Введение 9
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН БРИКС В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 10
1.1. Теоретические аспекты интернационализации образования и
человеческого капитала в современном мире 28
1.2. Концепция человеческого капитала и интернационализации
образования в БРИКС 50
1.3. История формирования образовательного пространства БРИКС 61
Глава П. СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТРАНСРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН БРИКС 73
2.1 Сотрудничество БРИКС в области образования 73
2.2. Сотрудничество БРИКС в области человеческого капитала 79
2.3 Потенциал и векторы развития сотрудничества стран БРИКС в области образования и человеческого капитала 93
Глава III. проблемы и вызовы сотрудничества стран БРИКС в области образования и человеческого капитала 112
3.1 Страны -члены участвуют в дисбалансе 101
3.2 Проблемы и препятствия, стоящие перед сотрудничеством БРИКС 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В последние годы экономика стран БРИКС в целом поддерживала устойчивый и быстрый рост и стала двигателем глобального экономического роста, обеспечивая около 50% мировой экономики. Укрепление сотрудничества БРИКС в области образования и человеческого капитала имеет высокий потенциал влияния на жителей пяти стран и мировую экономику. Население стран БРИКС составляет около 42% от общей численности населения мира, и это является большим подспорьем для сотрудничества в области образования и человеческого капитала стран БРИКС.
На сферу образования, безусловно, влияют процессы глобализации, идущие в современном мире. Сегодня мы являемся свидетелями становления экономики глобального знания, которая вынуждает университеты пересматривать учебные программы и более активно развивать международное академическое сотрудничество. Региональные объединения государств спешат включить вопросы интернационализации образования в текущую повестку дня, осознавая, что глобальные знания и образование становятся залогом успешного будущего. Крайне важным представляется разработка региональной повестки дня в образовательной интеграции, определения региональных целей и форм сотрудничества в сфере образования. Не обошли эти тенденции и БРИКС. Сотрудничество БРИКС в сфере образования также имеет общие интересы, ставит амбициозные цели, направлено на расширение форм и масштабов региональной образовательной интеграции. В центре сотрудничества - провозглашение общих задач и политическая поддержка образования, общее позиционирование и совместное определение повесток дня и целей в области развития на период после 2015 года; достижение которых возможно посредством технического сотрудничества и совместного использования знаний, продвижения беспроигрышного сотрудничества в области высшего образования, профессионального образования и обучения и т. д. В общих приоритетных сферах: создание базы знаний для сотрудничества в области развития образования для повышения имиджа, заметности и поведенческих возможностей стран БРИКС как партнеров по развитию; экономические перспективы стран группы, обеспечение их конкурентоспособности на мировом рынке, которые можно реализовывать через повышение качества человеческого капитала в рамках совместных проектов, налаживания эффективного сотрудничества в научных исследованиях и образовательных проектах.
В долгосрочной перспективе социально-экономическое развитие России и Китая зависит от прогресса реализации сотрудничества во многих ключевых областях, включая усилия по повышению качества человеческого капитала. Отсутствие условий для развития человеческого капитала, экономической конкурентоспособности означает серьезные проблемы в достижении целей региональной экономической интеграции.
В то же время можно сказать, что человеческий капитал становится основным объектом международной конкуренции, а также важнейшим и гибким фактором современного производства. Это соревнование будет очень сложным, потому что в мире в целом сформировалось четкое понимание: лидирующие позиции займут те страны, которые стали наиболее привлекательными для образованных и жизнедеятельных людей.
Человеческий капитал становится главной сферой международной конкурентоспособности и стратегическим ресурсом для победы в международной конкуренции. Важно полностью осознавать значимость и актуальность культивирования и развития современного человеческого капитала в инновационном развитии по мере того как человеческое общество вступает в эру экономики знаний и инновационной экономики из эры индустриальной экономики. Человеческий капитал постепенно вытесняет материальный капитал в качестве основного источника создания стоимости и основной движущей силы экономического и социального развития; искусственный интеллект может быть создан только вооруженными современнейшими знаниями и умениями учеными, инженерами, рабочими. Успешное развитие экономики, основанной на знаниях, определяют не столько инвестиции и новая техника, как бы важны они ни были, сколько способности, умение, общая культура, добросовестность, духовное и физическое состояние работающего человека. Все эти качества включает современная экономическая наука в понятие человеческого капитала. Осознают это сегодня и в странах БРИКС несомненно, расширяя форматы сотрудничества в сфере образования, науки, технологий, инноваций, труда и здравоохранения.
