Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мотивационно-смысловая направленность на достижение успеха и субъективное благополучие в ранней взрослости

Работа №140450

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы111
Год сдачи2022
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Теоретический обзор по проблеме мотивационно-смысловой направленности на успех и субъективного благополучия в ранней взрослости 9
1.1. Подходы к изучению мотивационно-потребностной сферы личности ... 9
1.2. Ценностно-смысловая сфера личности: структура и функции 17
1.3. Подходы к изучению субъективного благополучия 25
1.4. Психологическая характеристика периода ранней взрослости
в современном обществе 29
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования мотивационно-смысловой направленности на успех и субъективного благополучия в ранней взрослости 37
2.1. Программа исследования 37
2.2. Описание выборки исследования 38
2.3. Методы и методики исследования 38
2.3. Математико-статистические методы обработки данных 40
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 41
3.1. Результаты исследования 41
3.1.1. Иерархия ценностно-смысловых предпочтений в ранней взрослости 41
3.1.2. Типы ценностно-смысловых предпочтений 48
3.1.3. Мотивация достижения и смысловые характеристики ориентации на
успех в разных жизненных сферах 51
3.1.4. Соотношение значимости и степени достижения успеха в различных
жизненных сферах 61
3.1.4. Представления молодых взрослых о соотношении успеха и счастья 65
3.1.5. Общая характеристика субъективного благополучия в период ранней
взрослости 68
3.1.6. Взаимосвязи ценностно-смысловых факторов с компонентами
мотивационной сферы и субъективным благополучием 70
3.1.7. Вклад ценностно-смысловых и мотивационных факторов в
достижение субъективного благополучия в ранней взрослости 77
3.2. Обсуждение результатов 85
ВЫВОДЫ 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 100
ПРИЛОЖЕНИЕ А 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 110

Актуальность данного исследования обусловлена наличием разных научных представлений о важности осуществления самостоятельного выбора жизненных ориентиров с учетом широкого круга врожденных потребностей и усвоенных в обществе ценностей, также влияющих на содержание целей, которые мало изучены с точки зрения взаимосвязи успешности их достижения и субъективного благополучия личности.
Помимо этого, в обществе есть противоречие между наличием определенных эталонов жизнедеятельности, связанных с соблюдением ценностей высшего порядка, и одновременной трансляцией широкого круга возможностей, доступных при реализации тех целей, которые, как принято считать, создают видимость благополучия, но не ведут к его переживанию.
Учитывая это, изучение особенностей мотивации, направленной на жизненный успех (и в том числе исследование ее источника, силы и содержания), является, на наш взгляд, очень важным, особенно при рассмотрении процесса достижения целей (включая их постановку и получение некого результата) в качестве одного из критериев самооценки удовлетворенности жизнью и счастья.
Таким образом, проблема настоящего исследования состоит изучении степени, в которой разная смысловая направленность на успех способствует или препятствует субъективному благополучию личности в период ранней взрослости.
Несмотря на популярность рассматриваемых феноменов, новизна данного исследования состоит в том, что в нем содержится не только обособленный анализ взаимосвязи субъективного благополучия с разными мотивационно-смысловыми компонентами, но также и попытка сопоставить вклад интенсивности стремления к достижению успеха и содержания жизненных целей в переживание благополучия в период ранней взрослости. Кроме того, в данном исследовании, в отличие от многочисленных работ по схожей проблематике, особенности мотивационно-смысловой направленности на успех исследуются не только в рамках учебного и трудового процесса, но также и применительно к жизни в целом, что создает простор для изучения факторов субъективного благополучия личности в разных возможных контекстах.
Объект исследования: мотивационно-смысловая направленность личности.
Предмет исследования: мотивационно-смысловая направленность на достижение успеха в контексте субъективного благополучия в период ранней взрослости.
Цель исследования - изучение особенностей мотивационно-смысловой направленности на достижение успеха и ее вклада в переживание субъективного благополучия в ранней взрослости.
Задачи исследования:
1. Изучить иерархию и типы ценностно-смысловых предпочтений в период ранней взрослости.
2. Изучить уровень выраженности мотивации достижения и смысловые (качественные) характеристики ориентации на успех в различных жизненных сферах
3. Изучить особенности субъективного благополучия (удовлетворенность жизнью, счастье) в период ранней взрослости
4. Изучить особенности ценностно-смысловых предпочтений, мотивации достижения и субъективного благополучия у молодых взрослых разного пола, с разной учебной и трудовой занятостью.
