Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования экологических представлений о живой природе родного края у детей 6-7 лет 8
1.1 Особенности формирования экологических представлений
о живой природе родного края у детей 6-7 лет 8
1.2 Характеристика педагогических условий формирования экологических представлений о живой природе родного края
у детей 6-7 лет 12
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию экологических представлений о живой природе родного края у детей 6-7 лет 21
2.1 Выявление уровня сформированности экологических
представлений о живой природе родного края у детей 6-7 лет.. 21
2.2 Содержание и организация работы по формированию экологических представлений о живой природе родного края
у детей 6-7 лет 31
2.3 Оценка динамики уровня сформированности экологических представлений о живой природе родного края
у детей 6-7 лет 37
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложение А Характеристика выборки исследования 47
Приложение Б Результаты констатирующего этапа эксперимента 48
Приложение В Картотека дидактических игр 49
Приложение Г Результаты контрольного этапа эксперимента 50
Проблема формирования экологических представлений о живой
природе родного края у детей 6-7 лет является темой многих психологопедагогических исследований. Экологические представления о живой
природе является результатом становления, развития и совершенствования нашего общества. Основной стержень его закладывается еще в раннем детстве в процессе зарождения потенциала природно-предметной составляющей.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования указывает на значимость экологического воспитания «познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы» [23].
Под экологическими представлениями у детей 6-7 лет понимают знания, умения и навыки о взаимосвязи всего живого в природе, конкретно изученных растений и животных в необходимой для них, привычной средой обитания, способов приспособляемости в ней.
В детском саду дошкольники узнают о живой природе, ее богатстве красок и разнообразии. На территории детского сада дети знакомятся с миром растений и наблюдают за их изменениями в жизненном цикле. В процессе наблюдения у детей развивается ряд когнитивных качеств, таких как восприятие, мышление, воображение, включая навыки развития внимания и памяти. Общение с живой природой оказывает плодотворное влияние на дошкольников, они становятся добрее и мягче. Вовлечение детей 6-7 лет в мир живой природы предполагает достаточно тесное общение с ней.
Формирование экологических представлений о живой природе родного края у детей 6-7 лет является важным итогом психологического развития в период дошкольного детства, что заставляет педагогов искать новые современные средства воспитания и обучения, разрабатывать более эффективные педагогические подходы. В данном смысле проблема формирования экологических представлений о живой природе приобретает особое значение.
Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края рассматривали О.М. Асеева, Е.В. Акимова, Т.В. Воропаева, Е.В. Васильева, М.В. Карайнова, Л.В. Комиссарова, А.В. Муканова.
Анализ исследований Л.А. Венгера, А.В. Запорожца,
Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина показал, что проблема формирования экологических представлений о живой природе родного края значима и требует дальнейшего изучения.
Анализ психолого-педагогических исследований и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования экологических представлений о живой природе родного края у детей 6-7 лет и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих реализации данного процесса в дошкольных образовательных организациях.
Актуальность данного исследования усиливает необходимость разрешения, указанного выше противоречия, а также определяет проблему исследования: каковы педагогические условия формирования экологических представлений о живой природе родного края у детей 6-7 лет?
Тема исследования: «Педагогические условия формирования
экологических представлений о живой природе родного края у детей 6-7 лет».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность педагогических условий в формировании экологических представлений о живой природе родного края у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования экологических
представлений о живой природе родного края у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
экологических представлений о живой природе родного края у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что экологических представлений о живой природе родного края у детей 6-7 лет будет возможно при следующих педагогических условиях:
• обогащен центр экологии соответствующими наглядными материалами;...
Формирование экологических представлений о живой природе родного края у детей 6-7 лет является важным итогом психологического развития в период дошкольного детства, что заставляет педагогов искать новые современные средства воспитания и обучения, разрабатывать более эффективные педагогические подходы. В данном смысле проблема формирования экологических представлений о живой природе приобретает особое значение.
«Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края рассматривали О.М. Асеева, Е.В. Акимова, Т.В. Воропаева, Е.В. Васильева, М.В. Карайнова, Л.В. Комиссарова, А.В. Муканова» [8].
В исследовании решалась актуальная проблема формирования экологических представлений о живой природе родного края у детей 6-7 лет.
«Цель констатирующего этапа - определение уровня сформированности экологических представлений о живой природе родного края у детей 6-7 лет» [8].
У большинства детей в группе (40%) средний уровень сформированности экологических представлений о живой природе родного края у детей 6-7 лет. Такие дети знают основных представителей животного мира родного края, но допускают ошибки в названии характерных признаков животных, относящихся к представителям родного края. Допускают ошибки в названии характерных признаков птиц. Допускают ошибки в названии характерных признаков мест проживания речных обитателей. Дети допускают ошибки в названии характерных признаков мест произрастания растений, относящихся к представителям родного края.
Цель формирующего эксперимента - разработать и апробировать содержание работы по формированию экологических представлений о живой природе родного края у детей 6-7 лет.
Согласно гипотезе исследования, работа проходила по следующим направлениям:
• обогащение центра экологии соответствующими наглядными материалами;
• организация совместной игровой деятельности педагога и детей по формированию представлений о живой природе родного края.
Цель контрольного этапа - выявление динамики уровня сформированности экологических представлений о живой природе родного края у детей 6-7 лет.
Таким образом, количество детей на низком уровне снизилось на 15%, количестве детей на среднем уровне выросло на 10%, количество детей на высоком уровне выросло на 5%, полученные результаты позволяют сказать, что уровень сформированности экологических представлений о живой природе родного края у детей 6-7 лет улучшился. Проведенная работа по формированию экологических представлений о живой природе родного края у детей 6-7 лет эффективна.
1. Амет-Уста З. Р. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством произведений о природе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1.
2. Абдуллина Л. Б., Петрова Т. И., Берзина Р. Ф. Использование игры в экологическом образовании дошкольников // МНКО. 2017. №5 (66).
3. Воропаева Т. В., Асеева О. М. Особенности формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2021. № 25 (367). С. 408-410.
4. Васильева Е. В., Крайнова М. В., Муканова А. В. Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ // Молодой ученый. 2017. № 47.1 (181.1). С. 25-32.
5. Гарипова Г. Г. Народная сказка как средство формирования экологического представления у дошкольников // Биоэкономика и экобиополитика. 2016. № 1 (2). С. 124-128.
6. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. 2017. № 4 (138). С. 324-326.
7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник для вузов / под редакцией А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб. : Питер, 2013. 464 с.
8. Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников / М. В. Якурина, Е. Г. Докина, Н. Н. Трунова // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. С. 84-88.
9. Значение игры для дошкольников / М. П. Овсянникова, А. А. Кутняк, И. Н. Балакина // Молодой ученый. 2017. № 9 (143). С. 347-350.
10. Иванова С. К. Роль экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе их развития // Современные инновации. 2018. №5 (27).
11. Качур Е. Н. Создание современной предметно-развивающей среды на игровых площадках ДОО в соответствии с ФГОС // Теория и практика современной науки. 2020. №5 (59).
12. Михайлова Л. С. Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного // Молодой ученый. 2016. № 12.6 (116.6). С. 90-94.
13. Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. 1996. № 7. С. 36-39
14. Николаева Л. Ю., Николаева Е. А. Игровая деятельность дошкольников // Образование и воспитание. 2016. № 2 (7). С. 25-29.
15. Рыжова Л. В. Методика проведения занятий познавательного цикла с детьми старшего дошкольного возраста. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017....26