ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ, ИЗБИРАЮЩИХ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
|
АННОТАЦИЯ...................................................................................................................2
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................5
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы изучения становления мотивационно-ценностной сферы личности в период студенчества........................11
1.1 Ценностно-смысловая сфера личности.................................................................11
1.2 Личностные ценности и ценностые ориентации..................................................17
1.3 Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов как психологическое явление........................................................................................24
1.4 Специфика профессиональной подготовки студентов-дефектологов................30
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования мотивационно-ценностной сферы личности студентов, избирающих дефектологические специальности....................37
2.1 Описание выборки исследования...........................................................................38
2.2 Методы исследования..............................................................................................38
2.3 Процедура исследования.........................................................................................41
2.4 Математическо-статестические методы обработки данных................................41
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение..............................................42
3.1 Смысложизненные и ценностные ориентаций студентов-дефектологов: сравнительный анализ....................................................................................................42
3.2 Особенности мотивационной сферы студентов-дефектологов: сравнительный анализ...............................................................................................................................47
3.3 Представления студентов-дефектологов о будущей профессии.........................54
3.4 Анализ взаимосвязей между курсом обучения студентов-дефектологов и показателями мотивационно-ценностной сферы личности.......................................64
3.5 Обсуждение полученных результатов. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности студентов, избирающих дефектологические специальности........69
ВЫВОДЫ........................................................................................................................76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................................81
ПРИЛОЖЕНИЕ А..........................................................................................................90
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.........................................................................................................104
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................5
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы изучения становления мотивационно-ценностной сферы личности в период студенчества........................11
1.1 Ценностно-смысловая сфера личности.................................................................11
1.2 Личностные ценности и ценностые ориентации..................................................17
1.3 Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов как психологическое явление........................................................................................24
1.4 Специфика профессиональной подготовки студентов-дефектологов................30
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования мотивационно-ценностной сферы личности студентов, избирающих дефектологические специальности....................37
2.1 Описание выборки исследования...........................................................................38
2.2 Методы исследования..............................................................................................38
2.3 Процедура исследования.........................................................................................41
2.4 Математическо-статестические методы обработки данных................................41
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение..............................................42
3.1 Смысложизненные и ценностные ориентаций студентов-дефектологов: сравнительный анализ....................................................................................................42
3.2 Особенности мотивационной сферы студентов-дефектологов: сравнительный анализ...............................................................................................................................47
3.3 Представления студентов-дефектологов о будущей профессии.........................54
3.4 Анализ взаимосвязей между курсом обучения студентов-дефектологов и показателями мотивационно-ценностной сферы личности.......................................64
3.5 Обсуждение полученных результатов. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности студентов, избирающих дефектологические специальности........69
ВЫВОДЫ........................................................................................................................76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................................81
ПРИЛОЖЕНИЕ А..........................................................................................................90
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.........................................................................................................104
АННОТАЦИЯ
Для изучения особенностей мотивационно-ценностной сферы личности студентов, избирающих дефектологические специальности, было проведено исследование, в котором приняли участие 74 студента факультета дефектологии и социальной работы ЛГУ им. А.С. Пушкина. Изучались: особенности смысложизненных и ценностных ориентаций студентов-дефектологов (тест «Смысложизненные ориентации» и методика «Морфологический тест жизненных ценностей»), особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности (методика изучения мотивов учебной деятельности студентов в модификации А.А. Реана, В.А. Якунина) и карьерных ориентаций (методика «Якоря карьеры»), особенности представлений о будущей профессии студентов дефектологических факультетов (методика «Личностный семантический дифференциал», авторский опросник). Для обработки результатов использовались методы математической статистики: однофакторный дисперсионный анализ (One-Way ANOVA) с помощью апостериорного критерия Бонферрони; коэффициент корреляции Пирсона. Результаты исследования показали, что в мотивационно-ценностной сфере личности студентов-дефектологов, преобладают ценности духовно-нравственной и альтруистической направленности, доминируют внутренние мотивы над внешними. У студентов разных курсов обучения наблюдаются различия в мотивационно-ценностной сфере личности, прежде всего в отношении мотивации будущей профессиональной деятельности, в основе которых – всё более полное представление о профессии и своей будущей профессиональной деятельности в ходе обучения.
