ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ УСЛУГ КЕЙТЕРИНГА
Сущность и виды кейтеринга
Организация и управление кейтерингом
Основные тенденции и показатели российского рынка
кейтеринга
АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ УСЛУГ
КЕЙТЕРИНГА В ООО «БОСФОР»
Организационно-экономическая характеристика ООО
«Босфор»
Анализ системы управления бизнес процессами кейтеринга
в ООО «Босфор»
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ
УСЛУГ КЕЙТЕРИНГА В ООО «БОСФОР» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В
современном ресторанном бизнесе происходят сложные процессы
структуризации, появляются специалисты, работающие в отдельных сегментах
этого бизнеса, т.е. поставщики оборудования, продуктов питания, напитков,
дизайнеры и т.п. Важную роль в индустрии питания сегодня играют кейтерингуслуги.
В наши дни понятие кейтеринг знакомо только для узкого круга
специалистов, хотя многие к нему обращаются как частные, так и юридические
лица. Чаще всего в нашей стране это понятие заменяется доставкой обеда по
заказу (доставка пиццы и т.д.). Кейтеринг (от англ. catering - снабжение
провизией) - выездное ресторанное обслуживание в любом помещении по
выбору клиента. Особенность такого обслуживания, что не человек идет в
ресторан, а ресторан приходит к человеку.
Рынок кейтеринга в сфере питания начал развиваться в России 10 лет
назад, и сегодня организовать обеденный перерыв стало намного проще -
заказать кейтеринг-услуги можно во многих кафе, ресторанах, появились
компании, специализирующиеся только на выездном обслуживании. Поэтому
изучение управления процессами кейтеринга с теоретико-методологической и
практической точки зрения весьма актуально.
Актуальность решения этой задачи обусловлена также следующими
обстоятельствами:
слабой разработанностью методологических аспектов системного
подхода к формированию данной сферы услуг общественного
питания;
увеличением изношенности материально-технической базы
современных ресторанов;
недостаточным уровнем исследования эффективности
функционирования и управления предприятиями этой сферы; несовершенством нормативной и законодательной базы и др.
Следовательно, необходимо решение задач по созданию организационноэкономических и правовых условий для осуществления процессов развития и
эффективного управления сферой кейтеринговых услуг предприятий
общественного питания.
Степень разработанности проблемы. Анализ состояния и степени
научной разработанности исследуемой проблемы показывает что, не смотря на
наличие значительного количества работ отечественных и зарубежных авторов,
посвященных общим и частным вопросам управления кетерингом, внедрение
современных моделей управления на отечественных предприятиях сопряжено с
рядом трудностей, связанных с отсутствием гибких универсальных
инструментов, адаптированных к меняющимся условиям хозяйствования.
За рубежом существует множество подходов к управлению ресторанным
бизнесом, среди которых заслуживает особого внимание труды классиков
по стратегическому управлению С. Ансоффа, М. Портера и др. Маркетинговый
подход к управлению детально разработан такими учеными как Ф. Котлер, Г.
Ассель, Дж. Грейсон, Ж. Ламбен, А. Дайн, Е. Дихтль, П. Дракер, Р. Уотермен и
др. Сегодня проработаны вопросы мотивационного поведения различных
субъектов рынка, разработаны методики оценки конкурентоспособности,
предложены алгоритмы разработки планов и программ деятельности
предприятий различного профиля. Но, к сожалению, они ориентированы на
высокий уровень развития рыночных отношений и для России они могут
служить лишь ориентирами.
В российской экономической науке проблемами современных подходов к
управлению ресторанным бизнесом в целом занимается достаточно большое
количество ученых, среди которых можно назвать работы О.Д. Андреевой, Г.Л.
Багиева, И.Н. Герчиковой, Е.П. Голубкова, О.А. Иценкова, А.В. Исаенко и
многих других.
Недостаточная разработанность указанных проблем предопределила цели
и задачи исследования. Целью выпускной квалификационной работы является научное
обоснование и разработка системы методологических и практических форм и
методов управления процессом развития системы услуг кейтеринга на
предприятиях общественного питания.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих
задач:
определение понятия и содержания процесса развития системы услуг
кейтеринга предприятий общественного питания;
обобщение научных взглядов на состояние кейтеринга и перспективы его
развития;
анализ влияния специфики ресторанных услуг на их классификацию;
исследование рынка потребительского спроса на услуги кейтеринга;
разработка методических основ и практических рекомендаций
формирования системы управления развитием кейтеринга.
Предметом исследования выступают совокупность экономических
и организационных отношений, возникающих в процессе управления
развитием услуг ресторанного бизнеса как части отрасли общественного
питания.
Объектом исследования является ресторанный бизнес в сфере
кейтеринга на примере ООО «Босфор».
Теоретической, методологической и информационной базой
исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученыхэкономистов, законодательные и нормативные документы по организации
сферы услуг в системе ресторанного бизнеса. Обобщен и проанализирован
статистический материал по ряду крупных городов РФ, определены основные
тенденции развития ресторанного бизнеса.
