Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОГРАММА ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РАЗВИТИЮ ЯПОНИИ СТРАНАМ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА КАК ФАКТОР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Работа №140245

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
51
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение. 3
Глава 1. Обзор экономических отношений Японии и стран Ближнего Востока. 14
1.1. Экономические отношения Японии и стран Ближнего Востока в 1973-1990 гг. 14
1.2. Экономические отношения Японии и стран Ближнего Востока с 1991 г. по настоящее время 32
Глава 2. Японская программа Официальной помощи развитию 52
2.1 Программа Официальной помощи развитию в Японии – суть и виды 53
2.2. Место программы ОПР в экономических отношениях Японии и стран Ближнего Востока 61
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 78



Ближний Восток является центром сплетения многих древних культур и мировых религий. С экономической точки зрения, данный регион – один из главных экспортеров топливного сырья в мире. Согласно Статистическому обзору нефтегазовой компании British Petroleum, 52,5% мировой добычи нефти и газа приходится на ближневосточные страны. Однако ближневосточный регион также известен нестабильной политической ситуацией в ряде стран. Войны, частые военные конфликты между ближневосточными странами и внутри них, терроризм – существенно подрывают экономику большинства стран региона. По данным Международного валютного фонда, в период с 1970 по 2014 гг. годовой темп экономического роста ближневосточных стран составлял примерно 4,5% (при условии отсутствия военных конфликтов в течении 10 лет), что является высоким показателем. Постконфликтное восстановление страны занимает большое количество времени и требует продуманной экономической политики для стабилизации экономики страны. Международный валютный фонд, а также ведущие страны мира, в том числе и Япония, оказывают финансовую и техническую поддержку ближневосточным странам.
Экономика Японии – одна из самых развитых экономик в мире. Согласно Всемирной книге фактов на 2017 г. Япония занимает 4 место в мировой торговле после США, КНР и Германии. Отдельные отрасли экономики Японии ориентированы на экспорт. Бедность Японии природными ресурсами определяет структуру импорта страны. Япония экспортирует промышленные товары, где большую часть составляют автомобили, комплектующие и электронное оборудование. Большая часть импорта приходится на сырье и природные ресурсы, что делает японскую экономику очень чувствительной к колебаниям мировых цен - экономика страны становится более зависимой от мировых цен на нефть и другие энергоносители.
Главными внешнеторговыми партнерами Японии являются США, Китай и Республика Корея, доля в экспорте страны которых 20,2%, 17,7% и 7,2% соответственно. В десятку главных стран-партнёров в экспорте входят также Тайвань (6,1%), Гонконг (5,2%), Таиланд (4,2%), Сингапур (3,1%), Германия (2,7%), Австралия (2,2%), Великобритания (2,1%). Импортирует Япония из Китая (25,8%), США (11,1%), Австралии (5,0%), Республики Корея (4,1%), Тайваня (3,8%), Германии (3,6%), Таиланда (3,3%), Саудовской Аравии (3,2%), Индонезии (3,0%) и Объединенных Арабских Эмиратов (2,8%). Как видно, доля стран Ближнего Востока во внешней экономике Японии крайне невелика. Основными статьями японского импорта из арабских стран являются нефть, сжиженный газ и нефтепродукты. Однако страны Ближнего Востока до сих пор остаются одними из главных импортеров сырья в Японию. Согласно сайту Министерства иностранных дел Японии, Ближний Восток определяется как регион, в который входит 16 государств (Афганистан, Бахрейн, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Турция).
После Второй мировой войны экономика Японии значительно зависела от импорта сырья, и в стране небогатой энергоресурсами эта зависимость сохраняется до сих пор. В 1973 г. доля ввозимой сырой нефти в Японию составляла 77,5 %, в 2016 г. доля ближневосточной нефти составила больше 80%. Энергетический кризис или «нефтяной шок» 1973-1974 гг., во время которого цена за баррель нефти возросла с 3 долл. до 12 долл., стал угрозой энергетической безопасности Японии. Нефть стала не только экономическим, но и политическим рычагом давления. Это побудило японское правительство активизировать политические и экономические шаги на Ближнем Востоке для обеспечения стабильности и безопасности энергоснабжения.
