10. Голубкина А. С. Несколько слов о ремесле скульптора,- М.: Искусство, 1965,- 79с.
11. Дружинин В. Н. Психология общих способностей,- СПб.: Издательство «Питер», 1999.- 368с.
12. Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры / В.В. Ермонская. - М.: Искусство, 1964. - 144 с.
13. Зимняя И.А., Земцова Е.В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. -2008. - № 5. - С. 14-19.
14. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей / Е.Н. Кабанова-Меллер // Вопросы психологии. - 1958. - № 3. - С. 161-168.
15. Каплунович И.Я. Показатели развития пространственного мышления школьников / И.Я. Каплунович // Вопросы психологии. - 1981. - №5. - С. 151-157.
... всего 30 источников