ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ И УРОВНЯ ЗРЕЛОСТИ ПОСТУПКА 11
1.1. САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ И УРОВЕНЬ ЗРЕЛОСТИ ПОСТУПКА
КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 11
1.1.1. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ПРОБЛЕМЫ 12
1.1.2. СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ И УРОВНЯ
ЗРЕЛОСТИ ПОСТУПКА 16
1.1.3. ТРУДНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА В РАБОТЕ С
КЛИЕНТСКИМИ ЗАПРОСАМИ, СВЯЗАННЫМИ С САМОЭФФЕКТИВНОСТЬЮ И УРОВНЕМ ЗРЕЛОСТИ ПОСТУПКА 20
1.2. ИССЛЕДОВАНИЯ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 23
1.2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
САМОЭФФЕКТИВНОСТИ 24
1.2.2. СВОЙСТВА САМОЭФФЕКТИВНОСТИ, ХАРАКТЕРНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ И ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЮ И ИЗМЕНЕНИЮ 31
1.2.3. МЕТОДИКИ ИЗМЕРЕНИЯ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ 36
1.2.4. СВЯЗЬ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ
КОНЦЕПЦИЯМИ 37
1.3. ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ЗРЕЛОСТИ ПОСТУПКА 45
1.3.1. ПОСТУПОК КАК ПРЕДМЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 46
1.3.2. ЗРЕЛОСТЬ ПОСТУПКА И ЕЕ УРОВНИ 54
1.4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ
САМОЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ И УРОВНЯ ЗРЕЛОСТИ ПОСТУПКА 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 62
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ
САМОЭФФЕКТИВНОСТИ С УРОВНЕМ ЗРЕЛОСТИ ПОСТУПКА 66
2.1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 66
2.1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ 67
2.1.2. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ 68
2.1.3. ЭТАПЫ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ 69
2.1.4. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 69
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 71
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ШКАЛА ОБЩЕЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ (Р. ШВАРЦЕР, М. ЕРУСАЛЕМ В АДАПТАЦИИ В.Г. РОМЕКА) 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. БЛАНК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АВТОРСКОЙ МЕТОДИКИ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПОСТУПКОВ «СТРУКТУРИРОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ» (Е.Л. ДОЦЕНКО, В.А. СТАРЦЕВА) 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. КЛЮЧ ДЛЯ ПОДСЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИ «ШКАЛА ОБЩЕЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ» (Р. ШВАРЦЕР,
М. ЕРУСАЛЕМ В АДАПТАЦИИ В.Г. РОМЕКА) 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. КЛЮЧ ДЛЯ ПОДСЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ АВТОРСКОЙ
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОСТУПКОВ «СТРУКТУРИРОВАННОЕ
ИНТЕРВЬЮ» (Е.Л. ДОЦЕНКО, В.А. СТАРЦЕВА)
Актуальность данной работы определяется следующими факторами: первый фактор - возникшая эпидемиологическая ситуация в мире, вызванная распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) и повлекшая за собой продолжительный период самоизоляции, резко поменяла повседневный уклад жизни общества, выступая тяжелейшим стрессом для людей и оказав негативное воздействие на их психическое здоровье и на личностный потенциал, что спровоцировало снижение самооценки, повышение тревоги, апатии, неуверенности в себе и т.п. Доказательством этого служат результаты исследования, проведенного учеными в рамках проекта Covid-19 Mental Disorders Collaborators. Они выявили, что у людей, находящихся в условиях самоизоляции, развиваются такие психические состояния, как депрессия, тревожность, неуверенность в себе и собственных силах и т.д. Так, с января 2020 года по январь 2021 года доля людей с тревожным расстройством и депрессией выросла на 26% и 28% соответственно [Global prevalence...]. Это говорит о том, что пандемия коронавирусной инфекции «подорвала» веру людей в свои силы, заставляя их усомниться в эффективности собственных действий, что повлекло за собой повышение числа людей, которые боятся принимать решения, стараясь их избежать или переложить на других людей.
