ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 9
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОВЕНЬСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 29
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОВЕНЬСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Динамичное изменение внешней среды должно постоянно учитываться органами местного самоуправления. Кроме того, возникает необходимость повсеместно решать проблемы, возникающие при развитии и функционировании муниципалитета, достигая при этом предельно результативного использования ограниченных ресурсов за ограниченные временные сроки. В данном случае именно проектное управление выступает наиболее целесообразным инструментом для решения такого рода задач.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, на сегодняшний день в практике местного самоуправления наблюдается ряд нерешенных проблем. Кроме того, сама система муниципального управления все еще находится в стадии реформирования, что обусловлено ежегодным внесением поправок в Федеральный закон №131-ФЗ. Деятельность местной администрации должна быть сосредоточена на обеспечении стабильного функционирования и развития муниципалитета, удовлетворении потребностей граждан в различных муниципальных услугах и, в конечном счете, на улучшение качества жизни населения муниципального образования. Зачастую возникает ситуация, когда в рамках текущего функционирования далеко не все вопросы получается разрешать эффективно, что формирует предпосылки поиска и внедрения инновавационных моделей управления, в том числе управления проектами.
Во-вторых, уже несколько лет на первый план выходит проблематика организации стратегического управления городами, районами и поселениями. На сегодняшний день в большинстве муниципальных образований приняты стратегии либо программы социально-экономического развития до 2020, 2025 или 2030 гг., однако факт наличия утвержденного документа стратегического планирования далеко не всегда отражает повышение качества управленческой деятельности и улучшение социально¬экономической ситуации. К сожалению, многие стратегии остаются номинальными документами, реально не действующими. Организация проектного управления позволяет создать связующее звено между решением стратегических задач и текущей деятельностью органов местного самоуправления.
В-третьих, актуальным является развитие проблематики проектного управления на материале муниципальных образований Белгородской области. С 2010 года в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области, а также в органах местного самоуправления внедряется система управления проектами, в рамках которой определяются условия и порядок применения принципов проектного управления, алгоритм взаимодействия бизнес-сообщества и власти, регламентируется персональная ответственность межотраслевой команды проекта. В настоящее время требует совершенствования механизм программно-целевого управления территорией, в этой связи перспективным представляется установление взаимосвязи между управленческими проектами и муниципальными программами.
В-четвертых, представляется актуальным обращение к вопросам организации проектного управления в целях дальнейшего развития управленческой науки. Необходимо с научных позиций обособить проектное управление в государственной и муниципальной сферах от проектного управления в бизнес-структурах, уточнить понятия и выделить признаки управленческого проекта и проектной деятельности, связав их с вопросами комплексного развития территорий и отдельных сфер жизнедеятельности.
Степень научной разработанности темы. В последнее время в трудах российских ученых А.С. Козлова, А.Ф. Наумова, А.А. Захаровой, О.Г. Прикот, А.С. Родикова, И.В. Никулина, В.И. Новосельцева, Д.А. Новикова все больше внимания уделяется теоретическим и практическим проблемам осуществления проектного управления1. При этом в работах В.Л. Винокуровой, Л.К. Курамышева, В.Н. Фунтова наибольшее значение придается вопросам управления проектами на уровне предприятий различных отраслей народного хозяйства.
Имеется ряд научных исследований А.О. Скопина, Т.В. Соловьевой, посвященных изучению различных аспектов применения проектного подхода в управлении региональной экономикой.
В научной литературе с недавних пор определенное внимание стало уделяться вопросам применения проектного подхода в государственном и муниципальном управлении, данным вопросам посвящены работы А.Г. Давыдова, Д.В. Погорелова, А.С. Харитоненкова, В.В. Яновского.
Вопросы профессиональной подготовки проектных менеджеров исследуют Я.Г. Зинченко, М.М. Романова, Т.Л. Стенина .
Профессиональная компетентность муниципальных служащих в управлении муниципальными проектами изучается весьма ограниченным кругом исследователей (Н.Ю. Пехова, Ю.В. Саркисян ).
