Введение 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ
СЕМАНТИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.
1.1. Изучение семантики слова в лингвистике 9
1.1.1. Изучение семантики слова как направление лингвистики. ...9
1.1.2. Определение слова и лексемы. Признаки слова 10
1.1.3. Лексическое значение и проблема многозначности 14
1.2. Теоретические вопросы словообразования 15
1.2.1. Основные понятия словообразования 15
1.2.2. Единицы словообразования 19
1.2.3. Особенности семантических отношений внутри
словообразовательного гнезда 21
1.2.4. Основные способы словообразования 26
1.3. Лексика как система и лексические объединения 27
1.4. Языковое сознание. Наивное языковое сознание 30
ВЫВОДЫ 33
Глава 2. СЕМАНТИКА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛЕКСЕМЫ «ЗВЕЗДА» И ЕЁ ДЕРИВАТОВ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
2.1. Семантика лексемы «звезда» 34
2.1.1. Значения лексемы «звезда» в толковых словарях 34
2.1.2. Функционирование лексемы «звезда» по данным НКРЯ и
Интернета 41
2.2. Дериваты лексемы «звезда» и их функционирование по данным
НКРЯ и Интернета 49
2.2.1. Существительные, мотивированные корнем -звезд 50
2.2.2. Прилагательные, мотивированные корнем -звезд 61
2.2.3. Наречия, мотивированные корнем -звезд 72
2.2.4. Глаголы, мотивированные корнем -звезд 73
ВЫВОДЫ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 92
В системе обучения языку важная роль отводится изучению лексики. Роль лексики для овладения иностранным языком также значительна, как и роль грамматики. Именно лексика передает непосредственный предмет мысли благодаря своей номинативной функции. Она проникает во все сферы жизни, помогая отразить не только реальную, но и воображаемую действительность. Мы начинаем изучение языка со знакомства с грамматикой и словарным составом языка, а уже потом обращаемся к изучению культуры народа, начинаем понимать его взгляд на мир. Изучением картины мира народа занимается когнитивная лингвистика, в которой изучение лексики занимает важное место, так как через слова происходит передача знания о мире, его вербализация.
Особенно важно изучение такого явления лексики, как многозначность, или полисемия, так как каждое значение многозначного слова будет обладать разной сочетаемостью. Знание сочетаемости очень важно для иностранных учащихся, так как оно позволяет перейти от знания слова к его употреблению в речи, облегчает использование слова в речи. Выбранная в качестве материала исследования лексема звезда является многозначной, следовательно, изучение её семантики и сочетаемости является актуальным в практике преподавания русского как иностранного.
Также для лингвистики актуально изучение словообразовательных связей в языке. С лексикой тесно связано словообразование, поскольку результатом словообразовательных процессов является появление новых слов. Новые наименования также вовлекаются в словообразовательные процессы. В языке постоянно происходит процесс появление новых слов и фразеологических выражений. Кроме того словообразование помогает выявить системные отношения между лексикой и грамматикой, ведь группировка слов по частям речи происходит с помощью словообразования.
В этой связи обращение к словарному составу языка и способам словообразования актуально для практики преподавания русского языка как иностранного. Особый интерес представляют единицы языка, которые имеют высокую частотность использования в каждодневном (обыденном) употреблении и которые показывают свою активность в определенных видах коммуникации, например, в разговорной и публицистической речи.
Лексема звезда, имеющая исконно русское происхождение (в древнерусском языке её значение было «самосветящееся небесное тело» восходящее к праславянскому слову «дуё/йа» (светило), интересна и в плане семантики, и в плане её словообразовательных связей, и в плане речевого употребления. Актуальность исследования определяется тем, что в качестве предмета исследования выбрана многозначная лексема с широкими словообразовательными возможностями, частотная по словоупотреблению и представляющая интерес в практике преподавания РКИ.
Объект исследования: лексема звезда и ее производные
Предмет исследования: семантика и функционирование непроизводной лексемы звезда и ее производных в современном русском языке
Целью исследования является выяснение лексико-семантических возможностей лексемы звезда и производных от нее лексических единиц и их актуальность для выражения значимых для современного носителя языка смыслов
Задачи исследования:
1. Описать теоретическую базу исследования;
2. Выявить семантическое наполнение лексемы, обозначить ее словообразовательные связи;
3. Описать функционирование данной единицы и ее дериватов в речи на основании примеров из Национального корпуса русского языка и из сети Интернет.
