Аннотация
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы формирования словаря о природе у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством технологии обогащения лексического запаса 9
1.1 Психолого-педагогические основы формирования словаря о природе у детей 5-6 лет с тяжелыми
нарушениями речи 9
1.2 Характеристика технологии обогащения лексического
запаса формирования словаря о природе у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 20
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования словаря о природе у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством технологии обогащения лексического запаса 24
2.1 Выявление уровня сформированности словаря о
природе у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 24
2.2 Содержание и организация работы по формированию
словаря о природе у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством технологии обогащения лексического запаса 36
2.3 Динамика сформированности словаря о природе у детей
5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 44
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Характеристика выборки исследования 55
Приложение Б Результаты диагностических методик по формированию словаря о природе у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (констатирующий эксперимент) 56
Приложение В Технологические карты работы со словами- доминантами 60
Приложение Г Протоколы диагностических методик по формированию словаря о природе у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (контрольный эксперимент) 65
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что владение словарем на тему природы оказывает большое влияние на формирование всего словарного запаса ребенка. «Ведь природа является важнейшим источником познания. Одним из неотъемлемых компонентов развития связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи является формирование лексической стороны речи» [4].
«Общее недоразвитие речи - это проявление речевой аномалии у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование основных компонентов речевой системы (лексики, грамматики, фонетики)» [4].
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в содержании программы речевое развитие, как отдельную образовательную область развития и образования детей. Одним из направлений работы в данной образовательной области является обогащение словарного запаса» [6].
В старшем дошкольном возрасте в норме у ребенка словарный запас должен быть богатым (от 2500 до 3000 слов). Однако у детей с нарушениями речи процесс формирования словарного запаса требует коррекционного вмешательства. Известно, что дети с низким уровнем лексического запаса испытывают трудности в обучении и общении.
Овладение богатым словарем - важное условие всестороннего развития ребенка. Следовательно, необходимо вовремя позаботиться о формировании лексического словаря и о его многообразности. Работа над словом способствует уточнению представлений, углублению представлений и чувств у ребенка, а также формируется социальный опыт. Все это играет важную роль в дошкольном возрасте, по той причине, что именно в данном возрасте закладываются основы развития когнитивных функций, происходит становление социальных контактов, а также происходит формирование личности.
Изучением вопроса формирования словарного запаса у дошкольников с нарушениями речи занимались многие исследователи (М.М. Алексеева, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Существует множество трудов данных ученых о нарушениях формирования лексического запаса.
«В дошкольном детстве важная роль должна отводиться накоплению знаний и развитию словарного запаса. Он развивается в процессе познания окружающего мира» [2].
На основании теоретических основ проблем и педагогической практики, нами было выявлено противоречие между признанной необходимостью работы по формированию словаря о природе у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи и недостаточным использованием учителями-логопедами в своей работе эффективных средств, в частности, технологии обогащения лексического запаса.
На основе противоречия была выявлена проблема исследования: каковы возможности технологии обогащения лексического запаса как средства формирования словаря о природе у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи?
Исходя из актуальности данной проблемы сформирована тема исследования: «Формирование словаря о природе у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством технологии обогащения лексического запаса».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования словаря о природе у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством технологии обогащения лексического запаса.
Объект исследования: процесс формирования словаря о природе у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: технология обогащения лексического запаса как средство формирования словаря о природе у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи...
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования словаря о природе у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи позволило установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления.
«В ходе констатирующего этапа эксперимента, целью которого было выявить уровень развития словаря о природе у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи, на основе теоретических исследований Н.С. Жуковой, Т.А. Ткаченко, Т.В. Тумаковой, Т.Б. Филичевой, Е.Д. Худенко,
Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, мы выделили показатели уровня сформированности словаря у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи и составили диагностические задания. По результатам констатирующего эксперимента мы составили сводную таблицу результатов развития словаря о природе» [2].
На основе констатирующего эксперимента мы сделали вывод о необходимости проведения упражнений с использованием технологии обогащения лексического запаса, технологические карты которой, были составлены нами самостоятельно.
Мы предположили, что процесс формирования словаря о природе у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством технологии обогащения лексического запаса будет эффективным, если:
• определены слова-доминанты по формированию словаря о природе и разработаны технологические карты со словами-доминантами;
• организована поэтапная работа учителя-логопеда и детей по технологическим картам по формированию словаря о природе;
• организована образовательная деятельность учителя-логопеда и детей по технологическим картам работы по формированию природоведческого словаря.
«Исходя из этого, был проведен формирующий этап эксперимента по обогащению словаря детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи. Во время формирующего этапа осуществлялась работа по обогащению лексического запаса у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи, которая была организована в ходе индивидуальных логопедических занятий.
После проведенной работы формирующего эксперимента мы провели повторное обследование с целью выявления эффективности применения такого средства, как технология обогащения лексического запаса у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи. По результатам контрольного эксперимента мы составили сравнительные таблицы, в которых отражена динамика развития словаря о природе» [19].
Таким образом, поэтапная целенаправленная работа по формированию словаря о природе у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством технологии обогащения лексического запаса оказалась эффективна и дала положительные результаты. Делаем вывод, что гипотеза подтверждена, задачи решены, цель исследования достигнута.
1. Анфисова С. Е., Сеннова Т. Н., Малафеева Л. А. Технология обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (на примере природоведческого словаря). Тольятти : ТГУ, 2012. 90 с.
2. Винарская Е. Н. Дизартрия. СПб. : АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2005. 144 с.
3. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. М. : Детство-пресс, 2004. 144 с.
4. Володин Н. Н., Шкловский В. М., Заваденко Н. Н. Особенности речевого развития в раннем возрасте у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Ранняя диагностика речевых нарушений и их коррекция. // Вопросы практической педиатрии. 2007. Т 2. Вып.2. С. 30-45.
5. Гаврилушкина О. П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа. М. : ДРОФА, 2010. 207 с.
6. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. Пермь : Меркурий, 2015.
7. Глухов В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов педвузов. М. : Астрель, 2005. 351 с.
8. Долганюк Е. В. Моторная алалия. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. М. : Детство- Пресс, 2013. 144 с.
9. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников. Екатеринбург : Литур, 2016. 320 с.
10. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 2012.
11. Куликовская Т. А. Формирование, развитие и активизация словаря. М. : Детство-Пресс, 2016. 176 с.
12. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 2009. 160 с.
13. Левина Р. Е. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. М., 2004.
14. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей / Л.Г. Парамонова. СПб. : Детство-Пресс, 2007. 80 с.
15. Покровский М. М. Семасиологические исследования в области древних языков. М., 2006...23