В жизни современного человека главным становится возможность и необходимость совершать свободный выбор, что соответственно предполагает рост самосознания индивидуальности, стремление человека к реализации собственных целей и смыслов существования. Для психологической науки социальная реальность – это, прежде всего, контекст существования человека, пространство его возможностей, пространство «творения», создания им своего жизненного мира. Особою ценность имеет период студенчества, когда начинается процесс профессионального становления субъекта.
Профессионально-личностное становление студента это процесс вхождения в профессиональную среду, который предполагает овладение нужными знаниями и навыками, принятие ценностей своей профессии и их активная реализация в будущей профессиональной деятельности. Вопросы личностного развития студента и формирование его готовности к будущей профессиональной деятельности становятся главными в сложившейся ситуации развития. Важными оказывается психологическая и личностная готовность самого специалиста к профессиональной самореализации в современных условиях.
Трансформация требований предъявляемых к профессионалам различного профиля закономерно оказывает воздействие на решение вопроса о сложной взаимосвязи личностного и профессионального становления субъекта. Отмечается изменение исследовательского интереса с разработки описательно-нормативных моделей личности и деятельности специалиста к исследованию профессионального сознания субъекта деятельности (его жизненных ценностей, смысловых образований, рефлексии, мотивации), развитие которого рассматривается как основное содержание процесса профессионализации (Е.И. Исаев и др.). Мы предполагаем, что существует не только научный интерес, но и практический запрос на всестороннее исследование становления личности в профессии на разных этапах ее жизненного пути. Вопрос о критериях качества профессиональной подготовки будущих специалистов невозможно рассматривать отдельно от требований, которые предъявляет конкретная среда, в которой специалист работает.
Центральная идея концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности Г.С. Никифорова заключается в том, что любой вид профессиональной деятельности должен быть обеспечен психологическим сопровождением от момента «входа» и «выхода» из профессии.
Период студенчества это одно из важных периодов в процессе профессионального развития. В современной психологической науке профессиональное и личностное становление студента в условиях вузовского обучения рассматривается в контексте подхода, ориентированного, прежде всего, на личность учащегося и создание условий для развития ее субъектности. В этом ключе разработаны гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования (А.П. Валицкая, Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников, И.С. Якиманская, К. Ясперс и другие) и индивидуально-ориентированная парадигма (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко и другие).
Внимание учёных всё чаще привлекают представители «помогающих» профессий, в частности, профессии педагога и психолога. Исследователи изучают как отдельные аспекты профессионального труда специалиста, так и его индивидуально-психологические особенности, которые способствуют реализации эффективной профессиональной деятельности, такие как: развитие ценностно-смысловой сферы в процессе профессионализации, компетентность в общении, педагогическое мастерство, факторы эмоционального выгорания и другие. Однако, на фоне большого числа исследований, посвященных профессиям психолога и педагога (Ф.Н.Гоноболин, И.А.Зимняя, М.В.Каминская, С.В.Кондратьева, В.А.Крутецкий, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, В.А.Сластенин и другие), в психологической литературе на сегодняшний день отмечается ограниченное количество работ, посвящённых психологическим аспектам профессиональной деятельности специалистов дефектологического профиля, в частности, специальных психологов и коррекционных педагогов. В то же время, психологическая специфичность этой деятельности и необходимость разработки ее психологического обеспечения являются очевидными.
В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает всё большую актуальность в связи с резким увеличением их численности, в результате этого возрастает и необходимость в специалистах, которые могут оказать профессиональную помощь.
Профессиональная деятельность в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики имеет свои психологические особенности, предполагает влияние на педагога и психолога специфических факторов, в том числе стрессовых, и предъявляет особые требования к личности будущего специалиста-дефектолога. В. А. Васильева отмечает, что специалист, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен быть подготовлен в когнитивном и личностном плане к реализации гуманистических принципов в организации коррекционно-развивающего процесса. Мы считаем, что профессиональная деятельность в этой сфере настоятельно требует психологического обеспечения.