Основными методами исследования являются:
опиcaтельный метод, метод нaучнoгo наблюдения, метод контекстуального анализа при выявлении
функционально-семантических характеристик лексических единиц, при их анализе на уровне словоупотребления, а также приемы направленной выборки, количественных подечетов и coпocтaвительнoгo анализа полученных данных.
Материал исследования составляют толковые словари русского языка («Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, «Новый толковый словарь» Т. Ф. Ефремовой, «Большой толковый словарь русского языка» С. А. Кузнецова, «Словарь современного русского языка» (МАС), «Большой академический словарь русского языка», «Словарь современного русского литературного языка», Новый словообразовательный словарь русского языка А.Н. Тихонова, а также примеры из электронного ресурса «Национальный корпус русского языка» (НКРЯ), текстовая база которого представляет язык на определенном этапе его развития в многообразии жанров, стилей и вариантов.
Новизна исследования состоит в рассмотрении семантического развития слова на уровне семантемы и словообразовательном уровне, выявлении семантических признаков слова, лежащих в основе такого развития и актуальных для его современного употребления.
Гипотеза исследования: Практика современного словоупотребления данного слова позволит получить представление о востребованных семантических возможностях лексемы и ее производных, а учет количественных данных представить варианты употребления слова с позиции различного лексико-семантического окружения.
Теоретическая значимость исследования состоит в обращении к словообразовательному гнезду как важному структурному образованию лексической системы русского языка с целью описания связей и семантических отношений внутри лексических гнезд.
Практическая значимость исследования: результаты могут быть использованы в семинарах и лекциях по словообразованию и лексикологии, на практических занятиях по русскому языку как иностранному.
Структура работы: данная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованной литературы и 2 Приложений.
Во Введении определены объект и предмет исследования, обосновывается актуальность выбранной темы, теоретическая и практическая значимость работы, цель, задачи, методы и материал исследования.
В первой главе даны основные понятия, определения терминов, связанные с проблемами лексического значения слова, производного и непроизводного значений лексемы, способов словообразования, рассматривается словообразовательное гнездо и важность его изучения для описания лексической системы русского языка, устанавливаются особенности формирования переносных значений в производных словах.
Вторая глава посвящена описанию семантики и функционированию лексемы звезда и её дериватов. В ней рассматриваются основные компоненты лексического значения лексемы, словообразовательное гнездо, основные значения мотивированных корнем -звезд единиц и словообразовательные модели, приводятся примеры функционирования лексемы и ее производных в речи, позволяющие сделать вывод об актуальности представленных в словарях значений в речи.
В Заключении представляются основные результаты исследования, проведенного в данной работе.
Целью нашего исследования было выявление семантики и функционирования в современном русском языке полисеманта «звезда» и её производных, образующих словообразовательное гнездо, состав которого представлен 52 лексическими единицами, из которых 23 существительных, 19 прилагательных, 8 глаголов и 2 наречия.
В процессе выполнения работы нами была описана и исследована теоретическая база. Описана роль семантики и словообразования и их взаимосвязь, структура словообразовательного гнезда, отмечено соотношение ЛСГ, ЛТГ и словообразовательного гнезда, а так же важность изучения наивного языкового сознания посредством обращения к ассоциативным связям слова и к его реализации в речи.
Проведённый анализ семантических и деривационных связей непроизводной лексемы звезда позволил представить её «семантический портрет», установить развитие новых оттенков в переносных значений полисеманта через обращение к особенностям её синтагматических связей. В результате анализа примеров, представленных в Национальном корпусе русского языка и в сети Интернет, можно сделать вывод о том, что лексема звезда широко представлена в художественном, научном, публицистическом и разговорном стилях речи. В современном языковом сознании «звезда» - это в первую очередь человек, ‘представитель сферы шоу-бизнеса’, а во вторую небесное светило. Для современного носителя языка звезда выступает как символ советской власти, символ религиозный (рождественская звезда), символ удачи.
