Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Развитие эмоционального интеллекта младших школьников средствами изобразительного искусства»

Работа №140555

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2023
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития эмоционального интеллекта 155
1.1 Понятие «эмоциональный интеллект» в психолого-педагогической
литературе 15
1.2 Особенности эмоционального интеллекта у детей младшего
школьного возраста 24
1.3 Роль художественного мышления и изобразительного искусства в
развитии личности ребенка младшего школьного возраста 29
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию эмоционального интеллекта младших школьников средствами изобразительного искусства 35
2.1 Организация эмпирического исследования 35
2.2 Методы и приемы стимулирования развития эмоционального
интеллекта 41
2.3 Программа уроков, направленных на развитие эмоционального
интеллекта младших школьников 44
2.4 Констатирующий эксперимент 46
2.5 Формирующий эксперимент 56
2.6 Контрольный эксперимент 62
Заключение 71
Список используемой литературы 74
Приложение А Наглядно-дидактический материал к урокам 77
Приложение Б Констатирующий эксперимент 80
Приложение В Формирующий эксперимент 82
Приложение Г Контрольный эксперимент 88

Как грустно, наверное, было бы одному из величайших писателей фантастов, гуманисту - Айзеку Азимову (Isaac Asimov), имей он возможность увидеть, как современное человечество с энтузиазмом реализует не его блестящие пророчества, а напротив - самые мрачные сценарии. Будучи ученым биохимиком, Азимов никогда не описывал просто придуманную реальность, его произведения - это результат анализа и осмысления окружающей реальности и создание гипотетических реальностей на основе сделанных умозаключений. Безоговорочное одобрение поборников образовательных реформ - это причина гибели мира, описанного повестью «Профессия». Не фатальное столкновение с кометой или инопланетной цивилизацией. Для того, чтобы получить специализацию больше не нужно долгое обучение по книгам. В возрасте 18 лет человек проходит тестирование и, с помощью единственного нажатия кнопки, происходит автоматическая запись знаний необходимых для работы в наиболее подходящей для него сфере, непосредственно в головной мозг. Затем, молодые люди - юноши и девушки принимают участие в своеобразной ярмарке вакансий, имеющей название «Олимпиада», где, в зависимости от результатов, получают должность и место работы, от которых зачастую полностью зависит профессиональная и личная судьба человека, его место жительства, социальный статус. Эта ситуация давно привычна и воспринимается как сама собой разумеющаяся.
Тем не менее, главный герой - один из многих молодых людей, кто должен повторить жизнь по давно проверенному и вполне рабочему шаблону, почему-то решил, что профессия программиста - это то, что ему интересно. Он предпринимает странные для окружающей его реальности попытки изучения этой деятельности самостоятельно, по книгам, рассчитывая на то, что сможет тем самым повлиять на результаты тестирования. Однако итоги тестов оказались совершенно не теми, на которые надеялся юноша: программистом стать не удалось и, что еще хуже - героя повести определяют, как непригодного к обучению с помощью машины, а, следовательно, ни к одной профессии. Растерянный, в состоянии шока, он попадет туда, где живут люди без профессии - такие же, как он - в «приют для слабоумных».
Здесь день за днем, месяц за месяцем, необычайно медленно они постигают знания, читая книги и пользуясь помощью учителей - способом практически забытым. Главный герой все также считает себя жертвой чудовищной ошибки и несправедливости - между тем он провел в приюте уже полтора года и решается на побег - отправляется на Олимпиаду. Но, увидев происходящее на Олимпиаде собственными глазами, он приходит к пониманию, что удобство и кажущаяся легкость получения образования, усвоенного при помощи машинной технологии не стоит потери таких вещей как: творчество обучения и творчество труда, возможность работы над собой, независимость мышления. Уважение, социальный статус, общественное признание - обеспечивается нажатием нужного сочетания клавиш. Это может казаться настолько привлекательным, что человек готов в обмен на данные блага и духовный подъем вдохновения и радость свободной мысли и тем более неуверенность и смятение, зачастую сопутствующие поиску личного призвания - желание сомневаться и совершенствоваться отходит на самый дальний план. Наконец молодой человек узнает, что на всей планете могут совсем немногие - люди, не потерявшие возможность автономно думать, осваивать новые знания для того, чтобы в дальнейшем быть, чтобы стать способным не только и не столько следовать известным сценариям, но быть изобретателем, открывать еще неизведанное, способствуя прогрессу науки и технологий.
«- Теперь-то я это понимаю», - сказал Джордж, - до того ясно, что только удивляюсь, каким я был слепым. В конце концов, кто изобретает новые модели механизмов, для которых нужны новые модели специалистов? Кто, например, изобрёл спектрограф Бимена? По-видимому, человек по имени Бимен. Но он не мог получить образование через зарядку, иначе ему не удалось бы продвинуться вперёд.
- Совершенно верно.
- А кто создаёт образовательные ленты? Специалисты по производству лент? А кто же тогда создаёт ленты для их обучения? Специалисты более высокой квалификации? А кто создаёт ленты... Ты понимаешь, что я хочу сказать. Где-то должен быть конец.
Где-то должны быть мужчины и женщины, способные к
самостоятельному мышлению».
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате изучения и анализа психолого-педагогических литературных источников, а также полученных итогов проведенного исследования был сделан вывод о высокой значимости развития эмоционального интеллекта младшего школьного возраста.
Природа самого понятия «эмоциональный интеллект» в психолого­педагогической литературе, а также взаимовлияние эмоциональной и интеллектуальной сферы человека. Было установлено, что в сочетании, все человеческие возможности распознавания и регуляции как собственных эмоций, так и чувств другого человека, помогающие и во внутриличностном самоосознании и в межличностном общении, а также индивидуальной и совместной деятельности - это и есть та совокупность, с которой отождествляется понятие эмоциональный интеллект. При этом были выделены такие компоненты эмоционального интеллекта, как: когнитивный - распознавание и принятие собственных эмоций и чувственных проявлений других людей; поведенческий - сознательное управление собственными чувствами, а также эмоциональными настроениями других; эмоциональный - осознанное, свободное выражение эмоций, развитие просоциальной эмоциональности.
Характер формирования эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста, являющийся, как было выявлено, временным отрезком максимально подходящим для развития эмоционального интеллекта. Осознание, идентификация собственной личности, индивидуальности среди остальных людей начинает формироваться уже у шестилетнего ребенка, однако в этом возрасте ребенку зачастую сложно распознавать, а тем более принимать собственные эмоции, важно взращивать в них эти способности, с целью сделать процесс становления и осмысления личностной самости наиболее успешным. Младшие школьники могут обнаруживать трудности при необходимости вербальной формулировки некоторых эмоциональных состояний, но при этом они достаточно успешно способны определять чувства, которые были испытаны в уже знакомых обстоятельствах, что говорит необходимости учитывать особенности детского жизненного опыта, стараться создавать и помещать ребенка в заведомо узнаваемую обстановку, решая задачу развития эмоционального интеллекта.
Идея исследования, возникшая и сформировавшаяся на базе анализа научной литературы, состоит в том, что в младшем школьном возрасте изобразительное искусство способно стать одним из наиболее плодотворных методов развития эмоционального интеллекта. Эмоционально воспринимая как непосредственно процесс творчества, так и результат собственной художественной деятельности, ребенок учится эмпатии, чуткости; принимая участие в коллективной творческой работе - учится строить и развивать эмоциональные отношения с окружающими.
Был определен уровень развития эмоционального интеллекта младших школьников. По итогам эксперимента установлено, что менее четверти учеников, принимавших участие в эмпирическом исследовании - 9 (19 %) учеников, обладают высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, еще 21 (47 %) человек - имеет средние показатели, а также есть дети имеющие низкий уровень эмоционального интеллекта - 15 учеников (34 %). При этом большинство детей демонстрируют затруднения при анализе и оценивании поведения других людей.
Разработана программа уроков изобразительного искусства, цель которой - развитие эмоционального интеллекта младших школьников, состоящая из нескольких блоков.
Введение. На занятиях дети узнаю о том существующих жанры изобразительного искусства, знакомятся с известными живописными произведениями, ярко представляющим свои жанры, учатся замечать характерные признаки различных эмоциональных состояний, определять выявляющие их художественные приемы и техники.
Погружение. Ученики во время уроков рисуют собственный пейзаж - изображение сначала радостного летнего дня, затем грустного осеннего. В продолжении предстоит создать образ печального летнего и радостного осеннего дня, там самым переходя от изучения более простых, знакомых и очевидных эмоций к усложненным, стараясь найти и выразить печальное в веселом, а веселое в грустном. Выставка и обсуждение работ по завершению цикла занятий способствует развитию коммуникативных навыков - принимать эмоциональное оценивание от окружающих, а также корректно выражать собственные впечатления.
...


