Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности реализации портретного описания пожилого человека (на материале творчества В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Пак Вансо)

Работа №140447

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы96
Год сдачи2022
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМАТИКА ТЕРМИНА «ПОРТРЕТ» В
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ И ЛИНГВИСТИКЕ 12
1.1. Проблематика портретного описания 12
1.1.1. Современные интерпретации понятия «портрет» 16
1.1.2. Речевой портрет персонажа 21
1.1.3. Типология портрета в современных лингвистических исследованиях..26
1.2. Лексико - стилистическая составляющая художественного портрета 31
1.3. Точка зрения автора в аспекте модальности портретного описания 36
1.4. Функции словесно-художественного портрета 39
Выводы 43
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОРТРЕТНЫХ ОПИСАНИЙ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА 45
2.1. Анализ портретного описания Катерины Петровны (В. П. Астафьева
«Последний поклон») 46
2.2. Анализ портретного описания старухи Анны (В. Г. Распутин «Последний
срок») 56
2.3. Анализ портретного описания пожилых персонажей сборника Пак Вансо
«Добрая Покхи» 67
2.4. Сравнение особенностей реализации портретного описания материалов исследования 78
Выводы 84
Заключение 86
Список литературы 89


Портрет - ключевой феномен культуры, находящийся в непрерывной модернизации. Слово портрет происходит от старофранцузского portraire, означающего изображение «черта в черту», «черта за черту», а также имеет сходство с латинским глаголом protrahere,т.е. извлекать наружу, обнаруживать, а позднее изображать, портретировать (Андроникова, 1974: 3 - 4).
Толкование слова портрет выражает его основные функции, которые проявляются во всех полях его распространения - изображение или описание фактического образа человека или группы людей, а также отражение черт личности, чей портрет передается: его психологический портрет, мировоззрение, жизненный опыт.
Следует отметить, что исследованием феномена и проблематики портретного описания в большей степени занимались литературоведы. Лингвисты стали заниматься изучением сложной структуры портрета лишь в начале 21 века, что определяет актуальность данного исследования.
Литературные портрет берет свое начало в глубокой древности и выступает в роли отражения того как автор воспринимает мир, не ставя во внимание личное в герое. Начинает формироваться взаимосвязь язык - картина мира, в которой язык и его средства выступают в роли способа систематизации и выражения всех знаний о мире которые получает автор в процессе познания. С течением времени портретная характеристика меняется, расширяется понимание портрета авторов прежних времен.
С развитием литературных форм происходит расширение границ портретирования персонажей, в цепь язык - картина мира добавляется такой элемент как жанр, от которого зависит стилистика отбираемых языковых единиц, грамматические конструкции и другие средства выражения.
Начинает формироваться определенная жанровая норма. Для высоких жанров, таких как эпос, была характерна идеализация образа, приписывание достижений не соответствующих действительности. При описании героя эпического произведения автор использует слова высокого стиля, такие как, например, «лик», «чело». Эпический герой произведений являлся воплощением идеала человека, носителя традиционных ценностей (Бахтин, 1996: 25 - 63).
Для персонажей низких жанров свойственна комичность и абсурдность образов, чаще всего при описании внешности использовались зоологические метафоры и сравнения, несущие в себе негативные коннотации. В произведениях низких жанров основным фактором отбора языковых средств являлся гротеск. Словесное портретное изображение героя сводилось к общим характеристикам внешности, он почти лишен индивидуальных особенностей и обрисован в самых общих чертах. Вся литература прошлого состояла из определенного количества конструкций-рамок, в которых менялись лишь основные составляющие, такие как имена героев и даты происходящих событий.
Вплоть до конца 18 века индивидуальные черты уступали общим традиционным характеристикам. В 19 веке началось постепенное движение «от обобщенно-абстрактной портретной характеристики ко все большей индивидуализации» (Бахтин, 1979: 65 - 94).