Функционируя в публицистическом и разговорном стилях, она получает дополнительные коннотативные оттенки значения «известный человек» в контекстах, тематически связанных с жизнью известных медийных личностей и звезд шоу-бизнеса. Это свидетельствует о расширении её ассоциативных связей и её роли в формировании сознания носителей языка, которые воспитаны на массовой культуре. Следует отметить, что слово получает как положительную оценку (знаменитый, успешный), так и отрицательную, которая обусловлена тематикой публикаций, связанных со скандальными подробностями личной жизни звезд. Что касается дериватов лексемы, то все они образованы морфологическим способом. Производные слова в гнезде группируются вокруг разных значений многозначного слова звезда, а корень -звезд способствует сохранению, укреплению и расширению смысловых связей между однокоренными словами. Кроме того слова одной части речи могут образовывать лексико-семантические группы на базе семантической общности (например, группа существительных со значением лица по роду занятий). Изучение способов образования показало, что приставочным способом образуются существительные, функционирующие как термины (квази-звезда и др.). Префиксально-суффиксальный способ образования актуален для образования прилагательных с пространственной семантикой (межззвездный), семантикой формы (звездовидный), наличия (звездный, звездистый). Слова, образованные способом сложения (звездолет), в настоящее время не являются актуальными, то есть имеет место динамика состава словообразовательного гнезда за счет перехода языковых единиц в пассивный запас. Наблюдается расширение состава словообразовательного гнезда за счет появления прилагательных, образованных путем сложения и обозначающих уровень отеля: трехзвездочный, пятизвездочный. Наиболее востребованными в речи на данный момент являются дериваты звёздный, созвездие, звездить, зазвездиться. В функционировании прилагательного звёздный отмечается сохранение старых устойчивых наименований (звездный час), и тенденция к развитию новых синтагматических связей (звездные родители, звёздный десант, звёздный статус, звездные дети). На примере глагольных форм, мотивированных корнем звезд- можно наблюдать процессы постепенного перехода слов из одной лексической системы в другую: из жаргона и просторечия в общеупотребительную лексику. Их эмоциональность и экспрессивность востребована в разговорной речи и публикациях на тему жизни звёзд.
Практика современного словоупотребления данного слова позволяет получить представление о востребованных семантических возможностях этого слова и его производных, а приведенные количественные данные фиксируют варианты употребления слова с позиции различного лексико-семантического окружения. Можно утверждать, что употребление данной языковой единицы отличается регулярностью, возникновением спектра вторичных значений.
Анализ семантики и функционирования непроизводного звезда и её производных подтвердил актуальность изучения словообразовательных связей слов и лексико-семантических объединений в практике преподавания РКИ.
1. Апресян. Ю.Д. Синонимические средства языка - А. КОШЕЛЕВ, 1995.- 9с.
2. Блох М.Я. Фундаментальная наука вузам: Философия слова: семь воплощений лексемы 02.2010. 303с.
3. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт. Становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. - 2001. - № 1. - С. 64-72с.
4. Денисов П. Н. Лексика русского языка и принципы её описания. - "Русский язык", 1980. - 34 с.
5. Ермакова О.П., Земская Е А. и др. Современный русский язык. Активные процессы на рубеже XX веков. - М.: Языки славянских культур - 1984. 3 с.
6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М., 1991. 24 с.
7. Караичева, Т.В. Некоторые закономерности перевода английских структур с производным именем деятеля на русский язык: тетради переводчика. — М., 1978 г. — N 15. — С. 49—59.
8. Кубрякова Е.С., Соболева П.А. О понятии парадигмы в формообразовании и словообразовании // Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1979. - 10 с.
9. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений : Семантика производ. Слова. - М. : Наука, 1981. - 44 с.
10. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка : Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. - М. : Высш. шк., 1989. - 86-87 с.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 167 с.
12. Никитина С.Е. Генетический метод анализ сознания в психолингвистике // Речевая деятельность. Языковое сознание. Общающиеся личности: матер. XV Междунар. симп. По психолингвистике и теории коммуникации. - М.; Калуга, 2006. -С. 199-201 с.
13. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. - М.: 1974-352 с.
14. Падучева. Е.В. Динамические модели в семантике лексики - Яз. Славян. Культуры, 2004. - 46с.
15. Попова Е.В. ЗВЕЗДА в наивном сознании носителей диалекта и городского просторечия / Е. В. Попова // Ономастика и диалектная лексика : сб. науч. тр. / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького ; (под ред. М. Э. Рут). - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2007. - Вып. 6. - С. 93-114.
16. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике: Федеральное агентство по образованию, Воронежский гос. ун-т. - Москва : АСТ : Восток - Запад. - 2001. -96 с.
17. Пятаева А.В. Модель фона при детектировании дыма по видеопоследовательностям на открытых пространствах. - 2016. - 15 с.
18. Сорокин Ю.С. Развитие словарного состава русского литературного языка 30-90-е годы XIX века. - Москва; Ленинград, 1965. - 13 с.
19. Стернин И.А. Основные понятия лингвокриминалистической экспертизы: Справочное пособие. - 2013. - 10-11 с.
20. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.,2000.-208 с.
21. Уфимцева А.А. Опыт изучения лексики как системы (на материале английского языка). - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. - 132 с.
22. Уфимцева А.А. Слово в лексико-семантической системе языка. - М.,1968.
23. Ушакова Т.В. Языковое сознание и принципы его исследования.
URL:http://www.iling-ran.ru/library/psylingva/sbomiki/Book2000/ html_204Z1-2.html. (дата обращения: 26.05.2022)
24. Филин Ф.П. Очерки по теории языкознания. - М.: Наука, 1982. - 174;336 с.
25. Филин Ф.П. Русский язык: энциклопедия / Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. энциклопедия", Ин-т рус. яз. АН СССР. - Москва : Советская энциклопедия, 1979. - 196-197 с.
26. Харитончик З.А. Лексикология английского языка : Учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. - 1983. - 228 с.
27. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. 2001. - 67-82 с.
СПИСОК СЛОВАРЕЙ
1. Ахманова. О.С. Словарь лингвистических терминов /¬Советская Энциклопедия, 1969.- 118с./214с./422с.
2 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка /В.И. Даль. - https://gufo.me/dict/dal/звезда
3. Евгеньева А.П. Малый академический словарь. 1957-1984
Институт русского языка Академии наук. (http://шs-yaz.niv.ruZdoc/small-academic-vocabulary/fc/slovar-199-
29 . htm#zag-18102)
4. Елистратов В . С . Словарь Русского арго . - ГРАМОТА.РУ. 2002: URL:http://gramota.ru/slovari/dic/?word=звезда&all=x (дата обращения: 26.05.2022)
5. Ефремова Т.Ф. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. 1210 с.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 693 с.
7. Ожегов. С.И. Толковый словарь- ОНИКС, 2012. - 231с./756с.
8. Тихонов. А.Н. Новый словообразовательный словарь русского языка - Москва: АСТ, 2014. - 204с.
9 Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. 1997. - 503-504 с.
10 Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь: Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. энцикл.", Ин-т языкознания АН СССР. - М. : Сов. энцикл., 1990. - 438 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. https://processing.ruscorpora.ru/search.xml?env=alpha&api=1.0&myc orp=&mysent=&mysize=&mysentsize=&dpp=&spp=&spd=&mydoc size=&mode=main&lang=ru&sort=i_grtagging&nodia= 1 &text=lexfo rm&req=звезда
2. https://processing.ruscorpora.ru/search.xml?env=alpha&api=1.0&myc orp=&mysent=&mysize=&mysentsize=&dpp=&spp=&spd=&mydoc size=&mode=main&lang=ru&sort=i_grtagging&nodia= 1 &text=lexfo rm&req=звёздный
3. Wiktionary.org
4. https://ruscorpora.ru/
5. http: //gramota. ru/slovari/dic/?word==звезда&а11==x
6. https://www.sobaka.ru/krd/bars/trends/143921
7. https: //www.vokrug.tv/product/show/zvezdanutye/
8. https://www.pinterest.co.uk/pin/550142910717963195/
9. https://hochu.ua/cat-stars/novosti-shou-biznesa/article-72998-zvezdnyi y-kapriz-beremennaya-katya-osadchaya-obedaetsya-morozhenyim-na -noch-foto/
10. https://7days.ru/stars/privatelife/zvezdnye-deti-k-kotorym-predvzyat o-otnosyatsya. htm
11. https://showbizzz.net/2021/04/zvezdnye-mamochki-kotorye-vospityv ayut-detey-v-odinochku.html
12. https://news-r.ru/news/culture/181695/
13. https://7days.ru> tags > celebrity-couples
14. https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/