1. Азимов А. Избранное / А. Азимов. - М. : «Мир», 1991. - 221 с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина // СПб. : 2007. - 228 с.
3. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта [Текст] / И.Н. Андреева. - Санкт-Петербург: Речь, 2013. - 288 с.
4. Бобнева М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. - М. :1975.
5. Волчегорская Е.Ю. Личностно ориентированное эстетическое воспитание младших школьников: лекция [Текст] / Е.Ю. Волчегорская. Челябинск: Челяб. гос. Пед. ун-т., 2007. - 53 с.
6. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М. : Искусство, 1968. - 16 с.
7. Гилфорд Дж. П. Природа человеческого интеллекта/
Дж. П. Гилфорд. Нью-Йорк.: Мак Гроу-Хилл, 1967.
8. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478 с.
9. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ [Текст] / Д. Гоулман. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 560 с.
10. Иванова Е.С. Возможности методики «Словарь эмоций» для диагностики и развития эмоциональной сферы [Текст] / Е.С. Иванова // Педагогическая диагностика. - 2008. - № 1. - С. 112-116.
11. Кропоткин П. Анархия, ее философия, ее идеал: Сочинения / П. Кропоткин. - М. : Эксмо, - 864 с.
12. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на личность [Текст] / Е.П. Крупник // Развитие личности. - 2003. - № 3. - С. 64-66.
13. Лобова А.Ф. Теория и практика формирования у детей эстетического отношения к человеку [Текст]: дисс. д-ра пед. наук 13.00.01 / Алла Федоровна Лобова. - М., 2001. - 347 с.
14. Люсин Д.В. Новая методика измерения эмоционального интеллекта: Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова - М. : Институт психологии РАН, 2004. - С. 29 - 36.
15. Нгуен М.А. Развитие эмоционального интеллекта /
М.А. Нгуен. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 87 с.
... всего 31 источник


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