В русской литературе человек стал предметом интереса писателей в 17 веке. В это время писатели постепенно начали определять человека как сложную структуру, состоящую из внешнего облика и внутреннего мира. Независимо от подобных нововведений в портретизации, путь образа героя начался со статического изображения, достигая своего расцвета лишь в 19 веке. Языковые приемы при описании героев менялись в зависимости от эпохи и жанра произведения, они разрастались и дополнялись, тем самым отражая развитие общества и подходы к восприятию и реализации внешнего образа и внутреннего мира человека.
Следующий этап в формировании портретных описаний ознаменован формированием условной классификации текстового изображения образов героев. Начали складываться такие типы портрета как: психологический портрет, развернутый экспозиционный портрет, реалистический портрет и так далее. Подробнее о типах портрета и особенностях их реализации мы будем говорить в дальнейшем.
Портретное описание все время своего существования идет по пути усложнения синтаксической структуры, обогащения значений используемых лексических единиц. В связи с ростом интереса к человеку и его внутренней составляющей, происходит слом канонических рамок литературных произведений, авторы обогащают своих персонажей путем добавления индивидуального и расширения рамок понимания и восприятия человеческой сущности.
Портрет является многоплановой структурой, которая представляет собой один из важнейших элементов языковой картины мира, несущий в себе культуру, психологические и исторические особенности развития определенной нации. В данном случае языковая картина мира понимается как языковое воспроизведение мироустройства, выполняющая функцию фиксирования изменений действительности с каждым поколением. Это позволяет говорить о динамичности портретных описаний, способной замечать и выделять пути развития человеческой мысли.
Эволюцию реализации портретного описания можно определить как поэтапное освобождение от рамочных установок и начало медленного, но целеустремленного движения к самопроявлению, к выражению индивидуальности. Портрет начинался как условность, как бездуховная характеристика, в настоящее время представляет собой способ познания мира чувств и созерцания изображаемого персонажа, а также личности автора.
Помимо того, что портретный жанр сам по себе характеризуется огромным многообразием путей реализации, существует некоторые особенности портретного описания в литературе каждой конкретной страны, по той причине, что образ человека является важнейшей частью языковой картины мира.
Особенностью данной работы является то, что портретное описание и его составляющие не в полной мере изучены в лингвистической науке. Отличительной чертой работы также является то, что авторы выбранных произведений являются представителями разных культур, а, следовательно, носителями разных картин мира, что обуславливает лингвокультурологические аспекты исследования.
Сравнительно-сопоставительный анализ особенностей портретных описаний в корейской и русской литературах также является особенностью работы.
В. Г. Распутин и В. П. Астафьев являются одними из самых известных писателей, чьи работы относят к направлению в русской литературе 60-80х годов - деревенской прозе. Основными характеристиками данного направления, затронутыми в произведениях деревенской прозы, становятся: переосмысление судьбы крестьянского народа и русской деревни, проблема нравственности и сосуществования человек и природы. Главный герой произведений писателей «деревенщиков» - простой советский деревенский человек. Вышеперечисленные особенности являются основополагающими факторами в отборе лексического состава текстового полотна, а также его синтаксических характеристик.
Создатели произведений выступают в роли носителей «живого» разговорного языка сельского населения. Именно через представленные в произведениях языковые составляющие выражается народное самосознание в широком смысле. Наиболее яркими выразительными компонентами текстов деревенской прозы могут быть концепты, фразеологизмы, метафоры и ряд других языковых единиц, являющиеся специфическими чертами творчества, сформированными определенными экстралингвистическими факторами.
Пак Вансо - южнокорейская писательница, классик корейской литературы конца 20 века. Писательница начала свою литературную карьеру будучи в преклонном возрасте, это может быть объяснением тому, что герои ее произведений в большей степени представлены людьми пожилого возраста. Основной особенностью Пак Вансо является то, что основными элементами произведений выступают диалоги, через которые читатель способен понять внутреннюю мотивацию и образ героя в целом. Творчество писательницы не содержит сложную сюжетную систему, требующую внимательного изучения. Основная тематика творчества Пак Вансо - ее собственная жизнь, ее представления о психологии личности в той или иной ситуации, а также ее восприятие настоящего и ожидания от будущего.
