СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ РОВЕНЬСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 9
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОВЕНЬСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 29
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОВЕНЬСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 9
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОВЕНЬСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 29
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОВЕНЬСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Динамичное изменение внешней среды должно постоянно учитываться органами местного самоуправления. Кроме того, возникает необходимость повсеместно решать проблемы, возникающие при развитии и функционировании муниципалитета, достигая при этом предельно результативного использования ограниченных ресурсов за ограниченные временные сроки. В данном случае именно проектное управление выступает наиболее целесообразным инструментом для решения такого рода задач.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, на сегодняшний день в практике местного самоуправления наблюдается ряд нерешенных проблем. Кроме того, сама система муниципального управления все еще находится в стадии реформирования, что обусловлено ежегодным внесением поправок в Федеральный закон №131-ФЗ. Деятельность местной администрации должна быть сосредоточена на обеспечении стабильного функционирования и развития муниципалитета, удовлетворении потребностей граждан в различных муниципальных услугах и, в конечном счете, на улучшение качества жизни населения муниципального образования. Зачастую возникает ситуация, когда в рамках текущего функционирования далеко не все вопросы получается разрешать эффективно, что формирует предпосылки поиска и внедрения инновавационных моделей управления, в том числе управления проектами.
Во-вторых, уже несколько лет на первый план выходит проблематика организации стратегического управления городами, районами и поселениями. На сегодняшний день в большинстве муниципальных образований приняты стратегии либо программы социально-экономического развития до 2020, 2025 или 2030 гг., однако факт наличия утвержденного документа стратегического планирования далеко не всегда отражает повышение качества управленческой деятельности и улучшение социально¬экономической ситуации. К сожалению, многие стратегии остаются номинальными документами, реально не действующими. Организация проектного управления позволяет создать связующее звено между решением стратегических задач и текущей деятельностью органов местного самоуправления.
В-третьих, актуальным является развитие проблематики проектного управления на материале муниципальных образований Белгородской области. С 2010 года в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области, а также в органах местного самоуправления внедряется система управления проектами, в рамках которой определяются условия и порядок применения принципов проектного управления, алгоритм взаимодействия бизнес-сообщества и власти, регламентируется персональная ответственность межотраслевой команды проекта. В настоящее время требует совершенствования механизм программно-целевого управления территорией, в этой связи перспективным представляется установление взаимосвязи между управленческими проектами и муниципальными программами.
В-четвертых, представляется актуальным обращение к вопросам организации проектного управления в целях дальнейшего развития управленческой науки. Необходимо с научных позиций обособить проектное управление в государственной и муниципальной сферах от проектного управления в бизнес-структурах, уточнить понятия и выделить признаки управленческого проекта и проектной деятельности, связав их с вопросами комплексного развития территорий и отдельных сфер жизнедеятельности.
Степень научной разработанности темы. В последнее время в трудах российских ученых А.С. Козлова, А.Ф. Наумова, А.А. Захаровой, О.Г. Прикот, А.С. Родикова, И.В. Никулина, В.И. Новосельцева, Д.А. Новикова все больше внимания уделяется теоретическим и практическим проблемам осуществления проектного управления1. При этом в работах В.Л. Винокуровой, Л.К. Курамышева, В.Н. Фунтова наибольшее значение придается вопросам управления проектами на уровне предприятий различных отраслей народного хозяйства.
Имеется ряд научных исследований А.О. Скопина, Т.В. Соловьевой, посвященных изучению различных аспектов применения проектного подхода в управлении региональной экономикой.
В научной литературе с недавних пор определенное внимание стало уделяться вопросам применения проектного подхода в государственном и муниципальном управлении, данным вопросам посвящены работы А.Г. Давыдова, Д.В. Погорелова, А.С. Харитоненкова, В.В. Яновского.
Вопросы профессиональной подготовки проектных менеджеров исследуют Я.Г. Зинченко, М.М. Романова, Т.Л. Стенина .
Профессиональная компетентность муниципальных служащих в управлении муниципальными проектами изучается весьма ограниченным кругом исследователей (Н.Ю. Пехова, Ю.В. Саркисян ).
Несмотря на то, что проектное управление на сегодняшний день рассмотрено многими авторами, тем не менее, специфические аспекты организации проектного управления в муниципальном образовании изучены недостаточно.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью достижения более высокого качества проектного управления в муниципальной сфере и недостаточной теоретической разработанностью вопросов использования методов проектного управления в процессе решения задачи стратегического развития территории муниципального образования.
Объект выпускной квалификационной работы - проектная деятельность в рамках управления муниципальным образованием.
В качестве предмета выпускной квалификационной работы выступают механизмы организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы организации проектного управления в муниципальном образовании.
