Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование процесса формирования у третьеклассников познавательных интересов на уроках технологии (Нижневартовский Государственный Университет)

Работа №140149

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2024
Стоимость2400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №11» г. Нижневартовска.
Выборка: 20 детей младшего школьного возраста и 4 учителя начальных классов.
Есть приложения.

Введение……………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретические основы процесса формирования познавательного интереса у третьеклассников ……7
1.1.Психолого-педагогические основы формирования личности младшего школьника.7
1.2.Познавательный интерес: сущность понятия, особенности его формирования у младших школьников ..16
1.3.Современные подходы к формированию познавательного интереса у младших школьников на уроках технологии…….. 23
Выводы по первой главе…………………………………35
Глава II.Опытно-экспериментальная работа по исследованию уровней сформированности познавательного интереса у третьеклассников..36
2.1.Методика констатирующего эксперимента.36
2.2.Результаты исследования сформированности познавательного интереса у третьеклассников ……………41
2.3.Состояние проблемы формирования познавательного интереса у третьеклассников в практике базового образовательного учреждения …………………… 47
2.4.Проект технологии формирования познавательного интереса у обучающихся на уроках технологии в 3 классе ……………. 52
Выводы по второй главе ……………65
Заключение ………………………………………………………………… 66
Список литературы…………………………………………………… 68
Приложения ………………………………………………………………... 74


Актуальность исследования. Новые требования, заложенные в федеральном образовательном стандарте начального общего образования, предполагают реализацию в процессе обучения системно-деятельностного подхода, одной из важнейших составляющих которого является активная учебно-познавательная деятельность обучающихся. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решении конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний младших школьников остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применять их на практике.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО) выдвигаются требования по формированию познавательных интересов у младших школьников, что также свидетельствует об актуальности исследования проблемы [41]. Особый интерес представляет формирование познавательных интересов младших школьников на уроках технологии. Педагог, руководя процессом познания, выбирает наиболее рациональные приемы развития познавательных интересов младшего школьника. В плане расширенного углубленного изучения проблемы формирования познавательных интересов младших школьников на уроках технологии не только со стороны учебной активности, но и с применением дополнительных способов воздействия, выбрана тема исследования.
Разработка научно-теоретических и методических аспектов обучения технологии представлена в работах В.О. Зубковой, Е.А. Летучевой, А.У. Панфиловой и др. Сущность понятия «познавательный интерес» раскрыто в работах Э. А. Криевой, В. Н. Кругликова, Л. М. Маневцевой, Г. И. Щукиной и др. Проблеме формирования познавательных интересов младших школьников посвящены работы В. К. Буряк, А. Г. Волостниковой, А. Градовой и др. Методы и приемы формирования познавательных интересов младших школьников на уроках технологии описаны в работах А.А. Каппес, А.Д. Коломейцевой, Т.А. Масловой и др.
Однако, несмотря на существующие подходы к формированию познавательных интересов младших школьников на уроках технологии в настоящее существуют противоречие: между необходимостью в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках технологии и недостаточной разработанностью педагогических технологий по их формированию.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: какова технология формирования у третьеклассников познавательных интересов на уроках технологии. Решение данной проблемы определило цель исследования.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект технологии формирования у третьеклассников познавательных интересов на уроках технологии.
Объект исследования: процесс формирования личности младших школьников.
Предмет исследования: формирование познавательных интересов у третьеклассников на уроках технологии.
В качестве гипотезы научного исследования было выдвинуто предположение о том, что формирование у третьеклассников познавательных интересов на уроках технологии может быть успешным, если:
 определено содержание понятий: «интерес», «познавательный интерес»;
 разработан проект технологии формирования у третьеклассников познавательных интересов на уроках технологии на основе результатов исследования уровней его сформированности, состоящий из 4 модулей: целевого, содержательного, процессуально-деятельностного и диагностико-результативного, реализующийся последовательно на соответствующем этапе.
Задачи исследования:
1. Определить содержание понятий: «интерес», «познавательный интерес».
2. Проанализировать состояние проблемы формирования у третьеклассников познавательных интересов на уроках технологии.
3. Определить критериально-уровневую характеристику и на её основе выявить исходный уровень сформированности у третьеклассников познавательных интересов.