Объединяющим фактором творчества выбранных авторов является автобиографичность произведений. Автобиографичность творчества проявляется через отражение индивидуальных элементов характера персонажей, описание окружающей действительности, которая играет существенную роль в создании специфической атмосферы произведения. Представители направления «деревенщиков» в своих произведениях отражают попытку переосмысления исторической действительности, стараясь также продемонстрировать оценку всех описываемых изменений в жизни общества. Пак Вансо также направляет русло творчества в сторону отражения и осмысления меняющегося мира. Писатели берут за основу произведений желание донести правду о человеческой психологии, понятиях совести и чести.
Актуальность избранной темы обосновывается тем, что особенности реализации портретного описания не изучены в полной мере с точки зрения лингвистики. Большая часть ученых, занимающаяся проблематикой портрета, делает акцент именно на классификации и типологизации портретных описаний. В процессе изучения работ таких исследователей, как О. А. Мальцева, О. В. Коротун и В. В. Башкеева и многих других, было выявлено, что языковые характеристики портретизации персонажей являются важным, но недостаточно исследованным аспектом современной лингвистики. Важно обратить внимание, что персонажи исследуемого материала являются представителями старшего поколения, что делает работу актуальной с точки зрения анализа специфических характеристик портретного описания героев.
Объектом исследования является жанр портретного описания на материале творчества В.П. Астафьева и В.Г. Распутина, Пак Вансо.
Предмет исследования - языковые особенности портретного описания людей пожилого возраста в произведениях указанных авторов.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей реализации портретного описания на материале творчества В.П. Астафьева и В.Г. Распутина, Пак Вансо, а также в сопоставлении портретных описаний пожилых людей, представленных в творчестве выбранных авторов.
Целью исследования обусловлены следующие задачи:
1) разработать теоретическую базу исследования на основе проанализированных научных работ, посвященных изучению портретных описаний и их составляющих;
2) сформировать модульную систему анализа портретных описаний на основе портретных классификаций;
3) выявить и проанализировать художественно значимые единицы описания материалов исследования;
4) сопоставить языковые особенности портретного описания пожилых людей в произведениях В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Пак Вансо.
Гипотеза исследования базируется на том, что, анализ портретного описания персонажа художественного произведения может осуществляться лишь с опорой на несколько портретных классификаций. Это связано с узкой направленностью портретных типологий, в основе которых находится несколько элементов образа, что осложняет реализацию многопланового анализа портретного описания.
Положения, выносимые на защиту:
1. Характероцентричный тип портрета направлен на отражение индивидуально-психологических и социальных характеристик героя, является основой представленных портретных описаний. Все проанализированные нами портретные описания героев пожилого возраста имеют одну общую особенность - ключевой составляющей портретной характеристики является описание внутреннего мира героя. Описание внешних черт героя является дополнением, которое, в зависимости от интенции автора, может отсутствовать в произведении, что является специфической особенностью сборника «Добрая Покхи»;
2. Особенностью реализации портретного описания героев В.П. Астафьева и В.Г. Распутина являются диалектизмы, отвечающие как за образную составляющую описания, так и за репрезентацию ключевых характеристик персонажей пожилого возраста. Диалектизмы также являются отражением национальных особенностей культуры, носителями которой выступают персонажи анализируемых произведений;
3. Существенная часть портретных характеристик пожилых персонажей Пак Вансо не отражает авторскую оценку компонентов образа, что дает возможность читателю сформировать независимую оценку героя.
Автор избегает возможности влиять на читателей через выражение собственного мнения в рассказах, по причине того, что каждый человек должен открыть для себя именно то, что действительно его беспокоит;
4. Реализация портретного описания пожилого человека в текстовом пласте содержит в себе национальные и исторические особенности культуры страны автора, выражаемые через использованные языковые единицы.