Бакалаврская работа соответствует поставленным целям, задачам и
отражает логику работы. Она состоит из введения, трех разделов, заключения,
библиографического списка использованной литературы и приложения.
Современный кейтеринг – это мобильное оказание услуг, организация
выездных банкетов, оперативная доставка нужного инвентаря для проведения
мероприятия. Выездной ресторан оснащен всем необходимым оборудованием:
достаточным количеством мебели, посуды, термических контейнеров,
сохраняющих нужную температуру приготовленных блюд. Успешная
кейтеринговая компания укомплектована профессиональным обслуживающим
персоналом: поварами, официантами, барменами и ведущими-распорядителями
мероприятий.
Выездной кейтеринг отличается рядом особенностей и становится
перспективным направлением ведения бизнеса. Многие руководители
предприятий понимают истинную систему мотивации труда для сотрудников и
создают необходимые условия для комфортной работы. К таким условиям
относится и правильная организация питания сотрудников, которое
обеспечивают фирмы, занимающиеся выездным кейтерингом.
Традиционно рынок кейтеринговых услуг принято делить на следующие
сегменты: стационарное обслуживание, на базе предоставляемых
кейтеринговыми компаниями помещений, выездное обслуживание в любом
месте, удобном для заказчика, в том числе и проведение мероприятий на
природе, теплоходах, и доставку обедов в офисы.
Выездное ресторанное обслуживание для проведения фуршетов,
банкетов, корпоративных мероприятий, неофициальных деловых встреч, VIPвечеринок, свадебных торжеств и других праздников завоевывает все большую
популярность. Ведь помимо по-настоящему изысканной трапезы
кейтеринговые компании, предоставляют услуги по тематическому проведению
различных мероприятий.
Все больше кейтеринговых компаний для развития своего бизнеса
применяют новые, неординарные подходы: предоставление вегетарианского меню, индивидуальный подсчет калорий в предлагаемых блюдах, бессолевые и
низкокалорийные диеты.
Кейтеринговое обслуживание - одно из приоритетных направлений в
развитии ресторанного бизнеса. Ведь ресторанный бизнес, разделенный
специалистами на два сегмента - стационарные услуги и выездное
обслуживание – рентабелен и имеет хорошие перспективы развития.
Организация кейтеринга – процесс сложный и многогранный,
включающий в себя продумывание общей концепции предстоящего
мероприятия. Празднование дня рождения в удобном для заказчика месте,
свадебные торжества, кофе-брейк на конференциях, выездное обслуживание
банкетов, корпоративная новогодняя вечеринка - мероприятия разной
тематической направленности, которые требуют от специалистов по
кейтерингу новых креативных идей для их проведения, чтобы каждое событие
стало оригинальным и запоминающимся.
По оценкам экспертов, рынок кейтеринговых услуг достиг всего двух
процентов от возможной потенциальной емкости, в ценовом эквиваленте эта
цифра равна 10 млрд. долларов, да и долевое участие в данном бизнесе
распределяется по регионам неравномерно. Лидирующее положение занимают
московский и питерский рынок кейтеринговых услуг.
Подводя итоги, можно сделать очевидный вывод о том, что рынок
кейтеринговых услуг очень перспективное направление бизнеса. Сравнивая
ежегодный мировой рост кейтеринговых услуг в разных странах, эксперты
отмечают быстрый вход на рынок новых игроков-операторов кейтерингового
обслуживания и предполагают повышение качества обслуживания в
дальнейшем.
ГОСТ Р 51304-2009 Услуги торговли. Общие требования [Текст]. − М.:
Стандартинформ, 2010. − 8 с.
2. ГОСТ Р 53995-2010. Услуги общественного питания. Общие требования к
методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания.
3. ГОСТ Р 55051-2012. Национальный стандарт Российской Федерации.
Услуги общественного питания. Общие требования к кейтерингу
4. Абчук, В.В. Менеджмент [Текст]: учебник / В.В. Абчук [Текст]. − М.:
ИНФРА-М, 2010. − 423 с.
5. Абрютина, А.В. Экономический анализ торговой деятельности [Текст]:
учебное пособие / А.В. Абрютина. – М.: Финансы и статистика. − 2008. – 416
с.
6. Алексунин, В.А. Маркетинговые коммуникации [Текст]/ В.А. Алексунин,
Е.В. Дубаневич, Е.Н. Скляр. − М.: Дашков и К, 2011. − 196 с.
7. Ардонская И.И. Ресторанный бизнес. Кейтеринг. – СПб.: ГУСиТ, 2005.
8. Белошапка М.И. Технология ресторанного обслуживания М:Академия, 2006.
9. Байбардина, Т. Маркетинг в торговле [Текст]/ Т. Байбардина, Г. Кожухова,
В. Кузьменко. − М.: Гревцова, 2012. − 256 с.
10.Бланк, И.А. Торговый менеджмент [Текст] / И.А. Бланк. − Киев: Ника-Цент,
2004. − 784 с.
11.Волгин, В.В. Устройство складов. Складские операции. Управление складом
[Текст] / В.В. Волгин. − М.: Ось-89, 2016. − 319с.
