ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «НОВАЯ СЛОБОДКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Введение
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ «НОВАЯ СЛОБОДКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА
Заключение
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Проектное управление выступает в роли важнейшего инструмента для достижения заявленных результатов и поставленных целей, в условиях временных и ресурсных ограничений.
На сегодняшний день орган, выполняющий функции проектного управления, действует практически во всех муниципальных образованиях Белгородской области, в том числе в сельском поселении «Новая Слободка» муниципального района «Корочанский район». При этом статус данного органа и ведомственная подчиненность варьируются.
Проекты могут составлять особый класс так называемых основных мероприятий, в которых и будет заложен источник развития отраслей экономики и сфер жизнедеятельности.
У Губернатора Белгородской области в плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности региона повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, развитие сельского хозяйства и сельских территорий, инновационного и производственного малого и среднего бизнеса, реализация мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата, проведение активной политики импортозамещения, создание новых высокопроизводительных рабочих мест и рост производительности труда, подготовка квалифицированных рабочих кадров, освоение рекреационно¬сервисного потенциала области, дальнейшее развитие социального сектора, повышение стандартов и уровня жизни населения области.
В 2015 году состояние экономики Белгородской области характеризовалось позитивными тенденциями. Этому способствовал системный подход к решению поставленных задач и конструктивное сотрудничество с региональными бизнес-структурами и населением. Основными инструментами достижения поставленных задач, ускоренного и результативного развития экономики являются проектный и программно¬целевой методы управления регионом.
Кластерный подход к развитию территорий начинается с создания и развития современной производственной базы, социально-культурного развития сельских поселений. Забота о благоустройстве сельских населенных пунктов является составной частью стратегического курса всеобъемлющих преобразований в интересах каждого жителя области. Эту конечную цель преследует региональная Программа улучшения качества жизни населения. Человеку на селе необходимо не только работать в современных условиях и получать при этом достойную зарплату.
Белгородская область - один из тех регионов Российской Федерации, которые сумели добиться значительных успехов в социальном развитии села. Эта линия губернатора Евгения Савченко, подкрепленная управленческими программами поддержки и развития сельских поселений.
Реализация приоритетных стратегических направлений экономической политики позволит минимизировать угрозы зависимости экономики области, обеспечить повышение конкурентоспособности экономики и социальной сферы региона на основе кластерного подхода с использованием механизмов государственно-частного партнерства, программного и проектного управления.
Анализ степени изученности выбранной темы:
В качестве основы выпускной квалификационной работы выступают исследования отечественных ученых, посвященные проблемам управления проектами на уровне муниципальных образований.
Большой вклад в изучении данного вопроса внесли труды В.И. Воропаева, в работе «Управление проектами в России» он впервые в отечественной практике в систематизированном виде изложил методологические основы, проблемы развития и применения методов управления проектами в специфических условиях современной России. Ю.Н. Лапыгин рассматривал управления проектами от планирования до оценки эффективности, в его работе описываются основные подходы к управлению проектами в социально-экономических системах.
Основные положения проектного управления в регионах России рассмотрены в работах В.У. Галустова, В.В. Дементьева, А.В. Дмитриева, Д.В. Погорелова, О.А. Скопина, И.С.Филимошкина .
Основы проектного управления в муниципальных образованиях, и в частности в Белгородской области, представлены в работах О.А.Павловой Е.С. Савченко, В.А.Сергачева, в статьях К.В. Харченко, таких как «Проектное управление в органах власти», «Технологии проектного управления в деятельности муниципалитета», «От стратегии развития города к жизненной стратегии человека», «Муниципальные управленческие проекты как альтернатива целевым программам», который рассмотрел муниципальные управленческие проекты как альтернатива целевым программам и пришел к выводу, что внедрение в местных администрациях проектного управления позволяет делать упор на выявление и поддержку социальных и организационных инноваций .
Проблема исследования состоит в противоречии между необходимостью совершенствования практик управления сельским поселением и ограниченностью ресурсов и возможностей, применением проектного подхода, недостаточным методологическим обеспечением и кадровой составляющей в проектном управлении сельскими муниципальными образованиями.
Объект исследования. Объектом выпускного квалификационного исследования является проектное управление в муниципальных образованиях.
Предмет исследования. В качестве предмета выступает организация проектного управления в сельском поселении «Новая Слободка» муниципального района «Корочанский район» Белгородской области.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию проектного управления в сельском поселении «Новая Слободка» муниципального района «Корочанский район» Белгородской области.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проектного управления в муниципальных образованиях.