На Ближнем Востоке сталкиваются национальные интересы многих держав, в том числе и Японии. Так как данный регион входит в сферу национальных интересов Японии, то нестабильность в данном регионе может негативно сказаться на безопасности поставок сырья, что угрожает японской экономике в целом. Это является одной из причин развития ближневосточной политики Японии, ориентированной на наращивание как политического, так и экономического присутствия в регионе. Одним из инструментов данной политики является оказание технической и финансовой помощи в рамках программы Официальной помощи развитию (ОПР).
Несмотря на то, что контакты между Японией и странами Ближнего Востока расширялись еще со второй половины XIX в., считается, что как экономическое, так и политическое присутствие Японии в данном регионе до 1970-х гг. проявлялось слабо.
После победы Японии в русско-японской войне 1904-1905 гг. интерес к ней заметно возрос на Ближнем Востоке. В частности, власти ближневосточных стран заинтересовались в японской модели «модернизации» и хотели ее использовать для развития своих государств. Многие страны Ближнего Востока до сих пор ориентируются на Японию в качестве модели для развития, даже несмотря на крах японской экономики «мыльного пузыря» в 1986-1991 гг. Научный сотрудник Стэндфордского института международных отношений Джон де Бур указывает, что японское правительство стремилось активно участвовать в решении арабо-израильского конфликта в начале XX в.
Однако научный сотрудник Международного института азиатских исследований Рахель Шаул, а также ряд других исследователей утверждают, что несмотря на контакты и интерес ближневосточных стран к Японии, нельзя говорить о высокой доле японского присутствия в данном регионе до 1991 г. В 1960-х гг. экономика Японии развивалась значительными темпами (более 10% в год). Быстрое экономическое развитие требовало большого количества сырья. В 1970-х гг. Япония взяла курс на концепцию «многосторонней дипломатии», стремясь развить отношения со странами Ближнего Востока. В 1952 г. Япония установила дипломатические отношения с Египтом и Израилем, в 1954 г. – с Саудовской Аравией, в 1955 г. – с Ираном, в 1956 г. – с Ираком, а в 1961 г. – с Кувейтом. С остальными странами Персидского залива (Бахрейн, Оман, Катар и ОАЭ) отношения были заключены в начале 1970-х гг. Однако только после первого «нефтяного шока», произошедшего в 1973 г. доля присутствия Японии на Ближнем Востоке возросла, но до 1991 г. все равно оставалась относительно низкой. В связи с этим, экономические и политические отношения Японии и стран Ближнего Востока можно разделить на два периода:
1. Первый период: 1973-1991 гг.
2. Второй период: 1991 г. – наст. время.
Война в Персидском заливе в 1991 г. заставила японское правительство начать формирование нового курса ближневосточной политики для защиты стабильности сырьевых поставок из арабских стран и увеличения доли экономического и политического присутствия в регионе. Окончательно данный курс сформировался к 2001 г. и получил название «Новой ближневосточной политики» Японии. В рамках данного курса Япония выступала посредником в урегулировании военных конфликтов (палестино-израильский конфликт, война в Афганистане), оказывала помощь в восстановлении постконфликтных стран, в том числе оказывала гуманитарную и техническую помощь. Во время Иракской войны (2003-2010 гг.) часть сил Самообороны Японии также находилась в Ираке выполняя гуманитарные миссии.
Стремясь укрепить отношения c ближневосточными странами, Япония предложила инициативы для ведения диалога между регионами. Примером является Японо-арабский форум, который впервые прошел в Токио в 2003 г., и в котором приняли участие представители Японии, Египта и ОАЭ. Во время форума обсуждались вопросы касательно укрепления отношений Японии и арабских стран для стабилизации ситуации в Ираке, борьбы с терроризмом и социально-экономическое развитие Ближнего Востока. Также с 2009 г. начал свою работу Японо-арабский экономический форум, где приняли участие представители 21 страны и представители международных организаций (Лига арабских государств, Федерация бизнесменов арабских стран, Международный комитет Красного креста и т.д.). Данный форум стал своего рода инструментом для развития экономических связей между регионами.
