Введение……………………………………………………………………. ………..3
Глава 1. Магический реализм…………………………………………………….....7
1.1. Возникновение и становление магического реализма как художественного метода…………………………………………………………7
1.2. Магический реализм в литературах Азии и Африки……………………..16
1.3. Магический реализм в литературе Японии……………………………….27
Глава 2. Магический реализм в детективной прозе Исака Котаро……………...38
2.1. Магический реализм как метод в прозе Исака Котаро…………………...39
2.2. Магический реализм и детективный жанр………………………………...53
Заключение………………………………………………………………………….75Список использованных источников и литературы……………………………...79
Приложение…………………………………………………………………………85
Исака Котаро. «В поисках Рождества»………………………………………...85
Магистерская диссертация посвящается анализу художественного метода «магический реализм» в детективной прозе современного японского писателя Исака Котаро.
Объектом данного исследования является творчество Исака Котаро – известного в Японии писателя, работающего в детективном жанре. На сегодняшний день Исака является автором более тридцати романов и прозаических циклов, многочисленных эссе, журнальных и газетных статей. Кроме того, писатель активно сотрудничает с другими деятелями массовой культуры. По произведениям Исака Котаро ставятся спектакли и рисуются комиксы манга. Более десяти работ были экранизированы, причем сам писатель принимал активное участие в создании сценариев. Работы Исака Котаро отмечены несколькими литературными премиями.
Предмет исследования магистерской диссертации – художественный метод «магический реализм» в детективной прозе Исака Котаро. Магический реализм в литературе приобрел популярность у латиноамериканских романистов второй половины XX века, однако современные писатели-постмодернисты также активно задействуют данный метод в своем творчестве.
Актуальность работы связана с тем, что творчество писателя еще не являлось объектом специального исследования в России и за рубежом, за исключением выпускной квалификационной работы «Идейно-тематическая направленность прозы Исака Котаро», выполненной автором данной магистерской диссертации в 2015 году на соискание степени бакалавра. Деятельности Исака Котаро посвящен ряд критических статей и эссе авторства Нумано Мицуёси, Сасаки Ацуси, Итикава Макото, Игэта Садаёси и других. Только два произведения автора были переведены на иностранные языки и опубликованы: «Золотая дрема» (яп. ゴールデンスランバー, Го:рудэн сурамба:) на английском языке (пер. Стивен Снайдер) и «Молитва Одюбона» (яп. オーデュボンの祈り, О:дюбон-но инори), на французском языке (пер. Коринн Атлан.)
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении магического реализма как инструмента деконструкции детективного жанра на примере прозаического цикла Исака Котаро «Аккуратность Бога смерти» (яп. 死神の精度, Синигами-но сэйдо.)
Автором данной работы были поставлены цели: определить значимость магического реализма как художественного метода в детективной прозе Исака Котаро, анализируя творчество писателя.
Цель работы определила постановку следующих задач:
- осветить возникновение и становление магического реализма как художественного метода в контексте мирового литературного процесса;
- обозначить магический реализм в произведениях Исака Котаро;
- проанализировать прозаический цикл «Аккуратность Бога смерти»;
- выявить признаки деконструкции детективного жанра.
Поставленные задачи определили методологию данного исследования. Автором был задействован компаративный метод, а также принципы постмодернистской критики.
Теоретическую базу работы составляют исследования магического реализма А. А. Гугнина (1998), К. Н. Кислицына (2011), Е. Алдеа (2011), М. Оддвика (2002), М. Стречера (1999) и другие труды. Теория постмодернизма в работе представлена на основе трудов Н. Б. Маньковской (2000) и Ж. Деррида (1992), Миути Рэиити (2014) и других авторов. Также были использованы статьи и эссе о творчестве Исака Котаро таких критиков, как Нумано Мицуёси (2008), Накамура Фуминори (2010), Сасаки Ацуси (2010), Эндо Тосиаки (2011) и др. Основная часть источников и литературы собрана автором данной работы во время прохождения стажировки в Осакском университете с сентября 2016 по февраль 2017 гг.
