Введение 3
Глава 1 Анализ общего состояния проблемы исследования 6
1.1 Использование сквозных цифровых технологий в здравоохранении . 6
1.2 Требования к проектируемой МИС 8
1.3 Анализ существующих методов и моделей медицинской ИС 11
1.4 Анализ существующей архитектуры МИС МО 12
Глава 2 Анализ основных бизнес-процессов наркологического диспансера и формирование требований к новой архитектуре 16
2.1 Выявление проблем существующей информационной системы 16
2.2 Выявление требований к модернизированной информационной
системе 25
2.3 Функционал МИС, адаптированный с учетом специфики
наркологических МО и кабинетов 40
Глава 3 Разработка сервисно-ориентированной архитектуры КИС для
наркологического диспансера 58
3.1 Разработка существующей модели бизнес-процесса 58
3.2 Разработка модели бизнес-процесса с использованием
модернизированной архитектуры 64
3.3 Сервис-ориентированная архитектура модернизированной системы
наркологического диспансера 67
3.4 Результаты эксперимента 72
Заключение 76
Список используемой литературы 78
В настоящее время человечество вынуждено использовать электронные ресурсы не только для поддержания связи между собой, но и для решения тех или иных проблем. Примеры подобных проблем можно найти в области здравоохранения населения. В условиях нынешней жизни, учитывая эпидемиологическую ситуацию, людям приходится справляться с привычными делами удаленно при помощи компьютера, телефона и иных вспомогательных технологий и систем. Человечество все чаще решает свои запросы через интернет-ресурсы, будь то учеба в школе или университете, работа или получение всевозможных справок и сертификатов.
Актуальность работы состоит в том, что люди зачастую не имеют возможности и времени самостоятельно приходить в поликлиники, ждать очередь на запись, а потом и к врачу. Проходящие мимо люди могут быть заразны и усугубить здоровье человека. Также и с медицинским персоналом - неструктурированная запись пациентов мешает работе и отнимает гораздо больше драгоценного времени. Нужно внедрить удобную систему, которая упрощала бы и работу врачей и медсестер, и запись на прием пациентам. Причем необходимо разделять области медицины. Если для поликлиник уже встроена Единая медицинская информационная-аналитическая система (ЕМИАС), для наркологических диспансеров данная система подходит не в полной мере, отчего возникает множество проблем.
Объектом исследования является медицинская электронная система наркологического диспансера.
Предметом исследования являются способы повышения эффективности работы врача психиатра-нарколога в медицинском учреждении профиля наркологии.
Целью работы является модернизация сервис-ориентированной архитектуры существующей системы для обеспечения более быстрой и эффективной работы врача наркологического диспансера.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• исследовать внедренную медицинскую электронную систему наркологического диспансера;
• проанализировать обратную связь персонала медицинского учреждения, которые являются пользователями системы;
• построить модель МИС наркологического диспансера;
• спроектировать бизнес-процесс приема врача психиатра-нарколога на диаграмме «Как есть»;
• модернизировать существующую сервис-ориентированную
архитектуру наркологического диспансера;
• разработать бизнес-процесс приема врача психиатра-нарколога на диаграмме «Как будет»;
• провести апробацию предложенного решения.
Гипотеза исследования: применение реализации спроектированной сервис-ориентированной архитектуры приведёт к уменьшению времени исполнения бизнес-процесса обследования пациента врачом психиатром- наркологом.
Методы исследования. Для решения поставленных в работе задач планируется использовать методологический аппарат, включающий в себя такие методы исследования, как системный анализ, структурное и объектно - ориентированное моделирование.
Новизна исследования заключается в модернизации сервис- ориентированной архитектуры наркологического диспансера на основе существующей медицинской информационной системы.
Практическая значимость работы заключается в модернизации сервис- ориентированной архитектуры наркологического диспансера с целью повышения эффективности работы врача психиатра-нарколога.
Теоретической основой диссертационного исследования являются научные труды отечественных и зарубежных исследователей в области цифровизации медицины.
В данной работе представлена модернизированная автоматизированная система наркологического диспансера на основе анализа данного медицинского учреждения. Были предложены обновленные требования, бизнес-модель, бизнес-процессы и сервис-ориентированная архитектура системы.
Это было необходимо для более удобной работы медицинского персонала наркологического диспансера. Существующая на данный момент медицинская система не адаптирована под данное направление. Однако с предложенными изменениями система приобрела более структурированный и адаптированный вид, который удобен не только для персонала диспансера, но и для посетителей медицинского учреждения.
