Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 6-7 лет с нарушениями зрения творческого мышления посредством конструктора Cuboro 9
1.1 Особенности развития у детей 6-7 лет с нарушениями
зрения творческого мышления 9
1.2 Конструктор Cuboro как средство развития у детей 6-7 лет
с нарушениями зрения творческого мышления 18
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет с нарушениями зрения творческого мышления посредством конструктора Cuboro 24
2.1 Выявление уровня развития творческого мышления у детей
6-7 лет с нарушениями зрения 24
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей
6-7 лет с нарушениями зрения творческого мышления посредством конструктора Cuboro 38
2.3 Оценка динамики уровня развития творческого мышления
у детей 6-7 лет с нарушениями зрения 62
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложение А Характеристика выборки исследования 74
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе ... 76
Приложение В Результаты исследования на контрольном этапе 79
В настоящее время проблема по развитию творческого мышления, ее компенсаторная роль при нарушении сенсорной сферы у старших дошкольников с нарушениями зрения остается малоизученной. Не до конца раскрыты возможности конструктивной деятельности по развитию творческого мышления. Это и обуславливает актуальность данного исследования.
Старший дошкольный возраст, как отмечали Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова, является сензитивным периодом для развития творческого мышления. Это время, когда творческая деятельность особенно привлекает детей, они любознательны и полны желания к познанию чего-то нового, а также способны видеть в привычных для взрослого человека вещах или явлениях что-то неординарное.
Развитие творческого мышления дошкольников с нарушениями зрения обусловлено особенностями их зрительного дефекта и вторичных отклонений, таких как бедность практического опыта, слабое развитие моторики, несогласованность действия руки и глаза.
Для развития творческого мышления применяют различные методы и приемы работы, например, метод проектов, метод проблемных ситуаций, мозговой штурм, метод фокальных объектов (далее - МФО), теория решения изобретательских задач (далее - ТРИЗ). Кроме того, эффективным средством развития творческого мышления является конструктивная деятельность. Исследования А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьякова, В.П. Сохиной выявили влияние конструктивной деятельности на развитие зрительного восприятия, с помощью которой складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, способность расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, что важно для детей с нарушениями зрения. С 2016 года в России появился швейцарский конструктор Cuboro. Но возможности его применения для решения данной проблемы пока недостаточно исследованы.
Конструктор Cuboro предоставляет возможность построения бесконечного количества различных конструкций, позволяет находить неограниченное число вариантов решений одной задачи, что и обеспечивает развитие творческого мышления. Такая творческая деятельность не только дает возможность детям с дефектами зрения улучшать свои ручные умения, испытывать эстетическое удовольствие и радость от творческого процесса, но и в определенной степени способствует развитию зрительного восприятия, коррекции произвольного мышления и эмоционально-волевой сферы. Удовлетворение от выполненной работы дарит ребенку уверенность в собственных силах.
К сожалению, на сегодняшний день целенаправленному развитию творческого мышления у дошкольников в процессе образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях уделяется недостаточное внимание.
В отечественной психологии вопросами творческого мышления занимались Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В. Гагай, Е.П. Ильин, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Е.Е. Туник. Проблему особенностей и развития творческого мышления изучали также зарубежные авторы Дж.П. Гилфорд, Г. Грубер, Д. Роджерс, Э.П. Торренс, К. Тэйлор, И. Хайн, А.Б. Шнедер.
Исходя из вышеизложенного можно выделить противоречие между необходимостью развития у детей 6-7 лет с нарушениями зрения творческого мышления и недостаточным использованием возможностей конструктора Cuboro для реализации этой цели.
На основании выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности конструктора Cuboro в развитии у детей 6-7 лет с нарушениями зрения творческого мышления?
Отталкиваясь от актуальности данной проблемы, мы сформулировали тему исследования: «Развитие у детей 6-7 лет с нарушениями зрения творческого мышления посредством конструктора Cuboro».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 6-7 лет с нарушениями зрения творческого мышления посредством конструктора Cuboro.