Материалами исследования выступают художественные произведения Исака Котаро, в том числе переведенные автором работы.
Цели и задачи определили структуру данной работы. Магистерская диссертация состоит из Введения, Содержания, Основной части, включающей две главы, Заключения, Приложения и Списка литературы.
Во Введении данной работы обосновывается выбранная тема исследования и аргументируется ее актуальность, освящается история изучения вопроса в отечественной и иностранной научной литературе, указываются объект и предмет исследования, его цель и задачи, раскрывается научная новизна исследования, его методологическая и теоретическая базы и указывается практическая значимость проведенной работы.
Глава первая содержит три раздела. В первом разделе отображается возникновение и становление магического реализма как художественного метода в европейских, русской и латиноамериканской литературах. Второй раздел посвящен данному методу в творчестве представителей литератур Азии и Африки. В третьем разделе отображено использование магического реализма в контексте японской литературы. Данный раздел наиболее важен для работы, поскольку упомянутый художественный метод имеет специфические черты у японских писателей.
Вторая глава состоит из двух разделов. Первый раздел посвящен магическому реализму в произведениях Исака Котаро, независимо от их жанровой принадлежности. Во втором разделе на основе третьего рассказа прозаического цикла «Аккуратность Бога смерти» отображена деконструкция детективного жанра, а также произведен анализ всех рассказов художественного произведения.
В Заключении обобщаются выводы, сделанные на основе двух основных глав, дается характеристика проделанной работы и проверка достижения поставленной цели магистерской диссертации.
В Приложении приложен перевод рассказа «В поисках Рождества», выполненный автором магистерской диссертации.
Исследование велось с привлечением источников на японском языке - художественных произведений, эссе, интервью Исака Котаро. Полезными оказались материалы, содержащие информацию о биографии и произведениях писателя.
Результаты проделанной работы могут быть полезны для проведения научно-теоретических исследований, посвященных магическому реализму, современной литературе Японии, постмодернистской литературе, современному детективу, а также при составлении лекционных материалов. Данная магистерская диссертация также может служить источником необходимой информации для будущих исследователей творчества Исака Котаро и переводчиков его произведений.
Детективная проза Исака Котаро вызывает у японских исследователей и критиков определенный интерес: одни спорят о поэтике, другие рассуждают на тему жанровой принадлежности, третьи и вовсе утверждают, что произведения писателя даже литературой назвать сложно. Однако можно с уверенностью заявить, что такое своеобразное явление, как постмодернистский фантастический детектив Исака Котаро привлекает внимание и литературоведов, и читателей Японии. Тем не менее, в отечественном востоковедении данное литературное явление не получило особого освещения, что и определяет актуальность проведенной работы.
Подводя итог, необходимо обозначить общие выводы, соответствующие целям данного исследования.
Во-первых, магический реализм, который изначально интерпретировался как обнаружение художником магической, скрытой реальности и отображение ее реалистичным путем, благодаря неоднородному и неодновременному становлению в разных литературах, обладает своего рода региональными особенностями: тождество магического реализма и сюрреализма во французской литературе, отражение народного мифологического сознания у латиноамериканцев и т.д. В литературах народов Азии и Африки обращение писателей к традиционной мифологии, выраженное в тексте магическим реализмом, возникает как реакция на социальную, политическую и экономическую ситуацию регионов («культурная революция» в Китае, колониальная система в африканских странах.) Кроме того, магический реализм в этих литературах стал популярен благодаря новому латиноамериканскому роману, в то время как в европейских странах данный метод пришел из живописи. В Японии же метод магического реализма ассоциируется не только с постмодернистской литературой в лице Мураками Харуки, но и с уже ставшими классикой произведениями Кавабата Ясунари и Абэ Кобо. Обращение японских писателей к магическому реализму вызвано потребностью отобразить социальную проблематику, скрытые желания и состояние рядового жителя Японии в условиях возникшей в конце XX века нестабильности.