4. Разработать и методически обосновать проект педагогической технологии формирования у третьеклассников познавательных интересов на уроках технологии.
Теоретическую основу исследования составили:
- теория личностного развития младшего школьника – Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Г. Ковалев и др.;
- концептуальные теории о формировании познавательных интересов – Т.С. Панина, Е.В. Щербакова, Г.И. Щукина и др.;
- положения о методах и средствах формирования познавательных интересов младших школьников на уроках технологии – Е.А. Летучева, Г.М. Пташкина и др.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
– теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;
– эмпирические: констатирующий эксперимент, беседа, наблюдение, изучение результатов деятельности обучающихся.
Организация исследования: теоретико-экспериментальная работа осуществлялась в несколько этапов.
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2023 г.), изучались и анализировались результаты психолого-педагогических исследований. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2023 г. – март 2024 г.) осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных результатов.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (апрель – май 2024 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №11» г. Нижневартовска (г. Нижневартовск). В опытно-экспериментальной работе приняли обучающиеся 3 «А» класса в количестве 20 человек.
Практическая значимость исследования состоит в том, что включение полученных данных в практику будет способствовать положительной динамике формирования у третьеклассников познавательных интересов на уроках технологии.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для решения первой задачи исследования был осуществлен анализ понятия «познавательный интерес». Познавательный интерес – это важная составляющая процесса обучения младших школьников и познания мира. Познавательный интерес обучающегося возникает, когда он осознает разрыв между своим текущим уровнем знаний и тем, что он хочет достичь. Это стимулирует его активно исследовать новые области и стремиться к улучшению своих навыков и знаний. Познавательный интерес возникает в результате активного строительства знаний с помощью взаимодействия с окружающим миром. Используя собственные наблюдения и опыт, человек постепенно формирует свое представление о мире и вызывает интерес к его дальнейшему изучению.
Для решения второй задачи исследования было проанализировано состояние проблемы формирования познавательных интересов младших школьников на уроках технологии в педагогической науке. Обучение младших школьников предмету технология – это процесс, который требует особого подхода. Одной из важных задач учителя является формирование познавательного интереса у учеников на уроках. Ведь именно интерес к предмету позволяет маленьким ученикам вовлечься в процесс обучения, активно участвовать в уроке и легко усваивать новые знания. Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках технологии более эффективно, если: организуется разнообразная творческая деятельность, виды которой систематически чередуются. Детей нужно привлекать к активному участию в решении посильных познавательных задач, постепенно усложняя их. Для привлечения внимания младших школьников на уроках технологии также важно использовать реальные примеры и живой материал. Дети всегда увлекаются практическими занятиями, где могут самостоятельно что-то создавать и экспериментировать. Учитель может предложить им сделать проекты из различных материалов, конструировать модели или применять полученные знания на практике. Важно дать возможность младшим школьникам почувствовать себя настоящими творцами и развивать их умение применять технологические навыки.
Решением третьей задачи исследования было определение критериев, показателей и уровней сформированности познавательных интересов к урокам технологии у обучающихся 3 класса. За основу были взяты следующие критерии: широта познавательных интересов, направленность познавательных интересов, учебные интересы и мотивация.
Анализ результатов диагностики детей показал недостаточный уровень сформированности познавательных интересов у обучающихся 3 класса и то, что предлагаемые условия недостаточно представлены в педагогической практике. В целом у третьеклассников сформированы познавательные интересы к урокам технологии, но имеются существенные проблемы. Уровни сформированности познавательных интересов следующие: высокий уровень – 4 третьеклассников (20%); средний уровень – 10 третьеклассников (50%); низкий уровень – 6 третьеклассников (30%).
Содержательно-технологический этап исследования был направлен на создание проекта педагогической технологии по организации работы по формированию познавательных интересов у обучающихся 3 класса на уроках технологии, что явилось решением четвертой задачи исследования. Содержание основного этапа педагогической технологии представлено блоками: «Проектный метод на уроках технологии», «Цифровые технологии», «Проблемные задания».
Таким образом, в процессе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Акулинина, Н. В. Социокультурные факторы, влияющие на индивидуально-личностное развитие у младших школьников / Н. В. Акулина // В сборнике : Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Одиннадцатая международная научно-практическая конференция : сборник статей. – 2018. – С. 234-237.
