ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫХ И ИНФИНИТИВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 6
1.1. Односоставные предложения в русском языке 6
1.2. Неопределенно-личные предложения как разновидность
односоставных предложений 12
1.2.1. Структурно-семантический аспект изучения
неопределенно-личных предложений 12
1.2.2. Функционально-прагматический аспект изучения
неопределенно-личных предложений 19
1.3. Инфинитивные предложения как разновидность односоставных
предложений 24
1.3.1. Структурно-семантический аспект изучения инфинитивных
предложений 24
1.3.2. Функционально-прагматический аспект изучения
инфинитивных предложений 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 38
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫХ И ИНФИНИТИВНЫХ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКАХ (ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ «АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ») 40
2.1. Новостной заголовок на интернет-сайтах как речевой жанр 40
2.1.1 Характеристики новостного заголовка на Интернет-сайтах 42
2.1.2. Функции новостного заголовка на Интернет-сайтах 44
2.2. Классификации неопределенно-личных предложений, используемых
в новостных заголовках 47
2.3. Классификации инфинитивных предложений, используемых в
новостных заголовках 61
ВЫВОДЫ по главе II 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
В век цифровых технологий и господства интернета активно развивается медиасфера. В связи с этим новости, публикуемые на интернет-порталах, занимают важное место в жизни современного общества. Новостные заголовки можно охарактеризовать как связующее звено между передаваемой информацией и читателем. По заголовкам можно быстро узнавать о прошедших, происходящих или предстоящих событиях. В то же время информационные каналы используют заголовки для формирования той или иной оценки общественных явлений, процессов, политиков и т. д.
Удачно составленные новостные заголовки помогают читателю выбрать интересующую его информацию, поэтому авторы стараются использовать различные структуры предложений, чтобы привлечь внимание как можно большей по численности аудитории.
В исследованиях медиатекста заголовки рассматриваются в разных аспектах. Ряд работ посвящен описанию структуры заголовка текстов СМИ и экспрессивных средств, используемых в заголовке (Ю.С. Воротникова; И.В. Торяник, А.Н. Сперанская; Ю.В. Трубникова и др.), рассмотрению прагматических особенностей газетного текста (А.Ю. Исаева; О.И. Таюпова; Чжу Цзюй, Ли Яньчунь и др.). Однако при изучении новостных заголовков недостаточное внимание уделялось семантике синтаксических структур, которыми эти заголовки представлены.
Одной из особенностей новостных заголовков является использование односоставных предложений. В данной работе будет представлен структурно-семантический и функционально-прагматический анализ неопределенно-личных и инфинитивных предложений в новостных заголовках, размещенных на Интернет-портале «Аргументы и факты». Многосторонний анализ новостных заголовков позволит выяснить и уточнить синтаксическую структуру и семантические оттенки такого типа медиатекста. Данное обстоятельство обусловливает актуальность настоящего исследования.
Объектом исследования являются неопределенно-личные и инфинитивные предложения в русском языке.
Предмет исследования - функционирование неопределенно-личных и инфинитивных предложений в новостных заголовках в электронных СМИ.
Гипотеза исследования заключается в том, что использование неопределенно-личных предложений и инфинитивных предложений в новостных заголовках позволяет точно и лаконично обозначить тематику сообщения, подчеркнуть особенность события и привлечь внимание читателя. При этом в силу уникальных структурных характеристик и семантического разнообразия неопределенно-личные предложения представлены в заголовках новостей в большем количестве, чем инфинитивные предложения.
Цель работы: выявить структурно-семантические и функционально-прагматические особенности неопределенно-личных и инфинитивных предложений в новостных заголовках (на материале Интернет-портала «Аргументы и факты»).
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) проанализировать существующие определения понятий «неопределенно-личное предложение» и «инфинитивное предложение» в соответствии с целью исследования и критически их осмыслить;
2) проанализировать структурно-семантический и функционально-прагматический аспекты изучения неопределенно-личных и инфинитивных предложений;
3) отобрать для анализа новостные заголовки с неопределенно-личными и инфинитивными предложениями, представленные на Интернет-портале «Аргументы и факты»;
4) проанализировать функционирование неопределенно-личных и инфинитивных предложений в новостных заголовках электронных СМИ;
5) классифицировать отобранные для анализа новостные заголовки с неопределенно-личными и инфинитивными предложениями.
