Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи умения составлять рассказ с элементами рассуждения посредством агитационного плаката 9
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет с
тяжелыми нарушениями речи умения составлять рассказ с элементами рассуждения 9
1.2 Агитационный плакат как средство формирования у детей 6-7 лет с
тяжелыми нарушениями речи умения составлять рассказ с элементами рассуждения 17
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи умения составлять рассказ с элементами рассуждения посредством агитационного плаката 23
2.1 Изучение уровня сформированности у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи умения составлять рассказ
с элементами рассуждения 23
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 6-7
лет с тяжелыми нарушениями речи умения составлять рассказ с элементами рассуждения посредством агитационного плаката 38
2.3 Оценка работы по формированию у детей 6-7 лет с тяжелыми
нарушениями речи умения составлять рассказ с элементами рассуждения посредством агитационного плаката 45
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 57
Приложение Б Фотографические изображения агитационных плакатов 58
Приложение В Количественные результаты констатирующего эксперимента 61
Умение общаться со сверстниками и в условиях социума, осознанное и грамматически правильное построение высказываний, содержательное и последовательное изложение собственных мыслей - определяющие показатели речевого развития ребенка. Дети, имеющие тяжелые нарушения речи склонны выражать свои мысли весьма бедно, руководствуясь лишь некоторыми речевыми средствами и испытывая трудности при использовании различных типов предложения, не соблюдая логику и последовательность передаваемой информации. В связи с этим, одной из приоритетных задач, согласно федеральному государственному стандарту дошкольного образования является формирование речевых навыков, в частности - связной речи, которая подразумевает развитие речи рассуждения. Ведь в дальнейшем степень овладения речевой культурой будет являться критерием полноценного и успешного обучения ребенка в школе.
Рассуждение является отдельным видом монологической речи старших дошкольников, который содержит в себе отдельный тип высказывания, преимущественно выраженный в форме доказательства, что является примером взаимосвязи мышления и речевой функции [20]. Н.Н. Поддъяков дает следующее определение понятию «рассуждение»: «Рассуждение - это особый тип речи, опирающийся в логическом плане на умозаключение и имеющий свою структурно-языковую характеристику» [10]. Швейцарский психолог Ж.-Ж. Пиаже в своих исследованиях писал, что дошкольникам недоступно овладение речью-рассуждением из-за алогичности детских суждений, приводя в пример их ответ на вопрос: «Почему солнце держится на небе и не падает? Потому что оно должно светить» [11]. Однако при исследовании данного вопроса нашими отечественными психологами -
А.В. Запорожцем и П.П. Блонским было выявлено, что: «недостаточность опыта старших дошкольников, отсутствие знаний и их заинтересованности о тех или иных связях или явлениях - является одной из главных причин неспособности к доказательству» [2].
И именно за счет приобретения и расширения опыта, детям становится доступно понимание причинных зависимостей, что влияет на развитие рассуждений [4].
А.А. Люблинская в своих работах указывала на значимость интеллектуальных чувств, которыми в свою очередь являются: интерес, удивление, стремление к истине, говоря, что если поставить ребенка старшего дошкольного возраста перед задачей, которая соответствует его интересам, склонностям, где он может опираться на наблюдение доступных его пониманию фактов, то это послужит началом зарождения простейших видов логически правильного рассуждения [9]. Поскольку характер диалога детей напрямую зависит от сложности задач, решаемых в старшем дошкольном возрасте в их совместной деятельности, то усложняется и синтаксическая структура речи, увеличивается количество сложноподчиненных и сложносочиненных видов предложения. Дети, имеющие тяжелые нарушения речи, затрудняются в логически последовательном расположении фактов при составлении рассказа, в структурировании высказываний и их грамматически правильном языковом оформлении. Об этом утверждал в своих работах выдающийся швейцарский психолог Ж.-Ж. Пиаже, говоря, что в дошкольном возрасте дети не связывают свои суждения ни с сознательными внутренними связями, не испытывают малейшей потребности в их доказательстве [11].
При формировании умения составлять рассказ с элементами рассуждения у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи целесообразно использовать наглядные средства в качестве визуальной опоры, поскольку для старшего дошкольного возраста преобладающим видом мышления является наглядно-образное, а в виду нарушения детям недоступно долгое удерживание в памяти вербальный (речевой) материал.
Одним из разновидностей наглядности являются агитационные плакаты, которые обладают потенциалом для формирования умения составлять рассказ
с элементами рассуждения, поскольку обеспечивают быстрое понимание центральной мысли и словно «направляют» ребенка, создавая визуальные ассоциации (цветовые акценты в изображениях, броская, четко поставленная фраза) - за счет работы наглядно-образного мышления, в дальнейшем способствуя самостоятельному построению ребенком рассказа [7]....
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема формирования у детей 6-7 лет умения составлять рассказ с элементами рассуждения является актуальной и значимой в настоящее время.