2. Проанализировать проектное управление в сельском поселении «Новая Слободка» муниципального района «Корочанский район» Белгородской области.
3. Предложить пути совершенствования управления развитием сельского поселения на основе проектного подхода.
Теоретико-методологические основы исследования основываются на отечественных научных трудах. В работе использованы системный и научный подход, функциональный и проблемный анализ материалов книг, журнальных статей, научных докладов и отчетов, семинаров, научных конференций.
В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: наблюдение, систематизация и обобщение, а так же анализ и синтез.
Эмпирическая база:
- Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса»1;
- Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»1;
- Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» ;
- Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года ;
- Постановление Правительства Белгородской области от 16.12.2013 г. № 526-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014-2020 годы» ;
- Постановление Правительства Белгородской области от 31.05.2010 г. № 202-пп «Об утверждении положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области» ;
- Распоряжение Губернатора Белгородской области от 22.11.2012 г. № 794 «Об утверждении регламента администрирования проектов в органах исполнительной власти, государственных органах Белгородской области»1;
- Постановление главы администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области от 1.09.2014 г. № 614 «Об утверждении Положения об управлении проектами в органах местного самоуправления муниципального района «Корочанский район» Белгородской области»;
- Методические рекомендации по оформлению инициативной заявки по вопросу открытия проекта .
Практическая значимость исследования. В процессе выполнения выпускной квалификационной работы предложен новый социально¬культурный проект, направленный на формирование инвестиционной привлекательности сельского поселения, научно разработана и теоретически обоснована система мер, направленных на реализацию условий повышения эффективности управления проектами в условиях сельского поселения. Практическая значимость заключается в возможности использования её результатов и разработок в деятельности администрации Новослободского сельского поселения, а также при чтении специальных курсов для студентов-бакалавров по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех последовательных разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
1. В качестве основных задач формирования механизма проектного управления в сельском поселении необходимо рассматривать обеспечение единого коммуникативного пространства, единства правовой регламентации социального проектирования в муниципальном управлении, использование современных методов и технологий муниципального управления.
Проектное управление как метод стратегического планирования предполагает развитие и укрепление принципов самоорганизации в деятельности органов местного самоуправления на основе стратегических программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Стратегической задачей органов местного самоуправления является создание и развитие условий для оказания муниципальных услуг другими субъектами муниципальных образований; осуществление перманентных и опережающих социально-экономических изменений в муниципальных образованиях.
Проектное управление как основа формирования новой муниципальной управленческой парадигмы позволит уменьшить степень социально-управленческого отчуждения населения и муниципальных служащих в осуществлении местного самоуправления.
2. Новослободское сельское поселение расположено в самом центре Белгородской области, в 55 километрах от областного центра - города Белгород и в 18-ти километрах от районного центра - города Короча.
Административным центром поселения является сельское поселение Новая Слободка. В состав Новослободского сельского поселения входят 9 населенных пунктов: село Новая Слободка, село Александровка, село Самойловка, хутор Должик, хутор Коломыцево, хутор Меркуловка, хутор Свиридово, хутор Холодное, хутор Шутово.
Проектное управление в Новослободском сельском поселении является одним из механизмов контроля достижения целей, определенных Стратегией социально-экономического развития Корочанского района на период до 2025 года, а также одним из основных инструментов решения поставленных задач, ускоренного и результативного развития экономики.
Управление проектами в Новослободском сельском поселении состоит из четырех этапов жизненного цикла проекта:
- инициация проекта;
- планирование проекта;
- реализация проекта;
- закрытие проекта.
На данный момент администрацией Новослободского сельского поселения реализуется «Проект ландшафтного благоустройства села Новая Слободка».
В Новослободском сельском поселении имеется хорошая база для плодотворной проектной деятельности, которая может охватить не только благоустройство территорий, но и в большей степени социальную сферу.
В проектную деятельность сельского поселения должны активно включаться объекты социально-культурной сферы: школа, дом культуры, библиотека.
Проектный подход в управлении социально-экономической сферой сельского поселения имеет ряд преимуществ. Первое, принципиальное преимущество состоит в эффективном взаимодействии экономических субъектов - участников проекта.
Второе преимущество состоит в том, что проектный подход позволяет наилучшим образом распорядиться ограниченными ресурсами для достижения экономически и социально значимых целей.