Реализация странами БРИКС Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (далее - Повестка-2030) способствовала сбалансированному и комплексному развитию, укреплению сотрудничества в продвижении устойчивого развития - с фокусом на повышение качества человеческого капитала. Это подразумевает укрепление и продвижение признания важности образования и профессиональной подготовки, повышения квалификации, содействия цифровым технологиям для получения равных, инклюзивных и высококачественных образовательных возможностей.
В повестке БРИКС стоит также адаптация к четвертой промышленной революции, формирование у трудовых ресурсов соответствующих современных навыков, а также повышение мобильности с акцентом на бизнес-группы, медицинский персонал, студентов, рабочих и научных исследователей.
Новизна темы исследования: В российской, китайской и зарубежной науке проводилось много исследований по сотрудничеству в сфере образования и гуманитарным обменам и на национальном и на международном региональном уровнях, но образовательные обмены практически рассматривались во взаимосвязи с сотрудничеством в области развития человеческого капитала. Тем не менее, согласно отчетам таких организаций, как ЮНЕСКО и Всемирный банк, взаимосвязь между образованием и человеческим капиталом имеет очень важное значение. Новизна данного исследования заключается в том, что дается комплексная оценка сотрудничества стран БРИКС в области образования и человеческого капитала вместе, что не только лучше отражает связь между ними, но и точнее раскрывает особенности трансрегионального партнерства стран БРИКС.
Целью работы является: определение содержания и форм сотрудничества стран БРИКС в сфере образования и человеческого капитала и выявление векторов развития дальнейшего взаимодействия стран в этой сфере.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Определить содержание концепции человеческого капитала и современные тенденции интернационализации образования.
2. Выявить теоретические и методологические подходы к проблеме сотрудничества стран БРИКС в области образования и человеческого капитала:
3. Определить формат сотрудничества БРИКС в области образования и человеческого капитала и охарактеризовать заявленные в совместных декларациях формы взаимодействия в этой сфере.
4. Раскрыть векторы дальнейшего взаимодействия.
5. Проанализировать проблемы и вызовы сотрудничества стран БРИКС в области образования и человеческого капитала;
6. Установить роль сотрудничества в области образования и человеческого капитала в устойчивом развитии БРИКС;
7. Изучить влияние сотрудничества в сфере образования и человеческого капитала на экономический рост БРИКС.
Предметом исследования является: подходы стран БРИКС к сотрудничеству стран БРИКС в области образования и человеческого капитала.
Объектом исследования выступает: совокупность свойств и отношений стран БРИКС в области образования и человеческого капитала.
Теоретико-методологические основы исследования:
1. В работе применялись методы политического анализа: контент-анализ при работе с нормативно-правовыми документами и выступлениями политических лидеров. .Применительно к международным отношениям, он имеет ту особенность, что у "неофициального" исследователя часто ограничен доступ к объективным источникам фактической информации. Наиболее доступными из официальных документов являются: документы, принятые на саммитах и межведомственных встречах, исследовательские отчеты крупных международных организаций, выступления государственных деятелей и так далее.
2. Методы исторических исследований Исторический анализ. Развитие всего имеет эволюционный процесс. Чтобы понять реальность, нужно понять историю. Посредством исторического анализа процесса сотрудничества БРИКС анализируются и обобщаются история, опыт и проблемы сотрудничества БРИКС.
3. Таксономические исследования. Метод классификации используется для анализа воздействия на механизм сотрудничества БРИКС с точки зрения динамических факторов и препятствий.
4. Качественный анализ - это метод определения характера и тенденции развития вещей посредством субъективных суждений и аналитических способностей. На основе анализа достижений стран БРИКС в области сотрудничества за первое десятилетие и в соответствии с изменениями в мировой ситуации обсуждаются возможности и проблемы, с которыми сталкивается сотрудничество БРИКС в новый период, и предлагаются предложения о том, как страны БРИКС должны реагировать на возможности и вызовы.
5. Системный анализ: научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или постоянными элементами исследуемой системы. Ценность системного подхода состоит в том, что рассмотрение категорий системного анализа создает основу для логического и последовательного подхода к проблеме принятия решений. Эффективность решения проблем с помощью системного анализа определяется структурой решаемых проблем. Благодаря систематическому анализу мы можем понять преимущества и недостатки структуры системы сотрудничества БРИКС, чтобы лучше оценить перспективы развития сотрудничества БРИКС.