Для решения поставленных задач в данной работе применялся комплекс методов и приемов: аналитико-синтетический метод, прием сплошной выборки, метод контекстуального анализа, сравнительный и сопоставительный приемы.
Материал исследования - 570 новостных заголовков, размещенных на Интернет-портале «Аргументы и факты» (25 сентября 2020 г - 05 ноября 2021 г.).
Методологическую базу исследования составили труды по изучению:
- односоставных предложений в современном русском языке (Шахматов, 2001; Адмони 1968; Гвоздев, 1973; Лекант, 2004; Долин, 2008; Бабайцева, 2010; Кожухова, 2019);
- структурных и семантических особенностей неопределенно-личных и инфинитивных предложений (Скобликова, 2006; Пипченко, 2008; Пушкарева, 2012; Никитина, 2012; Рыженко, 2014);
- синтаксиса публицистического стиля речи (Клушина, 2008; Величко, 2009; Плеханова, 2013);
- прагматических особенностей и коммуникативной функции газетного заголовка (Вахтель, Стернин, 2006; Лютая, 2008; Воронцова, 2017).
Научная новизна работы связана с тем, что впервые представлен многоаспектный анализ неопределенно-личных и инфинитивных предложений в новостных заголовках, размещенных на Интернет-портале «Аргументы и факты».
Теоретическая значимость исследования: данная работа может расширить представление об особенностях функционирования неопределенно-личных и инфинитивных предложений в медиатексте.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах по синтаксису современного русского языка и в практике преподавания русского языка иностранным студентам-филологам.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и Приложения.
В последнее десятилетие языковые и прагматические особенности онлайн-новостей привлекают всё большее внимание лингвистов. Будучи «ключом» к полному содержанию новостей, от которого зависит первое впечатление читателя, новостной заголовок в электронных СМИ представляет особый интерес для исследователей.
В данной работе представлен анализ неопределенно-личных и инфинитивных предложений, используемых в новостных заголовках на портале «АиФ». На основе результатов анализа мы пришли в следующим выводам.
Заголовки-НЛП можно разделить на три структурных типа:
1) спрягаемо-глагольные;
2) спрягаемо-инфинитивные;
3) связочно-именные.
По типу детерминанта неопределенно-личные предложения в заголовках новостей разделяются на две группы: НЛП с пространственным детерминантом в предл. пад. и НЛП с объектом в косвенных падежах.
С функционально-прагматической точки зрения, заголовки-НЛП чаще всего используются в ситуациях, различающихся по степени неопределенности действующего лица:
1) субъект действия неизвестен автору;
2) нет возможности назвать каждого исполнителя;
3) называние субъекта избыточно.
В зависимости от производителя действия неопределенно-личные предложения в заголовках новостей можно условно разделить на три типа:
1) НЛП, использованные для описания организованной коллективной деятельности;
2) НЛП, сообщающие о “персональных” действиях одного или нескольких лиц;
3) НЛП, которые используются как сообщение о факте, где неважно действующее лицо.
В целом, значение этой синтаксической конструкции в заголовках новостей заключается в том, что в НЛП не упоминается конкретный субъект действия, поэтому реципиент может сосредоточить внимание читателя на самом событии.
В зависимости от структуры инфинитивные предложения в заголовках новостей разграничиваются:
а) по распространенности или нераспространенности (ИП с распространенным инфинитивом, ИП с нераспространенным инфинитивом);
б) по количеству инфинитивов (ИП с одиночным инфинитивом; ИП с несколькими инфинитивами);
в) по типу инфинитива (ИП с прямо-переходным глаголом + сущ./ личное мест. в винительном падеже; ИП с прямо-переходным глаголом + субстантивированное мест.; ИП с прямо-переходным глаголом с отрицанием + сущ./ мест. в род. пад.; ИП с косвенно-переходным глаголом + сущ./ субстантивированное мест. в косвенном падеже).
По типу высказывания инфинитивные предложения подразделяются на вопросительные и невопросительные (ВИП с вопросительными местоимениями/наречиями; ВИП с вопросительными частицами; НВИП с утвердительным значением; НВИП с отрицательным значением).