В 2013 г. премьер-министр Японии Абэ Синдзо посетил некоторые страны Ближнего Востока (Турция, Саудовская Аравия, ОАЭ), а также Россию. Премьер-министр предпринял данное турне на фоне повышения цен на природные ресурсы и удешевления иены, что позднее было названо «Энергетической дипломатией Абэ». В ходе встреч на высшем уровне обсуждались сферы укрепления отношений между регионами, возможность заключения мира между Израилем и Палестиной, а также меры по противодействию мировому терроризму. В последние годы Япония активно участвует в политических диалогах относительно быстро распространяющегося по всему миру терроризма, как на мировых площадках, так и в ходе двусторонних встреч с властями ближневосточных стран, а также оказывает гуманитарную, техническую и финансовую помощь. Кроме того, наблюдается тенденция к диверсификации внешней торговли между Японией и странами Ближнего Востока и расширении экономических отношений за пределы энергетического сектора. В связи с этим, представляется интересным рассмотреть место японской программы Официальной помощи развития на Ближнем Востоке как одного из видов экономических связей.
Цель данного исследования – проанализировать роль программы Официальной помощи развитию как фактора развития внешнеэкономических связей между Японией и странами Ближнего Востока.
Задачами работы являются:
1. Рассмотреть экономические отношения Японии и стран Ближнего Востока. 2. Определить виды оказываемой Японией помощи данному региону. 3. Проанализировать роль ОПР в экономических связях Японии и ближневосточных стран.
В первой главе данного исследования, в первом подпункте, будет рассмотрена эволюция экономических отношений стран Ближнего Востока и Японии в период 1973-1990 гг., причины японской ближневосточной политики, а также влияние нестабильной ситуации в ближневосточном регионе и финансовых и нефтяных кризисов на данные отношения. Во второй части главы предполагается рассмотреть современный этап экономических отношений Японии и ближневосточных стран. Особенное внимание будет уделяться тем видам экономических отношений, которые не связаны с программой ОПР; также предполагается проанализировать влияние нестабильной ситуации на Ближнем Востоке на данные отношения и перспективы внешнеэкономических связей между странами.
Во второй главе работы будет рассмотрена программа Официальной помощи развитию: дано ее определение, виды, суть, а также политика ОПР. Во втором пункте автор предполагает рассмотреть подробнее роль японской программы Официальной помощи развитию на Ближнем Востоке, указать ее основные направления, объем, реализуемые проекты и т.д. Примерами данной помощи являются гранты, кредиты, а также технологическая помощь. Кроме этого, осуществляется помощь в сфере образования, подготовке специалистов и надлежащих кадров и помощь в борьбе с экстремизмом. Также следует уделить внимание роли ОПР во внешнеэкономических отношениях двух регионов.
База источников настоящей работы представлена на японском языке. Ее основой являются официальные периодические издания правительственных ведомств Японии, которые целесообразно подразделить на несколько категорий.
1. Официальные периодические издания Министерства иностранных дел Японии. «Голубая книга дипломатии Японии» - ежегодный обзор внешнеполитического курса Японии. Книга содержит информацию о политической обстановке во всем мире, в частности, на Ближнем Востоке. Помимо этого, представлены отчеты о действиях Японии в данном регионе, статистические данные, информация о правительственных визитах и оценка политических отношений между регионами. «Белая книга Официальной помощи развитию Японии» - еще один ежегодный обзор МИД Японии раскрывает суть программы ОПР и ее концепцию. Также в книге раскрываются цели, задачи и основные направления ОПР в каждом регионе, информация о реализуемых проектах и объемах помощи в каждой стране.
2. Официальные периодические издания Министерства экономики, торговли и промышленности Японии. В ежегодном издании «Белая книга энергетики Японии» представлена информация о направлениях политики в сфере энергетики, актуальные данные о потреблении энергоресурсов, структуре и объеме импорта энергоносителей.