Степень научной разработанности темы:
В настоящее время много работ посвящено разным направлениям трансрегионального сотрудничества стран БРИКС. Новой модели международного сотрудничества БРИКС посвятили работы Б.А. Хейфец, Д.А., Макаревич, М.Б. Хомяков, Е.Н. Александровой и В.И. Орлова, В. Панова и др., Х. Маосин, В. Юйхуаи Чжао Пин, Чжао Минвэнь, Дж.Дж. Киртона
Ряд работ посвящен интернационализации образования. Среди российских исследователей следует отметить работы О.А. Береговой и В.И. Кудашова, О.П. Сагиновой, Г.В. Плеханова и Го Югуи. Проблематика человеческого капитала в контексте международной образовательной интеграции рассматривается И.В. Ершовой.
Феномен и концепция человеческого капитала исследуются А.А. Кобелевой, А.С. Романовой, А.А. Шабуновой и А.А. Леонидовой, Б. Суриндер, Н. Гудвин, Ж. Анттила-Хугес,
Отдельные направления сотрудничества стран БРИКС, например, в сфере образования, в области науки и технологий также представлены в российских , китайских и зарубежных исследованиях . Особое внимание в статьях И.А. Черепановой и Е.Э. Эльц уделяется Сетевому университету БРИКС .
При обсуждении вопросов сотрудничества БРИКС в области образования и человеческого капитала международное сообщество и правительства и эксперты БРИКС в области образования и человеческого капитала отметили статус-кво и развитие взаимного сотрудничества, а также текущие проблемы.
Источниковая база исследования : При написании данной работы автор опирался на документальную базу источников. Среди них международные документы, такие как декларации саммитов БРИКС, декларации, принятые в рамках формата министерских встреч. Важнейшими документами являются декларации, выпущенные на предыдущих саммитах БРИКС. Например, «Сямэньская декларация руководителей стран БРИКС» и «Йоханнесбургская декларация Десятого саммита БРИКС», Важной группой источников служили доклады и отчеты международных организаций, в том числе ООН, Всемирного банка и ОЭСР Были использованы статистические данные, в том числе материалы «БРИКС Совместная статистическая публикация 2010-2018».
Отдельной группой источников являлись официальные сайты организаций, в том числе международных: ОЭСР, Всемирный банк, ООН. Также автор широко использовал материалы СМИ, публикующие сообщения о достижениях стран БРИКС.
Структура документа:
Работа состоит из 3 глав, 8 параграфов, а также введения, заключения и списка источников и литературы.
Во введении определена актуальность работы, цель, задачи, объект и предмет исследования, описаны материал и методы работы.
В первой главе излагаются основные теории сотрудничества образования и человеческого капитала в странах БРИКС. Первая глава представляет собой теоретическую часть работы, в которой излагаются начало и процесс развития стран БРИКС в области образования и сотрудничества человеческого капитала, а также процесс формирования. Эта глава будет объясняет концепцию человеческого капитала, а также процесс и развитие интернационализации образования в БРИКС. Ситуация развития и условия в каждой стране разные, поэтому необходимо признать различия между странами. Из-за региональных и культурных различий историческое время и уровень образования и развития человеческого капитала в пяти странах БРИКС сильно различаются. Поэтому необходимо хорошо понимать исторический и текущий статус стран БРИКС в этой области. образования и человеческого капитала.
Вторая глава рассказывает о сотрудничестве между странами БРИКС в области образования и человеческого капитала, объединяя точки зрения стран БРИКС и отдельных стран, чтобы объяснить практические результаты стран БРИКС в области образования и человеческого капитала.
В третьей главе описываются вопросы и проблемы, с которыми сталкивается сотрудничество БРИКС в области образования и человеческого капитала в результате международных отношений и внутренних проблем отдельных стран.
В процессе повышения национальной конкурентоспособности образование, как социальная инфраструктура, его роль в основном отражается в непосредственной поддержке человеческих ресурсов и ресурсов знаний для национальной конкурентоспособности, а в эпоху экономики знаний больше отражается в прямом продвижении. национального инновационного потенциала. Важным фактором привлечения инновационных талантов в страну является уровень развития образования. Инвестиции в образование, как и развитие инновационного потенциала будут способствовать не только выполнению экономических задач, но и являются прямым вкладом в улучшение национальной «мягкой силы». Общая площадь суши стран БРИКС составляет 29,6% от общей территории мира, а население составляет 3 миллиарда человек.