2. Буряк, В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности : дайджест / В. К. Буряк // Психология обучения. – 2008. – № 3. – С. 118-119.
3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности : пособие для студентов пед. ун-тов / А. Г. Волостникова. – Москва : Просвещение, 2016. –162 с.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2016. – 854 с.
5. Горчинская, А. А. Средства развития интересов школьников к учебному процессу : диагностический аспект / А. А. Горчинская. – Ульяновск : Учитель, 2017. – 289 с.
6. Градова, А. Управление познавательной деятельностью учащихся / А. Градова // Учитель. – 2018. – № 6. – С. 76-90.
7. Гузеев, В. В. Эффективные образовательные технологии : Интегральная и ТОГИС / В. В. Гезеев. – Москва : НИИ школьных технологий, 2016. – 208 с.
8. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология : учебное пособие / О. Б. Дарвиш. – 3-е изд., перераб. и доп. – Барнаул : АлтГПУ, 2018. – 185 с.
9. Заикина, Е. В. Основы формирования познавательного интереса на уроках технологии / Е. В. Заикина // Педагогический поиск. – 2011. – № 3. – С. 28-31.
10. Зубкова, В. О. Применение дидактических игр для повышения познавательного интереса у учащихся на уроках технологии / В. О. Зубкова // В сборнике : Психология и педагогика XXI века : актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей III Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. – Орехово-Зуево, 2022. – С. 278-282.
11. Жадаев, Ю. А. Формирование познавательного интереса учащихся на уроках технологии / Ю. А. Жадаев // В сборнике : Актуальные проблемы технологического образования: традиции, опыт и перспективы. Сборник научных трудов VI Международной научно-практической конференции. Редколлегия : С. Я. Астрейко (отв. ред.) [и др.]. – Мозырь, 2019. – С. 121-123.
12. Каппес, А. А. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках технологии / А. А. Каппес // В сборнике : Актуальные вопросы техники и технологии. Сборник материалов IV Международной заочной научно-практической конференции аспирантов, магистрантов и студентов. Ответственный редактор – С. Ю. Широкова. – 2018. – С. 96-98.
13. Карагодина, Е. А. Условия развития потребности личностного роста у младших школьников / Е. А. Карагодина // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2022. – № 6. – С. 29-34.
14. Карсонов, В. А. Алгоритмизация познавательно-поисковой деятельности учащихся / В. А. Карносов // Школьные технологии. – 2020. – №5. – С. 125-126.
15. Киреева, Э. А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э. А. Киреева. – Москва : КноРус, 2014. – 496 c.
16. Ковалев, А. Г. Психология личности, изд. 3 / А. Г. Ковалев. – Москва : Просвещение, 2010. – 323 с.
17. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – 2-е изд., стер. – Москва : Academia, 2005. – 173 с.
18. Коломейцева, А. Д. Формирование познавательного интереса у школьников на уроках технологии / А. Д. Коломейцева // В сборнике : Юность. Наука. Перспектива. Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – Москва, 2021. – С. 53-55.
19. Конакова, Ю. В. Формирование познавательного интереса учащихся на уроке технологии / Ю. В. Конакова // Студенческая наука и XXI век. –2019. – Т. 16. – № 1-2 (18). – С. 315-316.
20. Коновал, А. П. Личностное развитие младшего школьника / А. П. Коновал // В сборнике : Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях. Материалы Международной электронной научно-практической конференции. Под редакцией А. И. Чернышева, Т. Б. Волобуевой, Ю. А. Романенко [и др.]. –2017. – С. 148-151.
21. Крипак, Е. И. Особенности формирование познавательного интереса на уроках технологии / Е. И. Крипак // Приднепровский научный вестник. – 2022. – Т. 1. – № 1. – С. 46-51.
22. Кругликов, В. Н. Методы активизации познавательной деятельности / В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. – Санкт-Петербург : Знание, 2021. – 369 с.
23. Кулагина, И. В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения / И. В. Кулагина // Наука и школа. – 2010. – №2. – С. 55-56.
24. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – Москва : ТЦ: «Сфера», 2016. – 464 с.
25. Латыпова, А. О. Личностное развитие младшего школьника / А. О. Латыпова // Студенческий вестник. – 2023. – № 19-2 (258). – С. 61-62.