Педагогические исследования ряда специалистов, как Л.С. Выготский, Н.В. Семенова и В.И. Яшина, П.П. Блонский показывают, что без возникновения зависимости между уровнем формирования логического мышления и уровнем речевого развития, дети 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи склонны в меньшей мере к участию в разносторонних ситуациях общения, а также рискуют быть неуспешными в школе, поскольку испытывают отставание и несвоевременное развитие языковых средств ввиду своего нарушения.
Подходы в формировании умения составлять рассказ с элементами рассуждения представлены в работах Р.И. Никольской, В.И. Яшиной, Л.Г. Шадриной. Данные исследователи говорят о важности формирования умения у детей объяснять причину фактов и высказывать, отстаивать свое мнение в определенной речевой форме, осуществления взаимосвязи процесса формирования речи-рассуждения с развитием основ логического мышления, обогащая при этом содержание речи, используя в ней разнообразные лексические и грамматические средства.
Использование в современном образовательном процессе агитационных плакатов как средства включения в работу наглядно-образного мышления (поскольку детям с тяжелыми нарушениями речи недоступно долгое удержание в памяти вербального материала), которые способствуют формированию умения составлять рассказ с элементами рассуждения, обеспечивая быстрое понимание центральной мысли и «направляя» ребенка, создавая визуальные ассоциации и в дальнейшем способствуя самостоятельному построению ребенком с тяжелыми нарушениями речи рассказа. Эффективность воздействующей силы агитационных плакатов подвтердили в своих исследованиях В.И. Лесняк, В.О. Тулякова, В.И. Яшина и Ж. Шере.
Диагностика показала, что 58% детей имеют низкий уровень сформированности умения составлять рассказ с элементами рассуждения, а именно: структура их рассуждения нелогична, либо вовсе отсутствует; основная тема не прослеживается; неправильное использование или вовсе не использование вводно-модальных слов и союзов; длина аргументированного ответа составляет 1-2 предложения или фразы, при этом в ответе опущены слова-связки; сложносочиненные предложения простраиваются лишь с помощью экспериментатора.
Формирование у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи умения составлять рассказ с элементами рассуждения посредством агитационного плаката возможно, если:
• даны представления об общей логики и речевых конструкциях формирования рассказа с элементтами рассуждения;
• обеспечено формирование представлений о социальной действительности, отраженной в агитационных плакатах;
• включены в работу варианты агитационных плакатов, позволяющие формировать речевые конструкции речи-рассуждения.
По результатам проведенного исследования работы можно сделать вывод о результативности использования агитационного плаката при формировании у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи умения составлять рассказ с элементами рассуждения.
1. Бизикова О. А. Развитие монологической речи у дошкольников :
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [электронный ресурс] // Нижневартовск : НГГУ, 2014. 235 с. URL:
https://nvsu.ru/ru/Intellekt/1267/1605 Razvitie monologicheskoy rechi.pdf (дата обращения 15.02.2023).
2. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения / Под ред. А. В. Петровского. М. : Просвещение. 1979. Т. 1. С. 80.
3. Выготский Л. С. Психология. М. : ЭКСМО Пресс, 2000. 1008 с.
4. Запорожец А. В. Развитие рассуждений у ребенка-дошкольника // Избр. психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М. : Просвещение, 1986. 5-15 с.
5. Зарубина Н. Д. Методика обучения связной речи. М. : Русский язык, 1977. 48 с
6. Изутова Е. А., Медведева Е. Ю. Проблемы современного педагогического образования // Вестник Мининского университета, 2021. № 72. 4. С. 117-119.
7. Кузнецова А. С. Педагогические основы интерпретации темы чтения в советском плакате : специфика средств художественной выразительности // Научное мнение, 2017. № 10. С. 98-102.
8. Лурия А. Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. М. : Издательство Московского университета, 1979. 320 с.
9. Поддьяков Н. Н., Кузина Н. И. Исследование объяснительной связной речи у дошкольников // Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова. Нижневартовск : Издательство НГГУ, 1972. С. 97-102.
10. Пиаже Ж.-Ж. Суждение и рассуждение ребенка. СПб : Союз, 1997. 282 с.
11. Разумова, Л. И. Коррекция нарушений речи у дошкольников [Текст] / под ред. Л. С. Сековец. М. : АРКТИ, 2007. 248 с.
12. Сумина Т. Г., Белопашенцева А. С., Лосинская Е. Теория
коллектива А. С. Макаренко в работе современных воспитательных систем [Электронный ресурс] // Социальная педагогика, 2019. 35-39 с. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-kollektiva-a-s-makarenko-v-rabote- sovremennyh-vospitatelnyh-sistem/viewer (дата обращения 25.10.2022).
13. Туйгушева А. А. Специальное образование и социокультурная интеграция, 2021. №4. с. 514-520.
14. Тараканова Е. В. Нейропсихологические особенности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Вестник Омского университета. Серия : Психология, 2022. № 3. С. 49-54.
15. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М. : Издательство Юрайт 1972...20