Второй фактор - распространение нового тренда социальноэкономического развития общества, заключающегося в увеличении численности людей, уверенных в собственных силах и действиях. Это подтверждают результаты социологических исследований, проведенных АНО Левада-Центром в 2015 году и Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ «ВШЭ») в 2020 году. Согласно их результатам, несмотря на непрерывный продолжительный рост самоэффективности людей, она по-прежнему находится на низком уровне по России (2016 год - 22%, 2020 год - 30%) [Социальное самочувствие россиян.].
Третий фактор - наблюдается следующая закономерность в обществе: с увеличением возраста людей в их близком окружении все больше появляется человек, личностно не готовых принимать осознанные решения и брать за них ответственность. Так, 42% респондентов полагают, что в их окружении самостоятельных людей меньшинство [Жизненно важные решения...]. Помимо этого, исследование показало, что в близком окружении мужчин в возрасте от 25 до 34 лет находится 40% людей, которые перекладывают принятие решения и ответственность за совершенный выбор на других людей. Это может свидетельствовать о незрелости человека и его неготовности совершать зрелый выбор в собственной жизни, которые сопровождаются наличием низкого уровня самоэффективности, обусловленного недостаточной уверенностью в собственных силах.
Отсюда, проблемой является недостаток исследований, направленных на изучение связи самоэффективности в аспекте совершения поступков, выборов и их результатов.
Степень разработанности проблемы.
Впервые термин «самоэффективность» был упомянут в научных исследованиях, проводимых преимущественно за рубежом. В 70-х годах XX века канадский психолог А. Бандура в рамках теории социального научения разработал концепцию самоэффективности, основной идей которой выступает мысль о том, что самоэффективность, представляя собой веру в свои способности преодолевать возникающие трудности в конкретной сфере деятельности, является необходимым мотивационным условием.
Позднее к изучению самоэффективности обращались и другие ученые, например, Р. Лазарус, С. Фолкман, Г. Дж. Фрейденберг и т.д. В 1979 году немецкие ученые Р. Шварцер и М. Ерусалем впервые разработали шкалу, позволяющую измерить уровень общей самоэффективности. В дальнейшем В.Г. Ромек перевел данную шкалу, апробировал и модифицировал ее под российскую выборку. Помимо этой методики, в научной литературе существует еще несколько психологических тестов, позволяющих определить уровень самоэффективности человека. Одним из них является опросник общей и социальной самоэффективности, разработанный американскими психологами Дж. Маддуксом и М. Шерером, а позднее адаптированный под российское общество А.В. Бояринцевой и Р. Кричевским. Таким образом, зарубежные ученые заложили первые теоретические основы изучения такого психологического феномена, как самоэффективность....
Первая глава диссертационной работы посвящена рассмотрению теоретического аспекта феноменов самоэффективности и зрелости поступка. В ходе теоретического изучения сущности самоэффективности и зрелости поступка был выявлен узкий круг исследуемой проблемы, с которой люди сталкиваются в собственной повседневной практике, т.е. определено феноменологическое поле; рассмотрено влияние связи самоэффективности и уровня зрелости поступка на жизнь общества; очерчен перечень трудностей, с которыми может столкнуться психолог-консультант в своей практической деятельности; проанализирована зарубежная и отечественная литература, предметом которой выступают феномены самоэффективность и зрелость поступка; на основе этого сформирована теоретическая платформа для проведения эмпирического исследования.
В ходе проведения теоретического анализа зарубежной и отечественной литературы было выявлено, что на данный момент не существует общепринятого и утвержденного определения понятия «самоэффективность». В рамках диссертационной работы под самоэффективностью понимается наличие веры человека в собственные способности, приводящие к успешному решению определенных задач. Анализ теоретических подходов к пониманию самоэффективности позволил выделить несколько общих характерных особенностей данного феномена, объединяющих большинство определений различных авторов, - это, в первую очередь, когнитивный механизм, который входит в структуру самосознания личности, позволяя анализировать собственные возможности в процессе выполнения действий, а также обеспечивая актуализацию мотивации, выбор поведения и т.д.
Основными свойствами самоэффективности выступают ее уровень, обобщенность и сила. В рамках данной работы фокус внимания направлен на рассмотрение уровня самоэффективности, поскольку он оказывает значимое влияние на выбор человека модели поведения, которая в дальнейшем приводит к успеху или неудачи, в процессе преодоления возникающих трудностей. Так, высокий уровень самоэффективности помогает личности высоко оценивать свои результаты, приписывая успехи собственным способностям, а низкий уровень самоэффективности, наоборот, направлен на неуверенность в собственные силы и приписывание неудач как постоянное явление.