3. Современное управление развитием сельского поселения сопряжено с проведением определенных действий по отношению к территории и ее составляющим. Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития Новослободского сельского поселения является эффективное и качественное социально-культурное, экономическое и территориальное управление. В условиях сельского поселения проектный подход к его развитию становится не только основой других видов планирования, выступающих важнейшим элементом территориального развития, но и ориентирует на комплексный учет конкретных социально-культурных и экономических проблем.
Проектный подход к современному эффективному развитию сельским поселением опирается на имеющиеся традиции долгосрочного территориального планирования с применением современных технологий, основанных на принципах и методах стратегического управления.
Проектный подход, являясь элементом управления Новослободским сельским поселением, должен не только определять для себя перспективы развития территории, но и устанавливать связь между органами управления и населением, проживающим на данной территории, акцентировать внимание на оптимальном удовлетворении потребностей местного сообщества, содействовать достижению общественного согласия.
Инвестиционная привлекательность сельского поселения оценивается по возможности вложения средств создания массовых культурно-зрелищных мероприятий, популяризации сельского туризма, создания платных рекреационных зон.
Включение данных составляющих в процесс проектного подхода сельского поселения способствует:
- повышению инвестиционного имиджа территории;
- эффективному использованию ограниченных ресурсов с учетом приоритетных направлений развития;
- повышению конкурентоспособности экономики;
- возможности сформировать тесные взаимосвязи экономики сельской местности, а также между различными социально-экономическими группами
сельского поселения;
- увеличению доходности местного бюджета.
4. Социально направленная политика в Новослободском сельском поселении должна включать в себя совокупность проектов, направленных на жизнеобеспечение населения посредством повышения эффективности использования инвестиционных ресурсов.
Разработка учреждениями культуры районов программ исторической реконструкции уникальных семейных обрядов своей местности, сопровождающихся историческими справками о месте его бытования, позволит расширить кругозор молодежи и вызвать у неё интерес к истории родного края.
Предложенные рекомендации могут быть использованы в интересах совершенствования проектного подхода в социально-экономическом развитии сельских поселений Белгородской области.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Справочно¬правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф».
2. Об утверждении методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти [Электронный ресурс] : Распоряжение Минэкономразвития России от 14.04.2014 № 26-р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф».
3. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф».
4. Об утверждении положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области [Электронный ресурс] : Постановление правительства Белгородской области от 31.05. 2010 № 202-пп // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Раздел «Законодательство». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
5. Об утверждении регламента администрирования проектов в органах исполнительной власти, государственных органах Белгородской области [Электронный ресурс] : Распоряжение Губернатора Белгородской области от 22.11.2012 № 794 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Раздел «Законодательство». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
6. Об утверждении Положения об управлении проектами в органах местного самоуправления муниципального района «Корочанский район» Белгородской области» [Электронный ресурс] : Постановление главы администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области от 1.09.2014 № 614 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Раздел «Законодательство». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
7. Об утверждении регламента администрирования проектов в
органах исполнительной власти муниципального района «Корочанский район [Электронный ресурс] : Распоряжение администрации муниципального района «Корочанский район» от 26.12.2012 № 608-р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Раздел «Законодательство». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
8. Устав муниципального района «Корочанский район» Белгородской области [Электронный ресурс] : Постановление Муниципального совета Корочанского района от 25.07.2007 № П/249-32-3 (ред. от 29.12.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Раздел «Законодательство». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
9. Устав Новослободского сельского поселения муниципального района «Корочанский район» Белгородской области [Электронный ресурс] : Принят решением земского собрания Новослободского сельского поселения муниципального района «Корочанский район» Белгородской области от 28.07.2007 № 27 // - Режим доступа:
http://korocha.ru/sites/default/files/ustav_novoslobodskogo_selskogo_poseleniya.. doc
10. Масленикова, В. Чтобы людям жилось комфортно // Общественно¬политическая газета «Ясный ключ». - 2016. - № 14. - Режим доступа: http://yaskluch.ru/media/yaskluch/16%2002pdf.pdf
11. Общественно-политическая газета «Ясный ключ» [Электронный ресурс] : № 14, февраль 2016 года. - Режим доступа: http://yaskluch.ru
12. Алешин, А.В. Управление проектами: фундаментальный курс [Текст] : учебник / А.В. Алешин, В.М. Аньшин, К.А. Багратиони и др. ; под ред. В.М. Аньшина, О. Н. Ильиной; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - 2013. - 620 с.
