Развитие ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством игр с природным материалом
|
Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством игр с природным материалом 8
1.1 Особенности развития ориентировки в пространстве у детей
5-6 лет с нарушениями зрения 8
1.2 Возможности игр с природным материалом в развитии
ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 16
Глава 2 Экспериментальное исследование по развитию ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством игр с природным материалом 21
2.1 Выявление уровня развития ориентировки в пространстве
у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 21
2.2 Организация и содержание работы по развитию
ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством игр с природным материалом 35
2.3 Выявление динамики уровня развития ориентировки
в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 47
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Список детей исследуемой группы 59
Приложение Б Стимульный материал к диагностическим методикам 60
Приложение В Сводная таблица результатов констатирующего этапа... 62
Приложение Г Карты и схемы для проведения игр с природным материалом 63
Приложение Д Сводная таблица результатов контрольного этапа 66
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством игр с природным материалом 8
1.1 Особенности развития ориентировки в пространстве у детей
5-6 лет с нарушениями зрения 8
1.2 Возможности игр с природным материалом в развитии
ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 16
Глава 2 Экспериментальное исследование по развитию ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством игр с природным материалом 21
2.1 Выявление уровня развития ориентировки в пространстве
у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 21
2.2 Организация и содержание работы по развитию
ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством игр с природным материалом 35
2.3 Выявление динамики уровня развития ориентировки
в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 47
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Список детей исследуемой группы 59
Приложение Б Стимульный материал к диагностическим методикам 60
Приложение В Сводная таблица результатов констатирующего этапа... 62
Приложение Г Карты и схемы для проведения игр с природным материалом 63
Приложение Д Сводная таблица результатов контрольного этапа 66
Низкий уровень развития пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации слабовидящего ребенка, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром. Ориентировка в пространстве - одна из главных и труднейших проблем тифлопедагогики, поскольку она наблюдается почти у 50% современных дошкольников с нарушениями зрения.
«Многочисленные исследования показали, что дети с нарушением зрения самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования, и нуждаются в систематическом, целенаправленном обучении с активным использованием нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов. Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства» [12].
«Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. В свою очередь это вызывает трудности пространственной ориентировки, и недостатки в её развитии ограничивают в дальнейшем самостоятельность и активность детей с нарушением зрения во всех сферах деятельности. У них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро и макро ориентировки, словесные обозначения пространственных отношений» [17].
Многочисленные исследования (В.А. Кручинин, Л.И. Плаксина, В.А. Семенов, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова) показали, что дети с нарушением зрения самостоятельно не могут овладеть навыками пространственной ориентировки.
Известный педагог, исследователь Т.А. Мусейибова в своих исследованиях указывает на то, что развитию ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения способствуют игры с природным материалом. Такие игры всегда интересны детям. Детям с нарушением зрения важны тактильные ощущения, поэтому природные материалы, такие как каштаны, желуди, камушки, листья, семена, ракушки, песок, используемые педагогами во время образовательной деятельности, способствуют повышению внимания и развитию ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения, а также способствуют компенсации зрительного дефекта.
Теоретический анализ изучаемой проблемы позволил выявить противоречие между необходимостью развития ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения и недостаточным использованием игр с природным материалом в данном процессе.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности игр с природным материалом в развитии ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством игр с природным материалом».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития ориентировки в пространстве у детей 5
6 лет с нарушениями зрения посредством игр с природным материалом.
Объект исследования: процесс развития ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Предмет исследования: развитие ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством игр с природным материалом.
Гипотеза исследования: развитие ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством игр с природным материалом будет возможно, если:
- разработано содержание игр с природным материалом с учетом показателей ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения;
• включены игры с природным материалом в коррекционноразвивающую работу педагога-дефектолога с детьми;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе играми с природным материалом.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством игр с природным материалом.
2. Выявить уровень развития ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
3. Определить и апробировать содержание работы по развитию ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством игр с природным материалом....
«Многочисленные исследования показали, что дети с нарушением зрения самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования, и нуждаются в систематическом, целенаправленном обучении с активным использованием нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов. Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства» [12].
«Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. В свою очередь это вызывает трудности пространственной ориентировки, и недостатки в её развитии ограничивают в дальнейшем самостоятельность и активность детей с нарушением зрения во всех сферах деятельности. У них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро и макро ориентировки, словесные обозначения пространственных отношений» [17].
Многочисленные исследования (В.А. Кручинин, Л.И. Плаксина, В.А. Семенов, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова) показали, что дети с нарушением зрения самостоятельно не могут овладеть навыками пространственной ориентировки.
Известный педагог, исследователь Т.А. Мусейибова в своих исследованиях указывает на то, что развитию ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения способствуют игры с природным материалом. Такие игры всегда интересны детям. Детям с нарушением зрения важны тактильные ощущения, поэтому природные материалы, такие как каштаны, желуди, камушки, листья, семена, ракушки, песок, используемые педагогами во время образовательной деятельности, способствуют повышению внимания и развитию ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения, а также способствуют компенсации зрительного дефекта.