3. Официальные периодические издания Японского агентства международного сотрудничества. Данное агентство является правительственным органом, осуществляющим техническое сотрудничество с развивающимися странами в рамках программы ОПР. Ежегодный обзор агентства содержит актуальную информацию о реализации проектов в странах-реципиентах, знакомит с основными направлениями помощи в регионах и каждом секторе экономики.
4. Статистические данные Министерства финансов Японии предоставляют последние данные о структуре внешнеторгового оборота Японии. Информация приводится по основным статьям экспорта и импорта, главным странам-партнерам и структуре внешней торговли с регионами.
Вопрос места японской программы Официальной помощи развитию в экономических отношениях со странами Ближнего Востока мало изучен. Однако следует выделить работы на русском языке, касающихся данной проблематики в контексте политических отношений Японии и ближневосточных стран.
В связи с этим, интерес представляют исследования А.Д. Богатурова «Японская дипломатия в борьбе за источники энергетического сырья (70-80-е годы)», С.С. Ульяничева «Энергетические проблемы Японии: их влияние на экономику», Е.В. Арутюняна и др. В этих трудах анализируется энергетическая дипломатия Японии на Ближнем Востоке в конце XX в. в рамках концепции «энергетической безопасности» и ее влияние на экономические отношения двух регионов. Кроме этого, предоставляется материал по экономической ситуации на Ближнем Востоке, а также затрагивается место финансовой и технической помощи в отношениях Японии и ближневосточных стран.
Для понимания ситуации в XXI в. рассмотрены труды Е.В. Кравцовой «Политика Японии на Ближнем Востоке в начале XXI в.», В.В. Акимовой «Новая энергетическая стратегия Японии и развитие солнечной энергетики», Е.Л. Леонтьевой и др. В работах данных исследователей анализируется эволюция ближневосточной политики Японии в контексте экономических кризисов, нестабильной ситуации на Ближнем Востоке и энергетической безопасности страны. Кроме того, приводится анализ новых направлений энергетической дипломатии и современный экономический курс Японии. В работе Е.В. Кравцовой рассматриваются причины активизации политики Японии на Ближнем Востоке, а также основные политические и экономические инструменты для укрепления отношений между регионами. В том числе, одним из таких инструментов называется программа ОПР. Однако в этих исследованиях не затрагивается суть Официальной помощи развитию.
Этот пробел восполняется в исследованиях Д.В. Стрельцова «Внешнеполитические приоритеты Японии в АТР» и Е.Б Ковригина «Япония-АСЕАН: эволюция Официальной помощи развитию». В этих трудах приводится анализ структуры программы ОПР, ее эволюция и роль. Место ОПР как экономического и политического инструмента рассматривается в контексте отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и АСЕАН, что не дает представления об экономических отношениях Японии и стран Ближнего Востока, а также места ОПР в них.
Данный недостаток отчасти восполняют работы на японском и английском языках. Среди японских исследователей стоит указать Нагаи Томоми, Нацумэ Миэко, Икэда Акифуми и др. В их трудах анализируются экономические отношения Японии и ближневосточных стран не только на современном этапе, но и в 1970-1980-хх гг. В частности, в работе Нагаи Томоми проведен анализ ближневосточного рынка и деятельность японских компаний в данном регионе.
Среди англоязычных исследований стоит указать работы T. Hotta, I. Ohno, R. Wilson и др. В частности, труды T. Hotta и I. Ohno дают возможность ознакомиться со структурой Официальной помощи развитию, ее историей, реформами и новыми стратегиями в политике программы. Тем не менее, в работах не затрагиваются экономические отношения Японии и стран Ближнего Востока на современном этапе, а также актуальной роли ОПР.
