ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1 Подходы к понятию «здорового образа жизни» в научной литературе 6
1.2 Основные составляющие здорового образа жизни 10
1.3 Современное состояние здоровья населения России 16
1.4 Факторы, влияющие на здоровье школьников 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 30
2.1 Анализ УМК по основам безопасности жизнедеятельности в аспекте проблемы формирования культуры здорового образа жизни в среднем звене общеобразовательной школы 30
2.2 Методы и приемы формирования культуры здорового образа жизни в среднем звене общеобразовательной школы 35
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 43
3.1 Система работы по формированию здорового образа жизни как основы профилактики заболеваний школьников среднего звена 43
3.2 Разработка курса внеурочной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у школьников среднего звена 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Актуальность исследования. Изучение особенностей формирования здорового образа жизни у школьников среднего звена имеет большое значение в современное время. Во-первых, здоровье школьников – основа успешного обучения. Заболевания и проблемы со здоровьем могут затруднить процесс обучения, снизить успеваемость и интерес к учебе. Регулярное занятие физической активностью, потребление полезной пищи и участие в профилактических мероприятиях могут содействовать повышению учебных достижений школьников. Во-вторых, заболевания среди школьников в последние годы становятся все более распространенными и серьезными. Ожирение, диабет, аллергии, проблемы с психическим здоровьем, нарушения в области зрения и слуха – только некоторые из проблем, связанных со здоровьем школьников. В-третьих, здоровый образ жизни формируется в детстве и подростковом возрасте. Исследования показывают, что привычки и принципы, закладываемые в этом возрасте, оказывают влияние на здоровье во взрослой жизни. Изучение особенностей формирования здорового образа жизни у школьников поможет разработать эффективные стратегии профилактики и привития правильных привычек, которые будут способствовать поддержанию здорового образа жизни в дальнейшем. В-четвертых, заболевания школьников и подростков становятся все более распространенными и требуют значительных затрат на лечение и реабилитацию. Изучение особенностей формирования здорового образа жизни позволит сократить затраты на лечение и снизить бремя заболеваемости школьников в будущем.
В целом, изучение особенностей формирования здорового образа жизни у школьников среднего звена является актуальным и важным направлением в контексте профилактики заболеваний и поддержания здоровья детей и подростков.
Понятие «здоровый образ жизни» раскрыто в работах Е.Е. Лутовиной, Т.Ф. Ореховой и др. Проблема формирования основ здорового образа жизни как профилактика заболеваний школьников стала предметов исследования М.Т. Косоротова, И.В. Мешьшова и др. Методы и приемы формирования основ здорового образа жизни у школьников среднего звена в курсе основ безопасности жизнедеятельности описаны Я.И. Вигдорчик, Г. Гун и др.
На основании вышеизложенного были сформулированы цель, задачи, объект, предмет, методы и практическая значимость исследования.
Цель исследования: особенности формирования здорового образа жизни как основы профилактики заболеваний школьников среднего звена.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы исследования.
2. Проанализировать программы и содержание учебников ОБЖ для основной школы.
3. Разработать и апробировать методические материалы по изучению основ здорового образа жизни.
Объект исследования – здоровье школьников среднего звена.
Предмет исследования – особенности формирования здорового образа жизни как основа профилактики заболеваний школьников среднего звена.
Методы исследования: теоретические – анализ научной и методической литературы, методы анализа, аналогии и сравнения, обобщение
Практическая значимость: материалы данной работы помогут педагогам в разработке учебно-тематического плана по курсу ОБЖ в общеобразовательных учреждениях.
В ходе решения первой задачи исследования был сформулирован вывод о том, что здоровый образ жизни – это не просто модное понятие, а неотъемлемая составляющая полноценного и счастливого существования. Он подразумевает гармоничное сочетание физического, психического и социального благополучия. В условиях современности все больше людей осознают важность заботы о своем здоровье и активно стремятся к его поддержанию. Однако, понятие здорового образа жизни для разных людей может иметь разные нюансы. Для одних это регулярные физические упражнения, правильное питание и отказ от вредных привычек. Для других – полноценный отдых и снижение стрессового уровня. Но, несмотря на индивидуальные подходы, все они стремятся к одной цели – улучшить качество своей жизни.
Основные составляющие здорового образа жизни включают: здоровое питание, физическую активность, регулярный сон, отказ от вредных привычек, психологическое благополучие, регулярные медицинские осмотры и т.д.
Современное состояние здоровья населения России представляет собой сложную проблему, требующую комплексных решений. Решение этих проблем потребует совместных усилий государства, медицинских специалистов и каждого гражданина. Только через внедрение системных изменений и повышение осведомленности о здоровом образе жизни мы сможем добиться улучшения состояния здоровья населения.
Определенные и систематические воздействия на рациональный режим дня, а также на уровень питания, физической активности и психологического состояния могут существенно улучшить здоровье школьников. Это требует усилий семей, школ и общественных организаций для создания благоприятных условий развития и формирования здорового образа жизни у детей. Ведь их здоровье не только важно для них самих, но и для будущего общества в целом.