26. Лебедева, С. И. Условия психического и личностного развития младших школьников / С. И. Лебедева // В сборнике : Современная образовательная среда: теория и практика. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 16-18.
27. Летучева, Е. А. Формирование познавательного интереса у младших школьников посредством организации проектной деятельности на уроках / Е. А. Летучева // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 10. – С. 199-202.
28. Лусканова, Н. Г. Учебная мотивация в сете проблем обучения / Н. Г. Лусканова // Педагогические исследования. – 2016. – №2. – С. 122-131.
29. Маловичко, Д. А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника / Д. А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2018. – №1. – С. 61–67.
30. Маневцова, Л. М. О развитии познавательных интересов детей / Л. М. Маневцева // Педагогика. – 2019. – № 11. – С. 26–29.
31. Маслова, Т. А. Роль цифровых технологий в формировании познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе / Т. А. Маслова // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 97-2. – С. 83-88.
32. Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. – Москва : Педагогика, 1975. – 354 с.
33. Остапенко, А. А. Взросление младших школьников : нарушения и их преодоление / А. А. Остапенко // Народное образование. – 2017. – № 5. – С. 225–232.
34. Павленко, Н. Н. Психология и педагогика : учебное пособие / Н. Н. Павленко, С. О. Павлов. – Москва : КноРус, 2016. – 496 c.
35. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – Москва : Академия, 2017. – 217 с.
36. Панфилова, А. У. Занимательность как средство развития познавательного интереса на уроках технологии / А. У. Панфилова // Школа и производство. – 2021. – № 1. – С. 12-17.
37. Пташкина, Г. М. Игровые технологии как средство развития познавательного интереса обучаемых на уроках технологии / Г. М. Пташкина // В сборнике : Актуальные проблемы физики и технологии в образовании, науке и производстве. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией В. А. Степанова, О. В. Кузнецовой. – Рязань, 2021. – С. 112-114.
38. Суханевич, Г. П. Роль проектной деятельности в развитии познавательных интересов на уроках технологии / Г. П. Суханевич // Инновационные научные исследования. – 2022. – № 3-2 (17). – С. 90-97.
39. Технология. 3 класс / Е. А. Лутцева, О. А. Куревина. – Москва : Баллас, 2015. – 64 с.
40. Технология. 3 класс / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. – Москва : Просвещение, 2014. – 127 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2022.– 50 с.
42. Федосеева, Л. А. Закономерности развития личностных качеств и способностей младшего школьника / Л. А. Федосеева // Молодой ученый. –2018. – № 49 (235). – С. 265-267.
43. Фиалко, А. И. Формирование познавательного интереса у школьников на уроках технологии в условиях цифровизации образования / А. И. Фиалко // В сборнике : Цифровизация в системе образования: теоретические и прикладные аспекты. Сборник трудов конференции. II ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция. – Москва, 2021. – С. 184-189.
44. Филиппова, А. А. Личностное развитие младших школьников / А. А. Филиппова // Педагогика и психология : актуальные вопросы теории и практики. – 2016. – № 4 (9). – С. 399-400.
45. Черкасов, Р. В. Игра как средство развития познавательного интереса на уроках технологии / Р. В. Черкасов // В сборнике : Современное технологическое образование: опыт, инновации, перспективы. Материалы IV Международной научно-практической конференции. – Липецк, 2022. – С. 79-83.
46. Шамина, Т. А. Развитие личностного потенциала младших школьников в цифровой образовательной среде / Т. А. Шамина // В сборнике : Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в современном информационно-образовательном пространстве. Всероссийский сборник научно-методических статей. – Челябинск, 2021. – С. 185-188.
47. Щербакова, Е. В. Педагогика. Краткий курс : Учебное пособие / М. Н. Недвецкая, Т. Н. Щербакова, Е. В. Щербакова. – Москва : УЦ Перспектива, 2016. – 408 c.
48. Щукина, Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г. И. Щукина. – Москва : Педагогика, 1975. – 275 с.
49. Эльконин, Д. Б. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2018. – 569 с.
50. Ядрихинский, А. М. Психологическое сопровождение личностного развития учащихся в образовательном процессе / А. М. Ядрихинский // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 6. – С. 224–229.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