Изученный объем литературы предоставляет общий обзор экономических связей Японии и ближневосточных стран в контексте «энергетической безопасности» и практически не затрагивает их современный этап. Кроме того, остается неясным место японской программы Официальной помощи развитию в экономических отношениях со странами Ближнего Востока. В настоящем исследовании предпринимается попытка восполнить данный пробел.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для Японии, как стране бедной ресурсами, ближневосточный регион долгое время представлял интерес только как главный импортер сырья. Больше 80% поставок нефти осуществлялось из стран Ближнего Востока. В 1970-е гг. степень зависимости японской экономики от ближневосточной нефти составляла больше 75% (на 1973 г. – 77,5%). После «нефтяного шока» 1973 г., вызвавшего рост цены на нефть с 3 долл. до 12 долл., этот вид топлива стал рычагом политического и экономического давления арабских нефтедобывающих стран. В связи с тем, что экономика Японии зависела от изменения цен на жидкое топливо, японское правительство стало предпринимать активные шаги для наращивания экономического и политического присутствия в ближневосточном регионе. Таким образом, энергетический кризис 1973 г. можно назвать «поворотным моментом» японского внешнеполитического курса в сторону Ближнего Востока. Это было продиктовано политикой обеспечения стабильности и безопасности поставок сырья в Японию. Кроме того, последующие энергетические кризисы (1980 г. и 1990-х гг.), дестабилизация ситуации в ряде ближневосточных стран (ирано-иракская война 1980-1988 гг., арабо-израильские конфликты, война в Персидском заливе 1991 г.) также вынудили японское правительство предпринимать шаги для защиты национальных интересов в регионе. Японское правительство шло на ряд дипломатических уступок ближневосточным странам и подчеркивало нейтральную позицию страны в разгорающихся конфликтах. В данном контексте, программа Официальной помощи развитию была одним из инструментов ближневосточной политики Японии. В рамках этой программы Япония оказывала финансовую, гуманитарную и техническую поддержку странам Ближнего Востока. Это позволило увеличить участие японского капитала в реализации крупных проектов в сфере энергетики (строительство нефтехимических комплексов, электростанций и т.д.) в ряде ближневосточных стран и обеспечить стабильность импорта сырья.
Несмотря на оказание финансовой и технической помощи, экономическое, равно как и политическое, присутствие Японии на Ближнем Востоке по-прежнему было слабо выражено. После войны в Персидском заливе 1991 г. Япония была подвергнута критике со стороны не только арабских, но западных стран. Действия Японии на Ближнем Востоке получили название «дипломатии чековой книжки» из-за пассивности Японии на политической и военной арене. В то же время Кувейт, получивший помощь от Японии для послевоенного восстановления в размере почти 500 млн. долл., не включил ее в ряд дружественных стран, оказавших помощь в войне. Таким образом, война в Персидском заливе вынудила японское правительство пересмотреть свою политику в отношении Ближнего Востока.
В начале 2000-х гг. Япония сформировала «новую ближневосточную политику», направленную на укрепление и расширение политических и экономических связей со странами Ближнего Востока. Основой данного внешнеполитического курса также являлось обеспечение стабильности поставок энергоресурсов в условиях нестабильной ситуации на Ближнем Востоке (рост терроризма, афганский конфликт, война в Ираке, арабо-израильские конфликты и т.д.). Несмотря на политику энергосбережения и развитие новых технологий, степень зависимости Японии от импорта сырья оставалась высокой (на 2001 г. - 87,9%). В связи с этим, в 2000-2010-х гг. можно заметить стремление Японии сократить эту зависимость путем развития альтернативной и атомной энергетики. В частности, заметно развитие технологий в сфере солнечной энергетики. В связи с этим, объем импортируемой нефти из стран Ближнего Востока несколько сократился. Однако в то же время Япония предпринимает шаги к диверсификации экономических отношений со странами Ближнего Востока. В последние годы значительно расширилось сотрудничество между регионами в сфере возобновляемой энергии. Ближневосточные страны, заинтересованные в Японии как в одном из главных импортеров энергоносителей, также проявляют интерес к японским технологиям в данном секторе. Особенно активно расширяется сотрудничество со странами-экспортерами нефти – Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами. Таким образом, можно сказать, что атомная и возобновляемая энергетика является перспективной сферой для развития экономических отношений между регионами.
