Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические и организационно-практические подходы к процессу развития плиометрических способностей спортсменов 11-13 лет на занятиях фитнес-аэробикой 11
1.1 Фитнес-аэробика как один из активно-прогрессирующих,
актуальных видов спорта 11
1.2 Понятие плиометрики, плиометрических упражнений,
прыгучесть в аэробике, аспекты развития плиометрических способностей 16
Глава 2 Цель и задачи, методы и организация исследования 25
2.1 Цель и задачи исследования 25
2.2. Методы исследования 25
2.3. Организация исследования 33
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 36
3.1 Анализ и подборка средств фитнес-аэробики из области
плиометрики для развития плиометрических способностей у девочек 11-13 лет 36
3.2 Исследование воздействия средств фитнес-аэробики на развитие плиометрических данных у спортсменок 11-13 лет 50
3.2.1 Экспресс-оценка уровня соматического здоровья 50
3.2.2 Тестирование показателей плиометрических способностей .... 52
3.2.3 Мультипликативный метод оценки технического мастерства спортсменок по фитнес-аэробике в дисциплине спортивная аэробика
56
Заключение 71
Список используемой литературы 73
Актуальность исследования. Современная реальность демонстрирует нам усиление проблемы физического здоровья и развития, как взрослых, так и детей. Снижение заинтересованности детей к занятиям физической культурой в образовательных учреждениях, засилье компьютерной техники и «гаджетов», снижение количества времени, проведенного на свежем воздухе за подвижными играми, - приводит к тому, что существенно снижаются показатели физического здоровья детей и развития их физических качеств.
Мартынов А.А. в своей работе пишет, что: «в современном обществе образовалась проблема, а именно низкий уровень здоровья детей. Это заставляет специалистов в области физической культуры искать различные пути выхода из сложившейся неблагоприятной ситуации. Самой приоритетной задачей школьного физического воспитания является повышение физических возможностей организма детей». Ченегин В.М. отмечает, что: «спортивная подготовка все более расширяет свои объемы и интенсивность, начинаясь во все более раннем возрасте».
В работе Колесовой О.И. говорится о том, «что создание всех необходимых условий для укрепления здоровья и правильного развития организма детей дошкольного возраста — задача первостепенной важности». Также Колесова О.И. в своей работе подчеркивает, «что одним из важных направлений, оказывающих влияние на формирование личности дошкольника, является физическая культура».
В наше время необходимо сконцентрироваться на приобщении, а также привлечении детей к занятиям физической культурой и спортом. Желательно подобрать тот вид физической активности, который не только будет отвечать за физическое развитие ребенка, но и учитывать его интерес к занятиям, уровень соматического здоровья, возрастные особенности и физическое развитие на текущий момент.
В своей статье Нурматов Ф.А. конкретизирует тот факт, что: «рациональный двигательный режим определяется не только по объему, но и по содержанию двигательной активности школьников, а применение всех форм физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного и продленного дня оказывает благоприятное воздействие на динамику умственной работоспособности в течение года, четверти, недели и учебного дня, что значительно повышает двигательную активность, улучшает физическую работоспособность».
Этим условиям практически идеально отвечает фитнес-аэробика. Молодой, массовый, набирающий популярность вид спорта. Фитнес- аэробика - это сложно координационный спорт, характеризующийся интенсивностью, ударностью, наличием музыкального сопровождения, яркими костюмами, наличием большого числа дисциплин и возрастных категорий.
Л.Г. Стамова и А.А. Назирова в своей статье отмечают, «что к числу наиболее популярных способов поддержания физического здоровья являются занятия танцами, спортивной гимнастикой и фитнес-аэробикой».
В статье Ю.В. Саввиновой, М.А. Манасытовой говорится, «что фитнес- аэробика выступает действенным средством совершенствования физических качеств человека путем комплексного использования в тренировочном процессе общеразвивающих и специальных упражнений».
В работе В.С. Чебураев утверждает, что: «проблема оценки физического состояния является общей для спорта и оздоровительной физической культуры, поэтому перед нами стояла цель: выявить методы контроля над занимающимися разными видами аэробики, чтобы предлагаемые им нагрузки были действительно полезны».
В статье Руденко Л.В. говорится о том, что: «занятиям спортивной аэробикой, присущи интенсивные анаэробно-аэробные нагрузки, с требованием демонстрации высокой степени «координированности» и «танцевальности»».
...
В соответствии с обозначенными в магистерской диссертации задачами, проведенное педагогическое исследование позволило в заключении сформулировать следующие выводы:
• в ходе исследовательской работы были определены показатели уровня соматического здоровья спортсменов, на основании которых были сформированы экспериментальная и контрольная группы
• между сравниваемыми группами по исходным показателям не было выявлено достоверных различий. Что позволяет судить об одинаково подобранных группах. Так как до проведения педагогического эксперимента достоверного различия (Р >0,05) в пользу какой-либо группы экспериментальной или контрольной не было выявлено.
