Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения взаимосвязи личностных особенностей родителей и стилей воспитания детей 9
1.1 Подходы к изучению стиля родительского воспитания в психологии 9
1.2 Личностные особенности родителей, влияющие на стиль отношения к ребенку 23
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей родителей и стилей воспитания детей 37
2.1 Организация и методики исследования 37
2.2 Результаты исследования стилей воспитания детей 41
2.3 Результаты изучения личностных особенностей родителей 44
2.4 Обсуждение результатов взаимосвязи личностных особенностей родителей и стилей воспитания детей 49
Заключение 57
Список используемой литературы 60
Приложение А Результаты изучения стиля родительского воспитания 63
Приложение Б Результаты изучения личностных особенностей родителей 65
Приложение В Результаты взаимосвязи личностных особенностей родителей и стилей воспитания детей 68
Актуальность темы исследования. Семья - это социальный институт, основанный на добровольном союзе мужчины и женщины и сопровождающийся созданием совместной семьи, рождением и воспитанием детей.
Семья является важной ценностью в жизни и развитии каждого человека. Она имеет огромное значение в жизни общества и нации, а также в воспитании подрастающего поколения. Высшей ценностью общества является здоровая, крепкая, дружная и счастливая семья.
Семейная среда должна сочетать в себе воспитание, личные качества родителей и домашнюю обстановку. Образ жизни в семье влияет на развитие личности ребенка и его самовосприятие.
Воспитание в семье осуществляется по следующим направлениям: физическое, эстетическое, профессиональное, интеллектуальное и нравственное (по мере роста ребенка).
Главная цель семейного воспитания - развить важные личностные качества и помочь ребенку справиться с жизненными трудностями. К важным задачам воспитания относятся развитие творческих способностей, интеллекта, культуры, физического здоровья и первого трудового опыта. В целом, счастье и благополучие следующего поколения зависит от семьи. Именно родители являются первыми воспитателями.
Семейное воспитание является основой для формирования и развития личности. Стиль воспитания, как стиль взаимоотношений ребенка в семье, отражает степень заботы, контроля и опеки, близость эмоциональных отношений между родителем и ребенком (эмоциональная теплота или холодность), характер управления родительским поведением (авторитарный, либеральный, демократический), степень запрета (разрешительный или ограничительный).
Однако современные социальные тенденции показывают актуальность вопросов семейного воспитания. Это отражается на материальном и моральном здоровье семьи и порождает большое количество социальных проблем.
- рождение детей вне брака;
- материальные трудности в семье;
- трудности во взаимоотношениях между членами семьи;
- злоупотребление наркотиками и алкоголем;
- уклонение от обязанностей по воспитанию детей.
В результате этих тенденций количество неблагополучных семей в нашей стране резко возросло. Их число достигло сотен тысяч. По мнению некоторых ученых, современная ситуация в семье находится в глубоком кризисе. Это связано с тем, что социальный статус семьи стремительно снижается.
Большинство исследователей считают стиль семейного воспитания одним из основных параметров, определяющих качество детско- родительских отношений, однако вопрос о психологической совместимости родителей и детей и влиянии личностных особенностей родителей и детей на предпочитаемый ими способ отношений с детьми еще далек от окончательного разрешения. Существует множество исследователей, которые анализировали семьи и соответствующие стили семейного воспитания (А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер, А.Е. Личко и другие). Имеются данные о том, что негативные личностные особенности родителей приводят к различным нарушениям в воспитании (А.И. Захаров, А. Адлер). Кроме того, во многих работах рассматривается влияние стилей семейного воспитания на эмоциональные нарушения и социальную адаптацию детей. В них выявлены различные типы стилей семейного воспитания, которые влияют на формирование низкого уровня социальной адаптации и высокого уровня стресса у детей.
Взаимосвязь личностных особенностей родителей и стилей воспитания детей является одной из ключевых проблем современной психологии. Исследования показывают, что личностные характеристики родителей оказывают значительное влияние на выбор и применение ими того или иного стиля воспитания....
Семейное воспитание - это совокупность методов и приемов, с помощью которых родители целенаправленно воздействуют на своих детей. Существует множество особенностей семейного воспитания, которые определяются индивидуальностью уклада жизни каждой семьи. Семейное воспитание очень важно для формирования и развития каждого ребенка, так как именно в семье формируются его первоначальные склонности и знакомство с окружающим миром и людьми. Стиль семейного воспитания - это то, как родители относятся к своим детям, и он имеет педагогические последствия, которые проявляются в речевом обращении и взаимодействии. Стиль семейного родительства может быть авторитарным, либеральным, разрешительным и демократическим. Однако, по мнению И.С. Кона, родители не всегда практикуют один стиль воспитания, а чаще применяют эклектичный подход.