Самоэффективность подвержена постоянным изменениям на протяжении всей жизни человека. В связи с этим выделяют 4 фактора, влияющих на оценку человеком собственной эффективности: собственный и косвенный (социальный) опыт, вербальное убеждение и эмоциональный подъем. Следовательно, самоэффективность является динамической характеристикой личности, которая несет оценочную функцию и измеряется в конкретных условиях и сферах жизнедеятельности человека.
Для измерения самоэффективности в психологической науке разработаны несколько различных методик, позволяющих оценить ее уровень. Наиболее распространенными и часто применяемыми методиками являются «Шкала общей самоэффективности», разработанная Р. Шварцером, М. Ерусалемом и адаптированная В. Ромеком, и «Тест определения общей и социальной самоэффективности», авторами которого являются Дж. Маддукс, М. Шерер в адаптации А.В. Бояринцевой.
Рассмотрение самоэффективности в связи с такими феноменами, как локус контроля, атрибутивная теория мотивации, выученная беспомощность, оптимизм, жизнестойкость, уверенность в себе и т.д., позволило выявить зависимость между ними и уровнем самоэффективности. Так, например, высокий уровень самоэффективности связан с интернальным локусом контроля, высокой мотивацией достижения, оптимизмом, высоким уровнем жизнестойкости, а низкий уровень самоэффективности, наоборот, с экстернальным локусом контроля, низкой мотивацией достижения, пессимизмом, низким уровнем жизнестойкости и выученной (приобретенной) беспомощностью. Помимо этого, самоэффективность играет важную роль при принятии человеком выбора, что выступает ресурсом, опорой и мотивацией для совершения более зрелых поступков.
Феномен поступка привлекал внимание исследователей как отечественных психологов, так и зарубежных....
1. Bandura A. Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy // Developmental Psychology. 1989. Vol. 25 (5). P. 729-735.
2. Bandura A. Role of affective self-regulatory efficacy in diverse spheres of psychosocial functioning // Child Development. 2003. Vol. 74 (3). P. 769782.
3. Bandura A. Self-efficacy in a changing societies. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. 351 p.
4. Bandura A. Self-Efficacy: The Exercise of Control. New York: W.H. Freeman & Company, 1997. 604 p.
5. Bandura A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. 1977. Vol. 84 (2). P. 191-215.
6. Bandura A. Social cognitive theory: an agentic perspective // Annual Review of Psychology. 2001. Vol. 52 (1). P. 1-26.
7. Chambliss C.A., Murray E.J. Efficacy attribution, locus of control, and weight loss // Cognitive Therapy and Research. 1979. Vol. 3 (4). P. 349-354.
8. Chen G., Gully S. M., Eden D. Validation of a new general self-efficacy scale // Organizational research methods. 2001. Vol. 4 (1). Pp. 62-83.
9. Frydenberg E. Adolescent coping: Theoretical and research perspectives. London & New York: Routledge, 1997. 233 p.
10. Global prevalence and burden of depressive and anxiety disorders in 204
countries and territories in 2020 due to the COVID-19 pandemic [Электронный ресурс] // The Lancet. 2021. 08 October.
URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/34634250/ (дата обращения: 02.03.2022).
11. Hiroto D. S., Seligman M. E. Generality of learned helplessness in man // Journal of Personality and Social Psychology. 1975. Vol. 31 (2). P. 311-327.
12. Lazarus R., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer Publishing Company, 1984. 456 p.
13. Lloyd C., Chang A. F. The usefulness of distinguishing between a defensive and a nondefensive external locus of control // Journal of Research in Personality. 1979. Vol. 13 (3). P. 316-325.
14. Maddi S. R. Hardiness Training at Illinois Bell Telephone // Health promotion evaluation. 1987. Vol. 2 (1). P. 101-115.
15. Maddux J. E. Measurement of General Self-Efficacy // Springer Nature. 2017. Vol. 9 (2). P. 1-4....77