Модернизация сервисно-ориентированной архитектуры корпоративной информационной системы BPMS для наркологического диспансера
|
Введение 3
Глава 1 Анализ общего состояния проблемы исследования 6
1.1 Использование сквозных цифровых технологий в здравоохранении . 6
1.2 Требования к проектируемой МИС 8
1.3 Анализ существующих методов и моделей медицинской ИС 11
1.4 Анализ существующей архитектуры МИС МО 12
Глава 2 Анализ основных бизнес-процессов наркологического диспансера и формирование требований к новой архитектуре 16
2.1 Выявление проблем существующей информационной системы 16
2.2 Выявление требований к модернизированной информационной
системе 25
2.3 Функционал МИС, адаптированный с учетом специфики
наркологических МО и кабинетов 40
Глава 3 Разработка сервисно-ориентированной архитектуры КИС для
наркологического диспансера 58
3.1 Разработка существующей модели бизнес-процесса 58
3.2 Разработка модели бизнес-процесса с использованием
модернизированной архитектуры 64
3.3 Сервис-ориентированная архитектура модернизированной системы
наркологического диспансера 67
3.4 Результаты эксперимента 72
Заключение 76
Список используемой литературы 78
Глава 1 Анализ общего состояния проблемы исследования 6
1.1 Использование сквозных цифровых технологий в здравоохранении . 6
1.2 Требования к проектируемой МИС 8
1.3 Анализ существующих методов и моделей медицинской ИС 11
1.4 Анализ существующей архитектуры МИС МО 12
Глава 2 Анализ основных бизнес-процессов наркологического диспансера и формирование требований к новой архитектуре 16
2.1 Выявление проблем существующей информационной системы 16
2.2 Выявление требований к модернизированной информационной
системе 25
2.3 Функционал МИС, адаптированный с учетом специфики
наркологических МО и кабинетов 40
Глава 3 Разработка сервисно-ориентированной архитектуры КИС для
наркологического диспансера 58
3.1 Разработка существующей модели бизнес-процесса 58
3.2 Разработка модели бизнес-процесса с использованием
модернизированной архитектуры 64
3.3 Сервис-ориентированная архитектура модернизированной системы
наркологического диспансера 67
3.4 Результаты эксперимента 72
Заключение 76
Список используемой литературы 78
В настоящее время человечество вынуждено использовать электронные ресурсы не только для поддержания связи между собой, но и для решения тех или иных проблем. Примеры подобных проблем можно найти в области здравоохранения населения. В условиях нынешней жизни, учитывая эпидемиологическую ситуацию, людям приходится справляться с привычными делами удаленно при помощи компьютера, телефона и иных вспомогательных технологий и систем. Человечество все чаще решает свои запросы через интернет-ресурсы, будь то учеба в школе или университете, работа или получение всевозможных справок и сертификатов.
Актуальность работы состоит в том, что люди зачастую не имеют возможности и времени самостоятельно приходить в поликлиники, ждать очередь на запись, а потом и к врачу. Проходящие мимо люди могут быть заразны и усугубить здоровье человека. Также и с медицинским персоналом - неструктурированная запись пациентов мешает работе и отнимает гораздо больше драгоценного времени. Нужно внедрить удобную систему, которая упрощала бы и работу врачей и медсестер, и запись на прием пациентам. Причем необходимо разделять области медицины. Если для поликлиник уже встроена Единая медицинская информационная-аналитическая система (ЕМИАС), для наркологических диспансеров данная система подходит не в полной мере, отчего возникает множество проблем.
Объектом исследования является медицинская электронная система наркологического диспансера.
Предметом исследования являются способы повышения эффективности работы врача психиатра-нарколога в медицинском учреждении профиля наркологии.
Целью работы является модернизация сервис-ориентированной архитектуры существующей системы для обеспечения более быстрой и эффективной работы врача наркологического диспансера.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• исследовать внедренную медицинскую электронную систему наркологического диспансера;
• проанализировать обратную связь персонала медицинского учреждения, которые являются пользователями системы;
• построить модель МИС наркологического диспансера;
• спроектировать бизнес-процесс приема врача психиатра-нарколога на диаграмме «Как есть»;
• модернизировать существующую сервис-ориентированную
архитектуру наркологического диспансера;
• разработать бизнес-процесс приема врача психиатра-нарколога на диаграмме «Как будет»;
• провести апробацию предложенного решения.
Гипотеза исследования: применение реализации спроектированной сервис-ориентированной архитектуры приведёт к уменьшению времени исполнения бизнес-процесса обследования пациента врачом психиатром- наркологом.
Методы исследования. Для решения поставленных в работе задач планируется использовать методологический аппарат, включающий в себя такие методы исследования, как системный анализ, структурное и объектно - ориентированное моделирование.
Новизна исследования заключается в модернизации сервис- ориентированной архитектуры наркологического диспансера на основе существующей медицинской информационной системы.
Практическая значимость работы заключается в модернизации сервис- ориентированной архитектуры наркологического диспансера с целью повышения эффективности работы врача психиатра-нарколога.
Теоретической основой диссертационного исследования являются научные труды отечественных и зарубежных исследователей в области цифровизации медицины.
Актуальность работы состоит в том, что люди зачастую не имеют возможности и времени самостоятельно приходить в поликлиники, ждать очередь на запись, а потом и к врачу. Проходящие мимо люди могут быть заразны и усугубить здоровье человека. Также и с медицинским персоналом - неструктурированная запись пациентов мешает работе и отнимает гораздо больше драгоценного времени. Нужно внедрить удобную систему, которая упрощала бы и работу врачей и медсестер, и запись на прием пациентам. Причем необходимо разделять области медицины. Если для поликлиник уже встроена Единая медицинская информационная-аналитическая система (ЕМИАС), для наркологических диспансеров данная система подходит не в полной мере, отчего возникает множество проблем.