Несмотря на то, что проектное управление на сегодняшний день рассмотрено многими авторами, тем не менее, специфические аспекты организации проектного управления в муниципальном образовании изучены недостаточно.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью достижения более высокого качества проектного управления в муниципальной сфере и недостаточной теоретической разработанностью вопросов использования методов проектного управления в процессе решения задачи стратегического развития территории муниципального образования.
Объект выпускной квалификационной работы - проектная деятельность в рамках управления муниципальным образованием.
В качестве предмета выпускной квалификационной работы выступают механизмы организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы организации проектного управления в муниципальном образовании.
2. Проанализировать практику организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
3. Предложить направления по совершенствованию организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступили научные труды и разработки А.Г. Давыдова, Д.В. Погорелова и В.В. Яновского, в которых раскрываются особенности реализации проектного управления в муниципальной сфере, а также материалы исследований Н.Ю. Пеховой, Ю.В. Саркисян и Г.Л. Стениной, в которых раскрываются содержание проектной компетентности муниципальных служащих и требования к уровню её развития.
В процессе подготовки исследования были использованы методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, а также качественный анализ нормативных документов. Также применялись методы субъектно-объектного и структурно-функционального анализа, приемы статистического и проектного анализа, теоретического моделирования, метод анкетирования.
Эмпирическую базу исследования составили:
1) Нормативно-правовые акты регионального уровня, регулирующие вопросы проектного управления на территории Белгородской области.
2) Положение об управлении проектами в органах местного самоуправления администрации Ровеньского района Белгородской области, нормативно-правовые акты отдела по управлению проектной деятельностью, должностные инструкции сотрудников отдела, проектная документация.
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования его мероприятий для развития организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех разделов, заключения и списка источников и литературы, приложений.
Проекты в муниципальном управлении принципиально отличаются от программ по наличию конкретной цели, измеримостью результатов, наличию контрольных точек и др. Управление проектами на муниципальном уровне представляет собой деятельность, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели, сроки исполнения, конкретные исполнители, бюджет, контрольные события, рабочие группы и руководители для достижения заранее определенных социально-экономических результатов.
В качестве объектов управления проектом выступают объемы работ и виды работ по проекту; стоимость проекта; временные параметры; ресурсы, требуемые для осуществления проекта, ограничения по ресурсам; качество проектных решений и др. Субъектами управления выступают активные участники проекта. Структурной единицей является команда проекта. Процесс управления осуществлением проекта реализуется посредством прямой и обратной связей между субъектами и объектами управления.
Функции по организации проектной деятельности в администрации Ровеньского района закреплены за подотделом по управлению проектами. Координирующий орган реализации проектов - администрация муниципального района «Ровеньский район», осуществляющая организационное сопровождение и мониторинг разработки и реализации проектов.
Основные подходы к организации проектной деятельности в Ровеньском районе закреплены в положении «Об управлении проектами в муниципальном районе «Ровеньский район» Белгородской области».
На основании проведенного исследования, в организации проектного управления администрации Ровеньского района были выявлены следующие проблемы: наличие бюррократических и профессионально-образовательных барьеров в развитии проектной деятельности; низкое количество социальных проектов.
С целью повышения качества проектной деятельности в муниципальном образовании предлагается к реализации проект: «Повышение качества проектной деятельности в Ровеньском районе». Его целью является развитие проектных умений и навыков муниципальных служащих Ровеньского района, занятых в проектной деятельности. Основными задачами внедрения проекта являются: обоснование мер по повышению проектной компетентности муниципальных служащих, задействованных в организации проектной деятельности Ровеньского района; обоснование процедуры конкурсного отбора проектов в Ровеньского районе Белгородской области.
