Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие связной диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест-игр

Работа №140252

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития связной диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
III уровня посредством квест-игр 9
1.1 Особенности развития связной диалогической речи у детей
5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Характеристика квест-игр как средства формирования связной диалогической речи у детей 5-6 лет с общим
недоразвитием речи III уровня 18
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию связной диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест-игр 24
2.1 Выявление уровня развития связной диалогической речи
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.2 Содержание и организация работы по развитию связной диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
III уровня посредством квест-игр 41
2.3 Оценка динамики уровня развития связной диалогической
речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 47
Заключение 56
Список используемой литературы 59
Приложение А Характеристика выборки исследования 63
Приложение Б Результаты констатирующего и контрольного экспериментов 64
Приложение В Содержание работы по развитию связной диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством квест-игр 70

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, развитие связной речи является одной из важнейших задач всего дошкольного обучения. Следует отметить, что речь в целом является одной из важнейших психических функций, необходимых для полноценного развития ребенка, умение вести диалог играет важную роль в таких процессах как составление плана работы и согласование деятельности, прием и передача информации об окружающем мире и себе самом, кроме того следует отметить, что данный вид деятельности является ситуативным и всегда направлен на решение какой-то задачи. В частности, развитие связной диалогической речи, умения ее использовать и понимать является ключевым аспектом для формирования речевой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также без этого аспекта невозможен успешный переход к школьному обучению.
Связная диалогическая речь, помимо прочего, это инструмент социализации личности в обществе, от развитости этого процесса напрямую зависит развитие всех других психических процессов, следовательно, этот процесс оказывает большое влияние на формирование личности, это отмечают в своих исследованиях Ю.Ф. Гаркуша, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, С.А. Миронова, Т.Б Филичева.
Вопросом развития данного вида речи у дошкольников с общим недоразвитием речи занимались Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева, В.В. Ковальчук, Л.В. Лопатина, Н.А. Ноткина, Т.С. Овчинникова, Н.Н. Яковлева.
Исследователи В.П. Глухов, Л.Ф. Спирова, В.К. Воробьева, полагают, что развитие диалогической речи - это важная задача речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Поскольку у дошкольников с данной нозологией недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли.
Особенного внимания данная проблема требует при работе с детьми с речевыми нарушениями, в том числе с общим недоразвитием речи. На данный момент эту проблему решают посредством применения различных методов и инструментов, таких как создание особых педагогических условий, проведение подготовленных и неподготовленных бесед (Т.А. Алтухова, К.Е. Панасенко), конструирования (К.В. Дудина, Е.С. Паныч,
Е.Г. Кряжевских), сказкотерапии (А.Н. Максимова, Д.Л. Токарева). Перечисленные технологии предполагают чаще всего постановку перед детьми мотивационной задачи, направленной на выявление индивидуальных достижений.
Для настоящего исследования интерес представляет квест-технологии, педагог ставит перед детьми такие задачи, которые требуют коллективного включения в деятельность, следовательно, успех зависит от продуктивной коммуникации участников.
Изучением квест-технологии у дошкольников занимались М.А. Бовтенко, Я.С. Быховского, Т.А. Кузнецова, А.А. Ошкина, И.Н. Сокол, А.В. Яковенко.
Однако, несмотря на то, что квест-игра приобрела популярность в качестве инструмента работы с дошкольниками для развития мышления, памяти, воображения, приобщения к культуре и социализации, возможность ее использования для развития связной диалогической речи недостаточно изучена.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между важностью развития связной диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и недостаточным использованием квест-игр в коррекционно-развивающей работе.
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Развитие связной диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест-игр».
Выявленное противоречие и необходимость его решения позволяют обозначить проблему исследования: каковы возможности квест-игр в развитии связной диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально доказать
возможность развития связной диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест-игр.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня связной диалогической речи.
Предмет исследования: развитие связной диалогической речи у детей 5­6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест-игр....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование было посвящено развитию связной диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест-игр. Анализ психолого-педагогической литературы, приведенный в исследовании, подтверждает необходимость и актуальность работы над исследуемой проблемой. Результаты диагностики, которые мы получили по итогам проведения констатирующего эксперимента, также подтверждают актуальность проблемы и выявляют особенности связной диалогической речи у детей исследуемой категории - низкий уровень развития связной диалогической речи по таким критериям, как: уровень развития речевых умений и навыков в контексте диалогической речи, умение выражать собственные мысли, умение слушать и понимать суждения собеседника, умение продолжать собственные суждения в соответствии со сменой темы, умение поддерживать эмоциональный тон диалога, умение контролировать собственную речь; уровень развития навыка составления диалога по сюжетным картинкам; уровень развития навыка использовать разнообразные побудительные реплики в диалоге; развития невербального общения: умение детей определять по изображениям различные эмоциональные проявления и называть их. А также преобладание среднего уровня развития следующих показателей связной диалогической речи: уровень развития речевого этикета, уровень развития навыка самостоятельного запроса информации. Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента мы определили необходимость развития связной диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Основываясь на изученной теоретической основе, результатах констатирующего эксперимента, цели исследования и выдвинутой гипотезе нами была поставлена цель формирующего этапа эксперимента: реализовать содержание работы по развитию связной диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Для достижения цели формирующего эксперимента нами было определено и организованно содержание работы:
• разработаны планы-конспекты занятий по развитию связной диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест-игр;
• реализовано содержание разработанного плана работы по развитию связной диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест-игр;
• проведена рефлексия по итогам реализации содержания коррекционной работы.
В ходе проведения формирующего эксперимента нами была отмечена положительная динамика развития связной диалогической речи у исследуемой группы детей.
После проведения формирующего эксперимента количество детей с низким уровнем развития диалогической речи уменьшилось на 27%, со средним уровнем развития диалогической речи увеличилось на 14,25%. Также произошла положительная динамика высокого уровня. Количество детей увеличилось на 12%. Дети 5-6 лет с ОНР III уровня овладели такими умениями как: отвечать на вопрос, задавать вопросы. Значительно повысился уровень речевого этикета, умение реплицирования и составления диалога.
Таким образом, цель исследования, заключающаяся в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально изучить возможности развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест-игр, достигнута, все поставленные задачи были выполнены.
Поставленная гипотеза о том, что процесс развития связной диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест-игр будет возможным, если: разработаны игровые задания для квест-игр, стимулирующие возникновение и поддержание диалога между детьми (взаимное понимание, интерес к теме диалога собеседников, умение слушать и слышать собеседника, равноправность участников диалога, активность и самостоятельность субъектов диалога); реализованы квест-игры в соответствии с показателями связной диалогической речи и с учетом особенностей развития связной диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня; организована рефлексия с детьми по итогам каждой квест-игры, была практически подтверждена....