13. Аничин, В.Л. Проектное управление в Белгородской области: теория и практика [Текст] / В.Л. Аничин, О.А. Середина // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - 201 с.
14. Арчибальд, Р.Д. Системная методология управления проектами и
программами [Электронный ресурс] / Р.Д. Арчибальд, В.И. Воропаев, Г.И. Секлетова. - Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/management/practices/339451 -
15. Балашов, А.В. Нормативно-правовое регулирование внедрения проектного управления в сфере государственного управления: региональный аспект [Текс] / А.В. Балашов, В.А. Холодов, Н.В. Мироненко, А.С. Борисов // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - Т. 11, № 4. - С. 117¬126.
16. Баранская, А.Н. Проекты как инструмент реализации стратегии [Текст] / А.Н. Баранская // Вест. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). - 2013. - № 2. - С. 63-64.
17. Беляев, В.В. Проектное управление: развитие, особенности, отличительные черты [Текст] / В.В. Беляев // Формирование и реализация стратегии устойчивого экономического развития Российской Федерации : сборник статей IV Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Б.Я. Татарских, О.В. Федорова. - М. : Наука, 2014. - С. 14-24.
18. Бикмурзин, Р. Проектное управление - что это такое в реальности? [Электронный ресурс] / Р. Бикмурзин // HP - портал. - Режим доступа : http://hr-portal.ru/blog/proektnoe-upravlenie-chto-eto-takoe-v-realnosti-chast-1- prakticheskiy-smysl
19. Боженов, С.А. Кадровая политика региона как инструмент создания солидарного общества [Текст] / С.А. Боженов, К.В. Харченко // Управление городом: теория и практика. - 2013. - № 1. - С. 47-55.
20. Борисов, С.А. Сравнительный анализ проектного и процессного подходов в управлении инновационной деятельностью [Текст] /
С.А. Борисов, А.Ф. Плеханов // Российское предпринимательство. - 2013. - № 13 (235). - С. 91-96.
21. Воропаев, В.И. Управление проектами в России [Текст] / В.И. Воропаев. - М. : Аланс, 2013. - 225 с.
22. Галустов, В.У. Совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования [Текст] / В.У. Галустов // Молодой ученый. - 2014. - № 3. - С. 388-392.
23. Гапоненко, А.Л. Стратегическое управление [Текст] / А.Л. Г апоненко, А.П. Панкрухин // Экономика муниципального сектора. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
24. Грей, К.Ф. Управление проектами [Текст] / К.Ф. Грей, Э.У. Ларсон. - М. : «Дело и Сервис», 2013. - 528 с.
25. Дементьев, В.В. Проектное управление в системе стратегического планирования [Электронный ресурс] / В.В. Дементьев // Бюджет. - 2013. - № 8. - Режим доступа: http://bujet.ru/article/200687.php
26. Дмитриев, А.В. Методика внедрения проектного подхода в управление социальным развитием российских регионов [Текст] / А.В. Дмитриев // Науковедение. - 2013. - № 1 (14). - С. 25.
27. Жихарев, К. Проектное управление развитием региональной инновационной системы: общая схема и принципы [Текст] / К. Жихарев // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 7. - С. 50-57.
28. Заренков, В.А. Управление проектами [Текст] / В.А. Заренков. - М. : «АСВ», 2013. - 312 с.
29. Керцнер, Г. Стратегическое планирование для управления проектами с использованием модели зрелости [Текст] / Г. Керцнер. - М. : «ДМК Пресс», 2013. - 318 с.
30. Кожевников, С.А. Проектное управление как инструмент повышения эффективности деятельности органов государственной исполнительной власти [Электронный ресурс] / С.А. Кожевников // Вопросы территориального развития. - 2016. - № 5. - 5-6.
31. Косинский, П.Д. Особенности устойчивого развития сельских поселений промышленного региона [Электронный ресурс] / П.Д. Косинский, A. Г. Чупрякова. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=19102387
32. Кудрявцева, Е.П. Компаративный анализ стандартов в области управления проектами с точки зрения управления качеством [Текст] / Е.П. Кудрявцева // Высшая школа. - 2014. - № 1. - С. 66-73.
33. Кузнецова, Ю.В. Государственное стратегическое управление [Текст] / Ю.В. Кузнецова : монография. - М. : Питер, 2014. - 320 с.