Объектом исследования является медицинская электронная система наркологического диспансера.
Предметом исследования являются способы повышения эффективности работы врача психиатра-нарколога в медицинском учреждении профиля наркологии.
Целью работы является модернизация сервис-ориентированной архитектуры существующей системы для обеспечения более быстрой и эффективной работы врача наркологического диспансера.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• исследовать внедренную медицинскую электронную систему наркологического диспансера;
• проанализировать обратную связь персонала медицинского учреждения, которые являются пользователями системы;
• построить модель МИС наркологического диспансера;
• спроектировать бизнес-процесс приема врача психиатра-нарколога на диаграмме «Как есть»;
• модернизировать существующую сервис-ориентированную
архитектуру наркологического диспансера;
• разработать бизнес-процесс приема врача психиатра-нарколога на диаграмме «Как будет»;
• провести апробацию предложенного решения.
Гипотеза исследования: применение реализации спроектированной сервис-ориентированной архитектуры приведёт к уменьшению времени исполнения бизнес-процесса обследования пациента врачом психиатром- наркологом.
Методы исследования. Для решения поставленных в работе задач планируется использовать методологический аппарат, включающий в себя такие методы исследования, как системный анализ, структурное и объектно - ориентированное моделирование.
Новизна исследования заключается в модернизации сервис- ориентированной архитектуры наркологического диспансера на основе существующей медицинской информационной системы.
Практическая значимость работы заключается в модернизации сервис- ориентированной архитектуры наркологического диспансера с целью повышения эффективности работы врача психиатра-нарколога.
Теоретической основой диссертационного исследования являются научные труды отечественных и зарубежных исследователей в области цифровизации медицины.
В данной работе представлена модернизированная автоматизированная система наркологического диспансера на основе анализа данного медицинского учреждения. Были предложены обновленные требования, бизнес-модель, бизнес-процессы и сервис-ориентированная архитектура системы.
Это было необходимо для более удобной работы медицинского персонала наркологического диспансера. Существующая на данный момент медицинская система не адаптирована под данное направление. Однако с предложенными изменениями система приобрела более структурированный и адаптированный вид, который удобен не только для персонала диспансера, но и для посетителей медицинского учреждения.
В первой главе проведен анализ существующих подходов к построению архитектуры медицинской информационной системы, выявлены недостатки существующей архитектуры, сделан вывод о необходимости дальнейшего исследования в данной области. Выявлены особенности медицинской информационной системы.
Во второй главе говорится о том, что модуль наркологии имеет ряд проблем, которые выявлены сотрудниками наркологического диспансера. Были составлены требования к модернизации модуля с указанием необходимых разделов для продуктивной работы предприятия.
В третьей главе были представлены требования к новой медицинской системе, а также выявленные проблемы со стороны наркологического диспансера. Исходя из этих данных были составлены бизнес-модель, бизнес- процессы и новая архитектура модуля наркологии. Анализ работы медицинского учреждения помог выявить пункты, над которыми необходимо работать для более эффективной работы медицинского персонала с программой, соответственно, более эффективного лечения пациентов. Удалось выяснить, что новая сервис-ориентированная архитектура позволяет сократить время бизнес-процессов врача примерно на 1 час в день, что равно 5 часам в неделю и является хорошим результатом. Цифровая трансформация не стоит на месте и требует тщательного внимания к подмодулям и подпроцессам системы.
Разработчикам программы следует тщательно разбираться с конкретной темой, когда они работают над модулями медицины. В каждом модуле существуют свои особенности и невозможно сделать отдельные профили по одному шаблону. Будет более эффективен метод, при котором разработка происходит совместно с консультацией всего медицинского персонала, так как у каждого подпроцесса имеются свои особенности, будь то работа врача, медсестры или регистратуры.
Это было необходимо для более удобной работы медицинского персонала наркологического диспансера. Существующая на данный момент медицинская система не адаптирована под данное направление. Однако с предложенными изменениями система приобрела более структурированный и адаптированный вид, который удобен не только для персонала диспансера, но и для посетителей медицинского учреждения.
В первой главе проведен анализ существующих подходов к построению архитектуры медицинской информационной системы, выявлены недостатки существующей архитектуры, сделан вывод о необходимости дальнейшего исследования в данной области. Выявлены особенности медицинской информационной системы.
Во второй главе говорится о том, что модуль наркологии имеет ряд проблем, которые выявлены сотрудниками наркологического диспансера. Были составлены требования к модернизации модуля с указанием необходимых разделов для продуктивной работы предприятия.
В третьей главе были представлены требования к новой медицинской системе, а также выявленные проблемы со стороны наркологического диспансера. Исходя из этих данных были составлены бизнес-модель, бизнес- процессы и новая архитектура модуля наркологии. Анализ работы медицинского учреждения помог выявить пункты, над которыми необходимо работать для более эффективной работы медицинского персонала с программой, соответственно, более эффективного лечения пациентов. Удалось выяснить, что новая сервис-ориентированная архитектура позволяет сократить время бизнес-процессов врача примерно на 1 час в день, что равно 5 часам в неделю и является хорошим результатом. Цифровая трансформация не стоит на месте и требует тщательного внимания к подмодулям и подпроцессам системы.
Разработчикам программы следует тщательно разбираться с конкретной темой, когда они работают над модулями медицины. В каждом модуле существуют свои особенности и невозможно сделать отдельные профили по одному шаблону. Будет более эффективен метод, при котором разработка происходит совместно с консультацией всего медицинского персонала, так как у каждого подпроцесса имеются свои особенности, будь то работа врача, медсестры или регистратуры.