2. Проанализировать практику организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
3. Предложить направления по совершенствованию организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступили научные труды и разработки А.Г. Давыдова, Д.В. Погорелова и В.В. Яновского, в которых раскрываются особенности реализации проектного управления в муниципальной сфере, а также материалы исследований Н.Ю. Пеховой, Ю.В. Саркисян и Г.Л. Стениной, в которых раскрываются содержание проектной компетентности муниципальных служащих и требования к уровню её развития.
В процессе подготовки исследования были использованы методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, а также качественный анализ нормативных документов. Также применялись методы субъектно-объектного и структурно-функционального анализа, приемы статистического и проектного анализа, теоретического моделирования, метод анкетирования.
Эмпирическую базу исследования составили:
1) Нормативно-правовые акты регионального уровня, регулирующие вопросы проектного управления на территории Белгородской области.
2) Положение об управлении проектами в органах местного самоуправления администрации Ровеньского района Белгородской области, нормативно-правовые акты отдела по управлению проектной деятельностью, должностные инструкции сотрудников отдела, проектная документация.
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования его мероприятий для развития организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех разделов, заключения и списка источников и литературы, приложений.
Динамичное изменение внешней среды должно постоянно учитываться органами местного самоуправления. Кроме того, возникает необходимость повсеместно решать проблемы, возникающие при развитии и функционировании муниципалитета, достигая при этом предельно результативного использования ограниченных ресурсов за ограниченные временные сроки. В данном случае именно проектное управление выступает наиболее целесообразным инструментом для решения такого рода задач.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, на сегодняшний день в практике местного самоуправления наблюдается ряд нерешенных проблем. Кроме того, сама система муниципального управления все еще находится в стадии реформирования, что обусловлено ежегодным внесением поправок в Федеральный закон №131-ФЗ. Деятельность местной администрации должна быть сосредоточена на обеспечении стабильного функционирования и развития муниципалитета, удовлетворении потребностей граждан в различных муниципальных услугах и, в конечном счете, на улучшение качества жизни населения муниципального образования. Зачастую возникает ситуация, когда в рамках текущего функционирования далеко не все вопросы получается разрешать эффективно, что формирует предпосылки поиска и внедрения инновавационных моделей управления, в том числе управления проектами.
Во-вторых, уже несколько лет на первый план выходит проблематика организации стратегического управления городами, районами и поселениями. На сегодняшний день в большинстве муниципальных образований приняты стратегии либо программы социально-экономического развития до 2020, 2025 или 2030 гг., однако факт наличия утвержденного документа стратегического планирования далеко не всегда отражает повышение качества управленческой деятельности и улучшение социально¬экономической ситуации. К сожалению, многие стратегии остаются номинальными документами, реально не действующими. Организация проектного управления позволяет создать связующее звено между решением стратегических задач и текущей деятельностью органов местного самоуправления.
В-третьих, актуальным является развитие проблематики проектного управления на материале муниципальных образований Белгородской области. С 2010 года в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области, а также в органах местного самоуправления внедряется система управления проектами, в рамках которой определяются условия и порядок применения принципов проектного управления, алгоритм взаимодействия бизнес-сообщества и власти, регламентируется персональная ответственность межотраслевой команды проекта. В настоящее время требует совершенствования механизм программно-целевого управления территорией, в этой связи перспективным представляется установление взаимосвязи между управленческими проектами и муниципальными программами.
В-четвертых, представляется актуальным обращение к вопросам организации проектного управления в целях дальнейшего развития управленческой науки. Необходимо с научных позиций обособить проектное управление в государственной и муниципальной сферах от проектного управления в бизнес-структурах, уточнить понятия и выделить признаки управленческого проекта и проектной деятельности, связав их с вопросами комплексного развития территорий и отдельных сфер жизнедеятельности.
Степень научной разработанности темы. В последнее время в трудах российских ученых А.С. Козлова, А.Ф. Наумова, А.А. Захаровой, О.Г. Прикот, А.С. Родикова, И.В. Никулина, В.И. Новосельцева, Д.А. Новикова все больше внимания уделяется теоретическим и практическим проблемам осуществления проектного управления1. При этом в работах В.Л. Винокуровой, Л.К. Курамышева, В.Н. Фунтова наибольшее значение придается вопросам управления проектами на уровне предприятий различных отраслей народного хозяйства.
Имеется ряд научных исследований А.О. Скопина, Т.В. Соловьевой, посвященных изучению различных аспектов применения проектного подхода в управлении региональной экономикой.
В научной литературе с недавних пор определенное внимание стало уделяться вопросам применения проектного подхода в государственном и муниципальном управлении, данным вопросам посвящены работы А.Г. Давыдова, Д.В. Погорелова, А.С. Харитоненкова, В.В. Яновского.
Вопросы профессиональной подготовки проектных менеджеров исследуют Я.Г. Зинченко, М.М. Романова, Т.Л. Стенина .
