ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ
ЧТЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Характеристика навыков и умений чтения на иностранном языке в начальной
школе 8
1.2 Методы обучения чтению на английском языке в начальной школе 15
1.3 Организация дистанционного обучения в начальной школе с учетом
особенностей учащихся 23
1.3.1 Психолого-педагогические характеристики учащихся начальной школы 23
1.3.2 Платформы для дистанционного обучения младших школьников чтению на
иностранном языке 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1 Выявление уровня навыков и умений чтения у младших школьников 34
2.2 Определение существующих методов преподавания чтения в начальной
школе 40
2.3 Методические рекомендации по дистанционному обучению младших школьников чтению на английском языке 47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 66
ПРИЛОЖЕНИЕ В 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Данная работа фокусируется на дистанционном обучении младших школьников чтению на уровне A1 на английском языке.
Чтение представляет собой очень важное умение для школьника. По мере роста ребенка, умение читать становится все более необходимым для того, чтобы успешно учиться в школе. Благодаря чтению на английском языке у детей развивается интерес к изучению английского языка и возможность получать знания. Чтение является средством обучения другим видам речевой деятельности. Именно в начальной школе важно заложить фундамент навыков чтения. Поэтому многие исследователи в области раннего преподавания иностранных языков видят необходимость выявить более эффективные способы обучения чтению и внедрить инновационные методы обучения чтению, позволяющие добиться максимального включения всех учащихся в образовательный процесс с максимальной продуктивностью.
Кроме этого, современные ситуации, складывающиеся в обществе, которые включают эпидемиологические проблемы, развитие новых технологий и всеобщую оптимизацию различных процессов, становятся причиной развития новых форматов в обучении, одним из которых является дистанционное обучение. Помимо ряда положительных характеристик данного формата обучения, а также не смотря на его широкую распространенность в последние несколько лет, дистанционное обучение является не до конца изученным феноменом: многие учителя английского языка в общеобразовательных учреждениях, а также учреждениях дополнительного образования не имеют возможности разграничить оффлайн и онлайн обучение, а также изменить структуру своих занятий, чтобы они в большей степени соответствовали дистанционному формату и оставались эффективными.
Актуальность работы заключается в необходимости поиска наиболее эффективных методов работы по обучению чтению учащихся младших классов на уроках английского языка посредством дистанционных технологий.
Целью работы является разработка методических рекомендаций по дистанционному обучению младших школьников чтению на английском языке.
Для достижения поставленной цели решается ряд задач:
1. описать понятие и особенности процесса чтения;
2. составить список характеристик навыков и умений чтения на английском языке учащихся начальной школы в соответствии с международными стандартами;
3. описать методы обучения чтению на английском языке в начальной школе;
4. описать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
5. описать функции платформ, подходящие для дистанционного обучения младших школьников;
6. выявить проблемы в навыках и умениях чтения на начальном уровне у младших школьников посредством тестирования;
7. проанализировать существующие дистанционные уроки по обучению чтению на английском с целью выявления имеющихся недостатков в процессе дистанционного обучении;
8. разработать методические рекомендации, направленные на решение проблем на дистанционных уроках по чтению для младших школьников.
Объектом данного исследования является обучение младших школьников чтению на английском языке на уровне А1.
Предмет исследования - дистанционное обучение младших школьников чтению на английском языке ан уровне А1.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. анализ научной литературы по исследуемому вопросу;
2. педагогическое наблюдение;
3. тестирование учащихся;
4. систематизация данных, полученных в результате тестирования;
5. описание;
6. сравнение.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые описываются навыки и умения детей от 6 до 11 лет в чтении на основе международных стандартов и исследуются проблемы дистанционного обучения младших школьников чтению на английском языке.
Теоретическая база исследования. В рамках исследования были использованы труды А. Н. Щукина (2011), Н. Д. Гальсковой (2006), Г. В. Роговой (1991) при рассмотрении понятия «чтение»; Л. С. Выготского (2005), Д. Б. Эльконина (1989), О. В. Чикишевой (2012), В. С. Мухиной (1999) для описания психолого-педагогических характеристик учащихся начальной школы; при изучении методов обучения чтению в начальной школе О. Н. Яблучанской (2014), М. А. Пилесинь (2021), О. М. Осияновой (2020) и других специалистов по выбранной теме. Для изучения особенностей дистанционного обучения и для анализа понятия использовались нормативы Российской Федерации, а также Республики Казахстан. При описании навыков и умений чтения на уровне А1 и Pre- A1 английского языка использовались документы CEFR, а также нормативы Казахстана.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «чтение» на иностранном языке, описании умений и навыков чтения на уровне A1 и Pre-A1 применительно к детям в возрасте от 6 до 11 лет, сравнении методов обучения техническим навыкам чтения на английском языке. Практическая значимость исследования заключается в разработке теста для выявления умений чтения уровня А1 для учащихся начальной школы, к также разработке системы упражнений по развитию умений в чтении на английском языке для учащихся четвёртого класса.