Трансформация и обогащение мотивационных и ценностно-смысловых составляющих жизненного мира личности профессионала происходит в процессе взаимодействия с профессиональной культурой и в реальной жизнедеятельности, одной из составляющих которой является особым образом организованное образовательное пространство. Именно на этапе профессионального обучения в вузе начинают развиваться у специалиста-дефектолога те ценности и мотивы, которые в будущем определяют успех его деятельности в профессии, а для этого необходимо изучить процесс становления профессиональных ценностей и мотивов в процессе формирования личности будущих специальных психологов и коррекционных педагогов. Студенчество как период профессионального развития субъекта, с одной стороны, несет в себе общее содержание, закономерности, общие для всех профессий, с другой – должно рассматривать специфичность отдельной профессии. Мы считаем, что именно мотивационно-ценностная сфера студентов дефектологов нуждается в специальном изучении (уточнении, развитии, осознании места и роли профессиональных ценностей и мотивов).
Исследования подобного рода могут помочь оценить перспективы и проблемы в сфере подготовки специалистов дефектологического профиля. Результаты исследований могут позволить обосновать потребность в целенаправленном формировании мотивационно-ценностной сферы специалистов-дефектологов ещё на этапе их профессионального обучения в вузе, разработать программу по формированию профессионально важных мотивов и ценностных ориентаций у будущих специалистов.
Таким образом, осознание недостаточной теоретической и практической разработки проблемы мотивационно-ценностной сферы личности, решение которой отвечало бы потребностям современного состояния профессионального образования, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее изучения, и позволило сформулировать тему «Особенности мотивационно-ценностной сферы студентов, избирающих дефектологические специальности».
Цель исследования – определить особенности мотивационно-ценностной сферы личности студентов, избирающих дефектологические специальности.
Объектом исследования стала мотивационно-ценностная сфера личности.
Предмет исследования: смысложизненные, ценностные ориентации и мотивационная сфера личности студентов-дефектологов.
Основной гипотезой исследования стало предположение о том, в мотивационно-ценностной сфере личности студентов, избирающих дефектологические специальности, доминируют мотивы и ценности, смысложизненные ориентации, соответствующие «помогающей» направленности профессии: преобладание ценностей духовно-нравственной и альтруистической направленности, доминирование внутренних мотив над внешними.
Дополнительная гипотеза: в процессе обучения наблюдается изменения в мотивационно-ценностной сфере личности студентов, в основе которых – всё более полное представление о профессии и своей будущей профессиональной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие теоретические и эмпирические задачи:
1. Теоретический анализ литературы с целью определить содержание предметной области работы.
2. В соответствии с целями исследования сформулировать его гипотезы и разработать программу эмпирического исследования.
3. Выявить особенности смысложизненных и ценностных ориентаций студентов-дефектологов.
4. Определить особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности и карьерных ориентаций студентов-дефектологов.
5. Определить особенности представлений о будущей профессии студентов дефектологических факультетов.
6. Осуществить сравнительный анализ мотивационно-ценностной сферы личности студентов-дефектологов, обучающихся на разных курсах.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы: теоретический анализ литературы. Методы сбора эмпирических данных: тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева; методика «Морфологический тест жизненных ценностей» В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной; методика изучения мотивов учебной деятельности студентов в модификации А.А. Реана, В.А. Якунина; методика «Якоря карьеры» адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокуровой; методика «Личностный семантический дифференциал» вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева; авторский опросник. Методы обработки и интерпретации полученных данных: методы математической статистики однофакторный дисперсионный анализ с помощью апостериорного критерия Бонферрони, коэффициент корреляции Пирсона.
Для изучения особенностей мотивационно-ценностной сферы личности студентов, избирающих дефектологические специальности, было проведено исследование, в котором приняли участие 74 студента факультета дефектологии и социальной работы ЛГУ им. А.С. Пушкина. Изучались: особенности смысложизненных и ценностных ориентаций студентов-дефектологов (тест «Смысложизненные ориентации» и методика «Морфологический тест жизненных ценностей»), особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности (методика изучения мотивов учебной деятельности студентов в модификации А.А. Реана, В.А. Якунина) и карьерных ориентаций (методика «Якоря карьеры»), особенности представлений о будущей профессии студентов дефектологических факультетов (методика «Личностный семантический дифференциал», авторский опросник). Для обработки результатов использовались методы математической статистики: однофакторный дисперсионный анализ (One-Way ANOVA) с помощью апостериорного критерия Бонферрони; коэффициент корреляции Пирсона. Результаты исследования показали, что в мотивационно-ценностной сфере личности студентов-дефектологов, преобладают ценности духовно-нравственной и альтруистической направленности, доминируют внутренние мотивы над внешними. У студентов разных курсов обучения наблюдаются различия в мотивационно-ценностной сфере личности, прежде всего в отношении мотивации будущей профессиональной деятельности, в основе которых – всё более полное представление о профессии и своей будущей профессиональной деятельности в ходе обучения.
