Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития у детей 6-7 лет с амблиопией навыков микро-ориентировки средствами анимационной педагогики 9
1.1 Психолого-педагогические основы развития
у детей 6-7 лет с амблиопией навыков микроориентировки 9
1.2 Характеристика анимационной педагогики как средства развития навыков микроориентировки у детей
6-7 лет с амблиопией 16
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет
с амблиопией навыков микроориентировки средствами анимационной педагогики 24
2.1 Изучение уровня развития у детей
6-7 лет с амблиопией навыков микроориентировки 24
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей 6-7 лет
с амблиопией навыков микроориентировки средствами анимационной педагогики 36
2.3 Оценка работы по развитию у детей 6-7 лет с амблиопией
навыков микроориентировки средствами анимационной педагогики ... 44
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А Количественные результаты контрольного этапа 60
Приложение Б Сценарии мультипликационных фильмов 61
Приложение В Количественные результаты контрольного этапа 65
Важнейшей проблемой в современной педагогике и дошкольной дефектологии выступает проблема ориентировки в пространстве. У детей с нарушениями зрения способность ориентироваться в пространстве имеет универсальное значение при включении дошкольников в различные виды деятельности.
Для детей с амблиопией пространственная ориентировка играет важную роль в развитии их личностных качеств: данная зрительная патология отрицательно сказывается на успешной интеграции ребёнка в окружающем мире и на его способностях самостоятельной ориентировки в нем. Также отмечается, что трудностями таких детей являются неумение пользоваться остаточным зрением и сохранными анализаторами, вследствие искажения воспринимаемых предметов в пространстве и их взаимного расположения.
Истоки изучения восприятия и зрительно-пространственной ориентировки в нём берут своё начало ещё в XVIII веке, во времена И. Канта, который в своей работе «Критика чистого разума» писал, что: «Пространство и время, вместе взятые, суть чистые формы всякого чувственного созерцания» [6]. Согласно данному учению, можно полагать, что именно наши познавательные процессы способствуют исследованию аспектов пространства и времени. Говоря об источнике познания у ребёнка в дошкольном возрасте, стоит отметить, что им является его чувственный опыт, а именно: насколько тонко и тщательно он рассматривает, сравнивает, сопоставляет, выделяет главный и второстепенный план в макро- и микропространстве.
Исследованиями о развитии микроориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с амблиопией занимались как отечественные, так и зарубежные авторы. Большинство научных трудов основываются на исследованиях процесса ориентирования в пространстве, как процесса определения местоположений предметов относительно друг друга (Б.Г. Ананьев, Л.А. Дружинина, А.М. Леушина, А.Г. Литвак, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская, Т.А. Муссейибова, Л.И. Плаксина, Ф.Н. Шемякин). Значительный вклад в исследование изучаемого процесса микроориентировки в пространстве внесли авторы Т.И. Нагаева, М.Н. Наумов, Г.В. Решетова, Л.А. Семёнов, Л.И. Солнцева, Е.И. Щербакова, которыми доказано, что детям с разнообразной зрительной патологией невозможно овладеть навыками ориентировки в пространстве без специального обучения.
В XXI веке современные дети живут и развиваются благодаря разнообразным информационным технологиям: телевидение, Интернет, компьютерные игры и другие носители информации, которые ещё с раннего возраста прививают ребёнку интерес.
На сегодняшний день почти каждый ребёнок воспринимает средства массовой коммуникации в качестве игрушки. Однако, при правильном информационном воздействии, данная медиа среда может не только выступать основой для воспитания дошкольников, но и быть использована в целях коррекционно-развивающей работы.
Для детей старшего дошкольного возраста таким фундаментом может выступать мультипликация. Средства анимационной педагогики способствуют развитию у детей умения ориентироваться в микропространстве, что в последующем создает предпосылки для ориентирования на местности в определённых жизненных ситуациях.
Поэтому, в современной системе коррекционной работы с детьми с амблиопией, использование анимационной педагогики не только обеспечивает когнитивное развитие, но и стимулирует развитие речи дошкольников, а также способствует развитию предметно-пространственных представлений в окружающем пространстве.
Основываясь на вышесказанном, нами было установлено противоречие между важностью развития у детей 6-7 лет с амблиопией навыков микро-ориентировки и недостаточным использованием средств анимационной педагогики в коррекционно-развивающем процессе....
Микроориентировка в пространстве - это один из базовых компонентов познавательной деятельности у детей с амблиопией. Благодаря хорошо развитым навыкам микроориентировки, дошкольники со зрительной патологией впоследствии лучше овладевают умением ориентироваться в пространстве, что способствует дальнейшему развитию их самостоятельности и автономности.