Профессиональная компетентность муниципальных служащих в управлении муниципальными проектами изучается весьма ограниченным кругом исследователей (Н.Ю. Пехова, Ю.В. Саркисян ).
Несмотря на то, что проектное управление на сегодняшний день рассмотрено многими авторами, тем не менее, специфические аспекты организации проектного управления в муниципальном образовании изучены недостаточно.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью достижения более высокого качества проектного управления в муниципальной сфере и недостаточной теоретической разработанностью вопросов использования методов проектного управления в процессе решения задачи стратегического развития территории муниципального образования.
Объект выпускной квалификационной работы - проектная деятельность в рамках управления муниципальным образованием.
В качестве предмета выпускной квалификационной работы выступают механизмы организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы организации проектного управления в муниципальном образовании.
2. Проанализировать практику организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
3. Предложить направления по совершенствованию организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступили научные труды и разработки А.Г. Давыдова, Д.В. Погорелова и В.В. Яновского, в которых раскрываются особенности реализации проектного управления в муниципальной сфере, а также материалы исследований Н.Ю. Пеховой, Ю.В. Саркисян и Г.Л. Стениной, в которых раскрываются содержание проектной компетентности муниципальных служащих и требования к уровню её развития.
В процессе подготовки исследования были использованы методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, а также качественный анализ нормативных документов. Также применялись методы субъектно-объектного и структурно-функционального анализа, приемы статистического и проектного анализа, теоретического моделирования, метод анкетирования.
Эмпирическую базу исследования составили:
1) Нормативно-правовые акты регионального уровня, регулирующие вопросы проектного управления на территории Белгородской области.
2) Положение об управлении проектами в органах местного самоуправления администрации Ровеньского района Белгородской области, нормативно-правовые акты отдела по управлению проектной деятельностью, должностные инструкции сотрудников отдела, проектная документация.
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования его мероприятий для развития организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех разделов, заключения и списка источников и литературы, приложений.
Проекты в муниципальном управлении принципиально отличаются от программ по наличию конкретной цели, измеримостью результатов, наличию контрольных точек и др. Управление проектами на муниципальном уровне представляет собой деятельность, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели, сроки исполнения, конкретные исполнители, бюджет, контрольные события, рабочие группы и руководители для достижения заранее определенных социально-экономических результатов.
В качестве объектов управления проектом выступают объемы работ и виды работ по проекту; стоимость проекта; временные параметры; ресурсы, требуемые для осуществления проекта, ограничения по ресурсам; качество проектных решений и др. Субъектами управления выступают активные участники проекта. Структурной единицей является команда проекта. Процесс управления осуществлением проекта реализуется посредством прямой и обратной связей между субъектами и объектами управления.
Функции по организации проектной деятельности в администрации Ровеньского района закреплены за подотделом по управлению проектами. Координирующий орган реализации проектов - администрация муниципального района «Ровеньский район», осуществляющая организационное сопровождение и мониторинг разработки и реализации проектов.
Основные подходы к организации проектной деятельности в Ровеньском районе закреплены в положении «Об управлении проектами в муниципальном районе «Ровеньский район» Белгородской области».
На основании проведенного исследования, в организации проектного управления администрации Ровеньского района были выявлены следующие проблемы: наличие бюррократических и профессионально-образовательных барьеров в развитии проектной деятельности; низкое количество социальных проектов.
С целью повышения качества проектной деятельности в муниципальном образовании предлагается к реализации проект: «Повышение качества проектной деятельности в Ровеньском районе». Его целью является развитие проектных умений и навыков муниципальных служащих Ровеньского района, занятых в проектной деятельности. Основными задачами внедрения проекта являются: обоснование мер по повышению проектной компетентности муниципальных служащих, задействованных в организации проектной деятельности Ровеньского района; обоснование процедуры конкурсного отбора проектов в Ровеньского районе Белгородской области.
Реализация проекта предполагает выполнение следующих мероприятий: формирование и развитие проектной компетентности муниципальных служащих, задействованных в проектной деятельности Ровеньского района Белгородской области; внедрение процедуры конкурсного отбора проектов в Ровеньском районе Белгородской области. Первое мероприятие связано с повышением уровня проектной компетентности руководителей муниципальных органов власти; совершенствованием системы подготовки и проектного развития муниципальных служащих с использованием современных методов обучения; профессиональной социализацией. Второе - с проведением специального конкурса, направленного на поиск наиболее важных для Ровеньского района социально-экономических проектов.
Целенаправленная работа по повышению качества проектной деятельности в Ровеньском районе, в первую очередь, позволит: создать эффективный механизм подбора кадров в области управления проектами на основании проектных умений и навыков; осуществлять управление развитием профессиональных качеств муниципальных служащих и специалистов в области реализации проектов; повысить объективность в оценке результатов проектной деятельности при проведении аттестации;
повысить авторитет муниципальных служащих в области проектной деятельности и, в целом, престиж муниципальной службы.