Новизна исследования заключается в выявлении языковых особенностей реализации портретного описания пожилых людей.
Теоретическая значимость работы состоит в расширении теоретической базы исследования в области реализации портретного описания персонажей пожилого возраста, а также в формировании многоплановой системы анализа портретной характеристики героев. Данная работа также может способствовать дальнейшему изучению языковых средств, используемых в процессе создания образа пожилого человека.
Практическая значимость заключается в возможности применения результатов исследования в практике преподавания РКИ, когда требуется обращение к портретным описаниям, к анализу языковых средств, используемых для описания внешности и характера. Результаты исследования актуальны и при составлении учебных пособий по анализу текста, а также при объяснении лингвокультурологических особенностей русской культуры иностранным студентам.
Методы исследования:
- метод лингвистического анализа текста;
- метод дискурсивного анализа;
- описательный метод;
- структурный метод;
- метод композиционного анализа.
Материалом исследования послужили повести В.П. Астафьева «Последний поклон» и В.Г. Распутина «Последний срок», а также сборник рассказов Пак Вансо «Добрая Покхи».
Структура исследования: работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нами было проведено исследование особенностей реализации портретного описания пожилого человека на материалах творчества В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Пак Вансо. Основанием для выбора темы послужил недостаток исследовательских лингвистических работ в данной области. Лингвистические научные исследования, связанные с рассмотрением портретных описаний, направлены на классификацию и типизацию портретных характеристик, а не на изучение и структуризацию используемых в портрете языковых единиц.
Теоретический анализ работ, посвященных определению составляющих, входящих в понятие портрет, позволил выявить те элементы, которые относятся к портретному описанию. В определение портретной характеристики мы включаем описание внешнего образа, внутренний мир и речевой портрет персонажа. К характеристикам портрета также относятся: мимика, жесты, физическое состояние, поведение и социальный статус.
Речевой портрет персонажа является составной частью портретной характеристики по причине того, что он является отражением специфических черт характера героев. Речь персонажа не только отвечает за определение основной проблемы произведения, но также способствует пониманию и сближению читателя и персонажа. Речевой портрет берет на себя отражение следующих компонентов портретизации: происхождение, социальный статус, характер, мысли и переживания.
Проанализированные типологии портретных описаний позволили выявить и систематизировать подходящие модели анализа портретных описаний пожилых людей в выбранных произведениях. В рамках работы над анализом языкового материала, а также исследования лингвистических классификаций портретных описаний, было определено, что невозможно использовать одну модель рассмотрения и типизации лингвистических единиц.
Исследование художественно значимых лексических единиц было проведено в соответствии с разработанной модульной системой анализа на основе классификации Е.А. Гончаровой. Описательная модель для выявления специфических характеристик героинь В.П. Астафьева и В.Г. Распутина содержит несколько модулей: 1) статический портрет персонажа; 2) динамический портрет персонажа; 3) речевой портрет персонажа; 4) средства художественной выразительности в портретном описании; 5) синтаксические и пунктуационные средства создания портретного описания. Данная система направлена на фиксацию ключевых элементов образа героя.
Анализ лексического материала портретизации героинь Пак Вансо проводился на основе типологии О. А. Малетиной, которая берет во внимание характероцентричные единицы портретизации. Использование данной классификации продиктовано отсутствием описания внешнего образа персонажей, что восполняется большим объемом языковых элементов, характеризующих внутренний мир, психологические и социальные качества личности.
Основными выводами исследовательской работы выступают:
1. В рамках анализа реализации портретной характеристики персонажа невозможно опираться только на одну типологию портретного описания, так как все еще не разработана универсальная классификация портретизации художественных персонажей. Использование одной классификации или модели анализа не может способствовать реализации полного анализа портретного описания по причине того, что каждая из представленных типологий основывается на определенном аспекте портретизации.