5. Изучить соотношение счастья и успеха в представлении молодых взрослых
6. Оценить вклад ценностно-смысловых и мотивационных факторов в достижение субъективного благополучия в ранней взрослости, изучить взаимосвязи этих показателей
Гипотезы исследования:
1. Существуют достоверные различия в ценностно-смысловой направленности на успех и мотивации достижения у молодых взрослых разного пола, с разной учебной и трудовой занятостью.
2. Особенности ценностно-смысловой направленности и мотивации достижения, в разной степени включающие важность достижения успеха, взаимосвязаны с показателями субъективного благополучия (счастьем и удовлетворенностью жизнью) неравнозначно.
3. Субъективное благополучие в период ранней взрослости обусловлено особенностями мотивации достижения в большей мере, чем ценностно-смысловой направленностью личности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основная цель проведенного нами эмпирического исследования, связанная с изучением особенностей мотивационно-смысловой направленности на достижение успеха и ее вклада в переживание субъективного благополучия в ранней взрослости, была достигнута.
Первая гипотеза о наличии достоверных различий между молодыми взрослыми разного пола, с разной учебной и трудовой занятостью подтвердилась частично. Согласно результатам сравнительного анализа, гендерная принадлежность имеет связь с мотивацией достижения успеха, а также с важностью нескольких индивидуальных ценностей, тогда как учебный и трудовой статус в большей степени связан с жизненными стремлениями (однако не с их важностью, а лишь со степенью достижения).
Вторая гипотеза, посвященная неравнозначности взаимосвязей ценностно-смысловой и мотивационной направленности с показателями субъективного благополучия, также нашла свое подтверждение в рамках данной работы. Согласно результатам корреляционного анализа, удовлетворенность жизнью и счастье, включая их компоненты, имеют разнонаправленные связи с типами ценностно-смысловых предпочтений, сочетающими индивидуальные ценности и жизненные стремления, прямые связи с мотивацией достижения успеха и обратные - с мотивационным напряжением, вызванным недостаточно успешной реализацией некоторых важных целей.
Наконец, подтвердилась и третья гипотеза, посвященная тому, что субъективное благополучие обусловлено мотивационными факторами в большей мере, чем ценностно-смысловыми. Согласно результатам регрессионного анализа, предикторами общей удовлетворенности жизнью, помимо степени достижения внутренних целей, являются мотивационные факторы, а именно мотивация достижения успеха (которая вносит положительный вклад) и мотивационное напряжение из -за внешних целей (которое вносит отрицательный вклад), в то время как ни один из ценностно-смысловых факторов напрямую не обуславливает общий уровень удовлетворенности жизнью.
Дальнейшие исследовательские перспективы по данной теме, как нам кажется, могут быть связаны с выявлением динамики мотивационной и ценностно-смысловой направленности на успех в ранней взрослости и за ее пределами. Поскольку вместе с иерархией ценностно-смысловых предпочтений по мере взросления и решения разных возрастных задач (среди которых в качестве фактора мы рассмотрели только начало трудовой деятельности), вероятно, меняется и уровень достижения всех поставленных целей, интерес представляет не только динамика силы стремления к успеху в различных сферах, но и динамика мотивационного напряжения (соотношения между оценками важности, доступности и успешности достижения целей) на протяжении жизненного пути, а также роль названных показателей в переживании субъективного благополучия в разные возрастные периоды.
Кроме этого, несмотря на вывод о том, что мотивационные факторы, отражающие интенсивность стремления к успешному достижению целей, в большей мере, чем содержание ценностно-смысловых предпочтений, обуславливают удовлетворенность жизнью у молодых взрослых, интересным направлением для дальнейших исследований, на наш взгляд, является изучение личностных смыслов, которые отличаются широким индивидуальным своеобразием, отражают соподчиненность и согласованность жизненных целей и, по всей видимости, опосредуют вклад их выбора и достижения в субъективное благополучие личности.



1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
3. Асмолов А.Г. Деятельность // Психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
4. Асмолов А.Г. Мотивация // Психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
5. Бабаян И.В., Пашинина Е.И. Социальное благополучие молодежи в социально-экономических условиях модернизации. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2016. Том 16. № 1. С. 15-22.
6. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 318 с.
7. Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология / Пер. с англ. М. Бабичевой. М.: Время, 2009. 192 с.
