Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи умения дифференцировать оппозиционные звуки 9
1.1 Особенности детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
умения дифференцировать оппозиционные звуки 9
1.2 Психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет
с тяжелыми нарушениями речи умения дифференцировать оппозиционные звуки 17
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи умения дифференцировать
оппозиционные звуки 23
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет с тяжелыми
нарушениями речи умения дифференцировать оппозиционные звуки 23
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития у
детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи умения дифференцировать оппозиционные звуки 37
2.3 Изучение динамики уровня развития у детей 6-7 лет
с тяжелыми нарушениями речи умения дифференцировать оппозиционные звуки 42
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Характеристика выборки исследования 57
Приложение Б Результат констатирующего эксперимента 58
Приложение В Стимульный материал 61
Специалисты по речевым нарушениям считают, что количество детей с разными нарушениями речи растет год от года. Причиной этого могут стать: увеличение числа общих заболеваний детей, недостаточное внимание родителей к ребенку, нередко замена живого общения с ребенком компьютером, телефоном, плохая экология и так далее. Недостатки звукопроизношения у детей являются причиной отклонений в развитии психических процессов: память, мышление, воображение, могут
сформировать комплекс неполноценности, который проявляется в тяжести нахождения коммуникативных контактов.
Подвергнув анализу настоящие обстоятельства, которые сформировались в наше время в системе дошкольного образования, можно сказать, что число детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неизменно возрастает. Среди них самую основную долю составляют дети 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
«Дети с тяжелыми нарушениями речи представляют собой особую категория детей с нарушениями всех сторон речи при сохранном слухе и исходно сохранном интеллекте. В группу детей с тяжелыми нарушениями речи входят дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития, у которых обладает нарушение речи всеми компонентами языка» [2, с. 59].
Изучением нарушений звукопроизношения и разработкой методов по их устранению занимались О.В. Аржанова, Е.Ф. Архипова, Л.С. Волкова, Г.Г. Голубева, Р.Е. Левина, Е.Ю. Медведева, Т.Б. Филичева.
Дети с тяжелыми нарушениями речи, не получавшие специальной коррекционной помощи в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут испытывать трудности в овладении навыками письма и чтения.
Особенно тяжело детям с тяжелыми нарушениями речи дается дифференциация оппозиционных звуков. Им трудно различить на слух данные звуки и воспроизводить их.
Проблема формирования условий развития у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи умения дифференцировать оппозиционные звуки в отечественной логопедии в большинстве случаев происходило изучение лишь отдельными аспектами.
Недостаточная разработанность практических и теоретических вопросов по формированию условий развития у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи умения дифференцировать оппозиционные звуки, дают основание считать данное исследование в области дошкольной коррекционной педагогики актуальным.
Анализируя научные исследования и практики образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях обнаружил вытекающее противоречие: между необходимостью развития у детей 6-7 лет умения дифференцировать оппозиционные звуки и недостаточным изучением психолого-педагогических условий реализации данного процесса в образовательном процессе.
Обнаруженное противоречие определило проблему исследования: какова возможность психолого-педагогических условий развития у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи умения дифференцировать оппозиционные звуки?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования «Психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи умения дифференцировать оппозиционные звуки»
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития умения дифференцировать оппозиционные звуки у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: процесс развития умения дифференцировать оппозиционные звуки у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития умения дифференцировать оппозиционные звуки у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи...
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи умения дифференцировать оппозиционные звуки является актуальной и требует дальнейшего изучения.
У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи страдают все компоненты речи (грамматический строй, фонематическое восприятие, анализ и синтез, связная речь, лексический строй, звукопроизношение), а в особенности дифференциация оппозиционных звуков. И из-за этого данным детям необходима помощь в развития умения дифференцировать оппозиционные звуки.
В начале нашего исследования были поставлены задачи, которые в процессе исследования были решены, а именно:
• мы изучили психолого-педагогическую, специальную литературу по проблеме развития у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи умения дифференцировать оппозиционные звуки;
• определили показатели для выявления уровня развития умения дифференцировать оппозиционные звуки у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи;
• разработали психолого-педагогические условия, направленные на развитие умения дифференцировать оппозиционные звуки детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, и экспериментально проверили их результативность.
В результате констатирующего эксперимента мы выявили, что 50% группы детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи имеют низкий уровень умения дифференцировать оппозиционные звуки, им трудно дается произнесение слоговых цепочек и дифференциация предложений на слух.
Формирующий эксперимент показал результативность использования психолого-педагогических условий в процессе развития умения дифференцировать оппозиционные звуки у детей 6-7 лет. Комплекс коррекционно-развивающих упражнений был подобраны в соответствии с показателями умения дифференцировать оппозиционные звуки, а также возрастных и индивидуальных возможностей детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Контрольный этап нашего эксперимента был направлен на выявление динамики в умении дифференцировать оппозиционные звуки у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Анализ полученных данных свидетельствует о положительной динамике развития умения дифференцировать оппозиционные звуки у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Проведенная работа в процессе формирующего эксперимента была эффективной. Количество детей, имеющих низкий уровень умения дифференцировать оппозиционные звуки, не было выявлено, средний уровень умения дифференцировать оппозиционные звуки - 58%, высокий уровень умения дифференцировать оппозиционные звуки - 42%.
Таким образом, использование психолого-педагогических условий в развитии умения дифференцировать оппозиционные звуки детей у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи является действенным. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, уровень развития умения дифференцировать оппозиционные звуки у детей экспериментальной группы повысился, гипотеза доказана.
1. Аржанова О. В., Медведева Е. Ю. Нарушения фонематических
процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-2. URL: https://
narusheniya-fonematicheskih-protsessov-u-doshkolnikov-sobschim nedorazvitiem- rechi (дата обращения: 20.11.2022).
2. Архипова Е. Ф. Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО. Рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. №4. С. 58-63.
3. Байкова Н. В., Меженцева Г. Н. Коррекционная работа при нарушениях произношения сонорных звуков у детей дошкольного возраста с дислалией // Научный аспект №1. 2019. С. 788-791.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Основные проблемы дефектологии. М. : Педагогика, 1983. 368 с.
5. Гараева Д. Д. Психолого-педагогические условия повышения эффективности процесса активизации интеллектуальной деятельности учащихся старших классов в ходе проблемного обучения на уроках английского языка. Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11 (48). С. 151-153.
6. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр.. и доп. М. : АРКТИ, 2004. 168 с.
7. Годовникова Л. В. Основы коррекционно-развивающей работы в массовой школе: Учеб. пособие. Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. 201 с.
8. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2008. 286 с.
9. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду:
Этнопедагогический подход. М. : ТЦ Сфера, 2005. 144 с.
10. Диденко И. А., Францева Е. Н. Особенности взаимодействия педагогов ДОУ с «Особыми» детьми и родителями // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: https:// osobennosti- vzaimodeystviya-pedagogov-dou-s-osobymi-detmi-iroditelyami (дата обращения: 20.11.2022).
11. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические
условия»: сущность, классификация. General and Professional Education. 2012. № 1. URL : http://genproedu.com/paper/2012-01/full_008-014.pdf (дата
обращения: 05.11.2022).
12. Козлова А. Ю. Психолого-педагогические условия развития инициативности и самостоятельности дошкольников в театрализованной деятельности // Вестник научных конференции. 2015. Т. 2, № 6. С. 54-57.
13. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М. , 2008. 173 с.
14. Малышева Е. Н. Игровые приемы для коррекции речи детей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/elenamalysheva
15. Макарик Т. В. Основные направления коррекции
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL :
https://scienceforum.ru/2018/article/2018000069 (дата обращения: 18.11.2022 ).