Кроме того, в последние годы увеличился интерес к Ближнему Востоку как к развивающемуся рынку. Отличительными чертами ближневосточного рынка являются:
 Быстро растущее население;
 Высокий процент молодежи;
 Растущий средний класс;
 Слабая конкуренция с местными предприятиями;
 Высокая степень однородности языка и культуры.
Однако сальдо внешнеторгового оборота между Японией и странами Ближнего Востока остается отрицательным. Доля ближневосточных стран в экспорте Японии не превышает 3%, а основными партнерами являются Саудовская Аравия и Арабские Эмираты. Главными статьями японского экспорта являются: транспортные средства, сталь, двигатели, комплектующие и т.д. В то же время доля арабских стран в импорте Японии составляет около 10%. Основной импортируемой продукцией являются: сырая нефть, сжиженный природный газ, нефтепродукты и т.д. Так, несмотря на стремление к расширению экономических связей за пределы энергетического сектора, Ближний Восток остается важным поставщиком энергоресурсов.
Тем не менее, программа Официальной помощи развитию представляется инструментом для укрепления экономических отношений Японии и стран Ближнего Востока. Структура Официальной помощи развитию состоит из грант-элемента (субсидии и гранты правительства и международных организаций), правительственных льготных займов и частных кредитов, а также многосторонней помощи международных организаций. Японская ОПР характеризуется соотношением в пользу займов (38%:61%). По этой причине ее можно отнести больше к неомеркантилистской модели содействия развитию, чем альтруистской. В рамках новой политики ОПР, принятой в 1992 г. и дополненной в 2003 г. и 2015 г., Япония перешла от оказания экспансивной помощи к «качественной». Одним из направлений ОПР является сокращение бедности путем «качественного развития», под которым подразумевается всестороннее, стабильное и устойчивое развитие экономики страны-реципиента. В 2000-х гг. бюджет японской ОПР сократился в связи с экономической ситуацией в стране. Экономика Японии находится в стагнации после схлопывания «мыльного пузыря» в начале 1990-х гг. Это также является одной из причин постепенного сокращения бюджета ОПР. В 1997 г. объем программы составлял свыше 10 млрд. долл., что делало Японию лидером среди стран-доноров. Однако к 2018 г. общий бюджет ОПР сократился в 2 раза и на данном этапе составил лишь 5 млрд. долл. Тем не менее, Япония остается одним из лидеров по оказанию ОПР среди стран-членов Комитета помощи развитию, а японское правительство активно оказывает помощь ближневосточным странам. Кроме того, наблюдается тенденция к увеличению доли Ближнего Востока в географии японской ОПР. С 1970-х гг. его доля выросла почти в 5 раз к 2016 г. (3% и 14,5% соответственно). Странами-реципиентами программы ОПР на Ближнем Востоке являются: Сирия, Ирак, Афганистан, Иран, Ливан, Турция, Иордания, Палестина, Йемен.
Основными направлениями программы ОПР Японии на Ближнем Востоке являются:
 Всесторонняя поддержка для стабилизации ситуации в регионе (поддержка беженцев и перемещенных лиц (гуманитарная помощь), развитие людских ресурсов и т.д.);
 Содействие установлению мира на Ближнем Востоке (борьба с терроризмом, помощь Палестине, укрепление административных и финансовых институтов и т.д.);
 Поддержка стран-производителей энергоресурсов (содействие развитию частного сектора, техническое сотрудничество со странами Персидского залива).
Несмотря на преобладание займов над грант-элементом в ОПР Японии, в случае с Ближним Востоком наблюдалась обратная ситуация (3% и 97% соответственно в 2005 г.). Это связано с активной гуманитарной помощью Ираку и Афганистану в 2000-х гг. во время военных операций на их территории. Однако в последние годы можно видеть склонность к увеличению объема займов ближневосточным странам. В 2016 г. доля кредитов, выплаченных ближневосточным странам, превысила долю грантов (53%:47%). Одной из причин этого является ориентация Японии на улучшение экономической инфраструктуры, а также внимание на развитие частного сектора стран-реципиентов. В рамках ОПР японское правительство при содействии японских компаний реализует множество проектов по содействию развитию предприятий малого и среднего бизнеса развивающихся стран, обучению технического и обслуживающего персонала и т.д. Кроме того, в рамках ОПР осуществляются проекты с нефтедобывающими странами, которые официально не входят в список стран-реципиентов.
