Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыков сотрудничества у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности

Работа №140229

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования навыков сотрудничества у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности
1.1 Особенности формирования навыков сотрудничества у детей
6-7 лет 7
1.2 Возможности игровой деятельности в формировании
навыков сотрудничества у детей 6-7 лет 12
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию навыков сотрудничества у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности 18
2.1 Диагностика уровня сформированности навыков
сотрудничества у детей 6-7 лет 18
2.2 Содержание и организация работы по формированию
навыков сотрудничества у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности 35
2.3 Оценка динамики уровня сформированности навыков
сотрудничества у детей 6-7 лет 42
Заключение 58
Список используемой литературы 62
Приложение А Характеристика выборки исследования 65
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 66
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 68

В современном обществе, которое характеризуется все большей компьютеризацией и отдалением человека от общения с другими людьми, очень остро встают проблемы взаимодействия в любой группе людей. Человек был и остается существом социальным, который волей или неволей является членом большого количества различных социальных групп, развивается по законам и под влиянием данных групп, а также следует правилам и нормам группового сотрудничества.
Сотрудничество - это коллективная продуктивная деятельность людей, цель которой - эффективное достижение конкретной общей цели.
На сегодняшний день проблема формирования навыков сотрудничества изучена достаточно полно - в особенности, стоит упомянуть советских психологов А.А. Акопян, Г.М. Андрееву, Л.П. Буеву, Е.Ю. Клепцова, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Н.Н. Обозова,
С.Л. Рубинштейна. Исследование вопросов формирования навыков сотрудничества у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности освещается в трудах И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной,
Я.Л. Коломинского, A.M. Прихожан, Е.О. Смирновой, В.Г Утробиной, Д.И. Фельдштейна.
Отметим, что, так как в дошкольном возрасте основное место занимает игровая деятельность, именно игры представляются доминирующим методом формирования навыков сотрудничества.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования навыков сотрудничества у детей 6-7 лет и недостаточной методической оснащенностью применения игровой деятельности в ходе этой работы.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности игровой деятельности в формировании навыков сотрудничества у детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование навыков сотрудничества у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования навыков сотрудничества у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования навыков сотрудничества у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: формирование навыков сотрудничества у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс формирования навыков сотрудничества у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности будет успешным, если:
• подобраны дидактические игры в соответствии с показателями сформированности навыков сотрудничества;
• определена и реализована в совместной деятельности педагога и детей поэтапная работа, включающая вводный, основной, заключительный этапы, выделенные в соответствии с компонентами навыков сотрудничества.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические аспекты формирования навыков сотрудничества у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности.
2. Выявить уровень сформированности навыков сотрудничества у детей 6-7 лет.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию навыков сотрудничества у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности.
4. Оценить динамику уровня сформированности сотрудничества у детей 6-7 лет.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 5», Краснодарский край, Крыловский район, станица Крыловская. В данном исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 6-7 лет....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив теоретические аспекты формирования навыков сотрудничества у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности, мы сделали вывод, что сотрудничество - это такая особая, специально педагогически организованная деятельность, носящая продуктивный, творческий характер, главной целью которой представляется достижение четко обозначенной цели, общей для всех членов коллектива. На седьмом году жизни дети продолжают развивать отношения сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Дети учатся работать вместе различными способами, например, соглашаться друг с другом, делиться идеями, действовать по очереди, координировать действия, работать вместе, проверять действия друг друга и исправлять свои ошибки, помогать партнеру, получать обратную связь и исправлять свои собственные ошибки. Благодаря сотрудничеству дошкольники практикуют общение со сверстниками, приобретают опыт лидерства и послушания, а также учатся понимать друг друга. У старших дошкольников появляется глубокий интерес к групповой деятельности, сотрудничеству, стремление быть первым и лучшим в игре и других видах деятельности, а также желание следовать установленным правилам и моральным нормам.
Игра способствует развитию многих важных навыков, таких как социальные, коммуникативные, познавательные и творческие. В игре ребенок может экспериментировать с разными ролями, учиться решать проблемы, принимать решения и работать в команде.
На констатирующем этапе исследования у 40% детей экспериментальной группы и 45% детей контрольной группы можно диагностировать низкий уровень сформированности навыков сотрудничества. У таких детей отсутствует умение выстраивать результативное взаимодействие в ходе сотрудничества для достижения 58
оптимального итога деятельности. Они не желают сотрудничать с другими дошкольниками, выполняют задание одни, без опоры на мнение или деятельность партнеров. Дошкольники не демонстрируют умения учитывать иное, отличное от своего мнение в ходе сотрудничества. При возникновении разногласий демонстрируют сильные негативные эмоции, кричат, партнера слушать не желают. Либо вовсе отказываются от деятельности и сотрудничества, либо демонстративно делают все одни, игнорируя другого ребенка. На замечания педагога не реагируют. У дошкольников нет умения поиска оптимального, конструктивного выхода из конфликтных ситуаций в ходе сотрудничества. Мнение или желание другого ребенка не учитывают даже после замечания от педагога, попытки партнера по деятельности пойти на компромисс игнорируют. У дошкольников нет умения постановки вопросов и общения для результативного достижения конечной цели сотрудничества. Детям трудно поставить вопрос так, чтобы он был понятен другому дошкольнику, а также не могут дать полный ответ на вопрос от партнера по деятельности.
У 60% детей экспериментальной группы и 55% детей контрольной группы выявлен средний уровень сформированности навыков сотрудничества у детей 6-7 лет. У детей отсутствует умение выстраивать результативное взаимодействие в ходе сотрудничества для достижения оптимального итога деятельности. Дети не желают сотрудничать с другими дошкольниками, выполняют задание один, без опоры на мнение партнера. Дошкольники не демонстрируют умения учитывать отличное от своего мнение в ходе сотрудничества. При возникновении разногласий демонстрируют негативные эмоции, кричат. Либо вовсе отказываются от деятельности и сотрудничества, либо демонстративно делают все один, игнорируя других детей. У дошкольников нет умения поиска оптимального, конструктивного выхода из конфликтных ситуаций в ходе сотрудничества. У дошкольников не сформировано умения постановки вопросов и общения для результативного достижения конечной цели сотрудничества. Детям трудно поставить вопрос так, чтобы он был понятен другим....