1. Арушанова А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2010. №5. С. 51­54.
2. Бачурина В. Развивающие игры для дошкольников. Серия «Талантливому педагогу - заботливому родителю». М. : ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. 176 с.
3. Бухурова А. В. Организация образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в формате квест-игры / Категория «социального» в современной педагогике и психологии : материалы 9-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием (г. Ульяновск, 06-07 июля 2021 года). Ульяновск : ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"), 2021. С. 30-37.
4. Быховский Я. С. Как создать веб-квест для самостоятельной
работы учащихся?, 2000. [Электронный ресурс] URL :
http://teacher.fio.ru/news.php?n=59&c=1529 (дата обращения: 25.04.2023).
5. Гавришова Е. В., Миленков. М. Квест — приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. № 10.
6. Галеева Е. В., Бартош Н. Н. Педагогические условия развития
диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста // БГЖ. 2016. №2 (15). [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya- dialogicheskoy-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 26.12.2022).
7. Гацина Ю. В. Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста // Аллея науки, 2021, Т. 1. № 9 (60). С. 550- 555.
8. Глухов В. П. Основы психолингвистики : учеб. Пособие. М. : ACT : Астрель, 2005. 351 с.
9. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб. : Питер, 2013. 464 с.
10. Дубовская В. А. Формирование готовности старших дошкольников к речевому общению в игровых формах обучения: Дис. 13.00.01, 13.00.07. Курган, 2000. 175 с.
11. Казаковская В. В. Коммуникативные навыки ребенка в диалоге. СПб. : Издательство «Мозаика-синтез», 2003. 144 с.
12. Костюкова С. П. Квест как современный педагогический прием в старшем дошкольном возрасте // Молодой ученый. 2019. № 2 (240). С. 355-358. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/240/55469/ (дата обращения: 15.11.2022).
13. Кузнецова Т. А. Технология веб-квест как интерактивная образовательная среда // ИТО. Иваново, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://ito.edu.ru/2011/Ivanovo/II/II-0-12. Html (дата обращения: 25.04.2023).
14. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. М. : Просвещение, 2004. 72 с.
15. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М. : АльнС, 2013...31


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