Развитие экономики стран Ближнего Востока при содействии Японии дает возможность выхода японских компаний на данный рынок в перспективе. Посредством программы ОПР осуществляется зондирование потребностей местного населения, препятствий при входе на рынок, его ёмкость и т.д. Следовательно, использование ОПР позволяет исследовать конъюнктуру ближневосточного рынка для продвижения японских предприятий. Кроме того, широкий круг оказываемой помощи, затрагивающей разные сектора экономики, делает возможным последующее развитие экономического сотрудничества. Таким образом, можно утверждать, что программа Официальной помощи развитию Японии странам Ближнего Востока является одним из инструментов для развития и расширения внешнеэкономических отношений между регионами.



Источники на японском языке.
Официальные издания Министерства иностранных дел Японии.
1. Вага гайко: но кинкё: сэн-кю:хяку нана-ён нэнбан (дай дзю:хати-го) [わが外交の近況1974年版(第18号)] (Современная дипломатия Японии. 1974 г. (Выпуск 18)) // MOFA.go.jp. Официальный сайт МИД Японии. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/gaiko/bluebook/1974_1/s49-2-5-3.htm#a2 (Дата обращения: 01.03.2018).
2. Вага гайко:но кинкё: сэн-кю:хяку нана-го нэнбан (дай дзю:кю:го) [わが外交の近況1975年版(第19号)] (Современная дипломатия Японии. 1975 г. (Номер 19)) // MOFA.go.jp. Официальный сайт МИД Японии. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/gaiko/bluebook/1975_1/s50-2-1-7.htm#a3 (Дата обращения: 01.03.2018).
3. Вага гайко: но кинкё: сэн кю:хяку хати-дзю:нэнбан (дай ни-дзю:го-го:) [わが外交の近況1981年版(第25号)] (Современная дипломатия Японии. 1981 г. (Выпуск 25)) // MOFA.go.jp. Официальный сайт МИД Японии. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/gaiko/bluebook/1981/s56-fuhyou-501-2.htm (Дата обращения: 09.04.2018).
4. Гайко: сэйсё: вага гайко: но кинкё: сэн-кю:хяку кю:дзю: нэнбан (дай сан-дзю:ён-го:) [外交青書 わが外交の近況 1990年版 (第34号)] (Голубая книга дипломатии Японии. Современная ситуация. 1990 г. (Выпуск 34)) // MOFA.go.jp. Официальный сайт МИД Японии. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/gaiko/bluebook/1990/h02-2-1.htm#b3 (Дата обращения: 10.03.2018).
5. Гайко: сэйсё: вага гайко: но кинкё: сэн-кю:хяку кю:дзю:ити-нэнбан (дай сан-дзю:го-го:) [外交青書 わが外交の近況 1991年版 (第35号)] (Голубая книга дипломатии Японии. Современная ситуация. 1991 г. (Выпуск 35)) // MOFA.go.jp. Официальный сайт МИД Японии. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/gaiko/bluebook/1991/h03-2-2.htm (Дата обращения: 10.03.2018).
6. Кайхацу кё:рёку тайко: [開発協力大綱] (Хартия Содействия в целях развития) // MOFA.go.jp. Официальный сайт МИД Японии. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/gaiko/oda/seisaku/taikou_201502.html (Дата обращения: 02.04.2018).
7. Ни-сэн дзю:нана-нэнбан Кайхацу кё:рёку хакусё Нихон-но кокусай кё:рёку [2017年版 開発協力白書 日本の国際協力] (Белая книга Сотрудничества в целях развития. Международное сотрудничество Японии. 2017 г.) // MOFA.go.jp. Официальный сайт МИД Японии. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/gaiko/oda/files/000336398.pdf (Дата обращения: 02.04.2018).