Теоретический анализ изучаемой проблемы позволил выявить противоречие между необходимостью развития ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения и недостаточным использованием игр с природным материалом в данном процессе.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности игр с природным материалом в развитии ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством игр с природным материалом».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития ориентировки в пространстве у детей 5
6 лет с нарушениями зрения посредством игр с природным материалом.
Объект исследования: процесс развития ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Предмет исследования: развитие ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством игр с природным материалом.
Гипотеза исследования: развитие ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством игр с природным материалом будет возможно, если:
- разработано содержание игр с природным материалом с учетом показателей ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения;
• включены игры с природным материалом в коррекционноразвивающую работу педагога-дефектолога с детьми;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе играми с природным материалом.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством игр с природным материалом.
2. Выявить уровень развития ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
3. Определить и апробировать содержание работы по развитию ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством игр с природным материалом....
Исследованиями в области развития ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения занимались такие авторы как А.Г. Литвак, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, В.С. Сверлов, Н.Я. Семаго. Авторы указывают, что дошкольники, имеющие зрительную патологию, отличаются от сверстников особенностями становления психофизических показателей, которые выражаются в малой физической активности, недостаточно развитой моторной сферой. С этим связаны проблемы в становлении основ ориентировки в пространстве, что влечет за собой ограниченность в проявлении самостоятельности. Детям с нарушением зрения (преимущественно с глубоким) не доступно самостоятельное, самопроизвольное освоение ориентировки в пространстве, поэтому существует необходимость в коррекционном сопровождении таких детей. Таким образом, ориентировка в пространстве является одной из важных проблем социальной адаптации детей с нарушениями зрения.
На констатирующем этапе проведено диагностическое исследование детей 6-7 лет с нарушениями зрения по выявлению у них уровня развития ориентировки в пространстве. Результаты констатирующего этапа выявлены следующие: низкий уровень выявлен у 5 воспитанников (50%), средний уровень выявлен у 4 детей (40%), высокий уровень у 1 ребенка (10%).
«На основании результатов диагностического исследования можно сделать вывод о том, что дети 5-6 лет с нарушениями зрения имеют трудности в развитии ориентировки в пространстве, у них преобладает низкий и средний уровни ее развития, и нуждаются в специальной коррекционно-развивающей помощи» [18].
На формирующем этапе работа строилась на основе положений выдвинутой гипотезы:
• разработано содержание игр с природным материалом с учетом показателей ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения;
• включены игры с природным материалом в коррекционноразвивающую работу педагога-дефектолога с детьми;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе играми с природным материалом.
В ходе проведения игр дети учились словесно определять пространственные отношения между предметами; развивали умения ориентироваться на микроплоскости, в микропространстве, использовать схемы; умения ориентироваться в горизонтальном и вертикальном направлениях; умения использовать в речи конструкции, обозначающие расположение предметов и объектов; умения ориентироваться «на себе».
На контрольном этапе проведена повторная диагностика уровня развития ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения, с использованием тех же методик, что и на контрольном этапе исследования. Были получены следующие результаты: низкий уровень показали 3 детей (30%), средний уровень 3 детей (30%), высокий уровень 4 детей (40%). Данные результаты доказывают эффективность игр с природными материалами в уровне развития ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения. Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
На констатирующем этапе проведено диагностическое исследование детей 6-7 лет с нарушениями зрения по выявлению у них уровня развития ориентировки в пространстве. Результаты констатирующего этапа выявлены следующие: низкий уровень выявлен у 5 воспитанников (50%), средний уровень выявлен у 4 детей (40%), высокий уровень у 1 ребенка (10%).
«На основании результатов диагностического исследования можно сделать вывод о том, что дети 5-6 лет с нарушениями зрения имеют трудности в развитии ориентировки в пространстве, у них преобладает низкий и средний уровни ее развития, и нуждаются в специальной коррекционно-развивающей помощи» [18].
На формирующем этапе работа строилась на основе положений выдвинутой гипотезы:
• разработано содержание игр с природным материалом с учетом показателей ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения;
• включены игры с природным материалом в коррекционноразвивающую работу педагога-дефектолога с детьми;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе играми с природным материалом.
В ходе проведения игр дети учились словесно определять пространственные отношения между предметами; развивали умения ориентироваться на микроплоскости, в микропространстве, использовать схемы; умения ориентироваться в горизонтальном и вертикальном направлениях; умения использовать в речи конструкции, обозначающие расположение предметов и объектов; умения ориентироваться «на себе».
На контрольном этапе проведена повторная диагностика уровня развития ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения, с использованием тех же методик, что и на контрольном этапе исследования. Были получены следующие результаты: низкий уровень показали 3 детей (30%), средний уровень 3 детей (30%), высокий уровень 4 детей (40%). Данные результаты доказывают эффективность игр с природными материалами в уровне развития ориентировки в пространстве у детей 5-6 лет с нарушениями зрения. Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Содержание и направленность средств баскетбола для развития физических качеств у слабослышащих школьников 12–14 лет в условиях дополнительного образования (Адаптивное физическое воспитание, Московский педагогический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Формирование представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с глубоким нарушением зрения посредством тифлокомментирования
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста через общение с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ИНАКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003