Во-вторых, по результатам работы становится очевидным, что в проанализированных произведениях Исака Котаро магический реализм действительно превалирует как художественный метод. Скрытая, магическая реальность в виде известных персонажей как японской, так и зарубежной мифологии, сверхъестественных способностей и паранормальных явлений непременно взаимодействует с реальностью явной, не скрытой, выступая своего рода катализатором для раскрытия социальной проблематики. Все фантастическое и волшебное представляется писателем монотонно, обыденно, отчасти статично, что у наблюдателя не возникает сомнения в подлинном существовании магической стороны мироздания. Этот прием необходим писателю, чтобы создать видимость реальности, поскольку детективное повествование гораздо проще отобразить на привычном для читателя материале.
В-третьих, анализ прозаического цикла «Аккуратность Бога смерти» наглядно доказывает, что не все рассказы данного цикла можно отнести к детективному жанру, несмотря на то, что и японская общественность однозначно относит произведения именно к этому жанру. Пять из шести произведений не соответствуют рассмотренным в данной работе элементам поэтики детектива. Наличие преступления или преступника, сцен борьбы или погони не являются ключевыми характеристиками детективного жанра и вполне часто встречаются в приключенческом, полицейском романе, триллере и других жанрах. Также подкрепляется и утверждение об экспериментальном характере прозы писателя, поскольку Исака Котаро зачастую совмещает в рамках одного произведения элементы разных жанров. Так, в цикле «Аккуратность Бога смерти» мы можем наблюдать любовный роман, бытописательскую прозу, приключенческий роман (современные исследователи склонны называть жанр по аналогии с кинематографом «роуд-муви»), заимствование из жанра мемуаров и даже такое специфическое явление японской культуры как «якудза эига» - жанр (прежде всего кинематографический), посвященный японской мафии.
В-четвертых, магический реализм принимает непосредственное участие в деконструкции детективного жанра, что отражено на примере анализа третьего рассказа прозаического цикла. Мифологические существа – боги смерти, обитающие в мире произведения среди обычных людей, изображены с нарочитой реалистичностью, дабы, как уже говорилось выше, предоставить наблюдателю привычную для него ситуацию, в которой и разворачивается детективный сюжет. Тем не менее, такой явный мистический элемент выглядит как гиперболизированная таинственность, присущая многим «классическим» произведениям в этом жанре. Более того, писатель использует постмодернистские приемы, которые наблюдаются и в романе Умберто Эко «Имя розы». А именно, Исака Котаро вводит читателя в мир уже существующих детективных произведений, делая прямую отсылку в тексте к роману Агаты Кристи «Загадочное происшествие в Стайлзе», но разворачивает свой сюжет, переплетая фантастику и логику детектива. Иронизация и пародизация – главные черты деконструкции в произведениях Исака Котаро. Дискредитирование образа сыщика, безнаказанность преступника, частичная причастность рассказчика, а, по совместительству, и главного героя, к преступлениям, искаженная форма загадки, отсутствие мыслительной работы, отгадка, полученная не логическим путем, а благодаря информированию главного героя другими магическими существами, словом, все то, что не обнаруживается в «классических» образцах детективного жанра, имеет место в рассказе «Бог смерти в метели» и других произведениях Исака Котаро. Деконструкция отображает взаимодействие, способы сцепления элементов жанра и призывает искушенного читателя к его переосмыслению. По итогам проведенного исследования будет логичным заключить, что произведения Исака Котаро можно отнести к постмодернистскому фантастическому детективу, где для создания реалистичности всего волшебного, способствующей лучшему восприятию сюжета со стороны читателя, используется метод магического реализма.
Все вышеперечисленное приводит к выводу: современная японская литература, существующая в рамках постмодернизма, теряет свое «восточное» очарование и выступает частью единого международного литературного потока, благодаря чему становится более универсальной и может быть адекватно, без определенных клише воспринята читателями во всем мире, за что японские писатели и исследователи (например, Нумано Мицуёси) ратуют еще со времен нобелевской речи Оэ Кэндзабуро.