8. Ни-сэн дзю:ни нэнбан Сэйфу кайхацу эндзё (о:ди-эй) хакусё [2012年版 政府開発援助(ODA)白書] (Белая книга Официальной помощи развитию (ОПР) 2012 г.) // MOFA.go.jp. Официальный сайт МИД Японии. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/gaiko/oda/shiryo/hakusyo/12_hakusho_pdf/pdfs/12_hakusho_030203_4.pdf (Дата обращения: 13.04.2018).
9. Сэйфу кайхацу эндзё (О:ди-эй) хакусё нисэн дзю:ити-нэнбан [政府開発援助(ODA)白書 2001年版] (Белая книга Официальной помощи развитию (ОПР) 2001 г.)// MOFA.go.jp. Официальный сайт МИД Японии. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/gaiko/oda/shiryo/hakusyo/01_hakusho/index.htm (Дата обращения: 20.02.2018).
10. Сэйфу кайхацу эндзё (О:ди-эй) кокубэцу дэ:та-сю: нисэн дзю:року-нэн [政府開発援助(ODA)国別データ集2016] (Собрание данных об Официальной помощи развитию (ОПР) 2016 г.) // MOFA.go.jp. Официальный сайт МИД Японии. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/gaiko/oda/region/middle_e/index.html (Дата обращения: 20.02.2018).
11. Хэйсэй дзю:хати-нэнбан Гайко: сэйсё [平成18年版 外交青書 (外交青書2006] (Голубая книга дипломатии Японии 2006 (18 год Хэйсэй)) // MOFA.go.jp. Официальный сайт МИД Японии. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/gaiko/bluebook/2006/html/framefiles/honbun.html (Дата обращения: 25.03.2018).
12. Хэйсэй ни-дзю:ён-нэнбан Гайко: сэйсё: (Гайко: сэйсё ни-сэн дзю:ни) [平成24年版外交青書 (外交青書2012)] (Голубая книга дипломатии Японии 2012 (24 год Хэйсэй)) // MOFA.go.jp. Официальный сайт МИД Японии. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/gaiko/bluebook/2012/html/index.html (Дата обращения: 13.04.2018).
13. Хэйсэй ни-дзю:кю: нэнбан Гайко: сэйсё: (Гайко: сэйсё ни-сэн дзю:нана) [平成29年版外交青書 (外交青書2017)] (Голубая книга дипломатии Японии 2017 (29 год Хэйсэй)) // MOFA.go.jp. Официальный сайт МИД Японии. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/gaiko/bluebook/2017/html/index.html (Дата обращения: 20.04.2018).
Официальные издания Агентства природных ресурсов и энергетики при Министерстве экономики, торговли и промышленности Японии.
14. Хэйсэй ни-дзю:гон эндо энэруги: ни кансуру нэндзи хо:коку (Энэруги:хакусё ни-сэн дзю:ён нэн) [平成25年度エネルギーに関する年次報告 (エネルギー白書2014)] (Годовой отчет по энергетике за 25 год Хэйсэй (Белая книга энергетики Японии 2014)) // Agency for Natural Resources and Energy. URL: http://www.enecho.meti.go.jp/about/whitepaper/2014html/2-1-3.html (Дата обращения: 08.03.2018).
15. Энэруги: хаку-сё ни-сэн ён-нэн [エネルギー白書2004年] (Белая книга энергетики Японии 2004 г.) // Agency for natural Resources and Energy. URL: http://www.enecho.meti.go.jp/about/whitepaper/2004html/3-1.html (Дата обращения: 25.03.2018).
16. Энэруги: хакусё нисэн дзю:року-нэн [エネルギー白書 2016年] (Белая книга энергетики Японии 2016 г.) // Agency for Natural Resources and Energy. URL: http://www.enecho.meti.go.jp/about/whitepaper/2016html/2-1-3.html (Дата обращения: 30.03.2018).
... Всего источников – 83.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