8. Василенко Т.Д. Жизненный путь личности: время и смысл
человеческого бытия в норме и при соматической патологии. Курск: КГМУ, 2011. 572 с.
9. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980. 192 с.
10. Виндекер О.С. Структура и психологические корреляты мотивации достижения: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / О.С. Виндекер. Екатеринбург, 2010. 26 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
12. Галажинский Э.В., Бохан Т.Г., Ульянич А.Л., Терехина О.В., Шабаловская М.В. Связь субъективного качества жизни с представлениями о счастье (ценностной обусловленностью счастья, интенсивностью мотивации счастья и ответственностью за собственное счастье) у студенческой молодежи // Вестник НГПУ. 2019. № 6. С. 19-38.
13. Гапонова С.А., Сальникова И.В. Представления о счастье современных студентов - юношей и девушек // Вестник Вятского государственного университета. 2013. № 2-3. С. 151-154.
14. Головин С.Ю. Мотивация достижения // Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 799 с.
15. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, 2006. 336 с.
16. Гордеева Т.О., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 642-667.
17. Гордеева Т.О., Сычев О.А. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2017. № 1. С. 67-87.
18. Жданова Н.Е. Исследование ценностных ориентаций студентов в условиях профессионально-образовательного пространства вуза // Образование и наука. 2014. № 7 (116). С. 75-86.
19. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 100-108.
20. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.
21. Захаров С.В., Митрофанова Е.С. Демографические характеристики молодежи России // Россия и Китай: молодежь XXI века. М. Новый хронограф, 2014. С. 55-79.
22. Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 351. С. 128-134.
23. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
24. Ильин Е.П. Психология взрослости. СПб.: Питер, 2012. 542 с.
25. Каширский, Д.В. Психологический подход к анализу ценностей в студенческом возрасте // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. № 2. С. 140-143.
26. Качур Н.В. Молодежное восприятие счастья (по результатам социологического опроса) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2013. № 13 (3). С. 55-56.
27. Лейфрид Н.В. Социальные представления о счастье у молодежи // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2009. № 1. С. 30-35.
28. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС). М.: Смысл, 1999. 36 с.
29. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья первая) // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 4. С. 40.
30. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. № 2. С. 3-18.
31. Леонтьев Д.А. Потребность // Большая российская энциклопедия. Том 27. Москва, 2015.
32. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003. 487 с.
33. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 288 с.
34. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Вопросы психологии понимания / Под ред. А.А.Смирнова. М.: Изд -во АПН РСФСР, 1947. С. 3-40.
35. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия / Под ред. А.А Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 287 с.
36. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Что надо для счастья: культурные, региональные и индивидуальные различия и инварианты источников счастья // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2006. № 2. С. 3-12.
37. Линч М. Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории самодетерминации // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. № 1 (3). С. 137-142.
38. Лифинцев Д.В. Социальная поддержка в кросс-культурной перспективе // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 193-198.
39. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 448 с.
40. Магомедов П.Ш., Чанакаев Г.М. Гендерные различия в индивидуальных ценностях российской молодежи // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2020. № 12. С. 80-85.
41. Майерс Д. Социальная психология / перев. с англ. СПб.: Питер, 1997. 688 с.
42. Маленова А.Ю., Чередниченко Т.А. Ценности и социальные аксиомы работающей и учащейся молодежи // Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения: материалы IV региональной научно-практической конференции. Омск: СибГУФК, 2017. С. 54-64.
43. Мельникова Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. 57 с.
44. Мерзлякова С.В, Голубева М.Г., Бибарсова Н.В. Динамика ценностных ориентаций юношей и девушек в процессе обучения в вузе. // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 6. С. 103-110.
45. Митина О.В., Сорокина В.В. Ценности старшеклассников: разработка компьютерного диагностического инструментария. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. № 1. 2015. С. 42-59.
46. Монусова Г.А. Субъективное благополучие и возраст: Россия в контексте международных сравнений // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: сб. трудов в 4 т. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. Т. 3. С. 98-109.
47. Почтарева Е.Ю. Ценностно-смысловая сфера личности: сущность, детерминанты, механизмы развития // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. № 4. С. 563-575.
48. Реан А.А., Шагалов И.Л. Личностные ценности как предикторы переживания счастья подростками // Вопросы психологии. 2018. № 6. С. 16¬28.
49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. Питер, 2002. 720 с.
50. Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Семенова В.Э. Гендерная специфика смыслового значения счастья в представлениях людей разных возрастов // Вестник Мининского университета. 2017. № 4 (21). С. 8-24.
51. Ситаров В.А., Романюк Л.В. Соотношение ценностей и потребностей личности в современном обществе // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 4. С. 124-130.
52. Сучков Д.Д. Характеристики целей как факторы субъективного благополучия: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / Д.Д. Сучков. Москва, 2017. 143 с.
53. Туев В.А. Целевое программирование деятельности индивидуального субъекта // Известия Байкальского государственного университета. 2012. № 5. С. 172-176.
54. Фанталова Е.Б. Диагностика ценностей и внутренних конфликтов в
общей и клинической психологии [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 1. URL:
https://psyjoumals.ru/psyclin/2013/n1/58926.shtml(Дата обращения: 20.05.2022)
55. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан) / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-ва Института Психотерапии, 2002. C. 98-102.
56. Филоненко В.И., Мосиенко О.С., Магранов А.С. Представления студенческой молодежи о профессиональном выборе (по материалам межрегиональных социологических исследований 2006-2016 гг.) // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 283-301.
57. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 367 с.
58. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М.: ГИЗ, 1922. Т. 1. 251 с.
59. Хайбулаева А.Г. Динамика ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи в полиэтнической образовательной среде: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / А.Г. Хайбулаева. Махачкала, 2015. 194 с.
60. Чиксентмихайи М.В поисках потока. Психология включенности в повседневность. «Альпина Диджитал», 1997. 194 с.
61. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2012. № 2. С. 43-70.
62. Швец А.М., Могилёвкин Е.А., Каргаполова Е.Ю. Мотивация вступления в брак и ее влияние на кризис будущей семьи // Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 89-97.
63. Яницкий М.С и др. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46-67.
64. Adler A. Psychotherapie und Erziehung: Ausgewahlte Aufsatze. Bd I: 1919-1929 / Hg. von H.L.Ansbacher, R.F.Antoch. Frankfurt am Main: Fischer
Taschenbuch Verlag, 1982.
65. Andrews F.M., Withey S.B. Social indicators of well-being. New York: Plenum Press, 1976.
66. Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969.
67. Campbell A.P., Converse P.E. & Rodgers W.L. The quality of American life. New York: Russell Sage Foundation, 1976.
68. Deci E.L., Ryan R.M. Handbook of Self-determination Research: University Rochester Press, 2002.
69. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. № 95. P. 542-575.
70. Diener E., Suh E.M., Lucas R., Smith H. Subjective well-being: three decades of progress // Pshychological bulletin. 1999. № 125 (2). P. 276-302.
71. Fordyce M.W. A review of research on the happiness measures: A sixty second index of happiness and mental health // Social Indicators Research. 1988. Vol. 20, No. 4. P. 355-381.
72. Lekes N., Gingras I., Philippe F.L., Koestner R., Fang J. Parental autonomy-support, intrinsic life goals, and well-being among adolescents in China and North America // Journal of Youth and Adolescence. 2009. Vol. 39 (8). P. 858-869.
73. Lewin K. Vorsatz, Wille, und Bediirfnis. Berlin: Verlag von Julius Springer, 1926. 92 p.
74. Maslow A.H. Motivation and Personality. New York: Harpaer and Row, 1954.
75. Michalos A.C. Multiple discrepancies theory (MDT) // Social Indicators Research. 1985. № 16. P. 347-413.
76. Murray H. Explorations in Personality. New York: Oxford University Press, 1938.
77. Nuttin J. Motivation, planning, and action: a relational theory of behavior dynamics. Leuven: Leuven University press; Hilisdale (N.J.): Lawrence Eribaum Associates, 1984.
78. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory. Basic psychological needs in motivation, development and wellness. New York: Guilford Press, 2017.
79. Ryff C. D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of personality and social psychology. 1989. № 57 (6). P. 1069-1081.
80. Seligman M. Flourish: A visionary new understanding of happiness and well¬being. Simon and Schuster, 2012.
81. Schwartz S. H. et al. Refining the theory of basic individual values // Journal of personality and social psychology. 2012. Vol. 103. № 4. P. 663-688.
82. Thomas L. Nothing more theoretical than good practice: teaching for self-organized learning // Issues and approaches in personal construct theory. London etc.: Academic press, 1985. P. 233-251.
83. Wilson W. Correlates of avowed happiness // Psychological Bulletin. 1967. № 67. P. 294-306.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