В первой главе проведен анализ существующих подходов к построению архитектуры медицинской информационной системы, выявлены недостатки существующей архитектуры, сделан вывод о необходимости дальнейшего исследования в данной области. Выявлены особенности медицинской информационной системы.
Во второй главе говорится о том, что модуль наркологии имеет ряд проблем, которые выявлены сотрудниками наркологического диспансера. Были составлены требования к модернизации модуля с указанием необходимых разделов для продуктивной работы предприятия.
В третьей главе были представлены требования к новой медицинской системе, а также выявленные проблемы со стороны наркологического диспансера. Исходя из этих данных были составлены бизнес-модель, бизнес- процессы и новая архитектура модуля наркологии. Анализ работы медицинского учреждения помог выявить пункты, над которыми необходимо работать для более эффективной работы медицинского персонала с программой, соответственно, более эффективного лечения пациентов. Удалось выяснить, что новая сервис-ориентированная архитектура позволяет сократить время бизнес-процессов врача примерно на 1 час в день, что равно 5 часам в неделю и является хорошим результатом. Цифровая трансформация не стоит на месте и требует тщательного внимания к подмодулям и подпроцессам системы.
Разработчикам программы следует тщательно разбираться с конкретной темой, когда они работают над модулями медицины. В каждом модуле существуют свои особенности и невозможно сделать отдельные профили по одному шаблону. Будет более эффективен метод, при котором разработка происходит совместно с консультацией всего медицинского персонала, так как у каждого подпроцесса имеются свои особенности, будь то работа врача, медсестры или регистратуры.
1. Карпов О.Э., Акаткин Ю.М., Конявский В.А., Микерин Д.С. Цифровое здравоохранение в цифровом обществе. М.: Деловой экспресс, 2016, 492 с.
2. Карпов О.Э., Акаткин Ю.М., Конявский В.А., Шишканов Д.В., Ясиновская Е.Д. Цифровое здравоохранение в цифровом обществе. Косистема и кластер. М.: ДПК Пресс, 2017. 220 с.
3. Карпов О.Э., Субботин С.А., Здирук К.К., Шишканов Д.В., Дьяченко П.С., Толпыгин А.С. Интеграция с внешними информационными системами: особенности многопрофильного медицинского учреждения // Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова - 2018. - № 4 (13). -С. 4-9.
4. Безбородова О.Е., Бодин О.Н., Крамм М.Н. Современные информационные технологии в медицинских информационных системах // Измерение. Мониторинг. Управление. Контроль - 2020. -№ 4 (34). -С. 73-83.
5. Мохначева Т.Е., Моногарова Ю.Ю., Варакина Ж.Л. Готовность медицинского персонала к работе с медицинскими информационными системами // Менеджер здравоохранения - 2020. -№ 7. -С. 74-80.
6. Демаков В.И., Ланг Е.П. О роли автоматизации медицинской статистики // Здоровье населения и среда обитания - 2019. -№ 6 (315). -С. 4-7.
7. Соболева С.Ю., Голиков В.В., Тажибов А.А. Информационные технологии в здравоохранении: особенности отраслевого применения. EManagement - 2021. -№ 2. -С. 37-43.
8. Голиков В.В. Реформа здравоохранения в условиях цифровизации общества // Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции «Менеджмент в здравоохранении: вызовы и риски XXI века. - 2020. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ. С. 6-7.
9. Гусев А.В., Добриднюк С.Л. Искусственный интеллект в медицине и здравоохранении // Информационное общество. - 2017. -№ 4-5. С. 78-93.
10. Гусев А.В. Тренды и прогнозы развития медицинских информационных систем в России // Врач и информационные технологии. -
2019. -№ 2. -С. 38-49.
11. Шандора Н. Цифровизация системы здравоохранения: опыт и перспективы // Наука и инновации. - 2020. -№ 2. -С. 38-43.
12. Лебедев Г.С., Фартушиный Э.Н., Шадеркин И.А. Создание информационной системы поддержки принятия врачебных решений на основе методов доказательной медицины // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. -2019. С. 8-16.
13. Касимовская Н.А., Полещук И.А., Крмилова В.А., Шалахова А.С. Применение цифровых и информационных технологий в профессиональной деятельности медицинских сестер стационаров // Вестник Ивановской медицинской академии. -2021. -№ 1. -С. 8-12.
14. Аскаров К.К. Совершенствование бизнес-процессов в системе электронного здравоохранения // Астана медициналык журналы. -2022. -Т. 112, № 2. -С. 8-13.
15. Манакина Е.С., Медведева О.В., Тазина Т.В. Цифровая трансформация частного здравоохранения: особенности интеграции // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. -2022. - № 5....31