На основании проведенного анализа, нами был выработан ряд практических рекомендаций в адрес администрации Ровеньского района.
- предусмотреть финансовое обеспечение за счет местного бюджета повышение мотивации сотрудников путем денежного стимулирования участников проектной деятельности по кварталам при успешной реализации проектов;
- развитие прогрессивной системы мотивации муниципальных служащих, позволяющей стимулировать наиболее перспективных работников;
- создание на сайте администрации доски почета участников организации проектного управления администрации Ровеньского района; организации постоянной рубрики в местных СМИ по распространению положительного опыта работы участников проектной деятельности;
- обеспечить своевременное информационное наполнение и сопровождение сайта органов местного самоуправления Ровеньского района, а именно: разработать и создать активную страницу отдела проектной деятельности подотдела по управлению проектами администрации, включающую информацию о его деятельности, структуре отдела, о ходе реализации проектов на территории муниципального района;
- реализовать предложенный в выпускной квалификационной работе проект «Повышение качества проектной деятельности в Ровеньском районе».
В качестве объектов управления проектом выступают объемы работ и виды работ по проекту; стоимость проекта; временные параметры; ресурсы, требуемые для осуществления проекта, ограничения по ресурсам; качество проектных решений и др. Субъектами управления выступают активные участники проекта. Структурной единицей является команда проекта. Процесс управления осуществлением проекта реализуется посредством прямой и обратной связей между субъектами и объектами управления.
Функции по организации проектной деятельности в администрации Ровеньского района закреплены за подотделом по управлению проектами. Координирующий орган реализации проектов - администрация муниципального района «Ровеньский район», осуществляющая организационное сопровождение и мониторинг разработки и реализации проектов.
Основные подходы к организации проектной деятельности в Ровеньском районе закреплены в положении «Об управлении проектами в муниципальном районе «Ровеньский район» Белгородской области».
На основании проведенного исследования, в организации проектного управления администрации Ровеньского района были выявлены следующие проблемы: наличие бюррократических и профессионально-образовательных барьеров в развитии проектной деятельности; низкое количество социальных проектов.
С целью повышения качества проектной деятельности в муниципальном образовании предлагается к реализации проект: «Повышение качества проектной деятельности в Ровеньском районе». Его целью является развитие проектных умений и навыков муниципальных служащих Ровеньского района, занятых в проектной деятельности. Основными задачами внедрения проекта являются: обоснование мер по повышению проектной компетентности муниципальных служащих, задействованных в организации проектной деятельности Ровеньского района; обоснование процедуры конкурсного отбора проектов в Ровеньского районе Белгородской области.
Реализация проекта предполагает выполнение следующих мероприятий: формирование и развитие проектной компетентности муниципальных служащих, задействованных в проектной деятельности Ровеньского района Белгородской области; внедрение процедуры конкурсного отбора проектов в Ровеньском районе Белгородской области. Первое мероприятие связано с повышением уровня проектной компетентности руководителей муниципальных органов власти; совершенствованием системы подготовки и проектного развития муниципальных служащих с использованием современных методов обучения; профессиональной социализацией. Второе - с проведением специального конкурса, направленного на поиск наиболее важных для Ровеньского района социально-экономических проектов.
Целенаправленная работа по повышению качества проектной деятельности в Ровеньском районе, в первую очередь, позволит: создать эффективный механизм подбора кадров в области управления проектами на основании проектных умений и навыков; осуществлять управление развитием профессиональных качеств муниципальных служащих и специалистов в области реализации проектов; повысить объективность в оценке результатов проектной деятельности при проведении аттестации;
повысить авторитет муниципальных служащих в области проектной деятельности и, в целом, престиж муниципальной службы.
На основании проведенного анализа, нами был выработан ряд практических рекомендаций в адрес администрации Ровеньского района.
- предусмотреть финансовое обеспечение за счет местного бюджета повышение мотивации сотрудников путем денежного стимулирования участников проектной деятельности по кварталам при успешной реализации проектов;
- развитие прогрессивной системы мотивации муниципальных служащих, позволяющей стимулировать наиболее перспективных работников;
- создание на сайте администрации доски почета участников организации проектного управления администрации Ровеньского района; организации постоянной рубрики в местных СМИ по распространению положительного опыта работы участников проектной деятельности;
- обеспечить своевременное информационное наполнение и сопровождение сайта органов местного самоуправления Ровеньского района, а именно: разработать и создать активную страницу отдела проектной деятельности подотдела по управлению проектами администрации, включающую информацию о его деятельности, структуре отдела, о ходе реализации проектов на территории муниципального района;
- реализовать предложенный в выпускной квалификационной работе проект «Повышение качества проектной деятельности в Ровеньском районе».
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В
МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ
РОВЕНЬСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017