В жизни современного человека главным становится возможность и необходимость совершать свободный выбор, что соответственно предполагает рост самосознания индивидуальности, стремление человека к реализации собственных целей и смыслов существования. Для психологической науки социальная реальность – это, прежде всего, контекст существования человека, пространство его возможностей, пространство «творения», создания им своего жизненного мира. Особою ценность имеет период студенчества, когда начинается процесс профессионального становления субъекта.
Профессионально-личностное становление студента это процесс вхождения в профессиональную среду, который предполагает овладение нужными знаниями и навыками, принятие ценностей своей профессии и их активная реализация в будущей профессиональной деятельности. Вопросы личностного развития студента и формирование его готовности к будущей профессиональной деятельности становятся главными в сложившейся ситуации развития. Важными оказывается психологическая и личностная готовность самого специалиста к профессиональной самореализации в современных условиях.
Трансформация требований предъявляемых к профессионалам различного профиля закономерно оказывает воздействие на решение вопроса о сложной взаимосвязи личностного и профессионального становления субъекта. Отмечается изменение исследовательского интереса с разработки описательно-нормативных моделей личности и деятельности специалиста к исследованию профессионального сознания субъекта деятельности (его жизненных ценностей, смысловых образований, рефлексии, мотивации), развитие которого рассматривается как основное содержание процесса профессионализации (Е.И. Исаев и др.). Мы предполагаем, что существует не только научный интерес, но и практический запрос на всестороннее исследование становления личности в профессии на разных этапах ее жизненного пути. Вопрос о критериях качества профессиональной подготовки будущих специалистов невозможно рассматривать отдельно от требований, которые предъявляет конкретная среда, в которой специалист работает.
Центральная идея концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности Г.С. Никифорова заключается в том, что любой вид профессиональной деятельности должен быть обеспечен психологическим сопровождением от момента «входа» и «выхода» из профессии.
Период студенчества это одно из важных периодов в процессе профессионального развития. В современной психологической науке профессиональное и личностное становление студента в условиях вузовского обучения рассматривается в контексте подхода, ориентированного, прежде всего, на личность учащегося и создание условий для развития ее субъектности. В этом ключе разработаны гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования (А.П. Валицкая, Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников, И.С. Якиманская, К. Ясперс и другие) и индивидуально-ориентированная парадигма (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко и другие).
Внимание учёных всё чаще привлекают представители «помогающих» профессий, в частности, профессии педагога и психолога. Исследователи изучают как отдельные аспекты профессионального труда специалиста, так и его индивидуально-психологические особенности, которые способствуют реализации эффективной профессиональной деятельности, такие как: развитие ценностно-смысловой сферы в процессе профессионализации, компетентность в общении, педагогическое мастерство, факторы эмоционального выгорания и другие. Однако, на фоне большого числа исследований, посвященных профессиям психолога и педагога (Ф.Н.Гоноболин, И.А.Зимняя, М.В.Каминская, С.В.Кондратьева, В.А.Крутецкий, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, В.А.Сластенин и другие), в психологической литературе на сегодняшний день отмечается ограниченное количество работ, посвящённых психологическим аспектам профессиональной деятельности специалистов дефектологического профиля, в частности, специальных психологов и коррекционных педагогов. В то же время, психологическая специфичность этой деятельности и необходимость разработки ее психологического обеспечения являются очевидными.
В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает всё большую актуальность в связи с резким увеличением их численности, в результате этого возрастает и необходимость в специалистах, которые могут оказать профессиональную помощь.