По выполняемой функции в новостных заголовках инфинитивные предложения можно свести к 4-м типам: для выражения потенциального действия; для выражения авторской оценки произошедшего события; для выражения призыва, пожелания и постановки задач; для выражения сомнения или скептицизма.
На наш взгляд, причина, по которой неопределенно-личные предложения по сравнению с инфинитивными предложениями чаще используются в заголовках новостей, заключается в том, что главная цель новостей как способа распространения информации СМИ - ознакомить читателей с «горячими» фактами. При этом заголовки новостей, как и сами новости, должны быть достоверными, лаконичными и актуальными. Семантические и прагматические характеристики неопределенно-личных предложений в наибольшей степени позволяют в заголовках новостей обозначить суть самого факта и представить его в непредвзятой форме. Если же задача автора - сформировать определенное отношение к факту, то используются конструкции инфинитивных предложений, обладающих высокой степенью выразительности. Именно инфинитивные предложения-заголовки могут передавать значение побуждения, команды, просьбы, запрета и т.д. с разными степенями категоричности в зависимости от структуры и содержания распространяющих компонентов.
Таким образом, функциональные и семантические характеристики неопределенно-личных и инфинитивных предложений определяют регулярность их использования в заголовочной позиции. Способность таких предложения кратко и точно передавать информацию помогает журналистам-авторам экономить речевые ресурсы и достигать поставленной коммуникативной цели.
1. Адмони В.Г. Типология предложения // Исследования по общей теории грамматики. М.: Наука, 1968. С. 232-291.
2. Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке / Современный русский язык: хрестоматия. В 3-х ч. Ч. 3. Синтаксис / сост. Е.Е. Долбик, В.Л. Леонович, Л.Р. Супрун-Белевич. Минск: БГУ, 2010. С. 136-142.
3. Бондарко А. В. Глагол / Русская грамматика. Т. I. § 1507. М.: Наука, 1980. С. 633-634.
4. Булыгина Т.В. Я, ты и другие в русской грамматике // RES PHILOLOGICA. Филологические исследования: Памяти академика Г.В. Степанова 1919-1986. Академия наук СССР. Отделение литературы и языка; Ред. Д.С. Лихачев. М.; Л.: Наука, 1990. С. 111-126.
5. Булыгина Т.В., Шмелев А. Д. Синтаксические нули и их референциальные свойства// Типология и грамматика/отв. ред. В. С. Храковский. М.: Наука, 1990. С. 109-117.
6. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М.: Высшая школа, 1978. 439 с.
7. Вахтель Н.М., Стернин И.А.Заголовок - слово главное // Известия Уральского государственного университета. 2006. № 40. С. 214-215.
8. Воронцова Т.А. Новостной заголовок как репрезентант события // Политическая лингвистика. 2017. № 6(66). С. 21-25.
9. Высоцкая И.В., Кочетков П.Н. Заголовок интернет-новости как когнитивная модель ситуации // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2018. Т. 17. №6: Журналистика. С. 89-96. DOI 10.25205/1818-7919-2018-17-6-89-96
10. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч. II. Синтаксис. 4-е изд. М.: Просвещение, 1973. 350 с.
11. Дастамуз Саиде. Коммуникативные свойства инфинитивных вопросительных предложений с частицей ли // Вестник Московского
университета. Серия 9. Филология. 2013. № 2. С. 142-148.
12. Долин Ю.Т. Вопросы теории односоставного предложения (на материале русского языка). Изд. 2. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008. 108 с.
13. Долин Ю.Т. К вопросу о грамматическом статусе односоставных предложений в русском языке // Вестник Оренбургского государственного университета. № 1. 2001. С. 54-56.
14. Дьякова Т.В. Основные принципы и структура новостных сообщений // Lingua mobilis. 2011. № 2(28). C. 102-105.
15. Загородное Д.Г. Классификации новостных заголовков в Интернете в
масштабах провинциального мегаполиса // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 10(225). Филология.
Искусствоведение. Вып. 52. С. 48-51.
16. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1982. 363 с.
17. Исаева А.Ю. Заголовок как важнейшая прагматическая единица газетной статьи // Молодой ученый. 2016. №7.5. С. 26-28.
18. Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. М.: Медиа-Мир: Фак. журналистики МГУ, 2008. 242 с.
19. Книга о грамматике. Русский язык как иностранный / Под ред. А.В. Величко. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. 648 с.
20. Кожухова А.Ю. Структурная схема неопределенно-личного предложения в современном русском языке // Академическая публицистика. 2019. № 19. С. 29-31.
21. Космачева О.Ю. Заголовок как дискурсивное пространство смысловой реализации фраземы (на материале электронных СМИ) // Вестник РУДН. Серия Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2013. № 1. С. 42-47.
22. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. М.: Педагогика-пресс, 1994. 247 с.
23. Кочеткова О.Л., Гапонова Ю.В. Инфинитивные предложения как средство реализации модальной семантики // Вестник Балтийского государственного университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2018. № 1. С. 44-50.
24. Курилина И.И. Инфинитивное предложение в деловом языке: сравнительно-сопоставительный аспект (на материале документов XVIII и XX-XXI в. // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 2 (293). Филология. Искусствоведение. Вып. 74. С. 118-119.
25. Лекант П.А. Безлично-инфинитивные предложения в современном русском языке // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2017. № 4. С. 18-25.
26. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. Уч. пос. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Высшая школа, 2004. 247 с.
27. Линева Е.А. Структурно-грамматические особенности неопределенно-личных предложений с локативным детерминантом // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2(58). С. 192-195.
28. Ли Сяогэ. Сопоставление аббревиатур в русском и китайском языках // Вестник Российского государственного университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2017. Т. 8. № 2. С. 454-463.
29. Лютая А.А.Современный газетный заголовок: структура, семантика, прагматика: автореферат дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2008. 20 с.
30. Лютая А.А.Структурные особенности и прагматическая роль современных газетных заголовков // Известия ВГПУ Серия: Филологические науки. 2007. № 2(20). С. 101-105.
31. Мельчук И.А. О синтаксическом нуле // Типология пассивных конструкций. Диатезы и залоги / Отв. ред. А.А. Холодович. Л.: Наука. Ленингр. отд., 1974. С. 343-360.
32. Никитина Е.Н. Категория субъекта и неопределенно-личные предложения // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2012. С.
25-34.
33. Пешкова Ю.В. Функции заголовков немецкоязычных новостных текстов // Вестник Ленинградского государственного университета. 2012. Т. 1. № 1. С. 134-140.
34. Пешковский А.М.Русский синтаксис в научном освещении. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во М-ва просвещения РСФСР, 1956. 512 с.
35. Пипченко Н.М. Современный русский язык: Синтаксис словосочетания и простого предложения. Минск: БГУ, 2008. 196 с.
36. Плеханова О.Ю. Функционирование неопределенно-личных предложений в региональной прессе (на материале газет юга Тюменской области) // Вестник ВГУ Серия: Филология. Журналистика. 2013. № 1. С. 183-186.
37. Пушкарева Н.В. Неопределенно-личные предложения как средство углубления текстового смысла // Вестник Вятского государственного университета. Лингвистика. 2012. С. 38-42.
38. Разинкина Н.М. Функциональная стилистика английского языка. М.: Высшая школа, 1989. 182 с.
39. Русская грамматика. Т II. Синтаксис. М.: Наука, 1980. C. 237-422.
40. Рыженко Ю.А. Семантико-грамматическая организация глагольно-личных односоставных предложений // Культурная жизнь юга России. Филология и журналистика. 2014. № 2(53). С. 87-91.
41. Синтаксис современного русского языка: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г Н. Акимова, С.В. Вяткина, В.П. Казаков, Д.В. Руднев; под ред. С.В. Вяткиной. СПб.: СПбГУ; М.: Академия, 2009. 346 с.
42. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения (теоретический курс): уч. пособие. 4-е изд., стер. М.: Флинта, 2012. 320 с.
43. Тестелец Я.Г. Введение в общий синтаксис. М.: Изд-во Рос. гос. гуманит. ун-та, 2001. 805 с.
44. Трубникова Ю.В. Текст и его заголовок: проблема структурного и семантического взаимодействия // Известия Алтайского государственного университета. 2010. №2. С. 121-126.