Источники на русском языке
1. Каваками Хироми. Дворец морского царя // Теория катастроф. Современная японская проза. Пер. с. яп.: В. Мазурик. – М.: Иностранка, 2003. – С. 311-332.
Источники на японском языке
2. Исака Ко:таро:. Ёрунокуни-но Ку:па:. – (伊坂幸太郎。夜の国のクーパー. – 東京、東京創元社, 2015.) – Араукарии из Страны ночи. – Токио: Токиосо:гэнся, 2015. – 461 с.
3. Исака Ко:таро:. Курисумасу-о тантэи то // Исака Ко:таро:. Со:токусю:. – (伊坂幸太郎。クリスマスを探偵と// 伊坂幸太郎。総特集. – 東京、河出書房新社, 2010.) – В поисках Рождества // Исака Ко:таро:. Полное специальное собрание. – Токио: Кавадэсёбо:синся, 2010. С. 9-46.
4. Исака Ко:таро:. О:дюбон-но инори. – (伊坂幸太郎。オーデュボンの祈り. – 東京、新潮社, 2003.) – Молитва Одюбона. – Токио: Синтё:ся, 2003. – 464 с.
5. Исака Ко:таро:. Синигами-но сэидо. – (伊坂幸太郎。死神の精度. – 東京、文藝春秋, 2008.) – Аккуратность Бога смерти. – Токио: Бунгэисюндзю:, 2008. – 345 с.
6. Исака Ко:таро:. Эсуо:эсу-но сару. – (伊坂幸太郎。SOSの猿. – 東京、中央公論新社, 2009.) – SOS-обезьяна. – Токио: Тю:о:ко:ронсинся, 2009. – 292 с.
Литература на русском языке
7. Вольский Н. Н. Легкое чтение. Работы по теории и истории детективного жанра / Н. Н. Вольский. – Новосибирск: Издательство НГПУ, 2006. – 280 с.
8. Гугнин А. А. Магический реализм в контексте литературы и искусства XX века: феномен и некоторые пути его осмысления. – М.: Институт славяноведения РАН, 1998. – 117 с.
9. Деррида Ж. Письмо к японскому другу // Вопросы философии. Пер. с фр.: А. Гараджа – М.: Наука, 1992. – №4. – С. 53-57.
10. Зангиева А. В. «Магический реализм» в афро-американской литературе (на примере романов Тони Моррисон) // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2007. – Вып. 3. Ч. II. – С. 19-21.
11. История Японии. Т. II. 1868-1998 / Под общ. ред. А. Е. Жукова. М.: Институт востоковедения РАН, 1998. 659 с.
12. Кислицын К. Н. Магический реализм // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – №1. – С. 274-277.
13. Конрад Н. И. Проблема реализма и литературы Востока / Н. И. Конрад // Избранные труды. Литература и театр. – М.: Наука, 1978. – С. 72-89.
14. Лотман Ю. М. Выход из лабиринта // Эко У. Имя розы. – М., 1998. – С. 650-699.
15. Ляхович А. В. Постмодернизм в литературах стран Африки // Постмодернизм в литературах Азии и Африки. Очерки / З. А. Джансонова, Е. А. Завидовская, М. Е. Кухтина и др. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2010. – С. 51-71.
16. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. – СПб.: Алетейя, 2000. – 347 с.
17. Маслова Е. Г. Магический реализм как парадигма культурно-художественного сознания современного общества // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. – 2012. –№10. – С. 254-269.
18. Нумано Мицуёси. От литературы «j» к литературе «w». Некоторые тенденции современной японской литературы // Теория катастроф. Современная японская проза. Пер. с яп.: А. Мещеряков. М.: Иностранка, 2003. – С. 7-23.
... Всего источников – 46.