Профессиональная деятельность в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики имеет свои психологические особенности, предполагает влияние на педагога и психолога специфических факторов, в том числе стрессовых, и предъявляет особые требования к личности будущего специалиста-дефектолога. В. А. Васильева отмечает, что специалист, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен быть подготовлен в когнитивном и личностном плане к реализации гуманистических принципов в организации коррекционно-развивающего процесса. Мы считаем, что профессиональная деятельность в этой сфере настоятельно требует психологического обеспечения.
Трансформация и обогащение мотивационных и ценностно-смысловых составляющих жизненного мира личности профессионала происходит в процессе взаимодействия с профессиональной культурой и в реальной жизнедеятельности, одной из составляющих которой является особым образом организованное образовательное пространство. Именно на этапе профессионального обучения в вузе начинают развиваться у специалиста-дефектолога те ценности и мотивы, которые в будущем определяют успех его деятельности в профессии, а для этого необходимо изучить процесс становления профессиональных ценностей и мотивов в процессе формирования личности будущих специальных психологов и коррекционных педагогов. Студенчество как период профессионального развития субъекта, с одной стороны, несет в себе общее содержание, закономерности, общие для всех профессий, с другой – должно рассматривать специфичность отдельной профессии. Мы считаем, что именно мотивационно-ценностная сфера студентов дефектологов нуждается в специальном изучении (уточнении, развитии, осознании места и роли профессиональных ценностей и мотивов).
Исследования подобного рода могут помочь оценить перспективы и проблемы в сфере подготовки специалистов дефектологического профиля. Результаты исследований могут позволить обосновать потребность в целенаправленном формировании мотивационно-ценностной сферы специалистов-дефектологов ещё на этапе их профессионального обучения в вузе, разработать программу по формированию профессионально важных мотивов и ценностных ориентаций у будущих специалистов.
Таким образом, осознание недостаточной теоретической и практической разработки проблемы мотивационно-ценностной сферы личности, решение которой отвечало бы потребностям современного состояния профессионального образования, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее изучения, и позволило сформулировать тему «Особенности мотивационно-ценностной сферы студентов, избирающих дефектологические специальности».
Цель исследования – определить особенности мотивационно-ценностной сферы личности студентов, избирающих дефектологические специальности.
Объектом исследования стала мотивационно-ценностная сфера личности.
Предмет исследования: смысложизненные, ценностные ориентации и мотивационная сфера личности студентов-дефектологов.
Основной гипотезой исследования стало предположение о том, в мотивационно-ценностной сфере личности студентов, избирающих дефектологические специальности, доминируют мотивы и ценности, смысложизненные ориентации, соответствующие «помогающей» направленности профессии: преобладание ценностей духовно-нравственной и альтруистической направленности, доминирование внутренних мотив над внешними.
Дополнительная гипотеза: в процессе обучения наблюдается изменения в мотивационно-ценностной сфере личности студентов, в основе которых – всё более полное представление о профессии и своей будущей профессиональной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие теоретические и эмпирические задачи:
1. Теоретический анализ литературы с целью определить содержание предметной области работы.
2. В соответствии с целями исследования сформулировать его гипотезы и разработать программу эмпирического исследования.
3. Выявить особенности смысложизненных и ценностных ориентаций студентов-дефектологов.
4. Определить особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности и карьерных ориентаций студентов-дефектологов.
5. Определить особенности представлений о будущей профессии студентов дефектологических факультетов.
6. Осуществить сравнительный анализ мотивационно-ценностной сферы личности студентов-дефектологов, обучающихся на разных курсах.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы: теоретический анализ литературы. Методы сбора эмпирических данных: тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева; методика «Морфологический тест жизненных ценностей» В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной; методика изучения мотивов учебной деятельности студентов в модификации А.А. Реана, В.А. Якунина; методика «Якоря карьеры» адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокуровой; методика «Личностный семантический дифференциал» вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева; авторский опросник. Методы обработки и интерпретации полученных данных: методы математической статистики однофакторный дисперсионный анализ с помощью апостериорного критерия Бонферрони, коэффициент корреляции Пирсона.
Профессионально-личностное формирование и становление студента в процессе обучения выражается в том, что студент постепенно входит в профессиональную среду, овладевает необходимыми знаниями и навыками, принимает ценности своей будущей профессии, что предполагает их активную реализацию непосредственно в самой профессиональной деятельности.