Межгосударственная интеграции БРИКС в сфере образования, безусловно, требует выработки особого подхода, отражающего специфику социально-экономического развития государств-участников, динамику целей объединения и трансрегиональный характер. Тесная связь интернационализации образования с развитием инновационного потенциала, приоритетные задачи экономического партнерства связывают сотрудничество в сфере образование с решением ряда задач в смежных направлениях. Взаимодействие в сфере образования в БРИКС должно быть рассмотрено с учетом более широкого контекста инвестиций в человеческий капитал.
От того, смогут ли страны БРИКС внедрять инновации и развиваться в условиях нового витка перемен, зависит благополучие 43% населения мира. Взаимодействие стран БРИКС носит стратегический характер, поэтому саммиты и связанные с ними встречи охватывают все направления международного взаимодействия. В частности, образование и наука имеют стратегическое значение для долгосрочного развития БРИКС. Укреплению лидирующих позиций БРИКС в этой сфере служат ряд проектов и платформ сотрудничества. Важнейшим механизмом представляется формат министерских встреч. На ежегодных встречах министров образования, министров науки и инноваций, министров труда принимаются декларации, ставящие задачи и приоритеты сотрудничества в сфере высшего и среднего образования, а также в области профессионального обучения. Эффективный пример управления образовательной интеграцией с высоким уровнем государственного участия и контроля демонстрирует Сетевой университет БРИКС.
Высшие учебные заведения БРИКС в будущем могут продолжить свое развитие, -115-
сосредоточившись на пространстве роста и обратите внимание на потенциале улучшения в сфере высшего образования. В настоящее время перед всеми странами БРИКС стоит общая задача ускорения развития, реализации национального процветания и счастья людей, решение этой стратегической задачи принципиально зависит от повышения качества людей и повышения уровня развития образования.
Сравнение статистических данных показывает, что валовой коэффициент охвата высшим образованием в странах БРИКС все еще в целом низок, а доля финансовых вложений в высшее образование в будущем может еще увеличиться. Огромная база населения пяти стран обеспечивает широкий рост пространство широкого роста для развития высшего образования.
Задачи, формулируемые на министерских встречах в сфере среднего, высшего образования, а также профессионального образования и обучения демонстрируют стремление стран БРИКС использовать общие преимущества и создавать и расширять механизмы сотрудничества для развития образования. Сотрудничество страна БРИКС, имеющих очевидные различия в политических системах, уровнях экономики, социальных ресурсах и внешней политики должно опираться на многоуровневый крупномасштабный обмен, образование и культурный обмен. Сравнивая показатели высшего образования стран БРИКС, можно увидеть, что по ключевым показателям качества и аппаратным показателям все еще существуют значительные различия, но разрывы в количественных показателях и показателях сотрудничества между отраслью, университетом и научными исследованиями относительно невелики.
Большой потенциал в связи с этим несет изучение новых моделей реализации инновационного развития высшего образования. Хотя у Китая и стран БРИКС есть существенные различия в геополитике, они также сталкиваются с неотложными потребностями развития. Исторически сложилось так, что важные моменты национального экономического и социального развития часто приводили к важным инновациям и реформам в сфере образования. Поэтому высшее образование продолжает изучать инновационные модели развития, в том числе, реализуемые посредством реформ и инноваций и решающие проблемы не только развития университетов. Проблема «короткой доски» также является конкретным действием, направленным на удовлетворение потребностей инноваций времени и практикой инновационного развития. В будущем страны БРИКС могут осуществлять дальнейшее укрепление сотрудничества и дискуссий в этой связи, создание механизма сотрудничества для развития образования и содействие реализации опережающего развития в сфере высшего образования.
1. Агранович.М.Л.Индикаторы достижения целей устойчивого развития в сфере образования и национальная образовательная политика.сентября 2017 г.подготовлена по результатам работы по проекту «Разработка рекомендаций по развитию федерального статистического наблюдения по образованию», выполняемому в рамках госзадания Минобрнауки России (№ 2.9524.2017/5.1).С.242-264.
2. План тринадцатого пятилетнего плана народнохозяйственного и социального развития на 2016-2020 г. 15 декабря2016 г. № 73.
3. Си Цзиньпин присутствовал и выступил с программной речью на открытии 2-го Форума высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках "Пояса и пути".Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации.2019/04/30.