В научной литературе вопросом развития микроориентировки в пространстве занимались такие исследователи, как Т.И. Нагаева, М.Н. Наумов, Г.В. Решетова, Л.А. Семёнов, Л.И. Солнцева, Е.И. Щербакова, которые отмечали, что дошкольникам с различными нарушениями зрения необходимо создавать специальные условия для обучения их навыкам ориентировки в пространстве. Для того, чтобы занятия с детьми проходили более эффективно и интересно, нами были использованы средства анимационной педагогики. Основываясь на создании мультипликационных фильмов, ребенок в формате игры закреплял пространственные понятия не только в словесной форме, но и на практике с подключением зрительного анализатора.
После того, как был проведен теоретический анализ проблемы исследования, нами были сформулированы шесть показателей развития навыков микроориентировки детей 6-7 лет с амблиопией, на которые были подобраны соответствующие диагностические методики. Ими мы руководствовались при проведении констатирующего этапа эксперимента.
По результатам исследования, у большинства детей, с которыми индивидуально проводились диагностические методики, было выявлено, что в группе у 75% детей преобладает средний уровень развития навыков микроориентировки и у 25% детей уровень развития навыков микроориентировки оказался высоким. Несмотря на то, что на первичной диагностике большинство детей показали средний и высокий уровень, по отдельно взятым методикам у них всё же возникали трудности с выполнением заданий на более низком уровне. Это подтвердило факт необходимости проведения коррекционно-развивающей работы.
Проанализировав полученные результаты констатирующего этапа и теоретической составляющей исследования развития навыков микроориентировки у детей 6-7 лет с амблиопией средствами анимационной педагогики, нами была выстроена логика формирующего этапа эксперимента следующим образом:
• созданы сюжеты мультипликационных фильмов с учётом показателей сформированности у детей 6-7 лет с амблиопией навыков микроориентировки;
• объединены дети в подгруппы в соответствии с их уровнем сформированности навыков микроориентировки;
• организована поэтапная работа над созданием мультипликационного фильма: съемка, озвучивание, просмотр.
В ходе проделанной работы, нами были получены результаты контрольного этапа, которые показали, что количество детей с высоким уровнем достигло 50%, а количество детей со средним уровнем уменьшилось на 25% и составило 50%. У многих детей отмечались заметные сдвиги при выполнении заданий - они стали более сконцентрированы, внимательны и сосредоточены на при выполнении заданий, а также стали чаще проговаривать в собственной речи пространственные обозначения предметов и объектов.
Таким способом, полученные нами данные свидетельствуют о том, что проделанная работа по развитию навыков микроориентировки у детей 6-7 лет с амблиопией средствами анимационной педагогики прошла эффективно .
В ходе исследования нам были созданы авторские серии мультипликационных фильмов на каждый показатель микроориентировки в пространстве, а также проведена полноценная коррекционно-развивающая работа с детьми. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, а поставленная цель и задачи исследования достигнуты.
1. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей. М. : Просвещение, 1964. 304 с.
2. Баряева Л. Б. Коррекционная работа с детьми в обогащённой предметно-развивающей среде. СПб. : КАРО, 2011. 207 с.
3. Воропаев М. В., Каитов А. П., Карпова С. И. Педагогический потенциал мультипликации в современном образовании дошкольников и младших школьников. М. : Известия ИППО, 2021. 150 с.
4. Гришина Л. А., Линкевич Т. Н. Мультипликация как вид детского
творчества [Электронный ресурс] // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018022800 (дата обращения:
14.02.2023).
5. Дружинина Л. А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации. Челябинск : АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. 206 с.
6. Кант И. Критика чистого разума. М. : Издательство АСТ, 2017. 784 с.
7. Карпова С. И., Муродходжаева Н. С., Цаплина О. В., Каитов А. П.
Педагогический потенциал мультипликации в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ, 2020. №6 (212). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-potentsial-muttiplikatsii-v- obrazovanii-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата
обращения: 18.02.2023).
8. Корнев А. Н. Как научить ребенка говорить, читать и думать. СПб. : Паритет, 2001. 48 с.
9. Красный Ю. Е. Анимационная педагогика // Искусство в школе, 2021. №4. С. 12-19.
10. Красный Ю. Е. Анимационная педагогика и проблемы XXI века // Искусство в школе, 2018. №3. С. 42-44.
11. Красный Ю. Е. Арт - всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусства. Теревинф: 2019. 280 с.
12. Красный Ю. Е, Курдюкова Л. И., Красная М. Ю. Анимационная педагогика и проблемы XXI века // Искусство в школе, 2019. №3. С. 50-52.
13. Красный Ю. Е., Курдюкова Л. И. Мультфильм руками детей: кн. для учителя. М. : Просвещение, 1990. 176 с.
14. Лазарева Л. Сюжет и герой в детском мультфильме // Искусство в школе, 2019. №3. С. 53-55.
15. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1974....33