Именно на этапе профессионального обучения в вузе у студента начинают развиваться те ценности и мотивы, которые в будущем определяют успешность его деятельности в профессии, а для этого необходимо изучить процесс становления профессиональных ценностей и мотивов в процессе развития личности будущих специальных психологов и коррекционных педагогов.
Для изучения особенностей мотивационно-ценностной сферы личности студентов, избирающих дефектологические специальности, нами были сформулированы основная и дополнительная гипотеза.
Основная гипотеза состояла в том, что мы предполагали, что в мотивационно-ценностной сфере личности студентов, избирающих дефектологические специальности, доминируют мотивы и ценности, смысложизненные ориентации, соответствующие «помогающей» направленности профессии: преобладание ценностей духовно-нравственной и альтруистической направленности, доминирование внутренних мотив над внешними.
В результате проведённого эмпирического исследования основная гипотеза была доказана. Студенты-дефектологи в процессе профессионализации в подавляющем большинстве принимают ценности своей будущей профессии, в своей деятельности студенты-дефектологи стремятся реализовывать ценности духовно-нравственной и альтруистической направленности. Альтруистическая направленность выражается в том, что студенты-дефектологи в первую очередь в карьере ориентированы на «Служение» для студентов-дефектологов, вне зависимости от курса обучения, важным является возможность реализовывать в работе свои идеалы и ценности. Большинство студентов-дефектологов ориентированы на то, чтобы своим трудом приносить пользу обществу, важно видеть конкретные результаты своей деятельности, т.е. ориентированы на практическую работу.
Мотивация учебной деятельности выражена в том, что студенты больше ориентированы на успешную реализацию учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Внешние мотивы, связанные с социальным одобрением/наказанием, для студентов оказываются незначимыми и малоэффективными в организации учебного процесса. В сочетании с данными анкеты можно добавить, что студенты чаще всего к выбору профессии приходят самостоятельно и исходят из побуждения того, что хотят помогать другим людям (преобладание альтруистических мотивов).
Дополнительная гипотеза заключалась в том, что мы предположили, что у студентов разных курсов обучения наблюдаются различия в мотивационно-ценностной сфере личности, прежде всего в отношении мотивации будущей профессиональной деятельности, в основе которых – всё более полное представление о профессии и своей будущей профессиональной деятельности в ходе обучения.
В результате проведённого исследования дополнительная гипотеза была подтверждена. В зависимости от курса обучения в мотивационно-ценностной сфере студентов-дефектологов наблюдаются некоторые различия. Во-первых, наблюдаются изменения в характере смысложизненных ориентаций, чем старше курс обучения тем ниже показатели смысложизненных ориентаций, что может быть свидетельством своеобразного «кризиса смысла жизни» у студентов 4 курса обучения. Во-вторых, студенты у студентов старших курсов начинают доминировать ценности прагматической направленности («Собственный престиж», «Высокое материальное положение», «Сохранение собственной индивидуальности»), что может говорить о том, студенты старших курсов рассматривают получение высшего образования не только как овладение определенной специальностью, но и как возможность самореализации, самосовершенствования, повышения личного престижа в обществе. В-третьих, «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» чем старше студенты становятся, тем больше они начинают задумываться о своей профессиональной деятельности и мотивация в обучении в большей степени становится ориентирована на обеспечение успеха своей профессиональной деятельности (доминирование мотива «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности»), для студентов младших курсов наиболее значима сама учебная деятельность, чем связь обучения и профессиональной деятельности (доминирование мотива «Успешно учиться, сдавать сессию на хорошо и отлично»). В-четвертых, у студентов старших курсов характер карьерных ориентаций становится более дифференцированным, ярко преобладает ограниченное количество ориентаций.
Таким образом, полученные результаты нашего исследования могут помочь оценить перспективы и проблемы в сфере подготовки специалистов дефектологического профиля. Результаты нашего исследования могут быть использованы в качестве обоснования необходимости целенаправленного формирования мотивационно-ценностной сферы дефектологов ещё на этапе их профессионального обучения в вузе. Полученные данные так же могут быть использованы для разработки программы по формированию профессионально важных мотивов и ценностных ориентаций у будущих специалистов.