4. Отчет о выполнении Национального плана экономического и социального развития на 2020 год и проекта Национального плана экономического и социального развития на 2021 год.(£Т 2020 ЖВй^ШШ^ЖЖОШтЖЖЖ 2021 ЖЙЙ^Шп^ЖЖОШ Ж ЙЖ Ж )5 марта 2021 года на четвертой сессии Всекитайского собрания народных представителей тринадцатого созыва Национальная комиссия по развитию и реформам Китая.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»С.3-4.
6. УТВЕРЖДЕН президиумом Совета.при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам(протокол от 30 мая 2017 г № 6)
7. Policy Framework for Internationalisation of Higher Education in South Africa.Determined in terms of Section 3 of the Higher Education Act, 1997 (Act 101 of 1997).November 2017
Статьи в журналах :
8. Александрова,Е.Н, Орлов В.И. Роль и развитие стран БРИКС в глобальной экономике.Теория и практика общественного сознания, № 8.2015. С.36-37.
9. Береговая.О.А. Кудашов В.И.Глобализирующийся мир и трансформация высшего
образования.Век глобализации.2017.№4 (24) C.112-121.
10. Береговая.О.А. Кудашов В.И.Глобализирующийся мир и трансформация высшего
образования.Век глобализации.2017.№4 (24) C.112-121.
11. Б. Хейфец.Перспективы институционализации БРИКС.Вопросы экономики. 2015. № 8. С. 1—18.
12. Ван Юйхуа, Чжао Пин, Характеристика и проблемы механизма сотрудничества БРИКС и китайских контрмер, Современный экономический менеджмент, 2011, выпуск 11. (ТТ^, &¥:“шаж-£ш^1ад^а1^ж”, судами '-д 11 ж.)
13. Го Югуи. Происхождение интернационализации образования и ее влияние на национальную модернизацию. 2011. Институт международного и сравнительного образования Пекинского педагогического университета.
14. Гончаров.Ю.А.Проблемы человеческого капитала в контексте совершенствования стратегии 2020.Вестник МГИМО Университета.2011 .C.32-36.
15. Ершова.И.В.феномен человеческого капитала в контексте глабализации образования. Поморский государственный университет М.В. Ломоносова. ВЕСТНИК ПОМОРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.2010г№4 С.32-36
16. КОБЕЛЕВА А.А.ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ И
СТРУКТУРА.Южный институт менеджмента (г. Краснодар)ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯМ 4. 2017г3.С
17. Лебедева.М. Ю,Веселовская.Т. С, Купрещенко.О. Ф.Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд..Perspectives of Science &Education. 2020, Vol. 46, No.4.p519
18. Макаревич.Д.А.Страны БРИКС в мировой экономике. Управление экономическими системами: электроннный научный журнал. № 10 (82) .2015.С.9.
19. Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Очирова Г.Н., Плетнева Ю.Э. Государственные стипендиальные и грантовые программы на обучение за рубежом как фактор развития человеческого капитала: российский и зарубежный опыт // Logos et Praxis. - 2021. - Т. 20, No 1.-С. 65-77.
20. Романова, А. С. Человеческий капитал в системе устойчивого развития / А. С. Романова // Труды БГТУ - Минск : БГТУ, 2015. - № 7 (180). - С. 310-315.
21. Сагинова.О.В,Плеханова.Г.В.Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности.№1, 2004г, С.15-25.ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ ИМ.
22. Смирнова.Л.Н. кандидат политических наук, старший научный сотрудник ЦЭМИ РАН,эксперт РСМДНаучно-образовательное сотрудничество - основа инновационной модели отношений России и Китая.май 2016,№3.С.12
23. Федчук А.А.,Тенденции развития образования как важнейший фактор политики сотрудничества стран БРИКС.Вестник университета.2015.
24. Хомяков М.Б., Панова В.В., Пискулова Н.А., Абрамова А.В. БРИКС - новый формат многосторонних отношений. Доклад Глобальному Университетскому Саммиту БРИКС - М.: МГИМО-Университет, 2015. 40 с.
25. Хуан Маосин. Сотрудничество БРИКС: укрепление интерактивного развития научно-технических инноваций и образовательного прогресса. "Guangming Daily". 26 июля 2018 г, 11-е издание. (Ж^ЖЖЖВЖЖЖ: ЙЙЖКЖ'ЖЖЙЙЙЖЖ^Ж®. <ЖВД0 Ю .2018 Ж 07 й 26 0 11 ж.)