1. Акопян А. А, Абелян М. А. Формирование межличностных отношений старших дошкольников // Наука и образование сегодня. 2018. № 7 (30). С. 69-72.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М. : Слово, 2019. 324 с.
3. Бабаева Т. И. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. М. : Детство-Пресс, 2022. 224 с.
4. Белкина В. Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных
требований к дошкольному образованию // Ярославский педагогический вестник. Том II (Психолого-педагогические науки), 2022. № 1. С. 291-294.
5. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М. : Мысль, 2018. 216 с.
6. Дубина Л. А. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание, 2018. № 10. С. 26-36.
7. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. М. : Слово, 2019. 576 с.
8. Калашникова В. А. Методика формирования и развития межличностных отношений детского сообщества в эстетической воспитательно-образовательной среде // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2021. № 2. С.107-111.
9. Клепцова Е. Ю. Виды межличностных отношений // Известия Самарского научного центра РАН. 2022. № 2-2. С. 372-383.
10. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. М. : Академия, 2018. 314 с.
11. Коротаева Е. В. Педагогика взаимодействий: теория и практики. Екатеринбург : СВ-96, 2018. 179 с.
12. Кошелева А. Д. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2021. № 11. С. 40-46.
13. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : Директ-Медиа, 2018. 1174 с.
14. Маврина И. В. Развитие взаимодействия и общения
дошкольников со сверстниками. М. : Гном - Пресс, 2021. 117 с.
15. Марцинковская Т. Д. Возрастная психология: учебное пособие. М. : Академия, 2016...27


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