Все исследования, описанные в работе, проводились в Республике Казахстан. Методические рекомендации преимущественно рассчитаны на дистанционное обучение младших школьников в Казахстане, однако могут быть адаптированы и применены в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования в других странах в процессе подготовки и проведения дистанционных занятий по обучению учеников младшего школьного возраста чтению на английском языке.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав с выводами по каждой, заключения, списка использованной литературы и четырех приложений. Работа изложена на 65 страницах. Список использованной литературы включает 44 источника, из которых 34 на русском языке, 10 - на английском языке.
Материалы теоретического исследования легли в основу статьи «Характеристика навыков и умений чтения на английском языке в начальной школе», опубликованной в Республиканском научно-методическом журнале «Педагогический мир Казахстана» в июне 2021 года (выпуск 12 (53)).
Теоретические положения о методах обучения младших школьников чтению на английском языке прошли апробацию на Республиканской научно-практической конференции «Образование в Казахстане: традиции, опыт, инновации», организованной информационно-методическим центром «Просвещение» 20 мая 2022 года.
В рамках данной выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи, а также достигнута цель - разработаны методические рекомендации для учителей начальных классов для проведения дистанционных уроков по обучению чтению на английском языке для младших школьников.
В рамках теоретической части работы были проанализированы различные подходы специалистов к понятию «чтение». Определено, что под чтением принято понимать умение осмысливать визуальную текстовую информацию. Чтение на английском языке является совокупностью процессов чтения и понимания прочитанного (обычно, с помощью перевода иностранного текста на родной язык). Были описаны основные необходимые навыки и умения относительно чтения на английском языке на уровне Pre-A1 и A1 для учеников каждого класса начальной школы. Суммируя эти сведения, можно обозначить, что младшеклассники в ходе обучения чтению на английском могут понимать простые сообщения и короткие предложения в разных источниках (открытках, электронных письмах, картинках), различать знакомых слова и фразы в неформальной обстановке (в магазине, на улице), распознавать информацию о себе в различного рода списках, владеть базовой лексикой по таким темам, как погода, описание предметов, животных, людей.
В ходе исследования были описаны и проанализированы основные методы обучения чтению на английском языке, среди которых в большей степени выделяются метод чтения целым словом, метод чтения с опорой на транскрипцию, а также синтетический метод. Каждый из методов имеет определенные характеристики, которые находят отражение в ходе проведения занятий с использованием данных методов. На базе изученной информации о методиках был составлен шаблон для анализа дистанционных уроков по обучению чтению на английском языке.
В заключительной части теоретической главы более глубоко были рассмотрены психолого-педагогические характеристики младших школьников. Описаны основные черты учащихся начальных классов, такие как высокая эмоциональность, внушаемость, повторение действий за другими. Приведены характерные особенности детей данного возраста, например, особенности внимания, мышления, восприятия, памяти и воображения. На основе изученной информации из источников, были прописаны прочие важные для обучения детей характеристики и особенности, на которые учителям целесообразно обращать внимание в ходе разработки и проведения дистанционных занятий.
Кроме этого, проанализированы основные функции двух наиболее часто используемых платформ для дистанционного обучения (Zoom и Microsoft Teams). В ходе анализа мы пришли к выводу, что функционал данных программ подходит для онлайн обучения младших школьников.
В ходе экспериментальной главы данной выпускной квалификационной работы был проведен ряд практических исследований. Целью первого этапа было выявление уровня навыков чтения у младших школьников. На основе навыков, описанных в теоретической главе работы был составлен тест для прохождения его учениками 4-го класса. В ходе данного исследования было определено, что у 97% учащихся уровень навыков чтения соответствует уровню А1.
Следующим этапом был анализ существующих дистанционных уроков, нацеленных на обучение чтению на английском языке учеников младших классов с целью определения используемых учителями методик обучения, изучения преимуществ и недостатков проводимых уроков. Всего было рассмотрено 30 различных занятий.