2. Основной портретообразующий тип воссоздания образа - характероцентричный. Данный тип портрета содержится в каждой из проанализированных классификаций и направлен на отражение индивидуально-психологических и социальных характеристик героя.
3. Неотъемлемой частью портретной характеристики героев писателей деревенщиков (В.П. Астафьева, В.Г. Распутина) является диалектизмы, которые отвечают за образную составляющую описания, а также способствуют репрезентации ключевых характеристик персонажей пожилого возраста.
4. Реализация портретного описания пожилого человека в текстовом пласте содержит в себе национальные и исторические особенности культуры страны автора, выражаемые через использованные языковые единицы.
Представленные результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания РКИ. Результаты исследования актуальны и при составлении учебных пособий по анализу текста, а также при объяснении лингвокультурологических особенностей русской культуры иностранным студентам.



1. Аканаева, С. Ш. Сатирическое многоголосие речевых характеристик и язык автора в романе Ивлина Во "Упадок и разрушение": дисс. ... канд. филол. наук: 14.10.86 / Сауле Шайхиевна Аканаева; Московский государственный университет. - М., 1986. - 165 с.
2. Андроникова, М. И. От прототипа к образу: к проблеме портрета в литературе и в кино / М. И. Андроникова; ред. С. С. Гинзбург. - М.: Наука, 1974. - 199 с.
3. Апресян, Ю. Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка / Ю. Д. Апресян. - М.: Наука, 1974. - 367 с.
4. Арутюнова, Н. Д. Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис / Н. Д. Арутюнова, Т. В. Булыгина, А. А. Кибрик [и др.]; Отв. ред. Т. В. Булыгина. - М. : Наука, 1992. - 280 с.
5. Асадуллаева, А.В. Исторический криминальный лингвокультурный типаж «английский пират»: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Асадуллаева Арзу Вахабовна. - Волгогр. гос. соц.-пед. ун-т. - Волгоград, 2011. - 170 с.
6. Бабенко, Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: учебник для студентов филологических специальностей вузов / Л. Г. Бабенко. - Москва; Академ. Проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2004. - 462 с.
7. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7. - Т. 5: Работы 1940 - 1960 гг. - М.: Русские словари, 1996. - 731 с.
8. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
9. Башкеева, В. В. Портрет как проблема / В.В. Башкеева // Вестник БГУ, 2008. - №10. - с.139-143.
10. Беляевская, Е.Г. Семантика слова / Е.Г. Беляевская // - М.: Высш. школа:
1991. - 128 с.
11. Беспалов, А.Н. Структура портретных описаний в художественном тексте среднеанглийского периода: дисс. ... канд. филол. наук:10.02.04 / Беспалов Алексей Николаевич; Морд. гос. ун-т им. Н. П. Огарева. - М., 2001. - 160 с.
12. Виноградов, В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов. - М.: Высш. шк., 1971. — 240 с.
13. Волков, И.Ф. Теория литературы: учеб. пособие для студентов и преподавателей. — М.: Просвещение; Владос, 1995. - 256 с.
14. Гак, В.Г. О категориях модуса предложения. Предложение и текст в семантическом аспекте / В.Г. Гак. - Калинин: КГУ, 1980. - 48 с.
15. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования/ И.Р. Гальперин // М.: КомКнига, 2006. - 144 с.
16. Гаспаров, Б. М. Язык, память, образ: Лингвистика яз. существования / Б. М. Гаспаров. - М.: Новое лит. обозрение, 1996. - 351 с.
17. Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе / Л. Я. Гинзбург. - Л.:Художественная литература, 1976. - 448 с.
18. Гончар, И. А. Тип сложного портретного описания в художественном тексте/ И. А. Гончар // Филологический класс, 2014. - №3 (37). - с. 13-18.
19. Гончарова, Е.А. Пути лингвистического выражения категорий автор-персонаж / Е. А. Гончарова. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. - 151 с.