Реализация проекта предполагает выполнение следующих мероприятий: формирование и развитие проектной компетентности муниципальных служащих, задействованных в проектной деятельности Ровеньского района Белгородской области; внедрение процедуры конкурсного отбора проектов в Ровеньском районе Белгородской области. Первое мероприятие связано с повышением уровня проектной компетентности руководителей муниципальных органов власти; совершенствованием системы подготовки и проектного развития муниципальных служащих с использованием современных методов обучения; профессиональной социализацией. Второе - с проведением специального конкурса, направленного на поиск наиболее важных для Ровеньского района социально-экономических проектов.
Целенаправленная работа по повышению качества проектной деятельности в Ровеньском районе, в первую очередь, позволит: создать эффективный механизм подбора кадров в области управления проектами на основании проектных умений и навыков; осуществлять управление развитием профессиональных качеств муниципальных служащих и специалистов в области реализации проектов; повысить объективность в оценке результатов проектной деятельности при проведении аттестации;
повысить авторитет муниципальных служащих в области проектной деятельности и, в целом, престиж муниципальной службы.
На основании проведенного анализа, нами был выработан ряд практических рекомендаций в адрес администрации Ровеньского района.
- предусмотреть финансовое обеспечение за счет местного бюджета повышение мотивации сотрудников путем денежного стимулирования участников проектной деятельности по кварталам при успешной реализации проектов;
- развитие прогрессивной системы мотивации муниципальных служащих, позволяющей стимулировать наиболее перспективных работников;
- создание на сайте администрации доски почета участников организации проектного управления администрации Ровеньского района; организации постоянной рубрики в местных СМИ по распространению положительного опыта работы участников проектной деятельности;
- обеспечить своевременное информационное наполнение и сопровождение сайта органов местного самоуправления Ровеньского района, а именно: разработать и создать активную страницу отдела проектной деятельности подотдела по управлению проектами администрации, включающую информацию о его деятельности, структуре отдела, о ходе реализации проектов на территории муниципального района;
- реализовать предложенный в выпускной квалификационной работе проект «Повышение качества проектной деятельности в Ровеньском районе».
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. Об утверждении Положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Белгородской области от 31 мая 2010 г. № 202-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
3. О создании отраслевых экспертных комиссий по рассмотрению проектов [Электронный ресурс] : Распоряжение губернатора Белгородской области от 29 апреля 2011 г. № 279-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
4. О формировании и использовании премиальных выплат участникам разработки и реализации проектов [Электронный ресурс] : Постановление губернатора Белгородской области от 12 января 2011 г. № 2 (ред. от 20.07.2012 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
5. Об утверждении порядка определения уровня профессионального соответствия проектных специалистов [Электронный ресурс]: Распоряжение Губернатора Белгородской области от 22 июня 2012 г. № 408-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
6. Об утверждении регламента администрирования проектов в органах исполнительной власти, государственных органах Белгородской области [Электронный ресурс] : Распоряжение губернатора Белгородской области от 22 ноября 2012 г. № 794-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
7. Об утверждении Положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области [Электронный ресурс] : Постановление правительства Белгородской области от 31 мая 2010 г. № 202-пп (ред. от 06.11.2012) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
8. ГОСТ Р 54869-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.dkp31.ru/sites/default/files/doc/gost_r_548692011_proektnyy_menedzhment_trebovaniya_k_upravleniyu_proektom.
9. Белоусова, Н.В. Проектная технология как средство реализации новшеств в процессе инновационного развития образовательного учреждения [Текст] : автореферат дис. канд. пед. наук / Н.В. Белоусова. - М., 2012. - 26 с.
10. Бикмурзин, Р. Проектное управление: что это такое в реальности?
[Электронный ресурс] / Р. Бикмурзин // HR-портал : HR-сообщество и публикации : [сайт] / Сообщество HR-Менеджеров. - М., 2015. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/blog/proektnoe-upravlenie-chto-eto-takoe-v-realnosti-chast-1-prakticheskiy-smysl.html.
11. Вачегин, А. Функциональное и проектное управление: единство и борьба противоположностей [Текст] / А. Вачегин // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2012. - 9 февраля.