Выбор стиля семейного воспитания во многом зависит от личностей детей и родителей, семейных традиций и семейной морали. Воспитание самих родителей также оказывает огромное влияние. Существует взаимосвязь между личностью родителя и его отношением к ребенку. Влияние отца и матери на формирование ребенка обширно. Дети, которые растут в атмосфере любви и понимания, испытывают меньше трудностей в чувствах и взаимодействии со сверстниками, и, наоборот, принципиальная неспособность поддерживать отношения ребенка с матерью может привести к различным эмоциональным трудностям и сложному развитию.
На базе ГБУЗ СО ТЛРЦ «Ариадна» было организовано и проведено исследование в основу которого была положена гипотеза о том, что существует некоторая взаимосвязь личностных особенностей родителей и стилей воспитания детей, а именно связь между авторитарным стилем семейного воспитания и тревожностью; связь между либеральным стилем семейного воспитания и низким интеллектом; связь между либеральным стилем семейного воспитания и недобросовестностью; связь между либеральным стилем семейного воспитания и жестокостью; связь между либеральным стилем семейного воспитания и дипломатичностью; связь между либеральным стилем семейного воспитания и радикализмом; связь между либеральным стилем семейного воспитания и зависимостью; связь между индифферентным стилем семейного воспитания и тревожностью.
В исследовании приняли участие 40 семей (по одному представителю от семьи - из них 31 женщина и 9 мужчин). В каждой семье имеется ребёнок в возрасте 4-5 лет.
Для изучения взаимосвязи между выбранным семейным стилем воспитания и личностными характеристиками родителей были использованы следующие психодиагностические методики: методика «Стили семейного воспитания» (С.С. Степанов); методика «Многофакторный личностный опросник 16PF (Р. Кеттелл); методика «Шкала тревожности» (Дж. Тейлор).
По итогам исследования были получены следующие результаты:
- большинство родителей придерживаются авторитетного (демократического) стиля воспитания, который включает в себя уважение к мнению ребенка и совместное принятие решений;
- родители характеризуются высоким самоконтролем, повышенной социальной смелостью, самодостаточностью, настойчивостью, эмоциональной устойчивостью. Это значит, что родители обладают высокой степенью контроля над своим поведением и эмоциями, уверенностью в себе и своих способностях, легко находят общий язык с детьми, не нуждаются в постоянной поддержке и мотивации со стороны других. Они настойчивы в достижении своих целей и устойчивы к стрессам и негативным эмоциям;
- большинство родителей имеют средние показатели тревожности с тенденцией к низкому уровню, что проявляется в редких переживаниях и беспокойстве. Физические симптомы обычно отсутствуют;
- статистическая обработка данных показала, что имеется обратная связь между авторитарным стилем семейного воспитания и тревожностью (р<0,05); обратная связь между либеральным стилем семейного воспитания и низким интеллектом (р<0,05); прямая связь между либеральным стилем семейного воспитания и недобросовестностью (р<0,05); обратная связь между либеральным стилем семейного воспитания и жестокостью (р<0,05); прямая связь между либеральным стилем семейного воспитания и дипломатичностью (р<0,05); обратная связь между либеральным стилем семейного воспитания и радикализмом (р<0,05); прямая связь между либеральным стилем семейного воспитания и зависимостью (р<0,05); прямая связь между индифферентным стилем семейного воспитания и тревожностью (р<0,05)...
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и Свободы // Аргументы и факты. 2013. 66 с.
2. Анкудинова Н. Е. О развитии самосознания у детей // Дошкольное воспитание. 2013. № 2. С.23-56.
3. Анкудинова Н. Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1 4 классов учебной деятельности // Вопросы психологии. 2014. № 3. С.17-23.
4. Антонян Ю. М., Самовичев Е. Г. Роль самоидентичности в генезисе некоторых форм девиантного поведения. М. : Сфера, 2003. 321 с.
5 .Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Речь. 2001. 289 с.
6. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2015. № 4. С.33-39.
7. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослога: Автореф. дис. ...канд. психол. наук: 19.00.05; Пенз. гос. университет им. Белинского. Самара. 2000. 22 с.
8. Вагенас Э. Динамика агрессивности у дошкольников в условиях разных стилей воспитания: Автореф. дис. канд.психол.наук: 19.00.07; Моск. пед. гос. университет им. Ленина. М.: 2014. 28 с.
9. Валлон А. Истоки характера у детей (Часть3.Самосознание.) // Вопросы Психологии. 2017. №6. С. 121-133.
10. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М .: АСТ. 2003. 328 с.
11. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М. : Логос, 2005. 197 с.
12. Выготский Л. С. Конкретная психология человека // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 2018. № 1. С. 52 65.
13. Выготский Л. С. Кризис семи лет: Собр. сочинений. Т. 4. М. : Педагогика, 2004. С. 376 385.
14. Выготский Л. С. Методика рефлексологического и психологического исследования. Собр. сочинений. Т. 1. М. : Педагогика. 2002. С. 43 62.
15. Гейци Э. Д. Влияние стиля воспитания в семье на самооценку ребенка дошкольного возраста: Активность личности. Новосибирск. 2014. Ч.3. С. 209-216...(32)