20. Гулак, А.Т. О стилистике русской художественной прозы: Избранные статьи. / А.Т. Гулак. - Киев: Украшське видавництво, 2007. - 215 с.
21. Дементьев, В.В. Теория речевых жанров / В.В. Дементьев// - М.: Знак, 2010. - 600 с.
22. Дементьев, В.В. Социопрагматический аспект теории речевых жанров: Учебное пособие / В.В. Дементьев, К.Ф. Седов. - Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1998. - 107 с.
23. Домашнев, А. И.Интерпретация художественного текста: Нем. яз./ А. И. Домашнев, И. П. Шишкина, Е. А. Гончарова. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989. - 204 с.
24. Дружинин, В.Н. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова — М.: ПЕР СЭ, 2002 — 480 с.
25. Земская, Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения/ Е.А. Земская. - М.: Русский язык, 1979. - 240 с.
26. Карасик, В.И. Модельная личность как лингвокультурный концепт / В.И. Карасик // Филология и культура: Материалы 3-й Междунар. науч. конф. - Тамбов: 2001. - 477 с.
27. Клюев, Ю.В. Дискурс в массовой коммуникации/ Ю.В. Клюев./- Издательство Санкт-Петербургского университета, 2010. - 263 с.
28. Кобозева, И.М. Лингвистическая семантика/ И.М. Кобозева.- М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 352 с.
29. Колпаков, А. Ю. Система концовок рассказов и образ мира в «Последнем поклоне» В. П. Астафьева / А. Ю. Колпаков// Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева,2010. - №1. - с. 197-202
30. Кубрякова, Е.С. Язык пространства и пространство языка (к постановке проблемы)/ Е.С. Кубрякова // Извн. АН. Сер. Лит и яз 1997. - №3 - Т.56. - с. 22-31.
31. Линтвар, О. Н. К вопросу о классификации выразительных средств языка и стилистических приемов / О.Н. Линтвар // Филологические науки. Вопросы теории и практики.— 2013. -№ 12 (30): в 2 ч. Ч. I. - с. 129-131.
32. Ли Сан Юн. Женщины в рассказах Пак Вансо // Вестник Центра корейского языка и культуры. Выпуск 8. - СПбГУ. Санкт-Петербург, 2005. — № 8. - 296 с.
33. Лотман, Ю.М. Избранные статьи в трех томах. - Таллин: Александра,
1992. - Т.1 - 480 с.
34. Макаров, М.Л. Основы теории дискурса/ М.Л. Макаров - М.: Гнозис, 2003. - 280 с.
35. Макеева, С.О. Речевой портрет в круге смежных понятий / С. О. Макеева. // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. - Екатеринбург, 2014. - с. 27-43.
36. Малетина, О.А. Типология портрета в художественном дискурсе // Вестник Волгоградского государственного ун-та. Межкультурная коммуникация. - Сер. 2: Языкознание. - 2006. - № 6. - с. 122-125.
37. Мальцева, О. А. Лингвостилистические особенности словесного художественного портрета в современном английском романе: на материале произведений Джона Фаулза : дисс. ... кандидата филологических наук: 10.02.04 / Ольга Андреевна Мальцева.-Ленинградский гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. - Ленинград, 1986. - 181 с.
38. Мальцева, О.А. Семантико-стилистическая интерпретация словесного портрета и повторной номинации в художественном прозаическом тексте / О. А. Мальцева. -Л., - 1986. - 87 с.
39. Мещерякова, Е. А. Особенности современного портретного очерка / Е. А. Мещерякова // Язык. Культура. Коммуникации, 2015. - № 1.- с. 35-37.
40. Михайлова, Е. В. Дидактическая модель совершенствования речевых умений учащихся на материале портрета как жанра / Е. В. Михайлова. // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования. Новгород: Издательство Новгородского университета им. Ярослава Мудрого,— 2000. - Вып. 2. - с. 177-180.