12. Винокурова, В.Л. Формирование системы аналитических и проектных процедур в сфере стратегического управления предприятием [Текст]: автореферат дис. канд. эконом. наук / В.Л. Винокурова. - Курск, 2012. - 24 с.
13. Давыдов, А.Г. Структурные механизмы реализации проектного управления в органах власти [Текст] / А.Г. Давыдов // Власть. - 2014. - № 4. С. 58-60.
14. Данилов, М.Н. Ключевые аспекты профессиональной подготовки к проектной деятельности студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление» [Текст] / М.Н. Данилов // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 9. - С. 2-3.
15. Дмитриев, А.В. Методика внедрения проектного подхода в управление социальным развитием российских регионов [Электронный ресурс] / А.В. Дмитриев // Науковедение : интернет-журнал. - 2015. - № 1. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-1-13.html.
16. Зинченко, Я.Г. Как приобрести управленческие компетенции [Текст] / Я.Г. Зинченко // Власть. - 2012. - № 10. - С. 69-72.
17. Иванов, В.В. Муниципальный менеджмент [Текст] / В.В. Иванов, A. Н. Коробова. - М. : Инфра-М, 2013. - 718 с.
18. Ивасенко, А.Г. Управление проектами [Текст] / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, М.В. Каркавин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 336 с.
19. Козлов, А.С. Методология управления портфелем программ и проектов [Текст] / А.С. Козлов. - М.: Проектная практика, 2012. - 194 с.
20. Кулькова, В.Ю. Проектный менеджмент [Электронный ресурс] /
B. Ю. Кулькова // Государственное управление. Электронный вестник. - 2015. - № 25. - Режим доступа: http://e-jounal.spa.mu.ru/vesnik/item/25_2015kulkova.html.
21. Курамышев, Л.К. Проектное управление предприятием [Текст] / Л.К. Курамышев. - М.: Лаборатория книги, 2012. - 76 с.
22. Лапыгин, Ю.Н. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности [Текст] / Ю.Н. Лапыгин. - М.: Омега-Л, 2012. - 252 с.
23. Матвеева, Л.Г. Управление проектами [Текст] / Л.Г. Матвеева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 423 с.
24. Наумов, А.Ф. Инновационное проектирование и проектное управление [Текст] / А.Ф. Наумов, А.А. Захарова. - Саратов: ПАГС, 2013. - 117.
25. Наумов, Н.Д. Современные технологии управления на проектной основе [Текст] / Н.Д. Наумов, О.Г. Прикот, А.С. Родиков. - Нижневартовск : Изд-во Нижневартовского гуманитарного университета, 2012. - 126 с.
26. Никулин, И.В. Оценка проектных рисков в системах взаимного рефлексивного управления [Текст] / И.В. Никулин, В.И. Новосельцев. - Воронеж : Науч. кн., 2012. - 125 с.
27. Новиков, Д.А. Управление проектами: организационные механизмы [Текст] / Д.А. Новиков. - М. : ПМСОФТ, 2013. - 140 с.
28. Отчёт Губернатора Белгородской области Е.С. Савченко о результатах деятельности Правительства Белгородской области в 2016 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.savchenko.ru/article/2057.html.
29. Пескова, А.А. Конституционно-правовые гарантии права на судебную защиту при управлении муниципальной собственностью [Текст] / А.А. Пескова // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. - 2015. - № 2. - С. 77-79.
30. Пехова, Н.Ю. Компетентность в управлении муниципальными проектами [Текст] / Н.Ю. Пехова // Перспективы науки. - 2014. - № 26. - С. 71-76.
31. Пиптюк, А.Н. Проблемы правового регулирования и реализации полномочий органов местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности [Текст] / А.Н. Пиптюк // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2012. - № 40. - С. 93-99.
32. Погорелов, Д.В. Проектное управление как инструмент повышения качества государственного и муниципального управления [Электронный ресурс] / Д.В. Погорелов // ЭГО : электронный журнал. - Екатеринбург,
2014. - № 4 (11). - Режим доступа: http://ego.uapa.ru/issue/ 2014/04/06.html.