В процессе решения второй задачи были изучены методические основы формирование культуры здорового образа жизни в среднем звене общеобразовательной школы. Анализ учебно-методических комплектов по основам безопасности жизнедеятельности в аспекте формирования здорового образа жизни у обучающихся среднего звена показал, что различные авторы подходят к данной теме с разных сторон. УМК А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова представляют здоровый образ жизни через призму безопасности жизнедеятельности и обращают внимание на вредные привычки и зависимости, а также их влияние на здоровье. УМК В.Н. Латчука более сложен и комплексен, включает анализ физического, психологического и социального здоровья. Он ставит акцент на развитие компетенций для принятия правильных решений о здоровье, а также подчеркивает значение физической активности, правильного питания и гигиены через личные ценности.
Основной формой формирования здорового образа жизни у обучающихся являются уроки ОБЖ. Однако внеурочная деятельность играет также важную роль в расширении и углублении знаний о безопасности и здоровье. Практические тренировки, спортивные игры, экскурсии и мероприятия во внеурочной деятельности развивают физическую активность учащихся и прививают им привычку заботиться о своем здоровье и безопасности. Воспитательная работа также имеет ключевое значение в формировании позитивного отношения к здоровому образу жизни, включая правильное питание, режим дня, отказ от вредных привычек и уход за своим телом.
В процессе решения третьей задачи были разработаны практические материалы для формирования основ здорового образа жизни у школьников среднего звена. Была спланирована система работы по формированию здорового образа жизни как основы профилактики заболеваний школьников среднего звена. Система работы по формированию здорового образа жизни у школьников среднего звена является комплексной и включает образовательный и воспитательный компоненты, физическую активность, здоровое питание, психологическую поддержку и сотрудничество с семьей. Такой подход позволяет предотвратить возникновение многих заболеваний и способствует общему физическому и психическому развитию обучающихся.
Был разработан курс внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни», сосредоточенный на формировании готовности обучающихся к здоровому образу жизни. Целью курса является сформировать у школьников среднего звена представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, воспитать ценностное отношение к здоровому образу жизни и обеспечить им необходимую информацию для формирования собственных стратегий в сохранении и укреплении здоровья. Программа помогает воспитанию культуры здоровья, осознанию здоровья как главной ценности. Самостоятельная проектная деятельность обучающихся позволяет им проявить себя и найти наиболее интересные и полезные знания, что помогает привлечь интерес к ведению здорового образа жизни и сформировать устойчивые навыки и понимание важности заботы о своем здоровье.
Таким образом, целостный подход к формированию культуры здорового образа жизни в среднем звене общеобразовательной школы включает взаимодействие уроков по основам безопасности жизнедеятельности, внеурочной деятельности и воспитательной работы. Только совместное усиление усилий в этих трех направлениях позволит достичь достаточного уровня компетенции и ответственности учащихся в вопросах здоровья и безопасности, что является важной компонентой в формировании полноценной личности каждого школьника.
1. Аминев Ф.Г., Полько Г.М. Формирование ЗОЖ у школьников // В сборнике: Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования. Материалы международной научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 21-23.
2. Абаскалова Н.П. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе. Новосибирск: АРТА, 2011. 302 с.
3. Бриленок Н.Б. Педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни у обучающихся: учебное пособие для студентов Института физической культуры и спорта. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2019. 29 с.
4. Верхорубова О.В. О здоровье как о ценности в образовании // Физическая культура в школе. 2016. № 4. С. 9-13.
5. Вигдорчик Я.И. Некоторые аспекты мотивирования школьников к ведению здорового образа жизни // Здравоохранение Российской Федерации. 2023. Т. 67. № 3. С. 244-251.
6. Вишняков Я.Д. Безопасность жизнедеятельности. Теория и практика: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2015. 543 c.
7. Вокуев И.Г. Соотношение компонентов питания: формирование установок у школьников на ЗОЖ // В сборнике: Социальные и психологические проблемы глазами молодых – 2021. Сборник материалов XXV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. Отв. редактор Т.А. Носова. Сыктывкар, 2021. С. 238-240.
8. Волкова И.А. Формирование здорового образа жизни школьников в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования. 2021. №2 (54). С. 122-126.
9. Григорьев А.Д. Роль изучения основ безопасности жизнедеятельности в формировании здорового образа жизни учащихся // Современные технологии в науке, образовании, экономике и производстве. 2022. №1-1. С. 104-108.
10. Гун Г. Здоровье детей – это фундамент нашего будущего // Основы безопасности жизнедеятельности. 2020. № 8. С. 31-35.
11. Данченко С.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Практические работы на уроках и во внеурочной деятельности. 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2017. 241 с.
12. Дмитриев, В.В. Здоровый образ жизни и безопасность в школьной среде // Безопасность человека. 2020. №1 (90). С. 10-15.
13. Дыбина О.В. Интегрированные формы взаимодействия учителя и учащихся на уроках ОБЖ // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2017. № 1. C. 224-230.
14. Емельянова В.А., Долбня И.М. Принципы формирования знаний o ЗОЖ у школьников // В сборнике: Актуальные проблемы обеспечения безопасности в техносфере и защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 272-274.