26. Черепанова И. А. .Сетевой университет: опыт научно-образовательного сотрудничества БРИКС // The Newman in Foreign Policy. 2018. № 43 (87). C.59-62.
27. Чжао Минвэнь,Анализ перспектив сотрудничества стран БРИКС, Мир и развитие, № 5, 2011. ®Ж±: ШЖЖЖВЖЖЖЖШ, ОЖЖЖЬ 2011 ЖЖ 5 ж.
28. Goodwin.N.R Five Kinds of Capital: Useful Concepts for Sustainable Development. G.DAE Working Paper No. September 2003.№0307 .С5-6.
29. Jacira W.R. BRIC’s Education Challenge to Economic Development.January 2018.Journal of Education & Social Policy , Vol. 5, No. 3, September 2018.The University of New South Wales (UNSW Sydney) Australia.p85-89
30. J.K. Anttila-Hughes. Essays on Sustainable Development and Human Capital. Columbia
University, May 14, 2012.С.2.
31. SHABUNOVA A. A, LEONIDOVA .G.V.HUMAN CAPITAL AS AN INDICATOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE TERRITORYECONOMIC AND SOCIAL CHANGES.Institute of Socio-Economic Development of Territories of RAS.№ 5 (17) 2011гю С.89-101.
32. Surinder Batra.Strengthening human capital for knowledge economy needs: An Indian perspective.September 2009Journal of Knowledge Management. №13(5).p.345-358.
Статистические сборники и отчеты :
33. 4thMeeting ofBRICSMinisters of Education New Delhi, NEW DELHI DECLARATION ON EDUCATION.30-September-2016.URL:https://www.ranepa.ru/(Датаобращения: 23.7.2021)
34. 5th Meeting of BRICS Ministers of Education.BEIJING DECLARATION ON
EDUCATION.Beijing, July 5, 2017.URL :
https://nkibrics.ru/posts/show/595e57de62726924db0d0000.(Датаобращения: 26.7.2021)
35. 8thBRICS Science, Russian.Technology and Innovation (STI) Ministerial Meeting.BRICS STI Declaration.November.13.2020,URL:https://brics-russia2020.ru/.(датаобращения: 11.11.2021)
36. BRICS Ministers of Education Joint Declaration 6 July 2021.Indian.URL:https://brics2021.gov.in/.(датаобращения: 12.12.2021)
37. Brasilia, March 2, 2015.Declaration of the II Meeting of BRICS Ministers of Education: Brasilia Declaration.URL:http://www.brics.utoronto.ca/docs/150302-education.html.(датаобращения : 14.10.2021)
38. Committee for Evolution of the New Education Policy (Ministry of HRD, Government of
India).National University of Educational Planning
and Administration.T.S.R. Subramanian.Chairman.No.F. 01/NEP-2015.4.30.2016
39. Education 2030: Incheon Declaration and Framework for Action for the implementation of Sustainable Development Goal 4: 2016.(дата обращения: 29.11.2021) URL:unesco.org.
40. International higher education: shifting mobilities, policy challenges, and new initiatives.Global Education Monitoring Report Team , Institute of International Education (USA). Center for Academic Mobility Research and Impact.2018.ED/GEMR/MRT/2018/P1/29/REV.p31
41. Meeting of BRICS Ministers of Labour and Employment 9th of October 2020.URL:https://brics-russia2020.ru/.(датаобращения: 11.11.2021)
42. Moscow/Russian.Declaration of the X Meeting of BRICS Ministers of Health“16” November, 2020.URL:https://brics-russia2020.ru.(датаобращения: 16.11.2021)
43. OF THE 7th MEETING OF BRICS MINISTERS OF EDUCATION.21 October
2020.URL:https://nkibrics.ru/.(,n,aTaобращения: 9.6.2021)
44. SINGH KISHORE.Brics and education law: Notices of the expert of the XI Session of the Euro-Asian law Congress .United Nations, Paris, France.HERALD OF THE EURO-ASIAN LAW CONGRESS.№1.2018 .p122-129
45. The World Development Report 2018 (WDR 2018): World Bank.2018.p.319
46. The 6th BRICS Education Ministers Meeting.CAPE TOWN DECLARATION ON EDUCATION AND TRAINING.10 JULY 2018.URL:https://nkibrics.ru/pages/summit-docs.(Дaтaобращения: 30.7.2021)
47. UNESCO Education Strategy. statistical compendium / 2014-2021.2021.UNESCO.p.61
48. I саммит БРИК - Совместное заявление лидеров стран БРИК (г Екатеринбург, Россия, 16 июня 2009 года).П саммит БРИК - Совместное заявление глав государств и правительств стран - участниц БРИК (г. Бразилиа, Бразилия, 15 апреля 2010 года)1Ж1,: https://nkibrics.ru/pages/summit-docs.(Дaтa обращения: 3.7.2021)
49. III Встреча министров образования БРИКС.Московская декларация.Москва, 18 ноября 2015 г URL: https://nkibrics.ru/posts/show/564f6b9f627269490c2e0000.(Дaтa обращения: 17.7.2021)
50. IV саммит БРИКС - Делийская декларация (г. Нью Дели, Индия, 29 марта 2012 годa)URL:https://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs.(Дaтa обращения: 2.7.2021)
51.