41. Невская, П. В. Структурно-типологические особенности портретных описаний в художественном произведении / П.В. Невская // Культурная жизнь Юга России. 2009. -№4. - с. 115-117.
42. Новиков, А.И. Семантика текста и ее формализация/А.И. Новиков - М.: Наука, 1983. - 218 с.
43. Осетрова, Е.В. Речевой портрет политического деятеля: содержательные и коммуникативные основания // Лингвистический ежегодник Сибири / Под ред. Т.М. Григорьевой. - Красноярск, 1999. - с. 58-67.
44. Остин, Дж. Слово как действие/ Дж. Остин // НЗЛ. Вып. 17. Теория речевых актов. М., 1986.- с. 22 - 129.
45. Интернет-пространство: речевой портрет пользователя. Коллективная монография / Попова Т. И., Вознесенская И. М., Колесова Д. В., Савотина В. М. / под ред. Т. И. Поповой. - СПб.: Эйдос, 2012.- 224 с.
46. Попова, З. Д., Стернин И. С. Когнитивная лингвистика/ З. Д. Попова, И. С. Стернин - М.: Наука, 2007. - 226 с.
47. Просвиркина, И.И. Субъективная модальность как средство выражения оценочности/И.И. Просвиркина // Вестник ОГУ,2002. - №6. - с.79-81
48. Радионова, Е. С. Семантика и прагмастилистика вербализованных единиц невербальной системы коммуникации, эксплицирующих социально-групповые параметры в портретных описаниях человека / Е. С. Радионова // ОНВ, 2006. - №2 (35).- с. 209-212
49. Текст: теоретические основания и принципы анализа: учеб-науч. пос./ Рогова К.А., Колесова Д.В., Шкурина Н.В., Реброва И.В., Попова Т.И., Вознесенская И.М., Хорохордина О.В. / под ред. проф. К.А. Роговой. - СПб.: Златоуст, 2011. - 464 с.
50. Функционально-смысловые единицы речи. Типология, исходные модели и принципы развертывания / Рогова К.А., Шкурина Н.В., Реброва И.В., Вознесенская И.М., Хорохордина О.В., Попова Т.И,. Хорохордина О.В. / под ред. проф. К.А. Роговой. - СПб: Златоуст, 2017 - 320 с.
51. Рогова, К.А. Введение // Анализ художественного текста. Русская литература XX века 20е гг. Учеб пособие. - СПб.: Златоуст, 2018. - 287 с.
52. Роднянская, И. Б. Художественный образ // Большая российская энциклопедия: Том 34. / И. Б. Роднянская. - Москва, 2017.- с. 225-226
53. Седов, К. Ф. Анатомия жанров бытового общения / К. Ф. Седов // Вопросы стилистики. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1998. - Вып. 27. - с. 9-20.
54. Серикова, Л. В. Портрет персонажа в прозе В. М. Шукшина: системное лексико-семантическое моделирование: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Лидия Валерьевна Серикова; Бийский педагогический государственный университет им. В.М. Шукшина. - Бийск, 2004. - 153 с.
55. Сидорова, М.А. Актуальность речевого жанра «портрет человека» в периодической печати // Язык. Время. Личность: Материалы науч. конф. 3- 5 декабря 2002 года. - Омск: Омский гос. ун-т, 2002.- с. 272 - 276.
56. Сидорова, М.А. Некоторые особенности портретирования человека в молодежных журналах // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: Материалы II междунар. науч. конф. 5-6 декабря 2003 года. - Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2003. - с. 414-417.
57. Сидорова, М.А. Речевой жанр «портрет человека» в системе современного жанроведения / М. А. Сидорова // Вестник Омского университета. - Омск: Омский гос. ун-т, 2003. - Вып. 4. - с. 146 -165.
58. Сидорова, М.А. Нереальные персонажи как объект описания в речевом жанре портретирования / М. А. Сидорова // Межвузовский сборник трудов молодых ученых, аспирантов и студентов.- Омск, 2004. - Вып. 1, ч. 2. - с. 184-188.
