Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования адекватной самооценки детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности 8
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме формирования адекватной самооценки
детей 6-7 лет 8
1.2 Роль игровой деятельности в формирование адекватной
самооценки детей 6-7 лет 19
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования адекватной самооценки детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности 24
2.1 Выявление уровня сформированности самооценки
детей 6-7 лет 24
2.2 Содержание и организация работы по формированию
адекватной самооценки детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности 34
2.3 Оценка динамики уровня сформированности адекватной
самооценки детей 6-7 лет 50
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании 64
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 65
Приложение В Игровые комплексы, способствующие формирования адекватной самооценки детей 6-7 лет 66
Приложение Г Результаты исследования на контрольном этапе 68
На современном этапе развития нашего общества возрастает роль активности личности, предполагающая ее высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самой себе.
«По отношению к дошкольникам повышение активности и сознательности означает, прежде всего, развитие у них способности реалистически оценивать собственные возможности при достижении определенных целей в различных видах деятельности, а также формирование умения согласовывать свои действия с интересами и потребностями других людей на основе правильной оценки своих личностных качеств. Названные особенности психической регуляции ребенка-дошкольника являются необходимым условием подготовки его к школьному обучению, которое, как известно, носит коллективный характер» [1].
В работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов, «посвященных изучению самооценки детей дошкольного возраста, обнаруживается зависимость самооценки от оценочного отношения взрослых и регламентированных правил разных видов детской деятельности. В исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского,
А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, С.Л. Рубинштейна В.В. Столина,
И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой раскрывается связь самооценки с общением детей, показана роль результативной деятельности в качестве детерминанты, повышающей уровень осознанности самооценки дошкольников. Однако, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы формирования самооценки в процессе игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста остаются еще недостаточно изученными» [1].
«Игра - это ведущая деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений. Важное значение игры заключается в том, что дети в непринужденной форме, воссоздавая мир взрослых, усваивают моральные нормы, получают представление о профессиональных и семейных ролях, пополняют и уточняют свои представления об окружающем мире, учатся сопереживать. Игра обеспечивает развитие у дошкольников двигательных, умственных и речевых навыков» [1].
Таким образом, изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования адекватной самооценки детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности, а также анализ собственной педагогической практики способствовали выявлению противоречия между необходимостью практического решения задачи формирования адекватной самооценки детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации и недостаточным использованием педагогами в работе с детьми ресурсов игровой деятельности для решения данной задачи.
Данное противоречие обусловило актуальность проблемы исследования, которая заключается в определении потенциальных возможностей игровой деятельности в формировании адекватной самооценки детей 6-7 лет.
Исходя из данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование адекватной самооценки детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности».
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности формирования адекватной самооценки детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования адекватной самооценки детей 6-7 лет.
Предмет исследования: формирование адекватной самооценки детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование
адекватной самооценки детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности возможно, если:
• разработаны игровые комплексы, включающие игры- перевоплощения, игры-беседы, ролевые и подвижные игры, игровые упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки детей;
• организована поэтапная совместная игровая деятельность детей и педагога, способствующая формированию адекватной самооценки дошкольников;
• использованы разнообразные формы работы с педагогами и родителями воспитанников.
Исходя из выдвинутой гипотезы, мы определили задачи исследования:
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей формирования адекватной самооценки детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности;
• выявить уровень сформированности самооценки детей 6-7 лет;
• разработать и апробировать содержание работы по формированию адекватной самооценки детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности;
• выявить динамику уровня сформированности адекватной самооценки детей 6-7 лет.....
Проблема самооценки, как одна из центральных проблем личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных педагогов и психологов: А. Бандура, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Захарова,
А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафин, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и других.
Перспективы формирования адекватной самооценки раскрываются в процессе игровой деятельности дошкольников. «С помощью игровой деятельности можно помочь ребенку понять, что он сам может быть успешным. Моделируя жизненные ситуации, игра дает бесценный опыт и может научить гордиться собой. Она позволяет пережить те трудности, с которыми ребенок может встретиться в реальной жизни, поможет ребенку почувствовать внутреннюю силу и сформировать целеустремленность» [9].