51. VII саммит БРИКС.Уфимская декларация. 9 июля 2015 года.1Ж1,:
https://www.nkibrics.ru/(Дaтa обращения: 8.6.2021)
52. Пятая встреча министров образования БРИКС подписала Пекинскую декларацию по обрaзовaнию.5.7.2017.URL:http://www.gov.cn/xinwen/2017-07/05/content_5208246.htm.(Дaтa обращения:1.7.2021)
53. Декларация Гоа, Индия 2016 г VIII саммит БРИКС. URL: https://nkibrics.ru/pages/summit-docs(дата обращения: 4.8.2021)
54. Декларация Бразилиа, Бразилия,2019 rXI саммит БРИКС.URL:https://nkibrics.ru/pages/summit-docs.(Дaтa обращения: 4.8.2021)
55. Делийская декларация ,Индия, 2021 г.ХШ саммит
БРИКС.URL:https://nkibrics.ru/pages/summit-docs.(Дaтa обращения: 4.8.2021)
56. Йоханнесбургская декларация Десятого саммита БРИКС.26 июля 2018 годa.URL:http://kremlin.ru/supplement/5323.(Дaтa обращения: 8.6.2021)
57. Набросок тринадцатого пятилетнего плана народно-экономического и социального развития Китайской Народной Республики(Ф^ЛКЛ^ ЙЙК^'^^^^Ж^^+Нф
Е Д- Й й ^й М ).URL: http://www.gov.cn/xinwen/2016-03/17/content_5054992.htm.(дaтa обращения: 9.11.2021)
58. Министерство культуры Ростовской области.21.февраля.2013г
URL:mhtml:file://C:UsersUserDownloadsMy3.mht.(,n,aTaобращения: 12.7.2021.)
59. МИНОБРНАУКИ РОССИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫ Й УНИВЕРСИТЕТ05.07.2019 № 744/ОД
60. Московская декларация. Москва, 18 ноября 2015 г URL: http://brics2015.ru/load/794540(дата обращения: 21.10.2022)
61. Меморандум о взаимопонимании о создании сетевого университета БРИКС в URL: https://infobrics.org/files/pdf/112.pdf(дата обращения 22.05.2021)
62. Московская декларация Россия, 2020 г.ХП саммит
БРИКС.URL:https://nkibrics.ru/pages/summit-docs.(Дaтa обращения: 4.8.2021)
63. Меморандум о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций между Правительством Федеративной Республики Бразилии, Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Индии, Правительством Китайской Народной Республики и Правительством Южно-Африканской Республики. URL:
65. https://www.ruscable.ru/other/41d543fc4dad676fa165.pdf7ysclidH3rtyuz3m5
Сямэньская декларация , Китай, 2017 г IX саммит
https://nkibrics.ru/pages/summit-docs(дата обращения: 4.8.2021)
БРИКС/URL
66. Форталезская декларация , Бразилия, 2014 г VI https://nkibrics.ru/pages/summit-docs(дата обращения: 4.8.2021)
саммит БРИКС/URL
67. Форталезская декларация (принята по итогам шестого http://www.brics.mid.ru/12.09.2015.(дата обращения:10.10.2021)
саммита БРИКС)URL
68. Этеквинская декларация ,ЮАР, 2013 EV
https://nkibrics.ru/pages/summit-docs(дата обращения: 4.8.2021)
саммит БРИКС.ЦКЬ
Книги:
69. Carnoy, М. М. Carnoy, P. Loyalka, M. Dobryakova[et al.] University Expansion In A Changing
Global Economy. Triumph Of The BRICs? / - Stanford : Stanford University Press, 2013. -
404 p
70. Киртон Дж.Дж. Институциональное развитие БРИКС // Вестник международных
организаций. Образование. Наука. Новая экономика. 2015. C.9-25 URL:
https://iorj .hse.ru/data/2016/10/04/1082348188/%D0%92%D0%B5%D 1%81 %D 1 %82%D0%BD %D0%B8%D0%BA_2015_02_%D 1 %82%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D 1 %80.pdf? ysclid=l3rtjrnwop
71. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» .Факультет мировой экономики и мировой политики.Сетевой университет БРИКС.Дайджест новостей Сетевых университетов. Декабрь 2020.С.21.