Именно на этапе профессионального обучения в вузе у студента начинают развиваться те ценности и мотивы, которые в будущем определяют успешность его деятельности в профессии, а для этого необходимо изучить процесс становления профессиональных ценностей и мотивов в процессе развития личности будущих специальных психологов и коррекционных педагогов.
Для изучения особенностей мотивационно-ценностной сферы личности студентов, избирающих дефектологические специальности, нами были сформулированы основная и дополнительная гипотеза.
Основная гипотеза состояла в том, что мы предполагали, что в мотивационно-ценностной сфере личности студентов, избирающих дефектологические специальности, доминируют мотивы и ценности, смысложизненные ориентации, соответствующие «помогающей» направленности профессии: преобладание ценностей духовно-нравственной и альтруистической направленности, доминирование внутренних мотив над внешними.
В результате проведённого эмпирического исследования основная гипотеза была доказана. Студенты-дефектологи в процессе профессионализации в подавляющем большинстве принимают ценности своей будущей профессии, в своей деятельности студенты-дефектологи стремятся реализовывать ценности духовно-нравственной и альтруистической направленности. Альтруистическая направленность выражается в том, что студенты-дефектологи в первую очередь в карьере ориентированы на «Служение» для студентов-дефектологов, вне зависимости от курса обучения, важным является возможность реализовывать в работе свои идеалы и ценности. Большинство студентов-дефектологов ориентированы на то, чтобы своим трудом приносить пользу обществу, важно видеть конкретные результаты своей деятельности, т.е. ориентированы на практическую работу.
Мотивация учебной деятельности выражена в том, что студенты больше ориентированы на успешную реализацию учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Внешние мотивы, связанные с социальным одобрением/наказанием, для студентов оказываются незначимыми и малоэффективными в организации учебного процесса. В сочетании с данными анкеты можно добавить, что студенты чаще всего к выбору профессии приходят самостоятельно и исходят из побуждения того, что хотят помогать другим людям (преобладание альтруистических мотивов).
Дополнительная гипотеза заключалась в том, что мы предположили, что у студентов разных курсов обучения наблюдаются различия в мотивационно-ценностной сфере личности, прежде всего в отношении мотивации будущей профессиональной деятельности, в основе которых – всё более полное представление о профессии и своей будущей профессиональной деятельности в ходе обучения.
В результате проведённого исследования дополнительная гипотеза была подтверждена. В зависимости от курса обучения в мотивационно-ценностной сфере студентов-дефектологов наблюдаются некоторые различия. Во-первых, наблюдаются изменения в характере смысложизненных ориентаций, чем старше курс обучения тем ниже показатели смысложизненных ориентаций, что может быть свидетельством своеобразного «кризиса смысла жизни» у студентов 4 курса обучения. Во-вторых, студенты у студентов старших курсов начинают доминировать ценности прагматической направленности («Собственный престиж», «Высокое материальное положение», «Сохранение собственной индивидуальности»), что может говорить о том, студенты старших курсов рассматривают получение высшего образования не только как овладение определенной специальностью, но и как возможность самореализации, самосовершенствования, повышения личного престижа в обществе. В-третьих, «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» чем старше студенты становятся, тем больше они начинают задумываться о своей профессиональной деятельности и мотивация в обучении в большей степени становится ориентирована на обеспечение успеха своей профессиональной деятельности (доминирование мотива «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности»), для студентов младших курсов наиболее значима сама учебная деятельность, чем связь обучения и профессиональной деятельности (доминирование мотива «Успешно учиться, сдавать сессию на хорошо и отлично»). В-четвертых, у студентов старших курсов характер карьерных ориентаций становится более дифференцированным, ярко преобладает ограниченное количество ориентаций.
Таким образом, полученные результаты нашего исследования могут помочь оценить перспективы и проблемы в сфере подготовки специалистов дефектологического профиля. Результаты нашего исследования могут быть использованы в качестве обоснования необходимости целенаправленного формирования мотивационно-ценностной сферы дефектологов ещё на этапе их профессионального обучения в вузе. Полученные данные так же могут быть использованы для разработки программы по формированию профессионально важных мотивов и ценностных ориентаций у будущих специалистов.