12.Гиляровская, Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной
деятельности [Текст]: учебник / Л.Т. Гиляровская. − М.: ТК Велби, 2015. −
360 с.
13.Гаджинский, А.М. Логистика [Текст] / А.М. Гаджинский. – М.:
Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007. – 364 с.60
14.Гиркин, В.А. О сущности торговли и природе кооперации [Текст]: учебник /
В.А. Гиркин. − М.: ЮНИТИ. − 2016. − 232 с.
15.Горбачев, М.Н. Дистрибуция и продвижение продукта на рынке [Текст]/
М.Н. Горбачев, Я. Газин. − М.: Феникс, 2013. − 159 с.
16.Горбачев, М.Н. Организация отдела продаж [Текст]/ М.Н. Горбачев, А.
Веселов. − М.: Феникс, 2013. − 176 с.
17.Данченок, Л.А. Маркетинговое ценообразование: политика, методы,
практика [Текст]: учебник / Л.А. Данченок. − М.: Эксмо, 2015. – 464 с.
18.Добронравин, Е.Р. Теория управления запасами при построении
логистических систем [Текст] / Е.Р. Добронравин // Российское
предпринимательство. − 2016. − №11. − С. 97-100.
19.Дурович, А.П. Маркетинговые коммуникации [Текст]: курс интенсивной
подготовки / А.П. Дурович. − М.: Современная школа, 2010. − 325 с.
20.Есипова, И.В. Как завоевать покупателя [Текст] / И.В. Есипова, С.Н.
Лобанов, Е.М.Лобанова. − М.: Дашков и К, 2012. − 168 с.
21.Ерохина, Л.И. Маркетинг в оптовой и розничной торговле [Текст]/ Л.И.
Ерохина, Е.В. Башмачникова, Е.В. Романеева. − М.: Кнорус, 2009. − 248
22.Ерохина Л.И Экономика предприятия (в сфере товарного обращения)
[Текст] / Л. Ерохина. − М.: Кнорус, 2013. − 293 с.
23.Заказнов, А. Анализ текущих и выявление скрытых возможностей компании
по увеличению объѐма продаж [Текст] / А. Заказнов // Управление
продажами. − 2016. − №4. − С.9.
24.Земляк, С.В. Маркетинг торговли [Текст]/ С.В. Земляк. − М.: Дашков и К,
2012. − 752с.
25.Зуев, Е. Простые, результативные решения − успех бизнеса в сегодняшних
условиях [Текст] / Е. Зуев // Менеджмент в России и за рубежом. – М., 2012.
− №2. – С.30-42.
26.Иванов, Г.Г. Экономика торгового предприятия [Текст]: учебное пособие /
Г.Г. Иванов. − М.: Академия. − 2015. – 320 с.
27.Каурова А.Д. Организация сферы туризма. – М.-СПб. : Герда, 2008.61
28.Кейтеринг, или как рестораторы решают проблему дефицита площадей //
Бизнес. – 2007. - № 10.
29.Кучер Л.С., Шкуратова Л.М., Ефимов С.Л., Голубева Т.Н. Ресторанный
бизнес в России. Технология успеха. - М.:Транслит, 2007.
30.Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. – М. :
Академия, 2005.
31.Мамедов О.Ю. Современная экономика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
32.Минаева Э.С. Антикризисное управление. – М: БЕК, 2010.
33.Миронов С.И. Бизнес на выездном общепите// Ресторатор. – 2008. - № 10.
34.Можаева Н.Г., Богинская Е.В. Туризм: Учебник. - М.: Гардарики, 2007.
35.Молодые российские фирмы пытаются перехватить лидерство на рынке
кейтеринговых услуг // Эксперт. – 2004. № 3.
36.Пашнина О. Кейтеринг // Кейтеринг vs ресторан. – 2008. - № 5.
37.Романов В.А., Цветкова С.Н., Шевцова Т.В., Каращенко В.В. Гостиничные
комплексы. Организация и функционирование. – М.: МарТ, 2007.
38.Российский рынок кейтеринга // Ресторатор. – 2006.
39.Рынок кейтеринга 2007-2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //
http://marketing.unipack.ru/362/
40.Халворстен Ф. Основы кейтеринга. как организовать выездное
обслуживание. – М.: Ресторанные ведомости, 2005.
41.Хартман, Е. Формирование стратегии сбыта продукции [Текст] / Е.
Хартьман // Управление каналами дистрибуции. − 2015. − №1. – С.17
42.Шаповалов, В.А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ [Текст]:
учебник / В.А. Шаповалов. – М.: Феникс, 2010. – 345 с.
43.Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа [Текст] / А. Д. Шеремет, Р.С.
Сайфулин. – М.: Инфра–М, 2008. – 556 с.
44.Щиборщ, К.В. Управление запасами на промышленном предприятии [Текст]
/ К.В. Щиборщ // Финансовый менеджмент. – 2011. − №5. − С.56-60.
45.Эрдош Д. Кейтеринг. Как успешно вести выездной ресторанный бизнес. –
М.: Альпина Бизнес Бокс, 2010