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет с нарушениями зрения творческого мышления.
Предмет исследования: развитие у детей 6-7 лет с нарушениями зрения творческого мышления посредством конструктора Cuboro.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что процесс развития у детей 6-7 лет с нарушениями зрения творческого мышления посредством конструктора Cuboro будет возможным, если:
• разработаны проблемные задания с конструктором Cuboro в
соответствии с показателями творческого мышления у детей 6-7 лет;
• реализована поэтапная совместная деятельность с учетом
психофизиологических особенностей развития детей 6-7 лет с нарушениями зрения, включающая подготовительный, когнитивный, творческий этапы;...
Творческое мышление - это способность человека находить большое количество оригинальных идей для решения одной задачи. Выделяют четыре основных свойства такого мышления:
• «беглость» - способность продуцировать большое количество идей;
• «гибкость» - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
• «оригинальность» - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
• «разработанность» - способность детально разрабатывать возникшие идеи.
Развитие творческого мышления дошкольников с нарушениями зрения обусловлено особенностями их зрительного дефекта и вторичных отклонений, такие как бедность практического опыта, слабое развитие моторики, несогласованность действия руки и глаза. В тоже время велико влияние конструктивной деятельности на развитие зрительного восприятия, с помощью которой складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, способность расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, что важно для детей со зрительными нарушениями.
Мы определили и экспериментально проверили, что процесс развития творческого мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения будет возможным, если: разработаны проблемные задания с конструктором Cuboro в соответствии с показателями творческого мышления у детей 6-7 лет; реализована поэтапная совместная деятельность с учетом психофизиологических особенностей развития детей 6-7 лет с нарушениями зрения, включающая подготовительный, когнитивный, творческий этапы; подготовлены домашние задания для детей и родителей с применением программы для компьютера Cuboro Draw в целях вовлечения их в работу по развитию творческого мышления у детей.
По результатам проведенной работы мы отметили повышение уровня развития показателей творческого мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения. С помощью контрольной диагностики выявлено, что количество детей с низким уровнем развития творческого мышления уменьшилось на 37,5% и сейчас составляет 25%. Средний уровень развития был выявлен у 56,25% детей, что свидетельствует об увеличении их числа на 18,75%. Процент детей с высоким уровнем увечился с 0% до 18,75%.
Проведенное исследование позволило установить, что использование конструктора Cuboro в работе с дошкольниками является возможным в целях развития творческого мышления. Конструирование является крайне увлекательным, захватывающим и многозадачным занятием. Анализ результатов исследования показал, что развитие творческого мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством конструктора Cuboro является результативным. Гипотеза исследования подтверждена.
1. Балаболкин М. И. Лечебная физическая культура: справочник. М. : Медицина, 2004. 587 с.
2. Богоявленская Д. Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М. : МИОО, 2005. 176 с.
3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Академия, 2002. 320 с.
4. Боно Э. Латеральное мышление. Минск: Попурри, 2012. 384 с.
5. Волкова И. П., Быкова Е. Б. Изучение дивергентного мышления слабовидящих школьников // Специальное образование. 2014. № 4. С. 17-23.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.
7. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. М. : Прогресс, 1965. С. 433-457.
8. Дегтярев С. Н. Учебно-познавательный процесс в аспекте развития дивергентного и конвергентного мышления // Образование и наука. 2009. № 4. С. 23-35.
9. Дружинина Л. А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования. Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. 254 с.
10. Ермакова Ж. Е. Становление и развитие проблемы творческого мышления в отечественной и зарубежной науке // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 6. С. 78-85.
11. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие для вузов. М. : Академический Проект, 2003. 304 с.
12. Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Психологический словарь. М. : Педагогика-Пресс, 1966. 440 с.
13. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. М. : Питер, 2009. 444 с.
14. Ильякова О. С. Изучение творческого конструирования у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». 2014. № 10. С. 56-58.
15. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. СПб., 2006....20