В результате анализа уроков было определено, что в большинстве случаев (более половины уроков) учителями при обучении использовался метод чтения целых слов. Кроме того, были выделены отрицательные черты проводимых занятий. К ним относится: чрезмерная отвлекаемость детей; превышение времени работы учащихся с экраном; однообразие в выборе форм работы на уроке; отсутствие постоянного взаимодействия между учителем и учащимися.
Заключительным этапом всего исследования была разработка и создание методических рекомендаций, которые нацелены на эффективное использование времени на уроке по чтению, а также использование разнообразных форм работы с детьми. Прежде всего, были предложены пути решения проблем, связанных с длительностью урока. Предлагается обращать внимание учителей на смену работы учащихся посредством переключения внимания с экрана на печатный учебник. Помимо этого, предлагаем разнообразить формы работы на уроке по чтению, путем группировки учащихся и использования функции сессионные залы. Важным аспектом считаем наличие обратной связи после выполнения каждого задания, а также выполнения предоставления учащимся возможности управления экраном при выполнении интерактивных упражнений.
Данные методические рекомендации отражены в плане урока и могут быть полезны в процессе разработки, а также проведения дистанционных уроков по английскому языку, направленных на обучение учеников младшего школьного возраста чтению на английском. В ходе разработки рекомендаций были учтены все теоретические и практические сведения, полученные в ходе исследования. Составленные в рамках выпускной квалификационной работы методические рекомендации могут быть использованы на практике учителями начальных классов в общеобразовательных учреждениях, а также учреждениях дополнительного образования в ходе подготовки к дистанционным занятиям по английскому языку, нацеленным на обучении чтению, разработки структуры занятий, подбора материала и, непосредственно, проведения самого дистанционного занятия по английскому языку для учеников младшего школьного возраста.
1. Акимова, М. К. Психологическая коррекция умственного развития школьников : учеб. пособие. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - М. : Академия, 2000. - 160 с.
2. Ахьямова, И. А. Влияние школьного пространства на поведение детей и подростков / И. А. Ахьямова // Социальная педагогика. - 2010. - №6. - С. 50-56.
3. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский — М. : Эксмо, 2005. — 1136 с.
4. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для суд. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - 3-е изд.., стер. - М. : Академия, 2006. — 336 с.
5. Долганина, В. В. Условия повышения устойчивости внимания у студентов в рамках дистанционного обучения / В. В. Долганина, А. Э. Ширванян // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №69-1. - С. 343-346.
6. Енбаева, Л. В. Технология flipped classroom на уроке английского языка / Енбаева Л. В., Иванова М. А. // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2017. №13.
7. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях СРЕДНЕГО образования Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году». - Нур-Султан: НАО имени И. Алтынсарина, 2021. - 320 с.
8. Кривцова, М. А. Темперамент личности и его свойства / М. А. Кривцова, А. В. Авраменко, А. А Клименко // Уникальные исследования XXI века. - 2015.
- № 5 (5) - С. 105-111.
9. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. - 4-е изд., - М.: Academia, 1999. - 456 с.
10. Никитенко, З. Н. Методическая система овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования: дис. ...д-ра пед. наук: 13.00.02 / З. Н. Никитенко. - Москва, 2014. - 427 с.
11. Никитенко З. Н. Начинаем изучать английский язык: учеб. пособие для дошкольников и мл. школьников / З. Н. Никитенко. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2011 - 111 с.
12.0 Статусе Педагога [Электронный ресурс] : Закон Республики Казахстан с изменениями по состоянию на 31.01.2022 г. - Режим доступа : https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=32091648.
13.Осиянова, О. М. Опыт использования транскрипции на разных этапах обучения чтению на английском языке / 0. М. 0сиянова, С. В. Рузанова // Язык. Культура. Коммуникация : Материалы XIII Международной научно-практической конференции, Ульяновск, 01 июня 2020 года / Ответственные редакторы С. А. Борисова, И. Н. Соколова. - Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2020. - С. 323-327.
14. Пассов, И. Е. Урок иностранного языка: Настольная книга преподавателя иностранного языка / И. Е. Пассов, Н. Е. Кузовлева. - М.: Глосса-Пресс, 2010.
- 638 с.
15. Пилесинь, М. А. Методики обучения чтению на уроках английского языка / М. А. Пилесинь, А. С. Павлова // Вопросы устойчивого развития общества. - 2021. - № 6. - С. 838-841.
16. Письмо Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2020 г. № ГД-2072/03 «О направлении рекомендаций» // Гарант. Режим доступа : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74844651/? (дата обращения: 18.04.2022).
17. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 №
103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003200020?index=1&rangeSize=1 (Дата обращения: 10.05.2022).
18. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 мая 2018
года № 199 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 “Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций”» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800016989 (Дата обращения: 10.10.2021).
19. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 августа
2020 года № 345 «Об утверждении Методических рекомендаций по
осуществлению учебного процесса в организациях образования в период ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37670209&pos=4;-106#pos=4;-106(Дата обращения: 10.11.2021).
20. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 марта
2021 года № 137 «О внесении изменения и дополнения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 августа 2020 года № 345
«Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению учебного процесса в организациях образования в период ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://online.zakon.kz/Document/doc_id=37670209&pos=4;-106#pos=4;-106(Дата обращения: 10.11.2021).
21. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 апреля
2020 года № 135 «О дополнительных мерах по обеспечению качества образования при переходе учебного процесса на дистанционные образовательные технологии на период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://online.zakon.kz/Document/doc_id=39442167&pos=4;-106#pos=4;-106(Дата обращения: 10.11.2021).
22. Попова, И. Ю. Опыт использования онлайн-платформы Zoom при дистанционном обучении иностранному языку в условиях пандемии ковид- 19 // ученые записки огу. серия: гуманитарные и социальные науки. 2021. №1 (90).
23. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
24. Семаго Н. М., Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2010. - 385 с.
25. Сергеева, Б. В. Методика обучения чтению на английском языке в начальных классах / Б. В. Сергеева, И. В. Беляева // Перспективы науки и образования. - 2018. - №4 (34).
26. Турикова Е. А. Особенности составления контрольного теста / Е. А. Турикова // Гуманитарный вестник. - 2015. - №5 (31).
27. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (Дата обращения: 10.05.2022).
28. Фрейд, З. Психология сексуальности / Зигмунд Фрейд. -М.: Фолио. 2007. - 150 с.
29. Харькова, Д. Ю. Основы теории когнитивного развития Пиаже / Д. Ю. Харькова, Э. И. Сафаргалина // Colloquium-journal №26. - 2019. - №26 (50).
30.Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90-92.
31. Щукин, А. Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке: учеб. пособие / А. Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2011. - 454 с.
32.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин— М.: Педагогика, 1989. - с. 26-37.
33. Яблучанская О. Н. Методическая система обучения чтению Майкла Уэста как один из способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции / О. Н. Яблучанская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №12-2.
34. Яковенко И. Я. Обучение иноязычному чтению младших школьников / И. Я. Яковенко // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения : сборник научных трудов. отв. редактор О. А. Чекун. Москва, 2015 С. 110-113.
35. Alameri J., Masadeh R., Students' Perceptions of E-learning platforms (Moodle, Microsoft Teams and Zoom platforms) in The University of Jordan Education and its Relation to self-study and Academic Achievement During COVID-19 pandemic. - Advanced Research & Studies Journal. - 2020. - Vol. 11 No. 5.
36. Collated Representative samples of descriptors of language competences developed for young learners. Resource for Educators, 2018. - 158 p.
37. Dooley J. Smiles Pupil’s Book for Kazakhstan Grade 4. Express Publishing. - 2019. - 146 p.
38. Edwards S., Nolan A., Young children's everyday concepts of the internet: A platform for cyber-safety education in the early years. - British Journal of Educational Technology. 2018. - Volume 49, Issue 1. p.197.
39. Lewis M. Phonics: Practise, research and policy. - Paul Chapman Publishing. - 2006. - 153 p.
40. Minhas S., Exploring Students Online Learning: a study of zoom application. - Gazi university journal of science. - 2021. - 34 (02).
41. MacKay T. The West Dunbartonshire Literacy Initiative: The Design, Implementation and Evaluation of an Intervention Strategy to Raise Achievement and Eradicate Illiteracy. Phase I Research Report. Dumbarton: West Dunbartonshire Council. - 2006.
42.Snowling M. J. Improving early language and literacy skills: differential effects of an oral language versus a phonology with reading intervention // Journal of Child Psychology and Psychiatry. - 2007. - p. 11.
43.Stuart M. Getting ready for reading: Early phoneme awareness and phonics teaching improves reading and spelling in inner-city second language learners // British Journal of Educational Psychology. - 1999. - Vol. 69. - p. 587-605.
44.Spratt M., Pulverness, A., & Williams, M. The TKT (Teaching Knowledge Test) Course. Cambridge: Cambridge University Press. - 2005. - 188 p.