33. Подсистема управления внутренними процессами «Электронное правительство» [Электронный ресурс] // Инструкция пользователя. - Белгород, 2015. - Режим доступа: http://kzdocs.docdat.com/docs/index- 21563.html.
34. Полотовская, Е.Ю. Имущество государственных (муниципальных) учреждений: право оперативного управления или право собственности? [Текст] / Е.Ю. Полотовская // Административное и муниципальное право. -
2015. - № 5. - С. 9-11.
35. Пригожин, В.Л. Инновационные направления совершенствования управления муниципальной собственностью [Текст] / В.Л. Пригожин, Д.В. Огнев // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 1. - С. 338-347.
36. Пригожин, В.Л. Совершенствование системы управления муниципальной недвижимостью [Текст] / В.Л. Пригожин // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2012. - № 2 (64). - С. 98-101.
37. Проблемы формирования местных бюджетов и муниципальной собственности [Текст] / С. Д. Валентей и др. // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - № 1. - С. 49-57.
38. Разу, М.Л. Управление проектом. Основы проектного управления [Текст] / М.Л. Разу. - М.: КноРус, 2012. - 768 с.
39. Рисин, И.Е. Экономическая основа местного самоуправления как система [Текст] / И.Е. Рисин, Д.А. Греков // Регион: системы, экономика, управление. - 2012. - № 1. - С. 80-84.
40. Романова, М.М. Особенности управления персоналом при проектной организации деятельности [Текст] / М.М. Романова // Вестник Омского университета. Серия : Экономика. - 2013. - № 2. - С. 30-34.
41. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) [Электронный ресурс] // ProjectManagementInstitute, 2014. - Режим доступа:
http://www.uapa.ru/me/uploads/attachmt/surce/2012/12/PMbok4.
42. Саркисян, Ю.В. Проектная компетентность государственных и муниципальных служащих как объект социологического анализа [Текст] / Ю.В. Саркисян // Власть. - 2012. - № 5. - С. 123-127.
43. Симонова, О.В. К вопросу о системе органов управления муниципальной собственностью [Текст] / О.В. Симонова // Общество и право. - 2014. - № 5. - С. 119-121.
44. Скопин, А.О. Управление региональными проектами и проектное управление экономикой региона: сравнение дефиниций [Электронный ресурс] / А.О. Скопин // Региональная экономика и управление : электронный научный журнал, 2014. - № 1 (29). - Режим доступа: http://region.mcnip.ru/modules.php?name=News&file =article&sid=224/html.
45. Соловьева, Т.В. К вопросу о применении проектного подхода в управлении региональной экономикой [Текст] / Т.В. Соловьева // Научный журнал «Новые технологии». - 2013. - № 1. - С. 126-129.
46. Стенина, Т.Л. Формирование проектной культуры личности: аксиологический аспект [Текст] / Т.Л. Стенина // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 5-6. - С. 78-83.
47. Управление проектами. Категории управления и ограничения [Электронный ресурс] // Design&DevelopmentLaboratory. - Режим доступа: http://www.ddlab.ru/statiy/upravlenie-proektami/upravlenie-i-kategorii/.
48. Фунтов, В.Н. Управление проектами развития предприятий: теоретические и методологические аспекты [Текст]: автореферат дис. ... доктора эконом. наук / В.Н. Фунтов. - СПб., 2010. - 36 с.
49. Харитоненков, А.С. Проектный подход к государственному управлению (на примере национальных проектов) [Текст] / А.С. Харитоненков // Право и управление. XXI век. - 2012. - № 4. - С.90-96.
50. Электронное правительство Белгородской области [Электронный ресурс]// MyShared - Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/19485.html.
51. Яновский, В.В. Управление стратегическим развитием мегаполиса: проектный менеджмент ресурсного потенциала [Текст] / В.В. Яновский // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2014. - Т. 8. - № 35. - С. 70-83.