45. Уварова Е.А. Фотомонтаж как средство реализации комического в поликодовом тексте (на примере новостных текстов портала «The Onion») // Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 4. С. 145-151.
46. Федотова Н.Л., Го Цзини. Семантический аспект функционирования неопределенно-личных предложений в заголовках интернет-новостей // Международный научно-исследовательский журнал. 2021а. № 10 (112). Ч. 3 (октябрь). С. 139-142. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.112.10.094
47. Федотова Н.Л., Го Цзини. Функционально-прагматические особенности
неопределенно-личных предложений в новостных заголовках // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе» (28-29 октября 2021 г). Сб. научных трудов VIII международной
научно-методической конференции. Национальный горный университет. СПб.,2021б. С. 83-86.
48. Цыбикова Н.С. Функции заголовков текстов интернет-новостей // Вестник Тверского государственного университета. 2011. № 4 (Филология). С. 259-264.
49. Чернова Л.В. Вторичные коммуникативные функции вопросительных предложений // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2018. № 2. Т. 1. С. 128-135.
50. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка / Современный русский язык: хрестоматия. В 3-х ч. Ч. 3. Синтаксис / сост. Е.Е. Долбик, В.Л. Леонович, Л.Р. Супрун-Белевич. Минск: БГУ, 2010. С. 23-37.
51. Широбокова Л.А. Прецедентность как средство усиления экспрессивности инфинитивных заголовочных конструкций в российских и британских СМИ // Научная мысль Кавказа. 2009. № 4. С. 109-113.
52. Широбокова Л.А. Синтаксические конструкции с инфинитивом в
газетных заголовках: структурно-семантический и функционально-прагматический аспекты (на материале российских и британских печатных СМИ): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2011. 19 с.
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
53. Богуславская В.В. Негативные конструкции в роли заголовков (на
материале газетно-публицистического стиля современного русского языка): автореф. ... канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 1993. 19 с. —URL: http://cheloveknauka. com/v/448278/a?#?page= 11 (дата обращения:
09.08.2021).
54. Воротникова Ю.С. Особенности выражения экспрессии в рамках новостных заголовков в разных коммуникативных средах // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vyrazheniya-ekspressii-v-ramkah- novo stnyh-zagolovkov-v-raznyh-kommunikativnyh- sredah (дата обращения: 12.03.2021).
55. Данилова Е.А. Специфика функционирования глагольных односоставных
предложений в рекламном слогане // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2017. — URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/spetsifika-funktsionirovaniya-glagolnyh-odnos ostavnyh-predlozheniy-v-reklamnom-slogane/viewer(дата обращения: 09.08.2021).
56. Линева Е.А. Структура и семантика неопределенно-личных предложений с локативным детерминантом: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2007. 22 с. — URL: http://cheloveknauka.com/v/201044/a?#?page=22(дата обращения: 23.11.2020).
57. Маркобрунова Е.Ю. Структура заголовков политических новостей на сайте РИА URA.RU// Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017033259(дата обращения: 15.03.2021)
58. Торяник И.В., Сперанская А.Н. Языковые особенности глагольных
заголовков в СМИ (на примере рубрики «Новости» красноярского еженедельника «Телевизор») // Язык и социальная динамика. конференции. № 12-2. 2012. С. 158-163. — URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22635485(дата обращения: 15.03.2021).
59. Чжан Бо, Покровская Е.А. Вопрос о соотношении инфинитивных и
безличных предложения в отечественной лингвистике // Молодой ученый. 2015. № 24(104). С. 1167-1170. — URL:
https: //moluch. ru/archive/104/24459/(дата обращения: 15.03.2021).
60. Чжу Цзюй, Ли Яньчунь. Прагматические функции заголовка новостей на материале газеты «Аргументы и факты» // Вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию кафедры РКИ. Под общ. ред. С.А. Вишнякова. М.: Изд. Московского государственного педагогического университета, 2020. С. 799-803. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43868077(дата обращения: 13.03.2020).
СЛОВАРИ
61. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Книга по требованию, 2013. 608 с.
62. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр., и
дополн. Назрань: “Пилигрим”, 2010. — URL:
https://lingvistics dictionary.academic.ru/3237(Дата обращения: 28.11.2020).
63. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.