• были подобраны средства фитнес-аэробики и плиометрики для
развития плиометрических данных, разработаны комплексы
упражнений для экспериментальной и контрольной группы. Комплексы упражнений для экспериментальной группы содержали блоки плиометрических упражнений.
• после проведения педагогического эксперимента была проведена сравнительная характеристика, которая показала достоверное различие (P<0,05) по всем показателям, плиометрических данных, в пользу спортсменок экспериментальной группы.
• в результате сравнения показателей плиометрических способностей и уровня технического мастерства ЭГ и КГ после педагогического эксперимента можно сделать вывод, что введенный в учебнотренировочный процесс комплекс упражнений имел значительное влияние на итоговый результат данных показателей;
- при сравнении показателей плиометрических способностей ЭГ и КГ были выявлены достоверные различия, что позволяет судить об эффективности подобранного комплекса упражнений и средств фитнес-аэробики.
Исследование, выполненное в ходе написания данной выпускной квалификационной работы, позволило дать ряд практических рекомендаций не только тренерам вида спорта фитнес-аэробика, но и тренерам и специалистам других видов спорта, а также людям, занимающимся физической культурой и спортом. В частности, для развития плиометрических способностей, развития взрывной силы, высоты прыжка, скорости исполнения различных элементов учебно-тренировочный процесс рекомендовано включать средства фитнес-аэробики в части плиометрики. А именно ряд упражнений, указанных в данной работе.
1. Алаева, Л. С. Основы оздоровительной аэробики: учебное пособие / Алаева Л. С. - Омск: СибГУФК, 2019. - 88 с. - ISBN 978-5-91930-121-9. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785919301219.html (дата обращения: 24.01.2023).
2. Артамонова И.Е. Структура физической подготовки
высококвалифицированных спортсменок в фитнес-аэробике на предсоревновательном этапе / И.Е. Артамонова, М.Л. Штода // Теория и практика физической культуры. № 12. - 2010. - с 74. [сайт]. - URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_15544647_63016946.pdf (дата обращения:
19.12.2022) .
3. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий:
учебно-методическое пособие. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 45 c. — ISBN 978-5-4497-0115-2. — Текст: электронный // IPR SMART: [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/85808.html (дата обращения: 14.11.2022)
4. Бойко, В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В. В. Бойко. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 144 с.
5. Бренч, С. В. Фитнес-аэробика как новый вид спортивной
деятельности / С. В. Бренч // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 5. - С. 77-79. -
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15548990
6. Галдур Б. Силовые упражнения без отягощения. / Б. Галдур. -
Изд.: Попурри, 2015. [сайт]. - URL: https://coollib.net/b.usr/Bi- Dzhey_Gadtsur_Silovyie_uprazhneniya_bez_otyagoscheniy.pdf (дата обращения:
19.12.2022) .
7. Джош Хэнкин. Тренировки с отягощениями. Сжигаем жир, наращиваем мышцы, увеличиваем силу и выносливость. / Х. Джош. - Изд.: Питер 2016. - 178 c.
8. Зиамбетов В. Ю. Повышение показателей прыжка в длину с места
средством скоростно-силовых упражнений на занятиях по физической культуре со студентами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 9 (сентябрь). - С. 20-28. - URL: http://e-
koncept.ru/2017/170209.htm
9. Зухов, А. С. Влияние тренировочной нагрузки плиометрической
направленности на коэффициент мощности в тесте plyometry / А. С. Зухов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 939-941. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31709/ (дата обращения:
15.12.2022) .
10. Зухов, А. С. Выбор величины нагрузки прыжковых упражнений, выполняемых в плиометрическом режиме работы / А. С. Зухов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 420-422. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33036/ (дата обращения: 09.12.2022).
11. Кавадло Э. Тренировочная зона. Уличные тренировки. Городской Воркаут. / Э. Кавадло, Д. Кавадло. - Изд.: Питер, 2017.
12. Кадач Н.Ю. Фитнес-аэробика как средство физического воспитания в начальной школе / Н.Ю. Кадач. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. -2020. -№ 48.
13. Колесова, О. И. Формирование здорового образа жизни детей
старшего дошкольного возраста с использованием здоровье сберегающих технологий / О. И. Колесова. — Текст: непосредственный // Молодой
ученый. — 2020. — № 36 (326). — С. 111-113. — URL:
https://moluch.ru/archive/326/73469/ (дата обращения: 23.09.2022)
14. Крошкина, Ю. А. Плиометрика как средство развития прыгучести волейболистов среднего школьного возраста / Ю. А. Крошкина // Педагогические науки: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 30 января 2022 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. - С. 142-144. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47865882 (дата обращения: 18.02.2022)
15. Кукоба, Т. Б. Фитнес-технологии. Курс лекций: учебное пособие /
Т. Б. Кукоба. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. — 234 c. — ISBN 978-5-4263-0866-4. — Текст:
электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/94691 .html
... всего 49 источников