34. Лапыгин, Ю.Н. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности [Текст] / Ю.Н. Лапыгин. - М. : Омега-Л, 2013. - 252 с.
35. Лексин, В.Н. Проблемы и перспективы использования проектного подхода в управлении развитием российской Арктики [Текст] / В.Н. Лексин, Б.Н. Порфирьева // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2015. - № 4. - С. 10-18.
36. Мазур, И.И. Управление проектами [Текст] : учебник / И.И. Мазур,
B. Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге. - М. : Омега-Л, 2013. - 405 с.
37. Макарова, Н.В. Информационная технология управления проектами [Электронный ресурс] : электронное учебное пособие / Н.В. Макарова. - Режим доступа: http://eos.ibi.spb.ru/umk/11_18/5/5_R0_T6.html
38. Мильнер, Б.З. Теория организации [Текст] : учебник для вузов по экон. спец. / Б.З. Мильнер. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 477 с.
39. Официальный сайт Департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: //www.dkp31 .ru/proj ect
40. Павлова, О.А. Опыт внедрения проектного управления на примере Белгородской области [Электронный ресурс] / О.А. Павлова. - Режим доступа: leader-id.ru>upload/file/get/3267
41. Погорелов, Д.В. Проектное управление как инструмент повышения качества государственного и муниципального управления: электронный
[Текст] / Д.В. Погорелов // «ЭГО: ЭКОНОМИКА. ГОСУДАРСТВО. ОБЩЕСТВО» Научно-информационный электронный журнал студентов и молодых ученых / 2013. - № 4 (11). - Режим доступа:
http: //ego .uapa.ru/ru/about/
42. Разу, М.Л. Управление проектом. Основы проектного управления [Текст] : учебник / М.Л. Разу. - М. : КноРус, 2013. - 768 с.
43. Савченко, Е.С. Белгородская область: проектное управление для муниципальных инициатив [Текст] / Е.С. Савченко // Самоуправление. - 2013. - № 2. - С. 6-7.
44. Сафонова, О.Н. Внедрение проектного управления в исполнительных органах государственной власти как механизм эффективного управления ресурсами [Текст] / О.Н. Сафонова, Е.А. Анчихров // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - № 2 (14). - С. 58-67.
45. Сергачев, В.А. Внедрение проектного управления в органах исполнительной власти. Опыт Белгородской области [Электронный ресурс] / В.А. Сергачев. - Режим доступа: http://pmolimp.ru/files/content/319/3- sergachyov-prezentaciya-v-a-1 -pdf.pdf
46. Сергачев, В.А. Проектное управление в Белгородской области [Электронный ресурс] / В.А. Сергачев // Государство. - 2013. - № 7. - Режим доступа: http://bujet.ru/article/193742.php
47. Скопин, А.О. Управление региональными проектами и проектное управление экономикой региона: сравнение дефиниций [Электронный ресурс] / А.О. Скопин // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2013. - № 1 (29). - Режим доступа: http://region.mcnip.ru
48. Синявский, Д.А. Исследование практики управления проектами в органах государственной власти и местного самоуправления [Текст] / Д.А. Синявский, Н.В. Моргунова, Т.Д. Омаров // Экономика и управление. - 2013.- № 8 (93). - С. 96-100.
49. Ускова, Т.В. Повышение эффективности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований [Текст] : заключительный отчет о НИР / Т.В. Ускова, А.Н. Чекавинский, Н.В. Ворошилов, С.А. Кожевников. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2013. - 181 c.
50. Ускова, Т.В. Региональная политика территориального развития [Текст] : монография / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2015. - 156 c.
51. Ускова, Т.В. Управление экономикой региона на основе партнерского взаимодействия органов власти и бизнес-структур [Текст] / Т.В. Ускова, С.А. Кожевников // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - № 6. - С. 34-46.
52. Харченко К.В. Муниципальные управленческие проекты как альтернатива целевым программам [Текст] / К.В. Харченко // Муниципальная власть. - 2013. - №1. - С. 90-95.
53. Филимошкин, И.С. Практика внедрения проектного управления в исполнительных органах государственной власти регионального уровня [Текст] / И.С. Филимошкин. - Калуга, 2015. - Режим доступа:
http://www.slideshare. net/Proj ectPractice2013/ss-52090093
54. Шестопалов, П.Л. Выгоды и возможности проектного управления в органах государственной власти [Текст] : учебное пособие / П.Л. Шестопалов. - М., 2015. - 26 с.