59. Сизова, К.Л. Типология портрета героя (на материале художественной прозы И.С. Тургенева): автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Сизова Ксения Леонидовна. - Воронеж, 1995. - с. 31-152.
60. Солганик, Г. Я. Стилистика текста. Учеб. Пособие/ Г. Я. Солганик - М.: Наука, 2001. - 252 с.
61. Темкина, В. Л. Современные подходы к анализу языка художественной литературы / В. Л. Темкина, О. А. Семыгина. // Вестник ОГУ. - 2013. - №11 (160). - с.72-77.
62. Толубаева, Ч. Д. Портретное описание - важнейшее средство при отражении персонажа / Ч. Д. Толубаева // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии, 2016. - №7 (62).- с. 189 - 194.
63. Томберг, О. В. Модель изучения художественного образа в национальной поэтической лингвокультуре /О. В. Томберг. // Вестник ТГПУ. - 2017. - №2 (179). - с. 31-36.
64. Тураева, З.Я. Лингвистика текста/ З.Я. Тураева - М.: Просвещение, 1986. - 126 с.
65. Шамсутдинова, А. Р Языковые особенности портретных описаний в произведениях русской литературы / А. Р Шамсутдинова // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки, 2009. - №6. - с. 129-135.
66. Шевчугова, Е. И. Архетип бабушки в произведениях И.А. Гончарова, М. Горького И В.П. Астафьева: традиции и авторская интерпретация/ Е. И. Шевчугова // Сибирский филологический форум, 2018. - №4.- с. 31-36.
67. Шильникова, И. С.Когнитивное моделирование лингвокультурного типажа The man of property на материале произведений Джона Голсуорси: автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Шильникова Ирина Сергеевна. - Иркут. гос. лингвистич. ун-т. - Иркутск, 2010. - 22 с.
68. Шмелева, Т.В. Модель речевого жанра / ТВ. Шмелева // Жанры речи. Саратов, 1997.- 212 с.
69. Шмелева, Т.В. Речевой жанр/ Т.В. Шмелева // Русистика. Науч. журнал актуальных проблем преподавания рус. языка. - Берлин,1990. - №2. - с. 24-41.
70. Эко У Роль читателя. Исследования по семиотике текста/ У Эко // - СПб.: Симпозиум, 2005. - 512 с.
71. Ян Чжэн «Последний поклон» В. П. Астафьева: история создания. Жанр /Ян Чжэн // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология, 2011. - №4.- с.155-162.
СПИСОК СЛОВАРЕЙ
72. Богуславский, В.М. Словарь оценок внешности человека / В.М. Богуславский - М., 1994.- 335 с.
73. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 ч. / В. И. Даль — СПб.: Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1882. - Т.2. - 552 с.
74. Демьянков, В. 3. Фрейм //Краткий словарь когнитивных терминов/ Е. С. Кубрякова, В. 3. Демьянков, Ю. Г. Панкрац [и д р.]; под общ. ред. Е.С. Кубряковой. - М. Изд-во МГУ, 1996. - 245 с.
75. Колесов, В.В. Словарь русской ментальности в 2х тт. - СПб.: Златоуст, 2014. -1184 с.
76. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. Около 57000 слов / С.И. Ожегов, под ред. Н.Ю. Шведовой - М.: Советская энциклопедия, 1972. - 846 с.
77. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка в 4х тт./Д.Н. Ушаков. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1939. - 800 с.
ИСТОЧНИКИ
78. Астафьев, В.П. Где-то гремит война / В. П. Астафьев. - СПб.: «Издательство АСТ», 1958-1988. - 229 с.
79. Распутин, В. Г. Последний срок: [сборник] / В. Г. Распутин. - М.: Издательство АСТ, 2019. - 384 с.
80. Пак Вансо Добрая Покхи: рассказы / Пак Вансо; пер. с корейского Лидии Азариной. - М.:ЛУч, 2014. - 214 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