Таким образом, познание дошкольником пределов своих сил происходит в процессе игровой деятельности, которая является важным средством формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад «Мишутка» Оренбургской области Илекского района села Нижнеозерное. В исследовании принимали участие 12 детей 6-7 лет.
Целью констатирующего этапа исследования было выявление уровня сформированности самооценки детей 6-7 лет. На базе проведенного теоретического исследования работ Т.В. Антоновой, М.И. Лисиной, А.А. Рояк, Т.А. Репиной были выделены показатели уровня сформированности самооценки детей 6-7 лет, в соответствии с которыми были подобраны диагностические методики.
По результатам констатирующего эксперимента можно отметить, что только у 50% детей 6-7 лет была констатирована адекватная самооценка.
Низкая самооценка была выявлена у 4 детей (34%), завышенная самооценка была выявлена у 2 детей (16%).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что необходима специально организованная работа по формированию адекватной самооценки детей 6-7 лет, имеющих низкую или завышенную самооценку.
Целью формирующего эксперимента было: разработать содержание и организовать работу по формированию адекватной самооценки детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности.
Мы предположили, что формирование адекватной самооценки детей 67 лет в процессе игровой деятельности возможно, если:
• разработаны игровые комплексы, включающие игры- перевоплощения, игры-беседы, ролевые и подвижные игры, игровые упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки детей;
• организована поэтапная совместная игровая деятельность детей и педагога, способствующая формированию адекватной самооценки дошкольников;
• использованы разнообразные формы работы с педагогами и родителями воспитанников.
На первом этапе формирующей работы с воспитателями была проведена беседа, о формировании адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста, влиянии разных факторов на формирование самооценки дошкольников; консультация на тему «Формирование адекватной самооценки у дошкольников посредством игровой деятельности»; даны рекомендации по формированию адекватной самооценки детей 6-7 лет, имеющих низкую или завышенную самооценку.
На втором этапе формирующей работы мы разработали четыре игровых комплекса, включающие игры-перевоплощения, игры-беседы, ролевые и подвижные игры, игровые упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки детей 6-7 лет: «Давайте,
поздороваемся», «Мое имя», «Настроение», «Сказочная шкатулка»....
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания [Электронный ресурс].
URL: https://studylib.ru/doc/2481729/anan._ev-b. g. -chelovek-kak-predmet-
poznaniya (дата обращения: 13.08.2023).
2. Бандура А. Теория социального научения. Спб. : Евразия, 2000. 320 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте М. : Воронеж: МОДЭК, 2012. 368 с.
4. Бороздина Л. В., Леонтьева А. Н. Новая концепция личности и характера на основе теории деятельности / Вестник Московского университета. Психология.2013. С. 100-102.
5. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-
концепцией [Электронный ресурс]. URL:
http://f.kemrsl.ru:8081/iap/Nandigram/psychpedt/Samootsenka%20doshkolnika/B orozdina.pdf (дата обращения: 27.07.2023).
6. Бранден Н. «Мощь самооценки», The Power of Self-Esteem. N. Branden, 1992. С.146-148.
7. Выготский Л. С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский. М. : Владос, 2020. 342с.
8. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. Минск : РБПК «Белинкомаш», 2018. 145 с.
9. Зимбардо Ф. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара: Дом «Бахрах», 2016. 654 с.
10. Ковалев С. В. Определение уровня самооценки [Электронный
ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/16487075/ (дата обращения:
22.08.2023).
11. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей
шестилетнего возраста [Электронный ресурс]. URL:
https://elib.bspu.by/bitstream/doc/12845/1/77 (дата обращения: 29.07.2023).
12. Кузина А. Ю. Психодиагностика ребенка. Тольятти : Издательство ТГУ, 2013. 111 с.
13. Кули Ч. Х. Избранное: сборник переводов / РАН. ИНИОН. Центр
социал. Научн.-информ. Исследований. Отд. Социологии и социальной психологии; М. 2019. 234 с. [Электронный ресурс]. URL:
http://inion.ru/site/assets/files/3917/2019_sp_kuli_izbrannoe.pdf (дата
обращения: 08.08.2023).
14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Академия, 2005 г. 340 с.
15. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении.
[Электронный ресурс]. URL:
https://sch1248.mskobr.ru/users_files/dskvp669new/files/lisina_m_i_formirovanie _lichnosti_rebenka_v_obwenii.pdf (дата обращения: 13.08.2023)....26