15. Закоркина Н.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие. Омск: Издательство ОмГПУ, 2019.146 c.
16. Здравоохранение России: 2018–2024 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vshouz.ru/journal/2018-god/zdravookhranenie-rossii-2018-2024gg/ (Дата обращения: 10.04.2024 г.)
17. Иванова Г.Н., Кудрявцева О.С. Основы безопасности жизни: формирование здорового образа жизни школьников // Молодой ученый. 2022. №2-1 (29). С. 170-174.
18. Казин Э.М. Роль предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании безопасного и здорового образа жизни школьников // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: настоящее и будущее. Казань, 2014. С. 205–211.
19. Клецков Н.А. Исследование здорового образа жизни школьников разного возраста // В сборнике: Молодежь и наука: шаг к успеху. сборник научных статей 3-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 5 томах. Юго-Западный государственный университет, Московский политехнический университет. 2019. С. 187-188.
20. Косоротов М.Т. Принципы и цели внеклассной работы по ОБЖ // Воспитание школьников. 2019. №3. С. 75-77.
21. Крукович Е.В. Состояние здоровья детей и определяющие его факторы: монография. Владивосток: Медицина ДВ, 2018. 216 с.
22. Кузнецов А.В., Смирнова А.М. Формирование здорового образа жизни школьников при изучении основ безопасности жизнедеятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. №2. С. 36-42.
23. Лободин В. Как мотивировать ребенка на укрепление его здоровья? // Основы безопасности жизнедеятельности. 2020. № 2. С. 26-29.
24. Лутовина Е.Е. Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни детей и подростков: учебное пособие. Оренбург: [Б. и.], 2016. 47 с.
25. Масалова О.Ю. Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью: учебное пособие. М.: КноРус, 2016. 183 с.
26. Меньшов И.В. Формирование культуры здоровья школьников 1-11 классов // В сборнике: Физиологические и психофизиологические особенности организма в онтогенезе. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора Ларисы Константиновны Великановой. Под редакцией Р.И. Айзмана, Н.П. Абаскаловой, М.А. Суботялова [и др.]. Новосибирск, 2021. С. 213-218.
27. Мишустин Д.Р. Формы и методы внеклассной работы по основам безопасности жизнедеятельности // Воспитание школьников. 2022. №2. С. 76-79.
28. Мореловцева М. Здоровые привычки: как их формировать // Основы безопасности жизнедеятельности. 2020. № 6. С. 35-37.
29. Никитин С.В. Формирование здорового образа жизни школьников через изучение основ безопасности жизнедеятельности // Интеграционные, инновационные и информационные процессы в образовании. 2020. №7 (58). С. 73-77.
30. Орехова Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования: монография. 3-е издание, стереотипное. М.: ФЛИНТА, 2016. 353 с.
31. Основы безопасности жизнедеятельности: Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. М.: Дрофа, 2014. 112 с.
32. Павлов М.С. Направления и принципы внеклассной работы по ОБЖ // Воспитание школьников. 2023. №4. С. 62-65.
33. Петрова Е.В. Здоровый образ жизни школьников при изучении основ безопасности жизнедеятельности // Современные научные исследования и инновации. 2022. №1-2. С. 67-72.
34. Поселенкова О.В. Формирование ЗОЖ у школьников как направление социальной работы в образовательном учреждении // В сборнике: Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей XVI Международной научно-практической конференции : в 2 ч. Пенза, 2020. С. 229-231.
35. Рабочие программы «Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы, автор А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. М.: Просвещение, 2019. 48 с.
36. РБК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/social/63a1672d9a79477b19afbfce?from=copy (Дата обращения: 10.04.2024 г.)
37. Рудаков Д.П., Приорова Е.М., Позднякова О.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8-9 классы. В 2 ч. Часть 1. М.: Просвещение, 2023. 225 с.
38. Рудаков Д.П., Приорова Е.М., Позднякова О.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8-9 классы. В 2 ч. Часть 2. М.: Просвещение, 2023. 223 с.
39. Смирнова М.А. Формирование здорового образа жизни школьников путем изучения основ безопасности жизнедеятельности // Казанский педиатрический журнал. 2021. Т. 102. №1. С. 57-61.
40. Смирнов А.Т. Роль курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у учащихся общеобразовательных учреждений // Технологии гражданской безопасности. 2018. Т. 5. № 4. С. 31–33.
41. Соломатина Ю.Т. Практические аспекты организации внеклассной работы по основам безопасности жизнедеятельности // Альма-Матер. 2020. №2. С. 112-115.
42. Тихонова Л.М. Основы безопасности жизнедеятельности в формировании здорового образа жизни учащихся // Инновации в образовании. 2023. №1-1. С. 92-97.
43. Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях. М.: Просвещение, 2009. 93 с.
44. Шилов А.С. Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках безопасности жизнедеятельности // Вестник Северного Кавказа. 2021. Т. 17. №1. С. 88-94.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). М.: Просвещение, 2022. – 50 с.
46. Яковлева О.Г. Развитие здорового образа жизни школьников при изучении основ безопасности жизнедеятельности // Стратегии развития образования. 2023. №2 (57). С. 190-195.