72. Организация Объединенных Наций.ЕСЕ/СЕ8/2016/2.Экономический и Социальный Совет. 15 February 2016.ECE/CES/2016/2.
73. Эльц Е.Э.Образовательная интеграция в формате БРИКС :вопросы взаимодействия.России,Бразилии,ЮАР.С.2URL:https://risa.ru/images/12theses/5-17/2-elts.pdf.
Интернет-ресурсы и электронные базы данных :
74. URL:https://www.oecd-ilibrary.org/(Дата обращения: 5.28.2021) -сайт ОЭСР
75. URL:https://www2.fundsforngos.org/ (Дата обращения6.1.2021)-сайт fundsfor NGOs
76. URL:https://www.sinoss.net/2019/0613/87751.html. ( Дата обращнния : 3.6.2021 ) -сайт Информационная сеть гуманитарных и социальных наук Китайского университета
77. URL:https://www.5top100.ru/.(Дата обращения : 3.6.2021)-сайт Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
78. URL:http://www.stats.gov.cn/.(Дата обращения : 5.6.2021)-сайт Национальное бюро
статистики Китая.
79. URL:https://archive.org/.(Дата обращения: 6.6.2021)-сайт Internet Archive
80. URL:https://prezi.com/.(Дата обращения : 7.6.2021)-сайт Brazil Economic Development by David Genis
81. URL:https://brics-russia2020.ru/.(Датаобращения: 7.6.2021 ) -сайт саммит БРИКС 17 ноябя 2020
82. URL:https://www.nkibrics.ru/.(Дата обращения : 8.7.2021)-Национальный комитет по исследованию БРИКС
83. URL:http://www.brics.utoronto.ca/docs/210706-education.pdf.(Дата обращения: 3.8.2021)
84. URL:https://nkibrics.ru/pages/about-cce-сайт Национальный комитет по исследованию БРИКС
85. URL:http://jingji.cctv.com/2017/09/19/ARTIKJDnAqHTYmSa45yDGm72170919. shtml.(дата обращения : 3.12.2021 ) -е-айт Китайское центральное радио и телевидение CCTV Экономическая сеть
86. URL:https://www.kommersant.ru/doc/3568563.(дата обращения: 5.12.2021)-сайт Коммерсантъ
87. URL:http://www.china.com.cn/opinion/theory/2020-05/05/content_76008123.htm.(дата обращения: 9.12.2021) -сайт Китайская сетевая технология
88. URL:https://www.oecd.org/gov/37840122.pdf.(дата обращения: 14.12.2021) -сайт ОЭСР
89. URL:http://www.niepa.ac.in/.(дата обращения : 12.12.2021 ) -сайт National University of Educational Planning and Administration.
90. URL:https://blog.sciencenet.cn/blog-359436-910739.html.датаобращения: 14.12.2021 ) -сайт
Китайская научная сеть
91. URL: www. пи-Ьпсз.ги.(Дата обращения 10.10.2021)-сайт BRICS Network Univeristy.
92. URL:https://www.qs.com/portfolio-items/2019-qs-world-university-rankings-Ьrics-supplement/(д ата обращения:12.12.2021) -сайт QS Quacquarelli Symonds Limited
93. URL:https://wenr.wes.org/2017/09/beyond-science-without-borders-brazil-retools-its-internationa lizat on-scheme.(дата обращения: 29.11.2021) -сайт WENR World Education Neves+Reviews
94. URL:https://rosstat.gov.ru/folder/12879.2020.(датаобращения: 19.10.2021) -сайт Федеральная служба государственной статистики.
95. URL:https://www.marketologi.ru/.(дата обращения: 4.5.2021) -сайт Гильдия маркетологов
101 Си Цзиньпин присутствовал и выступил с программной речью на открытии 2-го
-80-
111 URL:http://www.china.com.cn/opinion/theory/2020-05/05/content_76008123.htm.(дата